Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с включением в него этнокультурного компонента. В уроке реализуется системно-деятельностный подход, межпредметная связь, созданы условия для формирования метапредметных УУД. Разработка включает сценарий урока, презентацию к уроку, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "Русский язык - государственный язык России" | 33.39 КБ |
Презентация к уроку. | 807.78 КБ |
Приложение1,2. | 18.92 КБ |
Приложение 3. Жилище. | 2.28 МБ |
Приложение 5. Народный костюм | 1.21 МБ |
Приложение 4. Кухня. | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «Этнокультурное образовательное и воспитательное пространство школы как площадка для успешной социализации и воспитания обучающихся»
Открытый урок в рамках окружного семинара «Этнокультурное образовательное и воспитательное пространство школы как площадка для успешной социализации и воспитания обучающихся»
Сценарий урока
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: Русский язык – государственный язык России
Цели: Воспитание уважительного отношения к русскому языку, а также к языкам и культуре других народов населяющих Россию.
Формирование коммуникативности, социальной компетентности учащихся.
Развитие умения работать в коллективе, умения обосновывать свой ответ, формулировать собственные выводы.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
Обучающиеся активно участвуют в обсуждениях, возникающих на уроке.
— ясно формулируют ответы на вопросы учеников и педагога;
— участвуют в обсуждениях, работая в группе.
Регулятивные:
— принимают участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
— выполняют работу в группе, помогая друг другу;
— участвуют в оценке обсуждения результата, полученного при совместной работе группы;
— оценивают результаты индивидуальной работы;
Предметные:
— понимают значение языка в жизни народа;
— имеют первоначальное представление о государственном языке России, о его роли в государстве.
Личностные:
— приобретают основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— формирование ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
— воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (таблицы, дополнительная информация, задания для групповой работы), географическая карта.
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку.
У: - Ну-ка, детки, встаньте вряд! Готов к работе мой отряд?
Д: - Мы готовы снова и снова идти вместе к знаниям новым!
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.
1.1. Проверка домашнего задания
- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Мы живём в Российском государстве)
- Как называлось наше государство в разные периоды Российской истории?
А) Восстановите ленту времени.
(На карточках написаны названия России в разные периоды истории: Древняя Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Московское царство, Россия. Российская империя, Советская Россия. СССР, Россия. Российская Федерация.)
- Что мы понимаем под словом «государство»? (ответы детей)
Б) «Горячий стул» (Дети задают вопросы, подготовленные дома)
1.2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Опережающее задание.
- Послушайте очерк Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Родина». (Читает Сахабаев Александр)
- Как представляет свою Родину И.С. Соколов-Микитов? Что для него Родина? Дополните схему данными из очерка.
Учитель фиксирует на доске ответы детей:
- поля, - реки, - горы, - леса и степи, - тайга, - города, - народы, - языки
Слово учителя (подходит к карте): от Петербурга до Владивостока нашу страну населяют разные народы: русские, карелы, буряты, корЯки, чукчи, татары, башкиры, чувАши, ингушИ, дагестанцы и другие. У всех нас общая родина – Россия. У каждого народа свой язык, свои традиции, но есть то, что нас объединяет. Что же это? Попробуем сегодня на уроке это выяснить.
- Прочитайте высказывание Виссариона Григорьевича Белинского «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
-Что вы почувствовали, прочитав эти слова? (гордость)
- Почему гордость? (потому, что русский язык – это тот язык, на котором говорю я, мои мама и папа, братья и сёстры. На этом языке я общаюсь с друзьями. Я – гражданин страны, где все говорят на русском языке)
- Какую роль играет русский язык? (ответы детей)
- Как вы думаете, вы всё уже знаете о значении русского языка для нашей страны и народов, проживающих на ней?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулировать тему нашего урока.
- Уточним тему в учебнике (стр. 157).
1.3. Постановка целей урока
Сформулируйте свою цель на уроке.
«Я хочу узнать… мне интересно выяснить…» и т.д.
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Учитель.: Слово «язык» - многозначное. Какие значения этого слова вы знаете?
