Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Текст»
Цели урока:
-Создать условия для определения и сравнивания языковых единиц: звук, слово, предложение, текст- различать текст и не текст.
-Создать условия для становления субъекта учебной деятельности; воспитания личности, способной к самообразованию и самоопределению.
Задачи урока:
- учить различать текст и не текст.
- формировать умение различать языковые единицы звук, слово,
предложение
- развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
- учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать
деятельность.
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и
сборе информации;
- формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
- формирование умения полно и четко выражать свои мысли.
Оборудование:
учебник «Русский язык» С.В. Иванова, М.И.Кузнецовой часть 2, тетради, сигнальные карты, интерактивная доска , проектор.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Деятельность ученика |
I.Самоопреде-ление к деятельности (оргмомент). (1 мин.) | - Ребята, начинаем урок. Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. | -Интересным, чтобы на уроке узнали что-то новое, не скучным. |
II.Постановка проблемы. ( 10 мин) | - Посмотрите внимательно на доску: - Что вы видите справа на картинке? - Прочитайте что написано слева от картинки. - Что вы прочитали под цифрой один? - Что написано под цифрой два? - Под цифрой три? -А что это вы прочитали? -Ребята, а как вы определили, что это предложение? - А что же написано под цифрой четыре? - Кто догадался, что общего в этих предложениях? - Что мы узнали из них о собаке? - Связана ли информация двух предложений между собой? - Мысль второго предложения повторяет первое? -А если мы изменим эти предложения местами, что получиться? - Как вы думаете, под какой цифрой дана наиболее полная информация. | - собаку. Чтение учеников про себя. - звуки [ c ], [ б ], [ к ] - слово собака - Собака служит человеку. - Предложение. -Первое слово с большой буквы в конце стоит точка. Все слова взаимосвязаны. -Два предложения. -Они оба о собаке. - Приручил собаку человек очень давно, и она стала жить рядом с ним. -Да. Предложения связаны между собой. -Второе предложение, продолжает мысль первого. - Потеряется смысл. -Под цифрой 4 |
III.Решение проблемной ситуации (5мин ) | - Ребята информацию, которую мы прочитали под цифрой 4- это текст. -Что мы узнали сегодня о тексте, из чего он состоит? -Какие это предложения? -Ребята посмотрите на доску. -Прочитайте правило. -Правильный мы с вами сделали вывод о тексте? | - В тексте несколько предложений. - Связанные между собой по смыслу. Правило читает вслух один ученик. -Да. |
IV.Самостоятельная работа в парах. (7 мин) | -Ребята сейчас мы с вами будем работать в парах. -Откройте учебник на странице 10 . -Самостоятельно прочитайте тексты в упражнении1. -Обсудите, где здесь текст, а где не текст. Чья пара справиться с поставленной задачей соединяет руки и поднимает их вверх. -И так, как вы считаете, где же здесь текст? Я назову ответ, а вы приготовьте сигнальные карты. -Текст под цифрой три? -Молодцы ребята, А почему вы так считаете, что это текст? - А как вы думаете, что написано в этом упражнении под цифрой 1? | Ученики объединяются в пары. Дети показывают зеленые сигнальные карточки. -Предложения связаны между собой общим смыслом. -Под цифрой один написаны предложения не связанные между собой по смыслу. |
Физкультминутка (1 мин) | Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся. Затем учитель настраивает их на дальнейшую работу: -Раз, два – выше голова, Три, четыре – плечи шире, Пять, шесть – красиво сесть, Семь, восемь – лень отбросим! |
V.Каллиграфическая минутка (5 мин) | - Откройте рабочие тетради. У каждого из вас прописаны соединения букв, которые не получаются. Пропишите эти соединения. - Поменяйтесь тетрадями, отметьте у друг друга наиболее удачно прописанные соединения букв зеленой пастой. -Тетради закрыли, положили на край стола, они нам еще понадобятся. | Самостоятельно прописывают соединения. Ученики обводят кружком наиболее удачные соединения у друг друга ручкой с зеленой пастой. |
VI.Систематизация знаний по решенной проблеме. (фронтально) ( 8 мин) | -Выполняем упражнение 2 на стр. 11. -Прочитайте первый текст. -Какой общий смысл в этом тексте? -Читая этот текст, можем нарисовать мысленно картинку? -Заверши предложение: «Это текст, потому что….» Аналогичная работа выполняется со вторым текстом. | -О дожде. -В небе серая дождевая туча, под ней летят птицы. - Предложения связанны между собой общим смыслом. |
VII.Самостоятельная работа в тетрадях. (6 мин) | - Откройте тетради, от последней записи отступили две линейки, запишем число, классная работа. -С новой строчки с красной строки, спишите текст упр.2 под цифрой 2.
|
VII.Подведение итогов. (2 мин) | - С чем мы сегодня познакомились на уроке? -Что мы узнали о тексте? - Кому из вас было трудно? | - С текстом. -В тексте несколько предложений связанных между собой по смыслу. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»
Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ;
Развитие словарного запаса учащихся.
