Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Буянова  Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc489.5 КБ
Файл urok_zvuki_bukvy.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Текст»

Цели урока:

-Создать условия для определения и сравнивания  языковых единиц: звук, слово, предложение, текст- различать текст и не текст.

-Создать условия для становления субъекта учебной деятельности; воспитания личности, способной к самообразованию и самоопределению.

Задачи урока:

-  учить различать текст и не текст.

-  формировать умение различать  языковые единицы звук, слово,      

    предложение

-  развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.

-  учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать  

    деятельность.

-  умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и              

   сборе информации;

- формирование умения слаженно работать в группе, в паре;

- формирование умения полно и четко выражать свои мысли.

Оборудование:

учебник «Русский язык» С.В. Иванова, М.И.Кузнецовой часть 2, тетради, сигнальные карты, интерактивная доска , проектор.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность ученика

I.Самоопреде-ление   к деятельности (оргмомент).

 (1 мин.)

- Ребята, начинаем урок.  Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?



-Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

-Интересным, чтобы на уроке узнали что-то новое,  не скучным.

II.Постановка проблемы.

( 10 мин)

- Посмотрите внимательно на доску:





- Что вы видите справа на картинке?

- Прочитайте что написано слева от картинки.



- Что вы прочитали под цифрой  один?


- Что написано под цифрой два?


- Под цифрой три?



-А что это  вы прочитали?


-Ребята, а как вы определили, что это предложение?





- А что же написано под цифрой четыре?


- Кто догадался, что общего в этих предложениях?


- Что мы узнали из них о собаке?


 



- Связана ли информация  двух предложений между собой?



- Мысль второго предложения повторяет первое?


-А если мы изменим эти предложения местами, что получиться?


- Как вы думаете, под какой цифрой дана наиболее полная информация.
























- собаку.


Чтение учеников про себя.



-  звуки [ c ], [ б ],

 [ к ]


- слово собака


-  Собака служит человеку.


- Предложение.


-Первое слово с большой буквы в конце стоит точка. Все слова взаимосвязаны.



-Два предложения.

 


-Они оба о собаке.



- Приручил собаку человек очень давно, и она стала жить рядом с ним.



-Да. Предложения связаны между собой.


-Второе предложение, продолжает мысль первого.


- Потеряется смысл.



-Под цифрой 4



III.Решение проблемной ситуации

(5мин )

- Ребята информацию, которую мы прочитали под цифрой 4- это текст.


 -Что мы узнали сегодня о тексте, из чего он состоит?



-Какие это предложения?



-Ребята посмотрите на доску.





-Прочитайте правило.



-Правильный мы с вами сделали вывод о тексте?





- В тексте несколько предложений.


- Связанные между собой по смыслу.














Правило читает вслух один ученик.


-Да.

IV.Самостоятельная работа в парах.

(7 мин)

-Ребята сейчас мы с вами будем работать в парах.

-Откройте учебник на странице 10 .

-Самостоятельно прочитайте тексты в упражнении1.


-Обсудите, где здесь текст, а где не текст.

Чья пара справиться с поставленной задачей соединяет руки и поднимает их вверх.


-И так, как вы считаете, где же здесь текст? Я назову ответ, а вы приготовьте сигнальные карты.


-Текст под цифрой три?





-Молодцы ребята, А почему вы так считаете, что это текст?




- А как вы думаете, что написано в этом упражнении под цифрой 1?



Ученики объединяются в пары.

















Дети показывают зеленые сигнальные карточки.



-Предложения связаны между собой общим смыслом.


-Под цифрой один написаны предложения не связанные между собой по смыслу.

Физкультминутка

(1 мин)

Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся.

Затем учитель настраивает их на дальнейшую работу:

-Раз, два – выше голова,

 Три, четыре – плечи шире,

 Пять, шесть – красиво сесть,

 Семь, восемь – лень отбросим!

