рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному курсу « Русский язык » 1-4 класс
3 класс
Базовый уровень: авторская программа Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык»
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № ____ от «___»______2011г.
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М.Зелениной, Т. Е. Хохлова «Русский язык», утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования по системе обучения « Школа России».
Рабочая программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования, рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю/ 3часа-федеральный компонент, 1 час- школьный компонент/) в соответствии с Базисным учебным планом МОУ « Средняя школа № 1» на 2011 – 2012 учебный год.
«Русский язык» - одна из трех составных частей («Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение») образовательного компонента «Языки и литература», входящего в образовательную область « Филология». Данный курс русского языка является органичной частью курса русского языка в средней школе и ориентирован на языковое, эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие детей.
Начальная школа — это период в обучении, когда создаются наиболее благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности ребенка, его способности всесторонне воспринимать учебную информацию. В рабочей программе реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1.Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2.Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
3.Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
4.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку .
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
В рабочей программе реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма, поэтому задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока(в программу включены даже отдельные уроки «Чистописание».
Цели обучения:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.
Система оценки достижений учащихся
Контроль за уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий', контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы., находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание юта без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ., соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Нормы оценок учащихся.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-нарушение правил орфографии при написании слов;
-пропуск и искажение букв в словах;
-замену слов;
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
-два исправления;
-две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове;
-недописанное слово;
-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант /10-12 сл./
«5» – нет ошибок; «4» – 1
«3» - 2-3; «2» – 4 и более.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление;
«3» –2 ошибки и 1 исправление;
«2» –3 ошибки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса
Обучающиеся должны знать:
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки:
Корень, приставку, суффикс, окончание;
Чередование согласных и беглые гласные;
Разделительный твердый знак;
Сложные слова.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
Главные и второстепенные члены предложения;
Предложения распространенные и нераспространенные;
Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
Разделительные мягкий и твердый знаки;
Приставки и предлоги;
Имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам.
Обучающиеся должны уметь:
Разбирать предложения по членам предложения;
Обозначать на письме интонацию перечисления;
Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс.
Проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
Проверять написание суффиксов – ик, - ек;
Писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами;
Писать приставки по-, под -, об -, от-, про-, до-, на -, за -, над -, с -;
Определять род, число, падеж имен существительных и мен прилагательных.
Определять число, время, лицо глаголов;
Писать не с глаголами;
Писать слова с непроверяемыми написаниями.
Содержание программы
Повторение (13 ч.)
Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Их употребление в предложении.
Звуки речи. Звуки и буквы.
Синтаксис и пунктуация (14 ч.)
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Логическое ударение.
Интонация перечисления.
Морфология и морфемика.
Состав слова ( 52ч.)
Основа и окончание.
Корень. Приставка. Суффикс.
Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.
Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.
Правописание суффиксов – ик,-ек.
Правописание приставок по-, под-, от-, до -, об -, на -, за -, над -, с-.
Приставка и предлог.
Разделительные твердый знак.
Непроизносимые согласные.
Сложные слова.
Части речи (53ч.)
Имя существительное
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам. Понятие о склонении существительных.
Существительные с твердой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.
Имя прилагательное.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Число и род прилагательных.
Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам.
Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами.
Родовые окончания прилагательных.
Употребление имени прилагательного в речи.
Личные местоимения
Общее понятие о личных местоимениях.
Глагол
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки.
Время, лицо, число глаголов.
Понятие о личных окончаниях глаголов.
Правописание не с глаголами.
Употребление глагола в речи.
Повторение (4 ч.)
Чистописание
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнение по переводу детей на письмо по одной линейке. Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю ,Д, У ,Ф ,К ,В и др.. упражнение в безотрывных соединениях букв типа ол,ое,во, се, од, ас,уе и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русскийt, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамваи, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
Практическая часть рабочей программы
Диктанты – 8
Контрольные списывания – 3
Изложения – 7
Сочинения - 7
Учебно-методическое обеспечение
1. РУССКИЙ ЯЗЫК: Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. / Авторы: Зеленина Л. М.,
Хохлова Т. Х.], Москва, Просвещение, 2007 год
2. Прописи - ступеньки. Чистописание. 3класс: рабочие тетради №1, №2, №3, №4.
Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
3. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 3 класс.
Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2006г.
4. РУССКИЙ ЯЗЫК: 3 класс: Поурочные планы. 1 и 2 полугодие по учебнику Л. М. Зелениной,
Т. Х. Хохловой/ Авт. - сост. И. В. Перекрестова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 276 с.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы | Требования к уровню подготовки | Контрольные и практические работы | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение (16час.) |
1 | Предложение. | 1 | Уметь различать предложения и словосочетания. |
2 | Текст. Связь слов в предложении | 2 | Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений. |
3 | Предложение. Словосочетание | 3 | Уметь различать предложения по цели высказывания. |
4 | Слово как единица языка и часть речи | 4 | Уметь различать части речи по смыслу и по вопросу. |
5 | Контрольное списывание | 5 | Уметь грамотно и аккуратно списывать текст, используя знания каллиграфии | К/СП. № 1 |
6 | Р.р. Сочинение по материалам экскурсии в парк. | 6 | Уметь строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | Развитие речи / Соч. №1 |
7 | Звуки и буквы | 7 | Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, делать звукобуквенный анализ слов. |
8 | Гласные звуки. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков | 8 | Уметь отличать имена собственные от имен нарицательных. |
9 | Произношение и обозначение на письме безударного гласного в корне | 9 | Уметь правильно переносить слова. |
10 | Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Проверка парных согласных в конце слова, в середине слова | 10 | Уметь проводить звукобуквенный анализ слова. |
11 | Р.р. Обучающее изложение | 11 | Уметь строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | Развитие речи / Изл. № 1 |
12 | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 12 | Уметь определять парные согласные в слове в слабой позиции и находить проверочное написание. Уметь правильно писать слова с данными сочетаниями. |
13 | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение» | 13 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д №1 |
Синтаксис и пунктуация (14 час.) Главные и второстепенные члены предложения ( 7 ч. ) |
14 | Работа над ошибками. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое | 1 | Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое. |
15 | Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены | 2 | Уметь находить подлежащее, которое выражено не только существительным, но и личным местоимением. Уметь находить сказуемое, которое выражено разными частями речи. |
16 | Работа над ошибками. Распространённые предложения Второстепенные члены предложения | 3 | Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот, проводить синтаксический разбор предложения. |
17 | Составление предложений по схемам Словарный диктант. | 4 | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. |
18 | Установление связи между главными и второстепенными членами предложения | 5 | Уметь устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными |
19 | Диктант с грамматическим заданием по теме: Предложение.Словосочетание. | 6 | Уметь различать предложение и словосочетание. | К/Д № 2 |
20 | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Главные члены предложения» | 7 | Уметь различать предложение, словосочетание и группу слов. Уметь составлять предложения из данных слов. |
Логическое ударение. Интонация перечисления (7 час) |
21 | Работа над ошибками. Логическое ударение в предложении. Постановка логического ударения в предложении | 1 | Уметь определять логическое ударение в предложении. |
22 | Предложения с интонацией перечисления | 2 | Уметь определять логическое ударение в предложении. |
23 | Обозначение на письме запятой интонации перечисления | 3 | Уметь определять предложения с интонацией перечисления. |
24 | Интонация перечисления в предложении. Знаки препинания. | 4 | Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. |
25 | Постановка в предложении логического ударения | 5 | Уметь определять логическое ударение в предложении. Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. |
26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 6 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д №3 |
27 | Работа над ошибками | 7 | Уметь применять полученные знания и умения на практике, работать над ошибками. |
Морфология и морфемика Состав слова (52 ч) |
28 | Основа и окончание | 1 | Уметь выделять в слове окончание и основу. |
29 | Окончание – изменяемая часть слова | 2 | Уметь выделять в слове окончание и основу. |
30 | Нулевое окончание | 3 | Уметь применять полученные знания на письме. |
31 | Основа слова. Согласование прилагательного с существительным | 4 | Уметь определять способ деятельности для достижения положительного результата. |
32 | Корень слова | 5 | Уметь подбирать однокоренные слова, находить корень слова. |
