рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yaz.2_kl.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемый результат освоения деятельности

Информационно-

методическое обеспечение

Дата проведения

по плану

факт

1

Мир общения.(15ч.)

Собеседники. Тема и цель общения, способы и результат общения.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Ориентироваться

в ситуации общения: выделять тему, цель общения,сопоставлять цель и результат общения. Строить высказывания в устной и письменной форме.

Материалы учебника, презентация.

4.09

2

Различие устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме.

Материалы учебника, презентация.

5.09

3

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания,

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочеты в произношении отдельных звуков и слов.

Материалы учебника, презентация.

6.09

4

Слово, предложение, текст в речевом общении.

(6ч.)Различия функции слова и предложения.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи.

Материалы учебника, презентация.

7.09

5

Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Материалы учебника.

11.09

6

Текст. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста. Озаглавливание текста.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Определять тему текста. Подбирать заголовок. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Материалы учебника, презентация.

12.09

7

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Практически различать текст- описание, текст-повествование, текст рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе групповой работы.

Материалы учебника, презентация

13.09

8

Типы текстов. Озаглавливание текста.






Комб.

фронтальный

Устный опрос

Практически различать текст- описание, текст-повествование, текст рассуждение. Составлять текст заданного типа. Писать изложения в 40-55 слов ( с использованием вопросов)

Материалы учебника, презентация

14.09

9

Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Практически различать текст- описание, текст-повествование, текст рассуждение.

Материалы учебника, презентация

18.09

10

Контрольный вводный диктант по теме:

«Предложение. Текст».

Контр.

индивидуальный

Контр.

Верно оформлять предложения на письме. Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила.

19.09

11

Работа над ошибками. Главный помощник в общении – родной язык.(5ч.)

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы,с лова, предложения, текст, определять их роль в речи.

Материалы учебника, презентация

20.09

12

Основные языковые единицы, их особенности.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Сравнивать и различать языковые единицы. Оъединять их в группы. Давать определения основным языковым единицам.

Материалы учебника, презентация

21.09

13

Общее представление о языке как знаковой системе.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Сравнивать и различать языковые единицы. Оъединять их в группы. Давать определения основным языковым единицам.

Материалы учебника, презентация

25.09

14

Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Сравнивать и различать языковые единицы. Оъединять их в группы. Давать определения основным языковым единицам.

Материалы учебника, презентация

26.09

15

Родной язык- главный помощник в общении.


Комб.

фронтальный

Устный опрос

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы,с лова, предложения, текст, определять их роль в речи.

Материалы учебника, презентация

27.09

16

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Гласные и согласные звуки.  Обозначение их буквами.(55ч)

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда.

Материалы учебника, презентация

28.09

17

Классификация гласных и согласных звуков.Ударные и безударные гласные.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие, твердые и мягкие (парные и непарные).

Материалы учебника, презентация

2.10

18

Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.


Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие, твердые и мягкие (парные и непарные).

Материалы учебника, презентация

3.10

19

Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке.

Материалы учебника, презентация

4.10

20

Контрольное списывание по теме: «Родной язык»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Верно оформлять предложения на письме. Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила.

5.10

21

Работа над ошибками. Роль гласных и согласных звуков  речи.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Материалы учебника, презентация

9.10

22

Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Формировать понятие «орфограмма».

Материалы учебника, презентация

10.10

23

Звук /й/ и буква й. Сравнение гласной И и согласной Й.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Различать букву Й, обозначающую согласный звук, и букву И, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой Й.

Материалы учебника, презентация

11.10

24

Перенос слов с буквой Й в середине слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Различать букву Й, обозначающую согласный звук, и букву И, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой Й.

Материалы учебника, презентация

12.10

25

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Верно оформлять предложения на письме. Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила.

16.09

26

Работа над ошибками. Слова с буквой Э в начале и в середине слова.

(1ч.)

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Орфографически верно писать слова с буквой Э.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Материалы учебника, презентация

17.10

27

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Комб.

фронтаальный

Устный опрос

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв

Е,е,ю,я.и.

Материалы учебника, презентация

18.10

28

Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е.е,ю,я.и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв

Е,е,ю,я.и.

Материалы учебника, презентация

19.10

29

Позиции, в которых буквы е,е,ю,я,и обозначают два звука.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е,е,ю,я,и.

Материалы учебника

23.10

30

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е,е,ю,я,и.

Материалы учебника

24.10

31

Позиции, в которых буквы е,е,ю,я,и обозначают два звука.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв

Е,е,ю,я.и.

