Приложение к презентации
методическая разработка по русскому языку по теме

Приложение к презентации "Формирование коммуникатиной компетентности обучающихся на уроках русского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentaciya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода

Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка (пояснения к презентации)

              (1 слайд) По словам Львова «тревожность относительно судеб наших духовных ценностей усиливается…».Одна из причин тревоги-общее снижение культуры в России. Все реже образцовая речь звучит в телепередачах, язык рекламы совсем не ориентирован на литературную норму.

               Именно поэтому сегодня, прежде всего в начальной школе, так важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить его слушать, говорить, сочинять, наслаждаться красотой устного и письменного слова.

               Все вышесказанное подчеркивает актуальность формирования коммуникативных качеств школьников при обучении их родному языку.

               Данная проблема рассматривалась в трудах многих педагогов и психологов: Львова, Леонтьева, Ладыженской, Климановой и др.

               (2 слайд) Наиболее важные идеи и положения, входящие в основу опыта этих педагогов  я использую в своей работе. Основная задача уроков русского языка-развитие речи обучающихся. Мы должны понимать, чем успешнее ребенок овладевает речью, тем легче ему учиться и общаться.

                (3 слайд) Речь ребенка зависит от ситуации общения. Главная задача учителя-создание коммуникативной ситуации на уроке. Мы должны научить детей общаться в рамках учебных занятий. Во многом проблему коммуникации решают уроки русского языка, так как русский язык обеспечивает обучающихся основными средствами коммуникации.

                (4 слайд) Мною выделены основные условия формирования коммуникативных качеств обучающихся, в основе которых три составляющих.

                (5 слайд) А также выбраны направления, которые, по моему мнению, являются приоритетными в заданных условиях. По всем направлениям мною проводится систематическая работа. Опираясь на труды великих педагогов и психологов, был составлен комплекс упражнений.

                Рассмотрим некоторые виды упражнений по представленным выше направлениям.

(6 слайд)1.Невербальное общение.

В 1 классе работаем над громкостью и скоростью произношения:

-прослушивание образцов речи;

-распознавание на слух различных голосов;

(7 слайд) - озвучивание жестов, изображенных на картинках.

Во 2 классе ведется работа над многообразием видов тона:

-обратись с просьбой … к незнакомому человеку,

                                           к товарищу,

                                           к родителям;

-выбери тон для того или иного текста;

-расскажи о брате или сестре, показав тоном свое отношение к нему (к ней).

В 3-4 классах работаем над адекватным использованием  средств выразительности при создании собственных высказываний:

-приветствие в заданной ситуации:

 а) рад встрече,

 б) обижен;

-инсценировка пословиц и поговорок с помощью мимики и жестов;

-попроси вещь у товарища и с помощью мимики и жестов покажи:

а) нужна срочно,

б) можешь подождать.

             (8 слайд)  Параллельно с использованием невербальных средств общения ведется работа над обогащением словаря обучающихся:

-распознавание синонимов, антонимов, многозначных слов в предложении и тексте;

-замена слов синонимами и антонимами;

-исправь ошибку:

«Миша клянчил у учителя, чтобы его спросили на уроке» (умолять, просить).

-придумай задание к данным словам и предложи его товарищу;

-внеси нарушение в заданный синонимический, антонимический ряд слов;

-найди общее для слов «суп» и «сердце», «человек» и «солнце».

Задания направлены на решение задачи формирования правильного восприятия значения слова.

               (9 слайд) Не менее важную роль в развитии коммуникативных качеств обучающихся играет работа над предложением и текстом.

На начальном этапе учимся составлять предложения:

-по опорным словам,

-по вопросам,

-по словам, заданным в начальной форме,

-по картинкам.

Применяем задания:

-сократи, распространи предложение;

-построй сложное предложение по заданному началу:

«Я учусь в школе…                   а мама и папа работают на заводе.

                                                    чтобы быть умным.

                                                    и занимаюсь спортом»;

-придумай начало, конец текста;

-сочини письмо, телеграмму, записку;

-коллективное составление текста:

«Волшебный сундучок» (В коробке сложены несколько предметов, вырезанных из бумаги или картона. Дети достают по одному предмету  и составляют о нем предложение. Каждый следующий продолжает мысль предыдущего, составляя предложение о своем предмете. Должен получиться рассказ.)

               (10 слайд) Еще одно важное направление в нашей работе - развитие диалогической и монологической речи:

-стихотворения, требующие хоровых ответов детей на вопрос учителя;

-игра в рассуждалки «Ниткопись» (ребенок при помощи нити  на фланелеграфе рисует заданный предмет и рассуждает:

«Я нарисовала ниточкой зайчика. Если это зайчик, то у него должны быть длинные ушки. Длинные ушки есть. Если это зайчик, то у него должны быть лапки. Лапки есть. … Значит перед нами зайчик»);

-диалог на изученное правило (работа в парах:

   -Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».

-Давай попробуем вместе разобраться.

-Я начну так: «Слово «флаг» - односложное, потому что … . В конце слова … . Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка»);

-«фантограмма»-сочинения, в которых действительность выступает в нереальном виде:

«Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?»

«Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену?»

-работа в диадах (обговаривание с товарищем вопроса и формирование единого ответа).

               Все направления, представленные здесь, взаимосвязаны. В результате применения коммуникативного подхода в обучении русскому языку приходим к выводам:

-использование невербальных средств общения приводит к облегчению процесса общения;

-обучающиеся свободно используют различные средства выразительности речи при составлении самостоятельных высказываний;

-многие обучающиеся владеют логикой построения высказываний.

               Чем свободнее, грамотнее, точнее и ярче обучающиеся будут излагать свои мысли, тем успешнее они будут сегодня-в школе, а завтра - во взрослой жизни.

Список литературы

1.Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа. 2003. №4.

2.Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.-М.:2005.

3.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.

4.Митрохина С. В. Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий.//Начальная школа. 2007. №1.

5.Соловейчик М. С.  Русский язык в начальных классах. – М.:«Линка - пресс», 1994.

6.Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка.//Начальная школа. 1989. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к презентации

Подробное описание , сопроводительный текст к слайдам презентации...

Приложение к презентации "Жемчужина речи"

Внеклассное мероприятие по русскому языку по  теме «Фразеологизмы».  «Жемчужины речи»Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русског...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

приложение 3 - презентация

Презентация детей - зачетная работа детей по ОПК....

приложение 3 - презентация о музеях

Данная презентация используется на классных часах....

Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"

  Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...