Разработка урока с презентацией в 4 классе по русскому языку на тему "Безударные окончания имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Материал содержит конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области
Конспект урока
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных»
Класс: 4
Учитель Покшиванова Лариса Валентиновна
Цель : закреплять и обобщать знания о правописании безударных окончаний имён существительных;
Задачи:
Обучающие:
-совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;
- усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;
- закрепить знания об именах существительных.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать внимание, словесно-логическую память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
-воспитывать здоровый образ жизни;
- воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.
- воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.
Коррекционные:
- откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».
Оборудование: мультимедийный проектор, домики не доске, карточки, памятки для слабых детей.
Ход урока:
1.Орг.момент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, шла я как-то вечером по улице и слышу разговор трёх мальчиков.
Первый говорит: « Когда я вырасту, буду суперменом». Второй мальчик рассуждает: « А когда я вырасту, то буду бетменом». Третий мальчик сказал: « А, я хочу вырасти, стать богатырём и защищать свою Родину» (слайд 3).
- Чья фраза вам больше понравилась?
- Почему?
-Назовите имена русских богатырей (картина Васнецова) (слайд 4).
- Посмотрите, какими художник изобразил богатырей?
-Как вы думаете, какое у них было здоровье?
-Чтобы стать богатырём, нужно не только крепкое здоровье, но и знания.
Сегодня на уроке мы поможем мальчику, получить знания по русскому языку, побываем в городе имен существительных и поговорим о здоровом образе жизни.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
3. Словарная работа.
Станция « Новое слово» (слайд 5)
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море-море слов
Купаться ежечасно!
- Каждый день мы с вами работаем с новым словом. Узнаём из словарей толкование и историю слова.
И сейчас нас ждёт слово богатырь ( на доске)
4. Минутка чистописания. (слайд 6)
-Какой звук вы слышите в начале слова? (б)
-Дайте характеристику этому звуку.
- Пропишем заглавную букву Б в соединении со строчной.
-Посмотрите и вспомните правильное написание этих букв.
Бб
На второй строчке пропишите слово богатырь и вспомните правильное соединение букв.
Богатырь(слайд 7)
- Сделайте морфологический разбор этого слова.
2.Детям было дано домашнее задание: найти значение слова в толковом словаре.
- В разговоре людей часто можно услышать выражение:
Богатырское здоровье, богатырский сон, богатырский рост.
Как вы понимаете эти слова? ( рассуждения детей)
- Составьте предложение со словом богатырь или богатырское здоровье( устно)
Запишите предложение, данное на доске.
Русский богатырь защищает родную землю.
Выполните полный синтаксический разбор.
-Найдите слова в предложении, в котором букв больше, чем звуков.
-Найдите слова, в котором звуков больше, чем букв.
-Найдите имена существительные, определите склонение и падеж.
5. Работа по теме урока.
- На уроке мы с вами повторим всё, что изучали об именах существительных и закрепим правильное написание безударных падежных окончаний ( слайд 8, тема урока).
Богатыри нам покажут дорогу в город имен существительных. Впереди нас ждут задания на улице Склонений.
-На улице склонений нас ждут новые слова, и мы берём с собой наше слово.
- Прочитайте внимательно слова.
Богатырь здоровье болезнь труд терпение зарядка олимпиада
- Скажите, к какой части речи они относятся?
-Докажите.
-Что вы знаете об имени существительном? (слабым детям раздать схемы- помощники)
-Сколько склонений у имён существительных?
-Какие существительные относятся к первому склонению? (на домики дети приклеивают окончания)
- Какие существительные относятся ко второму склонению? ( работа у доски)
- Какие существительные относятся к третьему склонению? ( работа у доски)
-Распределите слова по своим домам (работа в тетради).
-Какие существительные будут антонимами? ( здоровье-болезнь)
-Какой образ жизни должен вести мальчик, чтобы его мечта сбылась?