33 | Приставка | 6 | Уметь выделять приставку в слове. |
34 | Суффикс | 7 | Уметь выделять суффикс в составе слова, образовывать новые слова суффиксальным способом. |
35 | Разбор слова по составу | 8 | Уметь разбирать слово по составу. |
36 | Р.р. Изложение произведения близко к тексту | 9 | Уметь самостоятельно строить небольшие сообщения в письменной форме на определенную тему. | Развитие речи / Изл. № 2 |
37 | Правописание безударных гласных в корне слова | 10 | Уметь разными способами подбирать проверочные слова. |
38 | Состав слова. Перенос слов Проверочная работа «Состав слова». | 11 | Уметь разными способами подбирать проверочные слова. |
39 | Единообразное написание корней однокоренных слов | 12 | Уметь правильно переносить слова. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. |
40 | Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова | 13 | Уметь правильно подбирать однокоренные слова. |
41 | Чередование согласных звуков в корне слова | 14 | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. |
42 | Беглые гласные в корне | 15 | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. |
43 | Чередование согласных и беглые гласные в корне | 16 | Уметь разбирать слова по составу с беглыми гласными. |
44 | Образование однокоренных слов с помощью суффикса | 17 | Уметь образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. |
45 | Образование однокоренных слов с помощью суффикса | 18 | Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами, разбирать слова по составу. |
46 | Правописание суффиксов –ик, -ек | 19 | Уметь определить, какой суффикс писать в слове: -ик или –ек. |
47 | Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек | 20 | Уметь определить, какой суффикс писать в слове: -ик или – ек. |
48 | Р.р. Текст-описание «Птицы нашего края». | 21 | Уметь составлять связный текст-описание. | Развитие речи / Соч. № 2 |
49 | Приставка – значимая часть слова | 22 | Уметь разбирать слова по составу. Уметь определять приставку. |
50 | Правописание приставок | 23 | Уметь писать слова с приставками по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за- ,над-. |
51 | Правописание приставок с гласной а | 24 | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. |
52 | Правописание приставок с гласной о | 25 | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. |
53 | Правописание приставки с- | 26 | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. |
54 | Раздельное и слитное правописание приставок и предлогов | 27 | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. |
55 | Закрепление правописания приставок и предлогов | 28 | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. |
56 | Диктант с грамматическим заданием по теме:: «Состав слова» | 29 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д № 4 |
57 | Работа над ошибками. Правописание не с глаголами | 30 | Уметь писать раздельно частицу не с глаголами. |
58 | Правописание частицы не с глаголами | 31 | Уметь разбирать слова по составу, правильно писать глаголы с приставками и с частицей не. |
59 | Р.р. Составление рассказа по серии картинок | 32 | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Развитие речи / Соч. № 3 |
60 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 33 | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. |
61 | Перенос слов с разделительным твёрдым знаком | 34 | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. |
62 | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками | 35 | Уметь различать орфограммы в словах. |
63 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 36 | Уметь различать орфограммы в словах. |
64 | Контрольное списывание с тестовым заданием по теме6 «Разделительные ъ и ь знаки». | 37 | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | К/СП. № 2 |
65 | Правописание непроизносимых согласных | 38 | Уметь определять изученную орфограмму в слове. |
66 | Правописание непроизносимых согласных | 39 | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. |
67 | Проверка слов с непроизносимыми согласными | 40 | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. |
68 | Р.р. Обучающее изложение | 41 | Уметь излагать текст по составленному плану. | Развитие речи / Изл. № 3 |
69 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных | 42 | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. |
70 | Написание слов с удвоенными согласными | 43 | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. |
71 | Написание слов с удвоенными согласными | 44 | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. |
72 | Проверка слов с удвоенными согласными | 45 | Уметь определять изученную орфограмму в слове. |
73 | Сложные слова | 46 | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. |
74 | Написание сложных слов | 47 | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. |
75 | Р.р. Изложение текста по плану | 48 | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Развитие речи / Изл. № 4 |
76 | Работа над ошибками. Правописание сложных слов | 49 | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. |
77 | Закрепление правописания сложных слов | 50 | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. |
78 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова» | 51 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д № 5 |
79 | Работа над ошибками. Сложные слова | 52 | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. |
Части речи (53 час.) |
80 | Понятие об имени существительном | 1 | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. |
81 | Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. |
82 | Образование однокоренных существительных с помощью суффиксов | 3 | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. |
83 | Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» | 4 | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Развитие речи / Соч. № 4 |
84 | Работа над ошибками. Род и число имён существительных | 5 | Уметь изменять существительные по числам, определять род и число существительных. |
85 | Имена существительные мужского рода с твёрдой и мягкой основами | 6 | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. |
86 | Имена существительные среднего рода с твёрдой и мягкой основами | 7 | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. |
87 | Имена существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами | 8 | Уметь определять имена существительные по грамматическим признакам. Уметь применять полученные знания и умения на практике. |
88 | Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения «Кто прилетает к нашей кормушке?» | 9 | Уметь определять имена существительные по грамматическим признакам. | Развитие речи / Изл. № 5 |
89 | Работа над ошибками. Имена существительные с шипящим звуком на конце | 10 | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. |
90 | Имена существительные с шипящим звуком на конце слова | 11 | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. Уметь употреблять правильно мягкий знак после шипящих букв. |
91 | Изменение имён существительных по вопросам | 12 | Уметь изменять имена существительные .Уметь устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний. |
92 | Одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные | 13 | Знать названия падежей и падежные вопросы. Уметь изменять существительные по падежам |
93 | Упражнение в установлении связи слов в предложении | 14 | Уметь изменять существительные по падежам, ставить к существительным падежные вопросы и определять падеж. |
94 | Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам | 15 | Уметь склонять существительные в единственном и множественном числе. |
95 | Склонение имён существительных Существительные в именительном и предложном падежах | 16 | Уметь разбирать предложения по членам, находить имена существительные, определять их падеж. |
96 | Контрольное списывание с тестовым заданием по теме: «Склонение имен существительных». | 17 | Уметь изменять существительные по падежам, ставить к существительным падежные вопросы и определять падеж. | К/СП. № 3 |
97 | Существительные в именительном и винительном падежах | 18 | Уметь склонять существительные в именительном и винительном падежах |
98 | Р.р. Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Март» | 19 | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Развитие речи / Соч. № 5 |
99 | Работа над ошибками. Порядок разбора имени существительного. Обобщение знаний об имени существительном | 20 | Уметь разбирать предложения по членам, находить имена существительные, определять их падеж. |
100 | Контрольный диктант по теме : «Имя существительное» | 21 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д № 6 |
101 | Работа над ошибками. Понятие об имени прилагательном | 22 | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. |
102 | Употребление имён прилагательных в речи | 23 | Уметь употреблять имена прилагательные в речи. |
103 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов | 24 | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. |
104 | Р.р. Текст – описание «Северный олень». | 25 | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Развитие речи / Соч. № 6 |
105 | Работа над ошибками. Число и род имён прилагательных | 26 | Уметь изменять имена прилагательные по числам в единственном числе. |
106 | Изменение имён прилагательных по числам и родам в единственном числе | 27 | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными. |
107 | Родовые окончания имен прилагательных. Образование имён прилагательных | 28 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. |
108 | Правописание окончаний имён прилагательных ед. и мн. числа | 29 | Уметь устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания. |
109 | Р.р. Обучающее изложение | 30 | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Развитие речи / Изл. № 6 |
110 | Изменение имён прилагательных по вопросам. Склонение имён прилагательных. | 31 | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. |
