Открытый урок на тему: "Разбор слова по составу" (закрепление)" перспектива
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Моисеева Светлана Сергеевна

В данном конспекте можно встретить различные формы и методы, которые можно использовать на уроках. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx138.54 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: «Разбор слова по составу» Закрепление

Класс 3 «Е»

Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: систематизация и упорядочивание знаний по теме «Состав слова»

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята!  
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

Проверьте готовность к уроку.

Садитесь.

Открываем тетради, записываем дату , классная работа (напомнить про правила посадки)

2. Актуализация знаний.

Словарная работа

Ребята, пока я шла к вам на урок  по дороге встретила снеговика, он очень хотел попасть к нам на урок и я не могла ему отказать

Посмотрите, что же нам принес снеговик (письмо)

Давайте же прочитаем, что же нам написал снеговик

«Добрый день ребята! Я всегда затрудняюсь в темах русского языка и очень прошу Вашей помощи. Я подготовил много заданий для Вас, в которых вы мне поможете разобраться»

Кто готов помочь нашему снеговику? Поднимите руку.

Вот и 1 задание (читаю вопросы сама)

 1 задание.

Карточка №1

Ребята, вам нужно решить кроссворд. Ваша задача вписать угаданное слово в нужный номер.      (Работать будем в парах)

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

– А теперь, поменяйтесь  с соседями по парте сзади, проверьте и оцените. (ОТВЕТЫ ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ, СВЕРЯЮТ)

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-3 ошибки)

3 – Грустный (более 3 ошибок)

(ПОКАЗАТЬ НА СМАЙЛИКИ ОКОЛО ДОСКИ)

-Кто заметил особенность слов в нашем кроссворде?

-Какие слова называют словарными?

3. Самоопределение к деятельности.

- Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Из каких частей состоит слово?

ПРИСТАВКА

 КОРЕНЬ

СУФФИКС

 ОКОНЧАНИЕ

- Давайте мы с вами повторим, какая же тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы  поставим сегодня на нашем уроке?

- Все верно, сегодня мы с вами на уроке закрепим наши знания о частях слова, потренируемся в выполнении разбора слова по составу.

Ребята, снеговик к нам пришел не один, а с другом. Пока друг к нам бежал на урок с ним случилась беда, все его части начали таять и он распался.

Мы должны помочь другу снеговика слепить его обратно, но чтобы его слепить нам нужно выполнить задания, которые для нас подготовил Снеговик.

Если мы выполним все задания, то сможем помочь его другу.

- Посмотрите, на столах карточки№2. Ваша задача, подобрать к части слова её определение.

Корень – это общая часть родственных слов

Приставка – стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Суффикс – стоит после корня и служит для образования новых слов

Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

Основа – это часть слова без окончания

Поменяйтесь карточками с друг другом, проверьте , правильно вы определили.

Прошу учеников зачитать ответы

Всё верно! Мы с вами повторили определения наших частей слов, поэтому на уроке мы все с вами выполним на отлично!

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-3 ошибки)

3 – Грустный (более 3 ошибок)

4. Работа по теме урока.

1. Задание.

Отгадайте загадку.

Все его зимой боятся —

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице … (Мороз)

 Запишите отгадку с красной строки с заглавной буквы (напомнить про правила посадки)

  - Образуйте от слова мороз новые слова с помощью приставки. Работаем в паре. Запишите не более 3 слов.   Выделите приставки.

Мороз – обморозил, заморозил, заморозки, приморозил

- Что такое приставка, для чего служит? Как пишется приставка?

Молодцы, справились с первым заданием Снеговика, можем первую часть нашего друга  поставить.

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-3 ошибки)

3 – Грустный (более 3 ошибок)

А есть ли еще часть слова, которая образует новые слова? (Суффикс)

2. Задание. Обратите внимание на доску

Ваша задача записать по 3 слова с данными суффиксами (суффиксы в словах выделить)

1 ряд – суффикс -ок-  

2 ряд – суффикс -ик-

3 ряд – суффикс -еньк-

Вывод: - С помощью чего вы сейчас образовали новые слова. Что такое суффикс и для чего служит?