-Я прочитаю сейчас загадку, а ответ в ней подскажет нам то, что мы должны делать каждое утро.
Чтобы мы никогда и ничем не болели, ( слайд 9)
Чтобы щёки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятёрки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься ….( зарядкой)
-Для чего мы должны делать зарядку?
-Кто из вас по утрам делает зарядку?
Существительное « зарядка» приглашает нас на площадь падежей. Площадь падежей.
- Сколько в русском языке падежей?
-Просклоняйте слово зарядка ( по цепочке)
В каких падежах у вас были затруднения в написании окончаний?
Рп., Д.п, П.п.
-Как проверить безударные окончания?
Повторить окончания.
6.Физкульт. минутка
Богатырь, он вот каков: показывают «силача»
Он и силен и здоров,
Он из лука стрелял, имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
На площад.., на плошадк.., в город…, по болезн…,о здоровь…, на речк…, без зарядк…, на лошад…, на камн.., к аптек…
Если нужно вставить окончание –е, дети приседают. Если -и дети стоят на месте и хлопают в ладоши.
На площади падежей готовится спортивная олимпиада и висит вывеска.
Запишите и правильно вставьте окончание.
В здоровом тел…здоровый дух ( слайд 10).
Помогите вставить нужное окончание. Объясните.
- Кому принадлежит это выражение?( А.В. Суворову) (слайд 11)
-Что вы знаете об этом человеке?( группе ребят было дано задание подготовить сообщение о Суворове 2-3 мин)
-У вас на столах лежит текст о детстве А.В. Суворова, прочитайте его.
А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье.
Тайком от нян..он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег….
Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…
-Спишите те предложения, в которых нужно вставить окончание (самостоятельная работа). Проверка работы.
(У детей лежат памятки. Если они затрудняются, могут ими воспользоваться.)
Чтобы вернуться домой, нам нужно преодолеть ещё одно препятствие.
Вместе с Суворовым возвращаемся домой (слайд12).
Игра « Переправа».
На реке камни, на них слова.
По рек…, от рек…. на лодк.., на камн.., по дорог.., к лошад…, в мундир.., по переправ…,
на мороз…, без лошад….,
1ряд отправляются вместе с Р.п.
2 ряд отправляются вместе с Д.п.
3 ряд отправляются вместе П.п.
(Те ребята, которым сложно распределить слова на группы, пишут все слова подряд.)
7. Итог. Остановка « Подведи итог».
-Что мы знаем с вами об именах существительных?
-Как определить склонение ?
- Как правильно написать безударное падежное окончание?
-Что мы посоветуем мальчику, чтобы его мечта сбылась?
- На что мы должны обратить внимание, чтобы быть здоровыми?
Даны слова лодка, велосипед, зарядка, футбол, олимпиада.
Даны схемы. Нужно составить словосочетания.(слайд 13)
1.Плыть на ( 2скл, м.р., П.п..)
2. Заниматься на ( 1скл., ж.р., П.п.)
3. Нельзя жить без ( 1скл., ж.р., Р.п.)
4. Готовимся к ( 1 скл., ж.р.Д.п.)
8.Д/з. Написать 5 пословиц о здоровье , найти безударные окончания, объяснить их написание. (слайд 14)
Приложение
Карточка с заданием
А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье.
Тайком от нян.. он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег….
Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…
Схемы – помощники
№1
Имя существительное
часть речи кто?что? предмет изм. по числам имеет род изм. по падежам
имеет 3 скл. ж.р. на конце с шипящ.пишется ь
№2
1скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п -и, ы -а,я -и
Д.п - е - у,ю -и
П.п - е - е -и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556100-1419491730.jpg)
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/28/picture-838659-1477639448.jpg)
Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"
Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"...
Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения» проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-839926-1648920167.jpg)
Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"
Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-1434811-1668020598.jpg)
Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".
создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-146593-1517028053.jpg)
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295289-1379000675.jpg)
Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....