111 | Сочетание имён существительных с именами прилагательными | 32 | Уметь изменять прилагательные по падежам. |
112 | Склонение имён прилагательных женского рода | 33 | Уметь изменять прилагательные по падежам. |
113 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 34 | Уметь изменять прилагательные по падежам. |
114 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 35 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д №7 |
115 | Работа над ошибками. Понятие о глаголе | 36 | Уметь распознавать глаголы в речи, устанавливать их связь с существительными. |
116 | Образование глаголов из слов других частей речи | 37 | Уметь определять глаголы в тексте по вопросам. Уметь образовывать глаголы из других частей речи. |
117 | Глаголы неопределённой формы | 38 | Уметь определять в тексте глаголы в неопределенной форме. |
118 | Число глаголов | 39 | Уметь изменять глаголы по числам. |
119 | Р.р. Обучающее изложение «Купание медвежат» | 40 | Уметь составлять связный текст по составленному плану | Развитие речи / Изл. № 7 |
120 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. | 41 | Уметь изменять глаголы по числам. |
121 | Время глаголов | 42 | Уметь изменять глаголы по временам. |
122 | Изменение глаголов по временам | 43 | Уметь отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Уметь изменять глаголы по временам |
123 | Три формы времени глаголов | 44 | Уметь изменять глаголы по временам. |
124 | Изменение глаголов по временам | 45 | Уметь изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи |
125 | Р.р. Сочинение по наблюдениям «Верба». | 46 | Уметь составлять связный текст по составленному плану | Развитие речи / Соч. № 7 |
126 | Работа над ошибками. Общее понятие о личных местоимениях | 47 | Уметь находить местоимения в тексте. |
127 | Склонение личных местоимений | 48 | Уметь изменять местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте. |
128 | Изменение местоимений по лицам. Изменение глаголов по лицам | 49 | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов. |
129 | Окончания глаголов в форме единственного числа | 50 | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. |
130 | Окончания глаголов в форме множественного числа | 51 | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания. |
131 | Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. Личные окончания глаголов | 52 | Уметь находить глаголы в предложении, определять род, число, лицо, выделять окончание и по нему определять лицо и число, в которых глагол употребляется. |
132 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 53 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | К/Д №8 |
Повторение (4 часа) |
133 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи. | 1 | Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений. |
134 | Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов, приставок | 2 | Уметь правильно переносить слова. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. |
135 | Части речи | 3 | Уметь различать части речи |
136 | Обобщение знаний. | 4 | Уметь применять полученные знания и умения на практике. |
Список литературы
Для учителя:
1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 1
Программа Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х. «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Москва, Просвещение, 2007 год стр. 23 – 47.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: А С Т: Астрель, 2006. -446 с.
3. РУССКИЙ ЯЗЫК: Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. /Авторы: Зеленина Л. М.,
Хохлова Т. Х. , Москва, Просвещение, 2007 год
4. РУССКИЙ ЯЗЫК: 3 класс: Поурочные планы. 1 и 2 полугодие по учебнику Л. М. Зелениной,
Т. Х. Хохловой/ Авт. - сост. И. В. Перекрестова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 276 с.
5. РУССКИЙ ЯЗЫК: Дидактические материалы. 3 класс. Москва, Рольф, 2001.-240 с.
6. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 3 класс.
Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2006г.
7. Прописи - ступеньки. Чистописание. 3класс: рабочие тетради №1, №2, №3, №4.
Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
Для учащихся:
1. РУССКИЙ ЯЗЫК: Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. / [Авторы: Зеленина Л. М.,
Хохлова Т. Х.], Москва, Просвещение, 2007 год
2. РУССКИЙ ЯЗЫК: Дидактические материалы. 3 класс. Москва, Рольф, 2001.-240 с.
3. Прописи - ступеньки. Чистописание. 3класс: рабочие тетради №1, №2, №3, №4.
Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
ТЕСТЫ
Тест по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова»:
лепёшка пирожки соломка резьба тетради тетрадка
2. Вспомни и допиши правило:
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать
___________________ так, чтобы после согласного стоял _______________ или звук ____.
3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:
голу__ь (б/п) – голубка, голубок, голубиная.
воло__ки (з/с) – волосатый, волоски, нет волос, волосок.
4. Заполни пропуски в таблице:
Слово с орфограммой | Проверочное слово |
укла__ка (д/т) |
сапоги |
остро__ (в/ф) |
просить |
порошок |
Тест по теме «Безударные гласные в корне слова»
1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»:
Ленивые руки не родня умной голове.
2. Вспомни и допиши правило:
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать
___________________ так, чтобы безударный гласный стал _______________.
3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные
слова:
С__нева – синька, синеть, синяк, синий.
М__сной – мясник, мясо, мясорубка.
Н__чевать – ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь.
4. Заполни пропуски в таблице:
Слово с орфограммой | Проверочное слово |
д__лёкий |
взгляд |
пт__нец |
площадь |
скрипка |
Тест по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»
1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»:
вкусный беседка праздник кирпич интересный частное
2. Вспомни и допиши правило:
Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне, надо подобрать ___________________ так, чтобы этот звук ___________________.
3. Подбери проверочное слово, где нужно вставь пропущенную букву:
Проверочное слово | Слово с орфограммой |
поз__ний |
прекрас__ный |
ярос__ный |
4. Запиши слова с орфограммами в корне, которые можно проверить при помощи данных слов:
солнышко - ________________________ честь - __________________________
здоровье - __________________________ опасен - ________________________
Тест по теме: «Разделительные ъ и ь знаки»
- Допиши правило:
Разделительный ъ пишется после _________________, которые оканчиваются на ________________ букву, перед гласными буквами _____, _____, _____, _____:
Например _____________, ________________.
- Вставь пропущенную букву. Запиши ещё два примера на это правило:
Гост__я, ______________, _________________.
- Выдели приставку в слове, если она имеется. Подбери и запиши однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:
Объяснить - ____________________, ______________________.
- Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь знаки»:
Руч__и сол__ются – река будет, люди об__единятся – силу их не сокрушит__.
Тест по теме: «Род имен существительных»
- Допиши определение:
Имя существительное – часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _________? или ________?
Зачеркни неверные примеры: потемнел, темнота, смелость, смелый.
- Соедините стрелками:
полотенце | он, мой | средний род |
гром | она, моя | мужской род |
змея | оно, моё | средний род |
- Напиши в скобках род имен существительных:
Трудно зимой (_____) северным оленям (_____). Когда начинается вьюга (_____), они приходят на помощь (_____) друг (_____) другу. Всё стадо (_____) объединяется в плотную кучу(_____). Так им теплее.
- Дополни таблицу своими примерами:
Мужской род | Женский род | Средний род |
Тест по теме «Склонение имен существительных»
1.Склонение – это изменение имен существительных по ____________________.
2. Дополни таблицу и просклоняй существительное голубь:
падеж | падежные вопросы |
И.п. | голубь |
кого? чего? |
Д.п. |
кого? что? |
Т.п. |
о ком? о чём? |
3. Поставь к существительному вопрос и определи падеж:
подошёл (____________?) к столу (______), | пролетела (____________?) над цветком(______), |
зашёл (____________?) за сестрой (______), | сплёл (____________?) корзину (______), |
уронил (____________?) в колодец (______), | играли (____________?) в парке (______). |
4.Определи падеж имен существительных:
Митя (______) с удовольствием (______) выпил молоко (______) из большой кружки (______).
Тест по теме «Изменение имен прилагательных по родам».
- Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает _______________ предмета и отвечает на вопросы _________________________________________________________________________.
Зачеркни неверные примеры: белый, белила, белить, морская, заморский, моряк.
- Отметь «+» верное утверждение:
Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.
Имя прилагательное бывает мужского, женского и среднего рода.
- Измени имена прилагательные по родам и дополни таблицу:
в мужском роде | в женском роде | в среднем роде |
умная |
красивое |
спелый |
- Определи род допиши окончания имен прилагательных:
Шёлков___ платье (______), почтов___ ящик (______), летн___ солнце (______),
тяжёл___ сумка (______), син___ плащ (______), летн__ гроза (______).
Тест по теме: «Изменение глаголов по числам и временам».
- Глагол – часть речи, которая обозначает ________________ предмета и отвечает на вопросы ___________________________________________________________________________________.
Зачеркни неверные примеры: пожелтеть, желток, цветной, расцветать.
- Замени глагол единственного числа множественным и наоборот:
Читала - ______________, летит - _______________, бьют - ____________.
- Соедини линиями:
глаголы в прошедшем времени | пел |
станцует |
глаголы в настоящем времени | смотрит |
задумается |
глаголы в будущем времени | спит |
кричал |
- Заполни таблицу, изменив глаголы по временам:
неопр. форма глагола | в пр. времени | в наст. времени | в буд. времени |
отдыхать |
спит |
ел |
------------ | побежит |
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Проверочная работа по теме «Состав слова»
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется _____________________.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется
_________________.
2. Подчеркни слова, однокоренные к слову сказка: сказочка, сказки, сказочник, присказка.
- Разбери слова по составу: подстаканник , речной , подводный .
- Выбери слова, в образовании которых использованы приставки и выдели их:
ответ, отменить, столовая, списал, начальник, написать, заяц, забег, дополнение, домашний.
- Образуй родственные слова от корня -желт- по вопросам, запиши их и разбери по составу:
Что? _________________ какая?__________________ что делает? __________________
6. Составь слово, в котором приставка, как в слове нагрузка, корень, как в слове ездит, суффикс, как в слове мельница, окончание как в слове книга: _______________________
Проверочная работа по теме «Правописание приставок и предлогов»
- Запиши однокоренные слова с приставкой. Выдели приставки:
Пустить, выпустить, ___________________________________________________
- Выдели приставки и предлоги:
Белочка доскакала до ёлки и забралась в дупло.
- Подчеркни слова, перед которыми никогда не может стоять предлог:
подъезд подъезжать объезд объезжать
- Реши орфографические задачи, выдели орфограммы:
(на)бросила (на)плечи ________________________________
(по)дорожке (по)шёл _________________________________
(под)нялся (под)облака ________________________________
(со)стены (со)драли _________________________________
- Исправь ошибки там, где они есть и запиши правильный ответ в скобках:
Весной надеревьях (____________) набухли (____________) почки.
Бабушка на шла (____________) свои очки на шкаф у (____________).
Посылки (____________) по сылают (____________) попочте (____________).
Маша с тирала (____________) пыль смебели (____________).
Проверочная работа по теме «Части речи»
1. Зачеркни слова, которые не относятся к частям речи:
Существительное, подлежащее, глагол, сказуемое, предлог, приставка, прилагательное.
Подчеркни часть речи, которая не является членом предложения:
Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
2. Укажи сверху буквами, к каким частям речи относятся данные слова:
Свет, светить, светлый, светлое.
3. Вставь, где нужно мягкий знак. Над существительными женского рода поставь «+»
Грач.., мыш.., камыш.., рож.., скрипач.. .
4. В словосочетаниях зачеркни не подходящее слово. Выдели окончания прилагательных:
( Ёлочный, еловый ) лес, (обидные, обидчивые) слова, ( сливовое, сливочное) варенье.
5. Среди однокоренных слов найди глаголы, подчеркни их:
Грозит, угроза, грозный, угрожать, погрозил.
6.С данными словами составь словосочетания так, чтобы эти слова относились к разным частям речи. Запиши полученные словосочетания:
Образец: печь, тёплая печь, печь пороги.
Рой, _______________________________,_____________________________________
Жгут, _____________________________, _____________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Контрольный диктант по теме «Правописание корневых орфограмм».
Зима.
Вот и настала зима. Над землёй закружились пушистые снежинки. Но вот снег повалил хлопьями. Пеньки надели снежные шапки. Лес посветлел.
Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Весело затрещали сороки. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Они украсили лесную поляну. Красив стал лес!
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок».
Весной.
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. Зажурчали звонкие ручьи. На деревьях надулись смолистые почки. На осинах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на прогулку своих медвежат.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз снова свои порядки навели. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. С горки побежал весёлый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил норку. В норке сладко спал ежик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Зверёк ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...