Молодцы, справились с заданием, теперь можем вторую часть нашего друга поставить на место

Спросить о результате несколько учеников

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-2 ошибки)

3 – Грустный (более 2 ошибки)

3 ФИЗМИНУТКА

Давайте немного отдохнем, все встали.

Если вы услышите правильный ответ, то мы потягиваемся вверх

Если вы услышите неправильный ответ, то мы приседаем

Слушаем внимательно.

  1. В слове горка корень ГОРКА (сели)
  2. В слове попрыгали приставка ПРЫГ (сели)
  3. В слове мячик суффикс ИК (потянулись)
  4. В слове зима окончание М (сели)
  5. В слове мячик суффикс ИК (потянулись)
  6. В слове лесок окончание ЛЕС  (сели)
  7. В слове посмотрели приставка ПО (потянулись)
  8. В слове мёд окончание НУЛЕВОЕ (потянулись)

Молодцы! Садитесь.

4. Задание.

Прочитайте задание на карточке№3.

- Прочитайте предложение. Найдите  и исправьте  ошибки.

Наш красивая городе Екатеринбург.

- Можно ли назвать предложением? Почему? В какой части слова допущена ошибка?

- Что такое окончание? Окончание служит для образования новых слов?

- Запишите получившееся  предложение, исправив ошибки в окончаниях.  Выделите окончания. (ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ)

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-2 ошибки)

3 – Грустный (более 2 ошибок)

- Итак, мы выполнили еще одно задание Снеговика,  и мы помогли нашему другу.  Снеговик и его друг благодарит вас, ребята.  

5. Задание.

Карточка №4

Ребята, обратите внимание на доску, какие слова у нас написаны на доске?

От какого слова они образованы? А как мы называем такую группу слов? (однокоренные)

Снеговик предлагает выполнить еще одно задание. Послушайте, внимательно. На доске даны схемы слов, найдите слова, которые подходят к данным схемам.  Один ученик выходит к доске , остальные вписывают части слов в схемы. (СНЕЖНЫЙ, СНЕГОМ, ЗАСНЕЖЕННЫЙ)

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-2 ошибки)

3 – Грустный (более 2 ошибок)

Вывод: - Что такое корень слова? Чтобы найти корень слова?

Как называется часть слова, которая включает приставку, корень, суффикс? (Основа)

Всё верно! Добавьте основу слов к нашим схемам.

ИТОГ

Давайте мы проверим с помощью теста наши знания на сегодняшний урок.

Ваша задача поставить «+» или «-«  рядом с утверждением.

Если утверждение верно вы ставите рядом «+»

Если утверждение неверно вы ставите рядом «-«

Тест Карточка №5

  1. Корень – это главная часть предложения (-)
  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  3. Основа – это часть слова без окончания.?(+)
  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
  7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
  8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
  9. Суффикс – это часть речи. (-)
  10. Однокоренные слова имеют разные корни.  (-)

Оцените свою работу смайликом

1 – Веселый (если выполнено все верно)

2 – Спокойный (1-3 ошибки)

3 – Грустный (более 3 ошибок)

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ

- Какие знания вы закрепили сегодня на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

7. Рефлексия.    

Ребята, теперь нам нужно оценить вашу работу на уроке, но оценивать мы ее будем через игру «Снежки»

У вас на парте прикреплены 3 разноцветных снежка в цвет наших смайликов. 1 – Веселый

2 – Спокойный

3 – Грустный

Наши снежки они непростые, мы их с вами слепили из наших знаний.

Теперь посчитайте каких смайликов у вас получилось больше заработать на уроке.

Выберите такой цвет снежка, чтобы они совпадали с количеством (каких больше) полученных смайликов на уроке.

Урок наш окончен.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились.

И знания ваши нам пригодились. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Разбор сложных слов по составу"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Разбор сложных слов по составуЦели урока: научить разбирать сложные слова по составу и подбирать слова по схемам.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"...

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....