презентация

25.10

32

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща.чу-щу,чк,чн,щн.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Писать слова с орфограммами жи-ши,ча-ща,чу-щу,ЧК,чн,щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

Материалы учебника, презентация

26.10

33

Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Объяснять, почему эти написания являются традиционными

Материалы учебника, презентация

30.10

34

Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК. Чн. Щн

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Образовывать слова и формы слов с данными буквосочетаниями.

Материалы учебника, презентация

31.10

35

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща.чу-щу,чк,чн,щн.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Писать слова с орфограммами жи-ши,ча-ща,чу-щу,ЧК,чн,щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

Материалы учебника, презентация

1.11

36

Контрольный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки»

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Образовывать слова и формы слов с данными буквосочетаниями.

презентация

2.11

37

Работа над ошибками Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК. Чн. Щн

Контр.

индивидуальный

Контр.

Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила, на правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК, чн,нщ.

13.11

38

 Слог. Перенос слов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

Материалы учебника, презентация

14.11

39

Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

Материалы учебника, презентация

15.11

40

Правила переноса слов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

Материалы учебника, презентация

16.11

41

Ударение. Ударный слог.

Способы определения ударного слога в слове.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги.

Материалы учебника, презентация

20.11

42

Различение слов – омографов(одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Работа с орфоэпическим словарем.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове безударный гласный в корне , использовать алгоритм ее проверки.

Материалы учебника, презентация

21.11

43

Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги, верно ставить ударение в слове.

Материалы учебника, презентация

22.11

44

Контрольное списывание по теме: « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу,чк,чн,щн»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила, на правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,нщ.

23.11

45

Работа над ошибками.

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Находить в слове безударный гласный в корне , использовать алгоритм ее проверки.

Материалы учебника, презентация

27.11

46

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Знать алгоритм проверки, подбирать проверочные слова.

Материалы учебника, презентация

28.11

47

Алгоритм проверки безударных гласных в слове.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Знать алгоритм проверки, подбирать проверочные слова

Материалы учебника, презентация

29.11

48

Контрольный диктант по теме: «Перенос слов»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Контролировать правильность правописания слов на изученные ранее правила, уметь верно выполнять перенос слов.

30.11

49

Работа над ошибками.

Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Уметь подбирать проверочные слова.

Материалы учебника, презентация

4.12

50

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Знать алгоритм проверки, подбирать проверочные слова

Материалы учебника, презентация

5.12

51

Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Знать алгоритм проверки, подбирать проверочные слова

Материалы учебника, презентация

6.12

52

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Записывать под диктовку словарные слова без ошибок. Работать с орфографическим словарем.

Материалы учебника, словари орфографические, презентация.

7.12

53

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Записывать под диктовку словарные слова без ошибок. Работать с орфографическим словарем.

Материалы учебника, словари орфографические, презентация.

11.12

54

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

Материалы учебника, презентация

12.12

55

Парные по звонкости- глухости согласные звуки.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

Материалы учебника, презентация

13.12

56

Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами


Материалы учебника, презентация

14.12

57

Способы проверки парных согласных по звонкости- глухости согласных в конце слова и в середине слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

Материалы учебника

18.12

58

Алгоритм проверки парных по звонкости- глухости согласных звуков.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

Материалы учебника, презентация

19.12

59

Обучающее изложение по теме:

« Безударные гласные, проверяемые ударением»

Комб.

Индивидуальный

фронтальный

Устный опрос

Уметь передавать на письме текст по памяти

20.12

60

Работа над ошибками. Способы проверки парных согласных по звонкости- глухости.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Уметь подбирать проверочные слова.

Материалы учебника, презентация

21.12

61

Алгоритм проверки парных по звонкости- глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора проверочного слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

Материалы учебника

25.12

62

Способы проверки парных согласных по звонкости- глухости путем изменения слова или подбором родственного слова.

Комб.

Фронт.

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

Материалы учебника, презентация

26.12

63

Алгоритм проверки парных по звонкости- глухости согласных звуков.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

Материалы учебника, презентация

27.12

64

Слова с удвоенными согласными.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму.

Материалы учебника, презентация

28.12

65

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем. Перенос слов с удвоенными согласными.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму, уметь выполнять перенос слов с удвоенными согласными.

Материалы учебника, презентация

66

Контрольный диктант по теме: « Парные согласные и их правописание»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы можно было проверить орфограмму.

67

Работа над ошибками. Перенос слов с удвоенными согласными.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Уметь подбирать проверочные слова.

Материалы учебника, контр. тетради

68

Непроизносимые

Согласные.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Писать орфографически  правильно слова с непроизносимыми согласными звуками.