V.Каллиграфическая минутка

(5 мин)

- Откройте рабочие тетради. У каждого из вас прописаны соединения букв, которые не получаются.

Пропишите эти соединения.




- Поменяйтесь тетрадями, отметьте у друг друга наиболее удачно прописанные соединения букв зеленой пастой.



-Тетради закрыли, положили на край стола, они нам еще понадобятся.

Самостоятельно прописывают соединения.






Ученики обводят кружком наиболее удачные соединения у друг друга ручкой с зеленой пастой.

VI.Систематизация знаний по решенной проблеме.

(фронтально)

 ( 8 мин)



-Выполняем упражнение 2 на стр. 11.

-Прочитайте  первый текст.


-Какой общий смысл в этом тексте?

-Читая этот текст, можем нарисовать мысленно

картинку?


-Заверши предложение: «Это текст, потому что….»



Аналогичная работа выполняется со вторым текстом.







-О дожде.


-В небе серая дождевая туча, под ней летят птицы.


- Предложения связанны между собой общим смыслом.


VII.Самостоятельная работа в тетрадях.

(6 мин)


- Откройте тетради, от последней записи отступили две линейки, запишем число, классная работа.


-С новой строчки с красной строки, спишите текст упр.2 под цифрой 2.

 

VII.Подведение итогов.

(2 мин)

- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

-Что мы узнали о тексте?




- Кому из вас было трудно?

- С текстом.

-В тексте несколько предложений связанных между собой по смыслу.



Предварительный просмотр:

Конспект урока


Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»


Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Совершенствование  умения  выполнять звуко-буквенный анализ;

Развитие словарного запаса учащихся.

Умение  пользоваться толковым словарём.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывание  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:, осуществление анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение  проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует  собственное мнение,  умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Оборудование урока:

ученикам –  маршрутный лист, ручка, карандаш.

Демонстрационный материал:

Изображение горы с этапами восхождения, образец для самоконтроля к первому заданию, альбом с фотографиями животных, презентация.

Раздаточный материал:

Маршрутный лист;

толковый словарь С.И.Ожегова;

карточки  с названием горы (ммфллонретиппкууа);

цветы  для работы в группах;

разноуровневые карточки  с домашним заданием.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности (оргмомент). (1 мин.)
  2. Актуализация знаний. (5 мин.)
  3. Постановка проблемы. (1  мин.)
  4. Разрешение проблемы.  Систематизация имеющихся знаний (25мин)
  5.  Самостоятельная работа с проверкой по образцу. ( 5 мин.)
  6. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность ученика

I.Самоопреде-ление  к деятельности (оргмомент).

 (1 мин.)

- Ребята, начинаем урок.  На вашем рабочем столе должны быть расположены маршрутный лист,  карандаш, ручка, веревочка и лист с заданием.

-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

-Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

А чем мы будем заниматься на уроке, я думаю, вы мне скажете сами через несколько минут

Интересным, чтобы на уроке узнали что-то новое,  не скучным.

II. Актуализация знаний. (5 мин.)

Итак, сегодня я приглашаю вас совершить подъём на гору.

А кто поднимается в гору?

Пожалуйста, найдите в словарях значение этих слов?

(инд. помощь в поиске слова в словаре)

Наш альпинист поднимается в гору с помощью специального снаряжения-верёвки. Элементы этой же верёвки лежат у вас на партах. Каждый наш этап восхождения, каждую нашу победу мы будем отмечать в виде узелка на верёвке.

 

Скажите мне, вершину  какой же  горы я вам предлагаю сегодня  покорить, выполнив задание на карточках?

Задание по карточкам:  зачеркните повторяющиеся буквы.

Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Блиц-турнир:

Чем буква отличается от звуков?

Сколько гласных букв в русском алфавите?

Назовите гласные звуки?

Какие буквы не обозначают звуков?

Какие буквы могут обозначать два звука?

Альпинисты, скалолазы.

