Приложение к презентации
методическая разработка по русскому языку по теме
Приложение к презентации "Формирование коммуникатиной компетентности обучающихся на уроках русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода
Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка (пояснения к презентации)
(1 слайд) По словам Львова «тревожность относительно судеб наших духовных ценностей усиливается…».Одна из причин тревоги-общее снижение культуры в России. Все реже образцовая речь звучит в телепередачах, язык рекламы совсем не ориентирован на литературную норму.
Именно поэтому сегодня, прежде всего в начальной школе, так важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить его слушать, говорить, сочинять, наслаждаться красотой устного и письменного слова.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность формирования коммуникативных качеств школьников при обучении их родному языку.
Данная проблема рассматривалась в трудах многих педагогов и психологов: Львова, Леонтьева, Ладыженской, Климановой и др.
(2 слайд) Наиболее важные идеи и положения, входящие в основу опыта этих педагогов я использую в своей работе. Основная задача уроков русского языка-развитие речи обучающихся. Мы должны понимать, чем успешнее ребенок овладевает речью, тем легче ему учиться и общаться.
(3 слайд) Речь ребенка зависит от ситуации общения. Главная задача учителя-создание коммуникативной ситуации на уроке. Мы должны научить детей общаться в рамках учебных занятий. Во многом проблему коммуникации решают уроки русского языка, так как русский язык обеспечивает обучающихся основными средствами коммуникации.
(4 слайд) Мною выделены основные условия формирования коммуникативных качеств обучающихся, в основе которых три составляющих.
(5 слайд) А также выбраны направления, которые, по моему мнению, являются приоритетными в заданных условиях. По всем направлениям мною проводится систематическая работа. Опираясь на труды великих педагогов и психологов, был составлен комплекс упражнений.
Рассмотрим некоторые виды упражнений по представленным выше направлениям.
(6 слайд)1.Невербальное общение.
В 1 классе работаем над громкостью и скоростью произношения:
-прослушивание образцов речи;
-распознавание на слух различных голосов;
(7 слайд) - озвучивание жестов, изображенных на картинках.
Во 2 классе ведется работа над многообразием видов тона:
-обратись с просьбой … к незнакомому человеку,
к товарищу,
к родителям;
-выбери тон для того или иного текста;
-расскажи о брате или сестре, показав тоном свое отношение к нему (к ней).
В 3-4 классах работаем над адекватным использованием средств выразительности при создании собственных высказываний:
-приветствие в заданной ситуации:
а) рад встрече,
б) обижен;
-инсценировка пословиц и поговорок с помощью мимики и жестов;
-попроси вещь у товарища и с помощью мимики и жестов покажи:
а) нужна срочно,
б) можешь подождать.
(8 слайд) Параллельно с использованием невербальных средств общения ведется работа над обогащением словаря обучающихся:
-распознавание синонимов, антонимов, многозначных слов в предложении и тексте;
-замена слов синонимами и антонимами;
-исправь ошибку:
«Миша клянчил у учителя, чтобы его спросили на уроке» (умолять, просить).
-придумай задание к данным словам и предложи его товарищу;
-внеси нарушение в заданный синонимический, антонимический ряд слов;
-найди общее для слов «суп» и «сердце», «человек» и «солнце».
Задания направлены на решение задачи формирования правильного восприятия значения слова.
(9 слайд) Не менее важную роль в развитии коммуникативных качеств обучающихся играет работа над предложением и текстом.
На начальном этапе учимся составлять предложения:
-по опорным словам,
-по вопросам,
-по словам, заданным в начальной форме,
-по картинкам.
Применяем задания:
-сократи, распространи предложение;
-построй сложное предложение по заданному началу:
«Я учусь в школе… а мама и папа работают на заводе.
чтобы быть умным.
и занимаюсь спортом»;
-придумай начало, конец текста;
-сочини письмо, телеграмму, записку;
-коллективное составление текста:
«Волшебный сундучок» (В коробке сложены несколько предметов, вырезанных из бумаги или картона. Дети достают по одному предмету и составляют о нем предложение. Каждый следующий продолжает мысль предыдущего, составляя предложение о своем предмете. Должен получиться рассказ.)
(10 слайд) Еще одно важное направление в нашей работе - развитие диалогической и монологической речи:
-стихотворения, требующие хоровых ответов детей на вопрос учителя;
-игра в рассуждалки «Ниткопись» (ребенок при помощи нити на фланелеграфе рисует заданный предмет и рассуждает:
«Я нарисовала ниточкой зайчика. Если это зайчик, то у него должны быть длинные ушки. Длинные ушки есть. Если это зайчик, то у него должны быть лапки. Лапки есть. … Значит перед нами зайчик»);
-диалог на изученное правило (работа в парах:
-Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».
-Давай попробуем вместе разобраться.
-Я начну так: «Слово «флаг» - односложное, потому что … . В конце слова … . Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка»);
-«фантограмма»-сочинения, в которых действительность выступает в нереальном виде:
«Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?»
«Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену?»
-работа в диадах (обговаривание с товарищем вопроса и формирование единого ответа).
Все направления, представленные здесь, взаимосвязаны. В результате применения коммуникативного подхода в обучении русскому языку приходим к выводам:
-использование невербальных средств общения приводит к облегчению процесса общения;
-обучающиеся свободно используют различные средства выразительности речи при составлении самостоятельных высказываний;
-многие обучающиеся владеют логикой построения высказываний.
Чем свободнее, грамотнее, точнее и ярче обучающиеся будут излагать свои мысли, тем успешнее они будут сегодня-в школе, а завтра - во взрослой жизни.
Список литературы
1.Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа. 2003. №4.
2.Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.-М.:2005.
3.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.
4.Митрохина С. В. Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий.//Начальная школа. 2007. №1.
5.Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах. – М.:«Линка - пресс», 1994.
6.Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка.//Начальная школа. 1989. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к презентации
Подробное описание , сопроводительный текст к слайдам презентации...
Приложение к презентации "Собаки в городе"
Конспект....
Приложение к презентации "Жемчужина речи"
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Фразеологизмы». «Жемчужины речи»Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русског...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ
париложение к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...
приложение 3 - презентация
Презентация детей - зачетная работа детей по ОПК....
приложение 3 - презентация о музеях
Данная презентация используется на классных часах....
Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...