Материалы учебника, презентация

69

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.  

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Писать орфографически  правильно слова с непроизносимыми согласными звуками.

Материалы учебника, презентация

70

Разделительные мягкий и твердый знаки. (ь,ъ)

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму.

Материалы учебника, презентация

71

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами Е,Е,Ю,Я,И.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Находить в слове и объяснять орфограмму. Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.ю

Материалы учебника

72

Первичные наблюдения за употреблением разделительного твердого знака.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму.

Материалы учебника, презентация

73

Разделительные мягкий и твердый знаки. (ь,ъ)

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму.

Материалы учебника

74

Правописание разделительного твердого знака.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Корректировать свои ошибки, объяснять их, верно писать парные согласные, разделительный  Ъ знак в словах.

Материалы учебника

75

Употребление разделительного мягкого знака.

Комб.

Фронтальный,

групповой

Устный опрос

Наблюдать за употреблением разделительного мягкого знака.

Материалы учебника, презентация

76

Слово и его значение.

Что рассказывало слово.

Комб.

Фронтальный,

групповой

Устный опрос

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму.

Материалы учебника, презентация

77

Слово как двусторонняя единица языка.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму.

Материалы учебника, презентация

78

Обобщающее значение слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению. Находить слово с обобщающим значением для тематических групп слов.

Материалы учебника, презентация

79

Имена собственные и нарицательные.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

Материалы учебника

80

Различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

Материалы учебника

81

Слова с несколькими значениями.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

Материалы учебника, презентация

82

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос


Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном текс

Материалы учебника, презентация

83

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

Материалы учебника, презентация

84

Слова, близкие по значению. (синонимы)

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Объяснять роль синонимов в речи как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных  высказываниях.

Материалы учебника, презентация

85

Синонимы и их роль в речи.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Использовать синонимы в собственных  высказываниях

Материалы учебника, презентация

86

Роль синонимов в речи человека. Правописание разделительного твердого и мягкого знака.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Объяснять роль синонимов в речи как средства обогащения речи.

Материалы учебника, презентация

87

Слова, противоположные по значению. (антонимы)

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте,        объяснять их роль.

Материалы учебника, презентация

88

Роль антонимов в речи.

Комб.

Фронтальный, групповой

Устный опрос

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте,        объяснять их роль.

Материалы учебника, презентаци

89

Устойчивые сочетания слов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в собственной речи.

Материалы учебника, презентация

90

Тематические группы слов.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Распределять слова по тематическим группам. Дополнять эти группы своими словами.

Материалы учебника, презентация

91

Контрольный диктант по теме: «Правописание разделительных мягкого и твердого знака»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Находить в слове и объяснять орфограмму.

92

Работа над ошибками. Омонимы, синонимы, антонимы

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Материалы учебника, презентация

93


Состав слова. Как собрать и разобрать слово.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Называть части слова.

Материалы учебника, презентация

94

Как собрать и разобрать слово.  Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Называть части слова.

Материалы учебника, презентация

95

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить корень слова путем сопоставления однокоренных слов, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Материалы учебника, модели слов

96

Закрепление представления о единообразном правописании корня, его семантической значимости.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить корень слова путем сопоставления однокоренных слов, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Материалы учебника, модели слов

97

Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением.

Материалы учебника, презентация

98

Приставка. Ее роль в слове. Значение, которое придает приставка слову.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выделять в слове приставку, определять ее значение, различать приставки и предлоги.

Материалы учебника, модели слов

99

Приставка. Правописание разделительного  твердого знака.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твердый знаки.

Материалы учебника, презентация

100

Значение, которое приставка придает слову.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Выделять в слове приставку, определять ее значение, различать приставки и предлоги.

Материалы учебника, презентация

101

Суффикс. Роль суффикса в слове.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выделять в слове суффикс. Определять его значение.

Материалы учебника, презентация

102

Значение некоторых суффиксов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выделять в слове суффикс. Определять его значение.

Материалы учебника, презентация

103

Окончание. Его основная функция и отличие от других частей слова.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Правильно употреблять окончания, объяснять их роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

Материалы учебника, презентация

104

Части речи.

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Определять части речи

Материалы учебника

105


Создание представления о грамматическом значении как о значении, свойственном целым группам слов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приемы наглядно-образного и логического мышленийя.

Материалы учебника

106

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные.

Комб.

Комб.

Устный опрос

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имен собственных.

Материалы учебника, презентация

107

Основные семантические группы собственных имен существительных.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи, определять число имен существительных.