- произношение звуков
- железный пест в колоколе
- тонкая деревянная пластинка у кларнета и гобоя (иллюстрация в презентации
- система жестов
- система обозначений: «язык математики», «язык музыки», «язык танца» и т.д.
2.1. Постановка учебной задачи:
Слово учителя: Попробуем выяснить, какова роль русского языка в нашем государстве.
2.2. Открытие нового знания.
Наблюдение за многонациональным составом народов, населяющих Россию. Русский язык – язык межнационального общения.
Вопрос учителя: На каких языках говорят в России? Почему языков так много? (Ответ: Россия – многонациональная страна).
Всего в России проживает более 180 национальностей. Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения.
Практическая работа с таблицами.
- Рассмотрите таблицы.
(Работа в паре) У детей на парте лежат таблицы. Сведения по России. Сведения по Алтайскому краю. (Приложение 1.)
Вопросы и задания по первой таблице.
- Сколько человек согласно переписи населения 2010 года составляет Население России (142 856 536 человек)
- Из них сколько человек указали национальность (137 227 107 человек или 96,06 %.)
- Какой самый многочисленный народ в нашей стране?
- Назовите 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек. (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне)
- Численность каких народов меньше полумиллиона?
Вопросы и задания по второй таблице.
Продолжите предложение:
«На территории Алтайского края больше всего проживает……»
«Вторыми по численности являются …..»
«Кроме русских и немцев на территории АК проживают …..»
Учитель:
-Как же народы, проживающие на такой огромной территории как наша страна понимают друг друга? Свободно общаются? (Все народы общаются на русском языке.
- Можно ли русский язык назвать – языком межнационального общения? Тогда, какова его роль?
III этап. Решение учебно-практической задачи.
А) Открытие понятия «Русский язык – государственный язык РФ»
Утверждение учителя.
- Русский язык – государственный язык России. А что это значит, узнаем из статьи в учебнике и источника дополнительной информации.
1) Работа по учебнику. (стр. 157)
Чтение статьи в учебнике учащимися самостоятельно.
2) Работа с дополнительным источником информации. (На листах у каждого) Приложение 2.
Проверка результативности самостоятельной работы учащихся. Приём «Инсерт» (элемент)
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Подведение итогов работы:
- Как вы понимаете выражение «государственный язык»?
- Что значит «РФ гарантирует право на сохранение родного языка»?
ФИЗМИНУТКА
Б) Этнокультурный компонент.
Продолжаем работу по «открытию нового знания». Расширяем поиск. Работа с дополнительной информацией.
Учитель: Язык – это душа народа. У каждого народа свой национальный язык, своя история, культура.
- Как вы смогли сами убедиться, вторым по численности народом, проживающим на территории Алтайского края, являются немцы. Наш район является уникальным поселением этнических немцев в России. Всего на территории России таких поселения 2: Азовский район в Омской области и наш - Немецкий национальный район.
- Есть ли в нашем классе, семьи, причисляющие себя к российским немцам?
- Когда и почему они оказались в нашей стране? Вы что-нибудь об этом знаете? От кого вы узнали? (Свободные ответы детей)
Сообщение учителя: (с показом на ленте времени и на карте)
Корни «немецкого вопроса» уходят в глубь веков.
Первые немцы появились в IX веке. В годы правления Ярослава Мудрого и его сыновей немецкие купцы, ремесленники и лекари жили во многих древнерусских городах. Русские князья завязывают с немцами родственные отношения через брачные союзы.
По мере усиления русского государства при Иване III и Иване IV немцы всё чаще и чаще приезжали в Россию, в российских городах появились кварталы компактного проживания немцев — «немецкие слОбоды». Это были не только купцы, но и мастера-оружейники, золотых дел мастера и литейщики колоколов, мастера горного дела, инженеры и лекари.
Это продолжалось и при Петре I, и при его преемниках. Развитие страны и освоение новых территорий требовало много рабочих рук.
Российская императрица Екатерина II, подписав «вызывной» Манифест 1762 г., а затем «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» 1764 г., дала старт массовой эмиграции немцев из Германии в Россию. Целью Екатерины было освоение малолюдных территорий на окраинах империи, и одним из таких регионов явилось Поволжье. В 1764 г. На Волге возникла первая колония – Нижняя Добринка, а уже через 10 лет после опубликования Манифестов в Поволжье насчитывалось более 100 немецких колоний, где жили 23 тыс. человек. В регион в основном приезжали хлебопашцы, но были среди переселенцев и ремесленники – представители более 150 различных профессий. Эмиграция из Германии на Волгу продолжалась в течение 100 с лишним лет. По переписи 1897 г. В Поволжье проживало 395.800 немцев.
Революционные события 1917 года привели к тому, что 19 октября 1918 г. Была создана Автономная область немцев Поволжья, а в 1924 г. Преобразована в АССР немцев Поволжья со столицей в городе Покровске.
В 1941 году советская власть приняла решении о ликвидации Немецкой автономии. В одночасье, несправедливо и очень жестоко она перестала существовать.
Основной поток немецких переселенцев в Сибирь был связан с реформами Александра II, отменой крепостного права и возможностью селиться на землях в Сибири и Степном крае, — Немцы селились на территории современных Омской и Тюменской областей, а также Алтайского края.
Немецкие переселенцы живут в Кулундинской степи уже более ста лет. Об истории основания Немецкого района вы уже говорили и будете ещё говорить на уроках немецкого языка, на внеурочных занятиях.
Учитель: Сегодня в России нет немецкой территориальной автономии, но есть немцы – граждане Российской Федерации. Для них Россия – это родина. Но этот народ признаёт свою этническую принадлежность к немецкому народу, населяющему не только Германию, но и проживающему во всех уголках мира. Российские немцы сумели сохранить и передать из поколения в поколения язык своего народа, свои традиции, свою культуру.
- А как вы думаете, в нашем районе удалось сохранить традиции, культуру и язык немецкого народа? В чём это проявляется? С чем вы знакомились на уроках немецкого языка, внеурочных занятиях, на лингвистической площадке, в немецком центре?
(В нашем районе бытовали и сохранились до настоящего времени традиционные ремесла: пивоварение, производство колбасных изделий, резьба и роспись по дереву, изготовление мебели, вязание рукавиц, носков, чулков, шитье одежды, вышивка, лоскутное шитье, изготовление кирпича. В районе бережно хранится уникальный устный и песенный фольклор, свадебные обряды, характерный только для этих мест говор. В каждом селе есть свои песенники, объединяющиеся в фольклорные коллективы. Визитной карточкой района являются ансамбль немецкой песни «Моргенрот» из села Подсосново. Не отстает от него по заслугам народный хор «Сибирские напевы» из села Гальбштадт, поющий русские песни и коллектив «Сударушки», исполняющий фольклорные композиции.)
- Проверим ваши знания и накопленный опыт.
Работа в группах.
1-4 группа – Блюда. (Найти по описанию традиционное блюдо российских немцев. Приклеить название)
2-5 группа – Жилище. (Найти описанное жилище. Определить какому народу оно принадлежало)
3-6 группа – Костюм (Найти описанный костюм. Определить какому народу он принадлежал)
Проверка работы групп. (Прикрепляем на доску. На магниты) Объясните свой выбор.
IV. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.
- Какова была тема нашего урока?
- Что для себя нового вы узнали на уроке?
- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома, друзьям после нашего урока?
- Заинтересовал ли вас наш сегодняшний разговор?
- Возникло ли у вас желание самостоятельно изучать историю своей страны, своего народа?
Рефлексия: «Пять, три, один»
Назовите 5 слов, выражающих ваше отношение к родине. Что для вас Родина?
Оставьте только три слова.
Оставьте только одно слово.
Родина – это……
Вывод (учитель): Российское государство объединило разные народы. Уже много веков они живут в мире и дружбе, сохраняя свою национальную культуру. Сплачивает народы и русский язык – государственный язык России.
V. Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Мой родной язык», ответить на вопросы: «Какой твой родной язык? На каком языке разговаривают дома члены твоей семьи? Какие языки, кроме русского они знают?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Соколов-Микитов очерк «Родина»
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения .»
