Как устроен наш язык. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Урок русского языка в 1 классе проводится в рамках УМК "Начальная школа 21 в." Предлагаемые задания носят творческий характер и направлены на развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса учащихся, расширение представлений о лексическом значении слов. На данном уроке наряду с изучением программного материала у учащихся формируются общие приёмы интеллектуальной деятельности (классификация, анализ, обобщение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_snezhinki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как устроен наш язык. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Цели: отрабатывать умения вычленять слова, отвечающие на вопросы кто? что?; развивать фонематический слух, упражнять в сопоставлении слов со звуковыми моделями; расширять представления о лексическом значении слов, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учащихся.

  1. Организационный момент.

- И у наших у ворот

Чудо-дерево растёт,

Чудо – расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чудесные подарки

Славной матушки – зимы!

- Какие же подарки приготовила нам зимушка-зима?

2. Фонетическая разминка.

Слайд

- Весёлого снеговика. Выберите букву, которая в данном слове обозначает мягкий парный согласный звук. (На доске появляется картинка снеговика с изображением буквы в)

Слайд

- Причудливые узоры на окнах. Какая буква обозначает согласный звук, который не является сонорным? (На доске появляется картинка с изображением морозных узоров и буквы З)

Слайд

- Быстрые ледянки. Назовите букву, которая обозначает мягкий парный звонкий согласный звук. ( На доске появляется картинка с изображением ледянок и буквы д)

Слайд

- Забавы и веселье. Какая буква обозначает 2 звука? (На доске появляется картинка с изображением веселья  и буквы е)

Слайд

- Любимый праздник. Какая буква обозначает ударный гласный звук? (На доске появляется картинка с изображением Новогоднего праздника  и буквы а)

- Молодцы! Славная получилась картинка!

- Выбранные буквы разделите на 2 группы: в З а д е

(заглавная – строчные

печатные – прописные

гласные – согласные

1 звук – 2 звука)

Учитель помещает на доску снежинку с изображением буквы з.

- Решите анаграмму. Из данных букв составьте слово. (звезда) Запишите его в тетрадь.

3. Индивидуальная работа у доски.

1)  Составить схему слова «звезда», разделить его на слоги, поставить ударение.

2) Составить однокоренные слова – имена существительные:

    звёзд            о              ая

    звёзд            оч            ка

    звезд            оч            пад  

    звезд            н              ёт

(звёздочка, звездопад, звездочёт)

- Какие слова называются именами существительными?

4. Лексическая работа.

-Какой частью речи является слово звезда? Какое значение оно имеет?

(небесное тело, морская звезда, ёлочная игрушка, награда, популярный артист) Это слово многозначное.

5. Проверка индивидуальной работы.

- Вы верно выполнили все задания. Посмотрите, как ярко и весело засияли звёздочки на новогодней ёлочке! Слайд

6. Разгадывание загадки.

- Ребята, а что за звёздочки посыпались с чудо-дерева?

Эти звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Кружевные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (снежинки) Слайд

- Удивительные чудеса происходят зимой! Вот так чудо! Снежинки упали в наши ладошки и ожили! Они принесли с собой интересные задания!

7. Дифференцированная работа.

 1) – Вы, ребята, попробуйте дополнить четверостишие рифмующимися словами.

               Снег пушистый, серебристый

               Мягким стелется ковром.

               И снежинки – балеринки

               Вьются весело кругом!

Слайд

2) Из слов снеговик, узоры, праздник, ледянки, веселье выберите те, которые соответствуют данным схемам:

с

з

к

с

к

з

к

с

 

 

з

к

з

к

з

з

к

  (Искомые слова снеговик, веселье)

- Давайте поиграем с этими словами. Они совсем не простые, а загадочные. В них спрятались другие слова. Попробуйте их найти. (снег, ель)  Выпишите слова в тетрадь. Назовите в этих словах «опасные» места.

 

- Какие ещё буквы и в случаях обозначают 2 звука?

8. Работа с мультимедийным приложением «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс» (урок 4, задание 6)

9. Проверка творческой работы.

- Прочитайте получившееся четверостишие:

         Слайд

               Снег пушистый, серебристый

               Мягким стелется ковром.

               И снежинки – балеринки

               Вьются весело кругом!

- Молодцы! Пусть кружатся ваши снежинки на этой картинке. (Дети помещают снежинки с творческим заданием на картинку на доске.)

- Назовите имена существительные. На какие  группы их можно разделить? (В ед. числе – во мн. числе, ж. рода – муж. рода)

- Сколько здесь предложений? Найдите грамматическую основу в каждом предложении. (Учащиеся работают с интерактивной доской.)

                       

11. Рефлексия.

- Как красив и богат наш язык!  Обычная снежинка может стать и сверкающей звёздочкой, и танцующей балеринкой! Как иногда хочется закружиться вместе с ними в воздушном танце и улететь далеко-далеко!

Вальс снежинок

- Ребята, вы так замечательно сегодня работали! Снежинкам совсем не хочется таять. Они хотят остаться в ваших ладошках, чтобы подарить своё сияние и чистоту.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

(УМК «Начальная школа XXI века»)

по теме «Как устроен наш язык. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

учитель начальных классов КЛИМЕНКО Ж. В.

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?"

Учащиеся изучают новый материал вместе с героями мультфильма "Лунтик"....

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Методическая разработка урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

Интегрированный урок "русский язык + литературное чтение". Каждый этап урока направлен на воспитание бережного отношения к своему здоровью....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?",

Презентация к уроку русского языка,2 класс (Программа УМК "Школа России).Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?Задачи: упражнять в умении классифиц...

Презентация по русскому языку "Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?"

Презентацию можно использовать  во 2 классе, для любого УМК...