Умение пользоваться толковым словарём.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывание практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия:, осуществление анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Оборудование урока:
ученикам – маршрутный лист, ручка, карандаш.
Демонстрационный материал:
Изображение горы с этапами восхождения, образец для самоконтроля к первому заданию, альбом с фотографиями животных, презентация.
Раздаточный материал:
Маршрутный лист;
толковый словарь С.И.Ожегова;
карточки с названием горы (ммфллонретиппкууа);
цветы для работы в группах;
разноуровневые карточки с домашним заданием.
План урока:
- Самоопределение к деятельности (оргмомент). (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Постановка проблемы. (1 мин.)
- Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний (25мин)
- Самостоятельная работа с проверкой по образцу. ( 5 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Ход урока
Этап урока | Содержание | Деятельность ученика |
I.Самоопреде-ление к деятельности (оргмомент). (1 мин.) | - Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены маршрутный лист, карандаш, ручка, веревочка и лист с заданием. -Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. А чем мы будем заниматься на уроке, я думаю, вы мне скажете сами через несколько минут | Интересным, чтобы на уроке узнали что-то новое, не скучным. |
II. Актуализация знаний. (5 мин.) | Итак, сегодня я приглашаю вас совершить подъём на гору. А кто поднимается в гору? Пожалуйста, найдите в словарях значение этих слов? (инд. помощь в поиске слова в словаре) Наш альпинист поднимается в гору с помощью специального снаряжения-верёвки. Элементы этой же верёвки лежат у вас на партах. Каждый наш этап восхождения, каждую нашу победу мы будем отмечать в виде узелка на верёвке.
Скажите мне, вершину какой же горы я вам предлагаю сегодня покорить, выполнив задание на карточках? Задание по карточкам: зачеркните повторяющиеся буквы. Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Блиц-турнир: Чем буква отличается от звуков? Сколько гласных букв в русском алфавите? Назовите гласные звуки? Какие буквы не обозначают звуков? Какие буквы могут обозначать два звука? | Альпинисты, скалолазы. АЛЬПИНИСТ, -а,м. Спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель. || ж. альпинистка, -и. || прил. альпинистский, -ая, -ое. Альпинистское снаряжение. Ммфллонрретиппкууа-ФОНЕТИКА Говорить о звуках и буквах, определять количество звуков и букв. Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. 10 6 «Ь и Ъ» «Е,Ё,Ю,Я» (По ходу ответов на доске появляются схемы-напоминалки ) |
III. Постановка проблемы. (1 мин.) | Восхождение в горы проходит поэтапно. Лагерь за лагерем альпинисты поднимаются вверх. Так и мы с вами будем поэтапно подниматься вверх и на вершине попробовать ответить на вопрос: «Почему в слове количество звуков и букв может совпадать, а иногда и не совпадать? | |
IV. Разрешение проблемы. Систематиза-ция имеющихся знаний (25мин) | Не будем терять времени, отправляемся в путь. 1-ое задание у подножия горы: нужно дописать заявление-разрешение на восхождение. Разрешите в этот де… Позабыв про сон и ле… Бросив зде… печа… и грус… Повторив всё наизус…. Выйти в горы на рассвете. Подпи…. 1-В –мы дети! (На доске текст заявления с пропущенными буквами) Кто сможет прочитать его? Прочитайте пропущенные сочетания букв. Что объединяет эти сочетания? Мягкий знак –хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Только в слово просится. -Для чего «Ь» просится в эти сочетания?? -Сколько букв в этих сочетаниях? -Сколько звуков? -Почему? Аккуратно, красиво допишите эти сочетания в ваши заявления. Молодцы! Это наша первая победа. Завяжите узелок на верёвке. Пока мы подбираемся к первому лагерю, предлагаю размяться. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке, И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке, По тропинке побежим, До горы мы добежим. Стоп. Немножко отдохнём И опять пешком пойдём. 1-ый лагерь: Тренировочный. На доске записаны слова в два столбика: Лес пень Грибы ёжик Нашёл медленно По какому признаку разделили все слова в два столбика? Давайте докажем ваше предположение. Слова первого столбика –устно. Слова второго столбика запишите в свои маршрутные листы, сделайте фонетический разбор. (Кто уверен в правильности выполнения – делают самостоятельно, потом сверяют с образцом на доске. Один ученик работает у доски с объяснением.) Составьте самое длинное предложения , используя эти слова? (Это задание выполняют письменно ученики, которые справились раньше других с предыдущим заданием. Остальные выполнят устно)
Ещё одна победа и новый узелок. 2-ой лагерь: На этой стоянке мы нашли альбом с фотографиями. Давайте рассмотрим их. (медведь, крокодил, голубь, заяц, ёжик, ястреб) Найди слово, в котором 6 букв и 5 звуков, 4буквы,но 5 звуков. А теперь попробуйте сами задать вопрос однокласснику? Молодцы! И ещё один узелок на нашей верёвке. 3-ий лагерь: Здесь записка от предыдущей группы путешественников. Прочитайте её: «Друзья! Мы покоряли эту вершину в январе. Дул сильный ветер. Берегитесь схода лавин!» -О чём предупреждают нас альпинисты? Что обозначает слово лавина? - Найдите слова, в которых количество звуков и букв одинаковое, звуков больше, чем букв (январе), букв больше, чем звуков (сильный, берегитесь). Докажите свой ответ. И ещё один узелок на память. | -Нь,нь,сь,ль,ть,ть,сь -Во всех сочетаниях есть «Ь» -Он указывает на мягкость предшествующего согласного. -2 буквы -1 звук -Потому что «Ь» звука не обозначает. Минутка каллиграфии. Завязывают узелки. Выполняют физминутку. В первом столбике у слов количество звуков и букв совпадает. А во втором-нет Ёжик- гласные «Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после «Ь и Ъ» знаков, Пень- «Ь» звука не обозначает, Медленно – удвоенная согласная «НН» обозначает один звук. Дети записывают в маршрутных листах [Й'ОЖЫК]-4б., 5зв., 3согл., 2 гл., 2 сл. [П'ЭН']- 4 б., 3зв., 2согл., 1гл., 1сл. [М'ЭДЛ'ЭНО] – 8б., 7зв., 4согл., 3гл., 3сл. (Устно) Ёжик в лесу около пня нашёл грибы. Завязывают узелок. В каком слове 8 букв и 8 звуков? (крокодил); 7 букв и 6 звуков? (медведь) Завязывают узелок. Устно отвечают на вопросы. Завязывают узелок. |
V. Самостоятель-ная работа в группах с проверкой по образцу. ( 5 мин.) | Последнее задание самое интересное. По одному в горы не ходят. Давайте создадим команды. У меня в руках три букета цветов. А там-где есть цветы, обязательно появляются бабочки. Давайте понаблюдаем за их полётом глазами. Гимнастика для глаз. Задание командам: Каждой команде даю по букету одинаковых цветов. (роза, ромашка, ландыш, колокольчик, нарцисс, орхидея, тюльпан, настурция, лилия) Команда №1 должна оставить в своём букете цветы, в названии которых количество звуков и букв совпадает. Команда №2 – цветы, в названии которых звуков больше, чем букв Команда №3 – цветы, в названии которых букв больше, чем звуков. Проверка: Каждая команда показывает и называет цветы в своём букете, остальные оценивают («+»(скрещиваю ручку и карандаш, «- « - одну ручку. Молодцы! Вы постарались! И можно завязать ещё один узелок. | Объединяются в группы. Следят за движением лазерной указки. (бабочки распределены по классу) Работа в группах. |
Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.) | Вот мы дошли до самой вершины. Чтобы водрузить флаг на вершину горы, надо ответить на вопрос, который я задала вам в начале урока. Кто вспомнит этот вопрос? «Почему в слове количество звуков и букв может совпадать, а иногда и не совпадать? Давайте посмотрим на верёвку и вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке. На этом наш урок подходит к концу. Каждый из вас сегодня потрудился и поднялся на определённую высоту. Возьмите любой карандаш и нарисуйте на своей горе на листе флажок на той высоте, на которой вы оказались к концу урока. Если вы справились со всеми заданиями и вам понравился урок, то ваш флажок будет веять на самой вершине, если что-то не получилось, вы испытывали трудности на каком-то этапе, то чуть ниже. Если вы не работали на уроке, то, значит, вы остались у подножия горы. (В зависимости от постановки флажка ребята получают д\з: 1 уровень: Памятка: «Ь» звука не обозначает Буквы «Е,Ё,Ю,Я» обозначают два звука [Й'Э] [Й'О], [Й'У],[Й'А], когда стоят в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков. Задание: Определи количество букв и звуков в словах. Запиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Сделай их фонетический разбор. I вар. Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом. II вар. Кильки, книжка, январь сильный, дует, кот. 2 уровень Задание: Раздели слова на 2 столбика: Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом, кильки, книжка, январь сильный, дует, кот.
3 уровень Задание: Придумайте слово, в котором: -все буквы соответствуют звукам; -букв больше, чем звуков. -Звуков больше, чем букв; -одна буква не соответствует звуку. Сделай их фонетический разбор. Большое спасибо, до покорения новых вершин знаний! | Ответы детей. Дети вспоминают каждый этап. Анализируют свою деятельность и отмечают флажок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....