Материалы учебника, презентация

108

Изменение имен существительных по числам.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Определять число имен муществительных.

Материалы учебника, презентация

109

Варианты окончаний имен существительных во множественном числе.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами.

Материалы учебника, презентация

110

Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам. Роль глаголов в речи.



Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Материалы учебника, презентация

111

Наблюдение за изменением глаголов по временам. Роль глаголов в речи.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам .

Материалы учебника, презентация

112

Изменение глаголов по временам.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Ставить вопросы к глаголам в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Материалы учебника, презентация

113

Имя прилагательное. Как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам. Роль имен прилагательных в речи.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именем существительным. имена прилагательные на основе их различий в значении.

Материалы учебника, презентация

114

Изменение имен прилагательных по числам.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, уметь изменять прилагательные по числам.

Материалы учебника, презентация

115

Роль имен прилагательных в речи.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

Материалы учебника, презентация

116

Обобщение знаний об изученных частях речи.

Комб.

Фронтальный, групповой

Устный опрос

Систематизировать знания об основных частях речи.

Материалы учебника, презентация

117

Предлог. Его роль в речи. Правописание предлогов со словами. Различие правописания предлогов и приставок.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой, выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

Материалы учебника, презентация

118

Правописание предлогов со словами.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой

Материалы учебника

119

Различие правописания предлогов и приставок.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой

Материалы учебника, презентация

120

Контрольный диктант по теме: «Правописание предлогов и приставок»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Контролировать правильность правописания слов на изученные правила

121

Работа над ошибками. Правописание предлогов и приставок.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Различать приставки и прелоги.

Материалы учебника, презентация

122

Предложение. Текст.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Верно оформлять предложение на письме. Составлять предложения разные по цели высказывания..

Материалы учебника, презентация

123

Типы предложения по цели высказывания. Главные члены предложения. Типы текстов.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

. Составлять предложения разные по цели высказывания.. Составлять тексты разных типов.

Материалы учебника, презентация

124

.  Связь слов в предложении.



Комб.

фронтальный

Устный опрос

Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Верно оформлять предложение на письме.

Материалы учебника, презентация

125

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Находить в предложении главные члены предложения.

Материалы учебника

126

Разбор предложения по членам предложения. Главные члены предложения и второстепенные члены предложения.

Комб.

Фронтальный, групповой

Устный опрос

Находить в предложении главные члены предложения, отличать от них второстепенные члены предложения.

Материалы учебника, презентация

127

Текст, определение текста. Виды текстов.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Составлять текст с изученными орфограммами, определять виды текстов

Материалы учебника

128

Записка как вид текста, ее особенности.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Строить предложения, адекватно выражая мысль

Материалы учебника, презентация

129

Письмо как вид текста, требования к его написанию.

Комб.

Фронтальный

групповой

Устный опрос

Составлять текст с изученными орфограммами

Материалы учебника, презентация

130

Контрольный итоговый диктант.

Контр.

индивидуальный

Контр.

Контролировать правильность правописания слов на изученные правила. Верно оформлять предложение на письме.

131

Работа над ошибками.

Тематическая работа по теме: « Части речи»

Контр.

индивидуальный

Контр.

Определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно употреблять их в речи.

132

 Связь слов в предложении.

Комб.

фронтальный

Устный опрос

Строить предложения, адекватно выражая свою мысль. Выявлять причину ошибки и корректировать ее.

Материалы учебника, презентация

133

Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Типы текстов. (обобщение)

Комб.

групповой

Устный опрос

 Составлять предложения разные по цели высказывания. Составлять тексты разных типов.

Материалы учебника, презентация

134

Основные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Комб.

Фронтальный, групповой

Устный опрос

Определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам.

Материалы учебника

135

Развитие речи. Составление текста «Отдых летом»

Комб.

Фронтальный, индивидуальный

Устный опрос

Записывать текст – повествование на заданную тему, верно оформлять предложения на письме.

Презентация, картинный материал

136

Работа над ошибками. Обобщение изученного во 2 классе.

Комб.

Фронтальный

Устный опрос

Обобщать изученное во 2 классе.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива») и базисного учебного плана МБОУ «Гимназия №1»  из расчета 4 часа в неделю (136 часов в год).