Русский язык – государственный язык России Тема урока:
Карта Немецкого национального района
Предварительный просмотр:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
№ | Народность | Численность 2010 чел. | % от всего насел. |
ВСЕГО, РФ | 142 856 536 | 100,00 | |
итого лиц, указавших нац-ть | 137 227 107 | 96,06 | |
1 | Русские* | 111 016 896 | 77,71 |
2 | Татары | 5 310 649 | 3,72 |
3 | Украинцы | 1 927 988 | 1,35 |
4 | Башкиры | 1 584 554 | 1,11 |
5 | Чуваши | 1 435 872 | 1,01 |
6 | Чеченцы | 1 431 360 | 1,00 |
7 | Армяне | 1 182 388 | 0,83 |
8 | Аварцы | 912 090 | 0,64 |
9 | Мордва | 744 237 | 0,52 |
10 | Казахи | 647 732 | 0,45 |
11 | Азербайджанцы | 603 070 | 0,42 |
12 | Даргинцы | 589 386 | 0,41 |
13 | Удмурты | 552 299 | 0,39 |
14 | Марийцы | 547 605 | 0,38 |
15 | Осетины | 528 515 | 0,37 |
16 | Белорусы | 521 443 | 0,37 |
17 | Кабардинцы | 516 826 | 0,36 |
18 | Кумыки | 503 060 | 0,35 |
19 | Якуты | 478 085 | 0,34 |
20 | Лезгины | 473 722 | 0,33 |
21 | Буряты | 461 389 | 0,32 |
22 | Ингуши | 444 833 | 0,31 |
23 | Немцы | 394 138 | 0,28 |
24 | Узбеки | 289 862 | 0,20 |
25 | Тувинцы | 263 934 | 0,19 |
26 | Коми | 228 235 | 0,16 |
27 | Карачаевцы | 218 403 | 0,15 |
28 | Цыгане | 204 958 | 0,14 |
29 | Таджики | 200 303 | 0,14 |
30 | Калмыки | 183 372 | 0,13 |
31 | Лакцы | 178 630 | 0,13 |
32 | Грузины | 157 803 | 0,11 |
33 | Евреи | 156 801 | 0,11 |
34 | Молдаване | 156 400 | 0,11 |
35 | Корейцы | 153 156 | 0,11 |
36 | Табасараны | 146 360 | 0,10 |
37 | Адыгейцы | 124 835 | 0,09 |
38 | Балкарцы | 112 924 | 0,08 |
39 | Турки | 105 058 | 0,07 |
40 | Ногайцы | 103 660 | 0,07 |
41 | Киргизы | 103 422 | 0,07 |
Сибирский федеральный округ | ||
Алтайский край - все население | 2 419 755 | |
Лица, указавшие национальную принадлежность | 2 378 771 | 100,0 |
Русские | 2 234 324 | 93,9 |
Немцы | 50 701 | 2,1 |
Украинцы | 32 226 | 1,4 |
Казахи | 7 979 | 0,3 |
Армяне | 7 640 | 0,3 |
Татары | 6 794 | 0,3 |
Белорусы | 4 591 | 0,2 |
Алтайцы | 1 763 | 0,1 |
Кумандинцы | 1 401 | 0,1 |
Другие национальности (не перечисленные выше) | 31 352 | 1,3 |
Лица, не указавшие национальную принадлежность | 40 984 |
Русский язык — государственный язык РФ, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Все языки в нашей стране признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.
Русский язык — государственный язык РФ, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Все языки в нашей стране признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Русский язык - государственный язык России. Как люди объединяются.
Презентация к уроку ОРКСЭ (ОДНК) в 4 классе о русском языке и о том как объединяются люди России....
Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"
Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....
Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"
Конспект урока содержит различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....
Разработка урока окружающего мира по теме "Русская трапеза". 3 класс Начальная школа 21 века
Технологическая карта урокаПрезентация урокаПриложение...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "История России. Екатерина Великая"
План конспект урока окружающего мира для учащихся 4 класса. Может быть использовано в любом УМК. Урок построен на работе в мини-группах с использованием технологии развития критического мышления...