конспект урока по теме "Порядок разбора слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме "Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная система "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку | 57.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
по теме "Cоставление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная программа "Школа 2100")
Урок разработала и провела:
учитель начальных классов Сафонова Л.В.
Цели:
- 1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
- 2) упражняться в составлении слов по схемам;
- 3) составить алгоритм разбора слова по составу и применить на практике;
- 4) развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
- 5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
Оборудование: карточки с частями слов, схемы слов, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, школьный толковый словарь русского языка.
Ход урока:
1.Орг.момент.
Приветствие. Запись даты урока в тетрадях.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)
вьюги, зимний, морозит, снег_ , снегири, снеговик, льдина, пушист ый, играть, измениться
Записали: и ий ит ир ик ин ист игр из
Словарная работа: (слайд №2)
- Учебное помещение для занятий. (5 букв) - класс
- Верхняя женская или мужская одежда. (6 букв) – пальто
- Корм для лошади. (4 буквы) - овёс
- Защитник отечества (6 букв) - солдат
- Лиственное дерево с белым стволом (6 букв) - берёза
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (7 букв) – морковь
З.Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Из последних букв каждого слова составьте тему нашего урока. (Состав) (Слайд №3)
Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? Обратимся к школьному толковому словарю. (Слайд №4) (Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.)
4.Обобщение знаний о частях слова:
Составление слов по схемам:
Учитель: Рассмотрите карточки. Карточки:
Учитель Что это такое? (части слова: корень, суффикс, окончание)
Вспомним правила (теорию) (Слайд №5)
Учитель Какое задание можно придумать? (составить слова, затем их записать в тетрадь)
Учитель Какие слова у вас получились? (Солнышко, это слово я составил, используя корень солн-, суффикс -ышк- , окончание –о, Красит, корень крас- , окончание –ит, Человека, окончание -а , корень -человек-, из корня -земл- и окончания -ю слово землю, слово труд с помощью корня труд- и окончания –).
Учитель: Какое задание можете еще предложить? (из слов составить предложение)
Учитель: Какое предложение получилось? ( Землю красит солнышко, человека — труд.)
Учитель: Что можете рассказать о предложении? (Это пословица)
Учитель: Ребята, чему учит пословица? (человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. На восходе солнца все становится ярче, приобретает различные оттенки.)
Пословицу записываем в тетрадь. (слайд 6)
Работа в группах.
Работа с таблицами (Слайд №7).
а) Инструктаж.
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | |
налетели | ученик | куст | молчит | |
коньки | мудрец | старость | домик |
б) Самостоятельная работа.
Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.
в) Проверка.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
Установление связи между словами в предложении. (Слайд №8)
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение? (Необходимо изменить окончание слова мудрость.)
Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости. (Слайд №9).
Физкульминутка.
Учитель.
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.
Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.
5.Новый материал: на примере разбора слова «пословица»
Учитель: а в каком порядке нужно разбирать слова по составу, на уроках информатики мы много составляли разных алгоритмов. Давайте и сегодня составим алгоритм разбора слова по составу. С чего начнем? (предположения детей)
Учитель: давайте обратимся к нашему учебнику.
Работа по учебнику: стр. 159
Учитель: прочитаем 1-й и 2-й «шаги» в инструкции. Повторите 2-й пункт и выделите окончание в слове пословица
Учитель: Что выделим теперь? (основу) Что такое основа? Назовите её в нашем слове.
Учитель: Что предлагаете выделить в основе сначала, а что потом?
Учитель: что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова)
Учитель: Прочитайте 4-й и 5-й «шаги» в инструкции. Повторите их, применив к слову пословица.
Прочитайте ещё раз алгоритм разбора слова по составу на слайде№10
Первичное закрепление:
Упражнение 201
Дети по цепочке вслух проговаривают этапы разбора, как в образце.
Самостоятельная работа: 3 ученика у доски, остальные в тетради
Учитель: Расположите слова в тетради в 3 столбика. У каждого столбика – отдельная схема слова (на доске).
Те слова, которые вы видите на слайде №11 нужно записать в столбик, с подходящей схемой.
ВЫХОД (1)
ЗИМУШКА (2)
ЗАВАРКА (3)
РАЗБЕГ (1)
ЛИСЯТА (2)
ПОСАДКА (3)
Кто закончит, садится ровненько.
Итак, проверяем. (слайд №12) запишите ещё по одному слову в каждый столбик самостоятельно
Упражнение 204 (если останется время)
6.Итог:
Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового узнали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.)
Учитель: Назовите части слова в соответствии с порядком разбора по составу (слайд №13)
Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? (Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.)
Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
Рефлексия (Слайд №14)
Сегодня на уроке
- Я не знал (а)… Теперь я знаю…
- Мне было трудно…
- Теперь я могу…
- Мне было легко, потому что…
- Мне захотелось…
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЗЕМЛ-
-ИТ -Ю
-ЫШК-
ТРУД-
-О -А
ЧЕЛОВЕК-
КРАС-
СОЛН-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"
программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты....
Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"
Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"...
Конспект урока с презентацией "Разбор слова по составу"
Конспект урока с презентацией по теме: "Разбор слова по составу"....
Пнш, урок русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс
УМК "Перспективная начальная школа", конспект урока русского языка на тему "Разбор слова по составу", 4 класс....
Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...
Открытый урок на тему: "Разбор слова по составу" (закрепление)" перспектива
В данном конспекте можно встретить различные формы и методы, которые можно использовать на уроках....