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

             Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

            В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, написании диктантов и изложений, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

            Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  1. развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  2. обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  3. пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  4. формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  5. обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  6. развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  7. развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык»

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспита ния младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лин гвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствова ние чувства слова, языковой интуиции детей. Важным ком понентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, комму никативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в дан ной программе, является его коммуникативная направлен ность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельно сти: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и органи зацию принятого обучения орфографии:совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуни кативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процес са обучения: с опорой на языковой опыт и природную языко вую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изу чению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и рас ширяется. Так, в связи с повторением основных проблем рус ской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими соглас ными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, по скольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору зна ка из двух возможных второклассники научатся в конце учеб ного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей про должается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие со стоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категори альное значение всех имен существительных. До этого момен та понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенны ми членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овла девают понятием предложение, знакомятся с видами предло жений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после запи си совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного сти лей, преимущественно повествовательного характера, вклю чающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе явля ется обучение орфографии.

 Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опаснос ти письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать глав ные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с поня тием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ве дется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глу хости-звонкости согласных в одну группу, которую они со ставляют как орфограммы слабых позиций, используется вы ражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убежда ются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окош ками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по том переходят на пропуск только тех, на месте которых за трудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан ном курсе он взят на вооружение, методически интерпрети рован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и форми рование основ орфографического самоконтроля, на возник новение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отлича ется двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изо лированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опас ное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второкласс ники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом осо бо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому воз можному способу выяснения нужной буквы позволяет орга нично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введе ния второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас смотрение выносится раздел «Состав слова». После знаком ства с приставками завершается работа над темой «Раздели тельные ь и ъ».

Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение воп росов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предло жение», «Текст», «Состав слова».

Место предмета в базисном учебном плане

       По программе на изучение русского языка  во 2 классе отводится 170 часов в год ,5 часов в неделю, а по учебному плану гимназии 136 часов в год ,4 часа в неделю.( Приказ № 4154/12 от 09.08.2012 “Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования”)

Результаты изучения курса

             Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыслового смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представление о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Пониманиями значимости позитивного стиля общения, основного на миролюбии, терпения, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценности и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать и находить выходы из спорных ситуаций.

      Метапредметные результаты:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результат.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умения включаться в обсуждения проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. Умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.  
  6. Умение создавать и использовать знакомо – символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организация, передачи и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивания речевого высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составления текстов в устной и посменной форме.

9. Овладения следующими логическими действиями:

  1. сравнение;
  2. анализ;
  3. синтез;
  4. классификация и обобщения по родовым признакам;
  5. установление аналогии и причинно-следственных связей;
  6. построение рассуждений;
  7. отнесение к известным понятиям.

           

           10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существование различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

           11. Определение общей целей современной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределен6ии функции и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать соответственное поведение.

           12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

           13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.  

      Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве многообразии языкового и культурного пространства Росси, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что представляет собой явления национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка национального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значение и звучание слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о норах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенных знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.      

II. Основное содержание учебной дисциплины.

1 раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким соглас ным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупреди тельных) при обозначении звука [и'].

2 раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограм мы как «главные опасности письма»: орфограммы безудар ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначе ние и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на кон це слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: прове рочные слова как помощники при выборе правильной бук вы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухо сти-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяс нения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в кор нях слов и способы решения орфографической задачи. Удво енные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

3 раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», по нятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-не видимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведе нии. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распро страненные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

4 раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

5 раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в уст ной и письменной речи. Возможность запятых и других зна ков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопроси тельные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливос ти при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знаком ство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  1. вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  2. различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  3. правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  4. знать способы их буквенного обозначения;
  5. обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  6. определять место ударения в слове;
  7. вычленять слова из предложений;
  8. чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  9. правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  10. грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  11. употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  12. устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  13. знать гигиенические правила письма;
  14. правильно писать формы букв и соединения между ними;
  15. уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Учебно-тематическое планирование

по предмету «Русский язык 2 класс».

        Класс:  2а

        Учитель:  Мирзанурова Р.М.

        Количество часов: 136

        Всего 136  часов; в неделю          4         часа.

Плановых контрольных уроков _____5_____, зачетов                , тестов                 ч.

Административных контрольных уроков _____2___ ч.

         Планирование составлено на основе (1- 4) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, начальная школа, Москва, Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения, УМК Перспектива.

    Учебник:  Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 2 класс» издательство «Просвещение», 2012 г.;

    Дополнительная литература. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.  Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2012г.

Методическое обеспечение

1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. «Русский язык», учебник для 2 класса начальной школы в 2-х частях /М.: «Просвещение» , 2012 год.

2. Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов» /М.: «Просвещение» , 2012 год.

3. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие «Русский язык» /М.: «Просвещение» , 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...