АЛЬПИНИСТ, -а,м. Спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель. || ж. альпинистка, -и. || прил. альпинистский, -ая, -ое. Альпинистское снаряжение.

Ммфллонрретиппкууа-ФОНЕТИКА

Говорить о звуках и буквах, определять количество звуков и букв.

Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

10

6

«Ь и Ъ»

«Е,Ё,Ю,Я»

(По ходу ответов на доске появляются схемы-напоминалки )

III. Постановка проблемы.

 (1 мин.)

Восхождение в горы проходит поэтапно. Лагерь за лагерем альпинисты поднимаются вверх. Так и мы с вами будем поэтапно подниматься вверх и на вершине попробовать  ответить на вопрос: «Почему в слове количество звуков и букв может  совпадать, а иногда и  не совпадать?

 IV. Разрешение проблемы.  Систематиза-ция имеющихся знаний

(25мин)

Не будем терять времени, отправляемся в путь.

1-ое задание у подножия горы: нужно дописать заявление-разрешение на  восхождение.

Разрешите в этот де…

Позабыв про сон и ле…

Бросив зде… печа… и грус…

Повторив  всё наизус….

Выйти в горы на рассвете.

Подпи….

                                       1-В –мы дети!

(На доске текст заявления с пропущенными буквами)

Кто сможет прочитать  его?

Прочитайте пропущенные сочетания букв.

Что объединяет эти сочетания?

Мягкий знак –хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится.

-Для чего «Ь» просится в эти сочетания??

-Сколько букв в этих сочетаниях?

-Сколько звуков?

-Почему?

Аккуратно, красиво допишите эти сочетания в ваши заявления.

Молодцы! Это наша первая победа. Завяжите  узелок на верёвке.

Пока мы подбираемся к первому лагерю, предлагаю размяться.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке,

По тропинке побежим,

До горы мы добежим.

Стоп. Немножко отдохнём

И опять пешком пойдём.

1-ый лагерь: Тренировочный. На доске записаны слова в два столбика:

Лес                             пень

Грибы                       ёжик

Нашёл                       медленно

По какому признаку разделили все слова в два столбика?

Давайте докажем ваше предположение.

Слова первого столбика –устно.

Слова второго столбика запишите  в свои маршрутные листы, сделайте фонетический разбор.

(Кто уверен в правильности выполнения – делают самостоятельно, потом  сверяют с образцом на доске. Один ученик работает у доски с объяснением.)

Составьте самое длинное предложения , используя эти слова? (Это задание выполняют письменно ученики, которые справились раньше других с предыдущим заданием. Остальные выполнят устно)

 

Ещё одна победа  и новый узелок.

2-ой лагерь: На этой стоянке мы нашли альбом с фотографиями. Давайте рассмотрим их.

(медведь, крокодил, голубь, заяц, ёжик, ястреб)

Найди слово, в котором 6 букв и 5 звуков, 4буквы,но  5 звуков.

А теперь попробуйте сами задать вопрос однокласснику?

Молодцы! И ещё один узелок на нашей верёвке.

3-ий лагерь:

Здесь записка от предыдущей группы путешественников. Прочитайте её:

«Друзья! Мы покоряли эту вершину в январе. Дул сильный ветер. Берегитесь схода лавин!»

-О чём предупреждают нас  альпинисты?

Что обозначает  слово  лавина?

-  Найдите слова, в которых количество звуков  и букв  одинаковое, звуков больше, чем букв (январе), букв больше, чем звуков (сильный, берегитесь). Докажите свой ответ.

И ещё один узелок на память.

-Нь,нь,сь,ль,ть,ть,сь

-Во всех сочетаниях есть  «Ь»

-Он указывает на мягкость предшествующего согласного.

-2 буквы

-1 звук

-Потому что «Ь» звука не обозначает.

Минутка каллиграфии.

Завязывают узелки.

Выполняют физминутку.

