Тема урока: Отработка умения делить текст на части.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Зинкина Татьяна Николаевна

Конспект урока русского языка в 3 классе. по теме  "Отработка умения делить текст на части".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk_3_klass.docx95.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»

Учитель начальных классов Зинкина Т. Н

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Отработка умения делить текст на части.

Цель: 1. Формирование умения различать текст и отдельные предложения.

2. Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания и орфографической зоркости.

3. Воспитание интереса к урокам русского языка.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент. Сегодня 29 ноября. Четверг. Урок русского языка.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все… (видят).

Уши внимательно слушают и все …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

А теперь улыбнитесь друг другу, сделайте комплимент или скажите просто добрые слова. А добрых, ласковых и нежных слов в русском языке очень много, как ни в одном другом языке.

2. Минутка чистописания. У У У   Р Р // Р Р

«Русский язык  певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»  

                                                                                               А. Н. Толстой

3. Проверка  домашнего задания.   (На доске даны словосочетания, нужно вставить букву и обосновать постановку этой буквы.)  Гн . здо  скв  . рца, з . леные п . ля, м . рская в . лна, высокие б . рега, б . леет, п . рус, х . лодная в . да,  п . лю  бр . вно, л . сьи сл . ды, с . сновые л . са

4. Мобилизующий этап.  – Послушайте внимательно логическое упражнение. Мы все четверо должны записать слова: предложение, звук, слово, текст.  Артем пишет слово, состоящее из одного слога.  Данил – слово, в котором все глухие согласные парные. Люба не напишет слово, в котором звуков больше, чем букв.  (Артем – звук, Данил – текст, Люба – слово, я – предложение.)

        - Какую логическую цепочку можно построить из этих слов?  (Звук – слово - предложение - текст). Почему?   (Наименьшая единица языка – звук.  Комплекс звуков, имеющих определенный смысл, составляют слово.  Для целей общения слова соединяются друг с другом в предложение.  Предложения, объединяясь друг с другом, развивают мысль и соединяются в текст.)

        - Сегодня мы будем говорить  про  текст, все, что знаем о нем. Мы повторим, что такое текст и научимся делить текст на части.

4. Актуализация знаний.

1) В, Под, Птицы, плавают, живет, реке, еж, ерши, и, пнем, лещи, «без крыльев.»

        - Определите, что написано на доске?  (На доске записаны слова) 

        - Что можно составить из слов?  (Предложения.  Но некоторые слова лишние.)

Запись на  доске: Под пнем живет еж.  В реке плавают ерши и лещи.

- Так что же такое предложение?   (Предложение – это законченная мысль.)

2)  Но птицы особенные.

        Кто такие пингвины?

     Лебеди – птицы.

    Пингвины - это птицы.

Что записано на доске? (Предложения)

Что можно составить из этих предложений? (Текст.) для этого надо исключить одно предложение -    Лебеди – птицы.

Что у вас получилось?

Кто такие пингвины?

Пингвины - это птицы. Но птицы особенные.  

3)  Что еще вы можете рассказать об этих птицах?

4)  Обобщение:  Кто такие пингвины?

Пингвины - это птицы. Но птицы особенные.  Они не умеют летать.  Пингвины хорошо плавают.   Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят  на суше.

Физкультминутка

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

- Можно ли в тексте предложения поменять местами?  (Нет.  От этого нарушается последовательность мысли.)  

 - Как озаглавим мы наш текст? Вспомните «лишние» слова, которые были при составлении предложений.  (Птицы  «без крыльев»)

5) Запись под диктовку: Кто такие пингвины? Пингвины - это птицы. Но птицы особенные.  

5. Новая тема.

 - Композиция текста. Какие части можно выделить в тексте?                      

    1.Начало. 2. Основная часть.  3. Концовка.  И каждую часть  нужно начинать с красной строки.

- На доске дан текст. Вам необходимо озаглавить его и разделить на три части.

        Кошке хотелось поймать воробья.  Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.  И вот стайка воробьев села на грядку.  Кошка вытянулась и медленно поползла.  Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок.  Но птицы вспорхнули и улетели.  

        Итак, 1 часть:

 Кошке хотелось поймать воробья.  Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.  

2 часть:

И вот стайка воробьев села на грядку.  Кошка вытянулась и медленно поползла.  Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок.

Но птицы вспорхнули и улетели.  

3 часть:

Кошка с досады щелкнула зубами и побрела прочь.

- Как озаглавите этот текст?  (Неудачная охота. Кошка. Проворные воробьи. И т. п.  )

6. Закрепление: Тест «Верные и неверные высказывания»

1.  Текст состоит из предложений.    +

2.  К  тексту нельзя придумать название.          -

3.  Все предложения в тексте имеют свои границы.   + 

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.   -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.    +

6. Текст можно разделить на части.    +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.  +

Напротив верного высказывания ставим +,  а если высказывание неверное, то  -.

7. Итог урока.

8. Д/З

        - Вот ваше домашнее задание:

Н  Х  З  В П С У С М Р П Т Л Д О В Б Ш Н Р Н С М О В К Н С И Л

1)  на оценку «3» - должны составить слова на эти буквы;

2)  на оценку «4» - составить отдельные предложения, в которых слова начинаются с этих букв, есть и предлоги;

3) на оценку «5» - составить текст по теме «Зима».

(Например:  Наступила  холодная   зима.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"

Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде  технологической карты урока....

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Урок отработки умений и рефлексии

Материал содержит методические рекомендации по подготовке и проведению уроков рефлексии в рамках ФГОС...

Урок отработки умений и рефлексии 3 класс Тема: «Правописание приставок и предлогов»

Презентация к уроку отработки умений и рефлексии 3 класс "Правописание приставок и предлогов"...

Урок отработки умений и рефлексии

Мастер- класс "Урок отработки умений и рефлексии "...

Конспект урока по теме: «Совершенствование речевых умений. Типы текста» в 4 классе.

Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК  «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.Урок соответст...

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение. Отработка умения находить и проверять орфограммы в корне слова»

На уроке отрабатывается умение определять  изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ...