Буква Зз. Звуки [з ] [з`]
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Знакомство с буквой Зз, умение находить и выделять звуки [ з] [ з`] в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_zz.docx | 87.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
"Буквы З, з, звуки [з], [з']"
Цели деятельности педагога:
- Познакомить с новой буквой Зз;
- Учить выделять из слов звуки [з], [з,], давать им характеристику, дифференцировать их, узнавать практический образ буквы, формировать навык чтения слогов, слов, предложений, понимать текст, определять в тексте действующих лиц;
- Развивать фонематический слух, речь, внимание, зрительную память;
- Воспитывать любознательность, культуру общения, дисциплинированность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов;
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных действий-УУД):
Познавательные: общеучебные-сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков. Логические-моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: умеют вносить коррективы в учебно- операционные действия.
Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; проявляют прилежание в учебе.
Оборудование: наборы цветных квадратов у детей, разрезная азбука, карточки со слогами, презентация.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег- снежок,
Начинаем наш урок.
– Сначала сядут те ребята, чьё имя начинается с гласного звука, затем с твёрдого согласного, затем с мягкого согласного.
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– На уроке всё зависит от нас, как мы будем работать, как помогать друг другу.
2. Выделение звуков [з], [з`] из слов. (Слайд 3)
– Кого? и что? вы видите на картинках?
– Разделим слова на слоги, поставим ударение.
– Что общего в словах? (2 слога; ударный слог 1; 5 букв…)
– Чем слова отличаются? (отвечают на разные вопросы…)
– Назовите в словах первый звук, дайте ему характеристику.
– Почему в слове зебра согласный мягкий, а в слове замок – твёрдый? (буква е показывает мягкость, буква а – твёрдость)
– Какие ещё буквы показывают мягкость предыдущего согласного?
3. Дифференциация звуков [ з], [ з`].
– Поднимите синюю карточку, если в слове услышите звук [з], зелёную карточку, если звук [з,`].
зубр
резина
золото
звонок
зима
звери
снег
магазин
земляника
глаза
земля
слеза
– Почему не подняли карточку на слово снег?( потому что в этом слове нет согласного звука [з])
4. Знакомство с буквами З, з.
– Звуки [з ], [з`] в письменной речи обозначаются буквами З, з.
Учитель показывает новую букву. (слайд 4)
- Буква»З» - смешная штучка
Из двух крючочков закорючка
- Послушайте стихотворение, назовите слова в которых вы услышали звуки [з ], [з`]
Заяц в маленькой корзине
Нес зефир зайчихе Зине
Замела зима дорожки,
Заблудился заяц Прошка,
Долго по лесу плутал
И на завтрак опоздал.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
- На что похожа буква Зз (Слайд 5)
2) На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
3) Извиваюсь, словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка.
5. Чтение слогов (на доске)
за | зи | зе | зя | зё |
На какие две группы можно разделить слоги? (по мягкости и твёрдости).
6.Игра « Доскажи словечко» (Слайды 6,7)
1)Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …(задача)
2) Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла …(зима)
- Составьте звуковую модель слов- отгадок
Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.
3) Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха
Живо угадай-ка,
Кто же это? …(зайка)
4) Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(зарядку)
Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.
7. Физкультминутка. (Слайд 8)
8. Чтение слов. (Слайд 9 )
бизон | дрозд | змея |
гризли | казарка | фазан |
дикобраз |
| шимпанзе |
зебра | заяц | зубр |
– Как назвать одним словом. (Животные)
– На какие 3 группы можно разделить слова? (Состоящие из 1, 2, 3 слогов)
– На какие 3 группы можно разделить животных? (Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся)
– К какому слову подходит схема? (Слайд 10) (Бизон)
– Составьте схему слова гризли. (Слайд 11)
– В форме какого числа стоит это слово?
9. Игра «Наборщик». Работа с разрезной азбукой
– Как называется место, где дикие животные содержатся в неволе? (Зоопарк)
– Составьте слов из букв слова зоопарк. (Парк, коза, поза, роза, пар, рак, кора, рак…)
10. Орфографическая работа
– Отгадайте загадку:
Ёжик вырос в 10 раз,
Получился … (дикобраз) ( Слайд 12)
– Какой звук слышите на конце слова? ([с]).
– Как называются такие места в слове? (опасное место, слабая позиция)
– Как называются такие согласные звуки в русском языке? (парные)
– Прочитайте слова. В каких словах буква з является опасным место, а в каких нет.
(Слайд13 )
арбуз | груз | воз | мазь |
арбузы | грузы | возит | мазать |
– Когда мы сомневаемся в написании парных согласных в слове? (в конце слова)
– Давайте сделаем вывод. Какие звуки может обозначать буква З?
[з], [з`], [с], [с`]
11. Чтение текста в «Букваре» «Где лучше бояться?» стр.90
– Назовите действующих лиц.
– Почему котёнок Гав сидел на чердаке?
– Как ты думаешь, почему щенок предложил коту вместе бояться?
– Как вы считаете, щенку действительно был страшен дождь?
– Что предложил щенок котёнку?
– Почему на первом этаже котёнку было не страшно?
– Вам понравился этот рассказ?
12.Загадки. Игры с буквами и словами. (Слайды14,15)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой
Вот он встал и зашипел,
Подходи, кто очень смел.(змея)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.(зонт)
Отгадывание ребусов нового вида. (Слайды 16,17)
Превращение слов – волшебная цепочка. (Слайд18)
– Замени одну букву, чтобы получилось новое слово.
13. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Начните свой ответ со слов «Мне сегодня удалось…».
– Кого бы вы сегодня хотели похвалить? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Федосова " От звука к букве".Буква и звук У
Презентация дляя занятия с дошкольниками...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....