В первом столбике у слов количество звуков и букв совпадает. А во втором-нет

Ёжик- гласные «Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после  «Ь и Ъ» знаков,

Пень- «Ь» звука не обозначает,

 Медленно – удвоенная согласная «НН» обозначает один звук.

Дети записывают в маршрутных листах

[Й'ОЖЫК]-4б., 5зв., 3согл., 2 гл., 2 сл.

[П'ЭН']- 4 б., 3зв., 2согл., 1гл., 1сл.

[М'ЭДЛ'ЭНО] – 8б., 7зв., 4согл., 3гл., 3сл.

(Устно) Ёжик в лесу около пня нашёл грибы.

Завязывают узелок.

В каком слове 8 букв и 8 звуков? (крокодил);  7 букв и 6 звуков? (медведь)

Завязывают узелок.

Устно отвечают на вопросы.

Завязывают узелок.

V. Самостоятель-ная работа в группах  с проверкой по образцу.

 ( 5 мин.)

Последнее задание самое интересное. По одному в горы не ходят. Давайте создадим команды.

У меня в руках три букета цветов. А там-где есть цветы, обязательно появляются бабочки. Давайте понаблюдаем за их полётом глазами. Гимнастика для глаз.

Задание командам: Каждой команде даю по букету одинаковых цветов. (роза, ромашка, ландыш, колокольчик, нарцисс, орхидея, тюльпан, настурция, лилия)

 Команда №1 должна оставить в своём букете цветы, в названии которых количество звуков и букв совпадает.

Команда №2 – цветы, в названии которых звуков больше, чем букв

Команда №3 – цветы, в названии которых букв больше, чем звуков.  

Проверка:  Каждая команда показывает и называет  цветы в своём букете, остальные оценивают («+»(скрещиваю ручку и карандаш,  «- « - одну ручку.

Молодцы! Вы постарались! И можно завязать ещё один узелок.

Объединяются в группы.

Следят за движением лазерной указки. (бабочки распределены  по классу)

Работа в группах.

 Подведение итогов.

Рефлексия.

 (3 мин.)

Вот мы дошли до самой вершины. Чтобы водрузить флаг на вершину горы, надо ответить на вопрос, который я задала вам в начале урока.

Кто вспомнит этот вопрос?

 «Почему в слове количество звуков и букв может  совпадать, а иногда и  не совпадать?

Давайте посмотрим на верёвку и вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке.

На этом наш урок подходит к концу. Каждый из вас  сегодня потрудился и поднялся на определённую высоту. Возьмите любой карандаш и нарисуйте  на своей горе на листе флажок на той высоте, на которой вы оказались к концу урока. Если вы справились со всеми заданиями и вам понравился урок, то ваш флажок будет веять на самой вершине, если что-то не получилось, вы испытывали трудности на каком-то этапе, то чуть ниже. Если вы не работали на уроке, то, значит, вы остались у подножия горы.

(В зависимости от постановки флажка ребята получают д\з:

1 уровень: Памятка:

«Ь» звука не обозначает

                      Буквы «Е,Ё,Ю,Я» обозначают два звука [Й'Э] [Й'О], [Й'У],[Й'А], когда стоят в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков.

Задание: Определи количество букв и звуков в словах. Запиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Сделай их фонетический разбор.

I вар.

Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом.

II вар.

Кильки, книжка, январь сильный, дует, кот.

2 уровень

Задание: Раздели слова на 2 столбика:

Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом, кильки, книжка, январь сильный, дует, кот.

 

3 уровень

Задание:

Придумайте  слово, в котором:

-все буквы соответствуют звукам;

-букв больше, чем звуков.

-Звуков больше, чем букв;

-одна буква не соответствует звуку.

Сделай их фонетический разбор.

Большое спасибо, до покорения новых вершин знаний!

Ответы детей.

Дети вспоминают каждый этап.

Анализируют свою деятельность и отмечают флажок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...