Урок русского языка Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка

Слова, отвечающие на вопросы:  Кто? Что?

1 «В» класс

Цели и задачи:

1.формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?;

2. упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные;

3. привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие уч-ся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме:

4. развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

5. воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Ход урока

Орг. Момент

Учитель:

Прислушайтесь к слову,

Приглядитесь к нему,

Проникните в его тайну.

- Сегодня на уроке мы проникнем еще в одну тайну русского языка.

( Слайд1)

Введение в тему

( Слайд 2)

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра « Собери слово» ( Слайд 3)

На табличках записаны слова на доске

О,К,Т                             С,Л,И,А                         Н,К,И,О               Т,О,Ч

- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.

( На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

            Физкультминутка для мелкой моторики рук

            Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

            Я катаю мой орех

            Чтобы стал круглее всех.

            Запись на доске и в тетрадях учеников.

                          Кто?                                          Что?

                          Кони                                          сила

                          Кот                                             кино

                          Лиса                                          ток

Работа в парах ( отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

(Слайд 4,5)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик – что? Называть слова нужно с вопросами.( По времени 1-2 мин.) по окончанию одна пара у доски – проверка.

- Что означают слова, которые вы назвали? ( предметы)

Одни предметы живые, а другие нет. ( На слайде разделить на 2 группы)

Создание проблемной ситуации.

Межпредметная связь. ( С литературным чтением)

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)

- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)

- Кто написал это произведение? ( Носов)

- Назови друзей Незнайки.

( Слайд 6)

( показываю книгу, рекомендую прочитать)

( Слайд 7)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значение всех ли слов вам понятны?

( На доске запись)

Пончик мой голодный друг

Съел все пончики вокруг

- Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? ( обсуждение).

   ( Слайд  8)

( Работа над толковым словарем)

- Почему слова в каждой паре звучат одинакова, а записаны по разному?

- Зависит ли вопрос от значения слова?

Вывод:

Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает.

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? ( что?). Почему?

- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? ( кто?). Почему?

- Что обозначают эти слова? ( предметы)

5.  Сообщение темы и цели урока.

- Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

( На доске появляется тема урока)

Физкультминутка.

( Слайд 9)

Изучение нового материала

Работа по учебнику

( Слайд 10)

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком ( жужжащее чтение)

- Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

1. Учитель вошел в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3. Дежурный поливает цветок.

4. Дети собирают ягоды.

5. Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

- Есть ли среди слов словарные? Назови их.

( Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.)

Работа над многозначностью слова                         класс

Класс – 1) коллектив детей, учеников.   2) помещение, комната, где учатся дети.

Словарная работа – работа в парах

Среди слов встретилось новое словарное слово. Какое? (дежурный)

- Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

( Слайд 11)

Дежурный – такой человек, который несет дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

- Кто у нас сегодня дежурный?

- А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова.

Слова дежурный  пришло к нам при царе Петре 1 ( на слайде фото) из французского языка

Выражение « де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;    

- Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

- Какую гласную нужно запомнить?

- Составим и запишем гнездо родственных слов

Дежурство, дежурный, дежурить

( Запись в тетради, постановка ударения, выделения орфограмм, корня)

- Часто в речи вы слышите такие выражения:

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо ( заранее приготовленное блюдо)

Дежурная больница ( работающая круглосуточно по очереди)

- Запиши предложения из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

- Найди и подчеркни главные члены предложения.

7. Закрепление изученного материала.

- А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

Дифференцированная работа

Самостоятельная работа по карточкам

( Слайд 12)

8. Подведение итогов

- Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

- Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Обозначают……………( предметы)

- Одушевленные предметы отвечают……………….( кто)

- Неодушевленные предметы отвечают …………….(что)

- Прежде чем задать вопрос узнай, что……………( обозначает слово)

- Задайте вопросы к словам зайчики, и объясните свой выбор.

( слайд 13)

- В конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы………

( Слайд 14)

9. Разноуровневое домашнее задание.

1. Прочитай текст.

2.  1 группа. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?

3. 2 группа. Со словами , отвечающими на вопрос кто? Составить рассказ из 4 предложений. Найти в нем слова, отвечающие на вопрос что?. Подчеркнуть их.

10. Рефлексия.

- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.

                           

           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.план-конспект урока по русскому языку (1 класс) Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в пи...