Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Изотова Елена Алексеевна

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? и  Что? ( урок открытия новых знаний )

Регулятивные универсальные учебные действия :

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Учебные  универсальные действия:

учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД :

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УУД:

формирование активной жизненной позиции

умение высказывать личные суждения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

- Хочу урок начать с высказывания

Чему  бы ты не учился, ты учишься для себя ( Гай Петроний , древнеримский писатель)

- Как вы понимаете это высказывание?

 Я хочу чтобы эти слова стали девизом нашего урока

Формирование умения высказывать суждения

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности ( 6-8мин).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Классификация по единому признаку

-К приходу гостей мне хотелось украсить класс цветами - символами нашего ЦО - ромашками

- Но сейчас зима, и я вырезала их из бумаги и положила в конверт

-Но лепестки ромашки  непростые, на каждом написано слово.

- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами

-каждый из вас возьмите конверт, на котором нарисован лепесток

- Как выйти из этого положения?

 ( работать в парах)

(в конвертах  слова медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег,  вода, камень )

- Двум парам не хватило конвертов

( работают на доске и интерактивной доске)

2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности

- У кого появились вопросы при распределении слов на группы?

- Почему у вас возникла проблема?

- Где мы можем найти ответ на ваш вопрос?

- Определите слово ПЕЛЕНГАС в одну из групп

-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)

( на доску учитель вывешивает слова на доску ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ )

- Знания по какому  предмету пригодились?

- На ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ отметьте кружок зелёного цвета, если ваша пара выполнила задание правильно и самостоятельно, жёлтого, если требовалась помощь, красного, если были ошибки.

Работают парами, классифицируют слова по группам

Задают вопрос о том, кто такой ПЕЛЕНГАС

Осознают то, что не хватает знаний.

Работают с ИНТЕРНЕТОМ, находят нужную информацию.

Оценивают свою работу

сотрудничать  с учителем и сверстниками.

выделение существенных и несущественных признаков

Формирование  умения работать с ИКТ(поиск информации)

Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

3. Формулирование темы урока . Постановка учебной задачи (2 мин.).

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- В русском языке такие группы называют по – другому.

- Может кто из вас знает?

( одушевлённые- неодушевлённые). 

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

- Какие задачи мы поставим перед собой? ( на доску вывешиваются опорные слова учебных задач: узнать, закрепить, применить полученные знания ).

- Впереди нас ждёт очень трудная работа, для того, чтобы улучшить мыслительную деятельность, выполним ФК ( кинезиологическая комплекс № 2)под музыку «Перемена»

Выполняют упражнения для развития межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, способствование улучшению запоминания, повышение устойчивости внимания, облегчение процесса письма

Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания 10-12 мин.).

Цель: решение и обсуждение проекта  решения поставленной задачи.

1. Наблюдение над тем, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. .

В нашей речи каждое слово отвечает на какой-нибудь вопрос.

-Какие вы знаете вопросы?

- Возьмите другой конверт и подберите нужные вопросы к словам для каждого цветка .

-Что опять случилось? Опять мало конвертов! Как быть?

- Не забывайте о том, как работать в группах

( Работать в группах, а одна группа у доски).

( 2 конверт с вопросами  Кто? Что? Что делает? Какой? Какая? Что делают?)

2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности

От каждой группы выходит представитель ОТВЕТЧИК и ЭКСПЕРТЫ)

- Какие вопросы вы подобрали?

- Это всего лишь наши предположения, где мы можем найти достоверную информацию? ( работают с карандашом, отмечая новые знания )

- Кто пополнил багаж своих знаний?

- Что нового узнали из правила?

( не только животные, но и люди)

ОЦЕНИВАНИЕ

3. Проблемная ситуация с растением

 - У вас получилась ромашка

- Возьмите лепесток с этим словом

-Куда вы поместите само слово ромашка?

-Кто хочет доказать своё мнение?

-Где проверить выводы?

- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

- Так в какую группу мы определим слова « ромашка»?

Музыкальная  ФМ «Радуга»

Работают в группах

Ищут информацию в источнике ( учебнике )

сотрудничать  с учителем и сверстниками.

Умение наблюдать за объектами

Формирование работать с информацией из учебника

Формирование умения обосновывать своё мнение, прислушиваться к мнению другого

5. Первичное закрепление во внешней речи( 5 мин.).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

1. Работа с предложением

Возьмите ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ   Что на нём записано: слова или предложение? Докажите.

Миша рисовал гусеницу. СНИМОК ЭКРАНА

- Отметим зелёной ручкой правила написания предложения.

- Какие умения мы можем показать после списывания предложения?

( умение делить слова на слоги, ставить ударение, отмечать безударные гласные) 

Начертите оценочную линейку и шкалы. Какие критерии выберем? ( списывание, деление на слоги, ударение).

-Спишите предложение к себе в тетрадь.

2. Проверка работы по эталону и оценивание своей работы

по эталону ( на доске )

-Самооценивание.

-У кого по какому критерию низкая оценка? Что вы себе порекомендуете?

-Найдём в этом предложении слова и обозначим их условным значком, если они обозначают одушевленный предмет - сердечко, неодушевлённый - солнышко. С комментированием.

-Какие же слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

- Возникла проблема со словом ГУСЕНИЦА

(ловушка ГУСЕНИЦА)

- О какой гусенице шла речь в предложении?

- Что надо сделать, чтобы было понятно о какой гусенице идёт речь?

- О чём надо помнить , чтобы окружающие понимали вас? (чётко формулировать свою мысль)

- Какую учебную задачу мы решили?

( узнали, что предметы бывают одушевлённвые и неодуш, что они отвечают на вопрсы КТО? ЧТО?)

- Какую задачу надо решить?

(применить знания)

осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом

6. Самостоятельная работа .Выполнение проекта «КТО?», «ЧТО?» в программе ПервоЛого с выходом в образовательное пространство (10 мин.).

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-Открываем ПервоЛого, заходим в рисовалку, карандашиком с линеечкой делим страницу пополам, нажимаем «А» ,подписываем каждую половинку «кто?» «что?», заходим в формы и при помощи черепашки устанавливаем объекты по 3 штуки. Сохраняем проект на рабочем столе.

-Заходим в пространство и отправляем на форум проекта на 21 неделе.

- Как бы вы оценили свой проект

+ я справлюсь, потому, что понял

? я сомневаюсь

- я не понял тему

сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

8. Рефлексия деятельности (3 мин.).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- На оценочной шкале опять оцените свои знания.

-Над чем еще надо поработать?

давать оценку своей деятельности и деятельности сверстников

систематизации, обобщения полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Слова,отвечающие на вопросы Кто? и Что?

Урок учит ребят различать существительные одушевлённые и неодушевлённые, классифицировать их по вопросам кто? и что?, отличать слова-существительные от других частей речи, развивает воображение, творч...

Конспект урока русского языка "Название предметов, отвечающие на вопрос что?" для 2 класса

Тема:  Названия предметов, которые отвечают на вопрос ЧТО? Цели и задачи: - обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы; закрепитьумение ставить вопрос что? к словам, называю...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией

Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....

Конспект урока русского языка. Имя существительное (вопросы кто? что?). 2 класс

Технологическая карта урока русского языка. Призентация к уроку.2 класс. УМК "Школа России". Тема урока: Имя существительное. Вопросы "кто?" и "что?"...