Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
статья по русскому языку (3 класс) по теме
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, приобретая навыки практической работы со словарями, что очень важно в условиях внедрения ФГОС. Для этого учащиеся разбиваются на группы. Работа ведётся с привлечением родителей, библиотекаря, учителя информатики. Результаты работы оформляются в виде общей презентации .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_russkoy_rechi_gosudar.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Ширыбырова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Цели проекта:
- Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.
- Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
- Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
- Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
- Закрепить навыки практической работы со словарями.
- Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Возраст участников проекта: 9 -10 лет (3 класс).
Приблизительная продолжительность проекта: 3 недели.
Режим работы:
Специально организованные занятия в школьной библиотеке, самостоятельная работа учащихся, групповые консультации с преподавателем информатики.
Роль учителя в проекте:
- Помочь детям в поисках источников информации;
- Самому быть источником информации;
- Координировать весь процесс учебной познавательной деятельности;
- Поддерживать и поощрять активность учащихся в работе над проектом.
Дополнительно привлекаемые участники: Школьный библиотекарь, преподаватель информатики, родители.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру, информатике.
Выполняя задания, учащиеся учатся самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, приобретают навыки практической работы со словарями. Для этого учащиеся разбиваются на группы. Работа в группах ведётся с привлечением родителей, библиотекаря по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются в виде общей презентации под руководством учителя информатики.
Заключительный урок – открытая защита проекта с приглашением родителей и учителей, в ходе которой учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки, приобретённые в ходе учебного проекта, рассказать о том, каким образом шла работа в группе и что было самым запоминающимся в ходе работы. По итогам защиты – награждение дипломами.
Ожидаемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся смогут:
- Демонстрировать навыки практической работы со словарями.
- Рассказать об истории возникновения словарей, их видах.
- Получить навыки публичного выступления.
- Использовать компьютеры для создания презентаций выступлений.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
ЭТАП 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
На данном этапе учитель проводит беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний по данной проблеме.
Учитывая итоги проведённой беседы, учитель создаёт проблемную ситуацию, организует обсуждение возникших вопросов. Определяется тема проекта.
Учащиеся распределяются по тематическим группам, раздаются задания:
1 группа – собрать теоретический и исторический материал о словарях, высказывания великих людей;
2 группа – подготовить сообщение на тему: “Почему толковые словари толковые?”, подготовить информацию о составителях толковых словарей В.И. Дале, Д. Н. Ушакове, С.И. Ожегове;
3 группа – подготовить сообщение на тему: “Родственники толкового словаря”, подготовить информацию о словарях иностранных и иноязычных слов, устаревших слов, синонимов, фразеологизмов;
4 группа – подготовить сообщение на тему: “Словари на службе правильного произношения и правописания”, подготовить информацию об орфографическом и орфоэпическом словарях;
5 группа – подготовить информацию о правилах пользования словарём.
ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА, ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ.
На данном этапе учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в парах и группах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает, консультирует, координирует работу групп, рекомендует список информационных источников. Учащиеся готовят материалы для компьютерной презентации.
ЭТАП 3. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Защиту проекта организуется как открытое занятие, на которое приглашаются родители, учителя. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию и публикацию, отвечает на вопросы.
Выступление групп в ПРИЛОЖЕНИИ.
Защита проекта сопровождается ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Учащиеся 3 “А” класса представляют информационно-исследовательский проект “Русской речи государь по прозванию Словарь”.
Мы получили задание:
- собрать теоретический и практический материал о словарях;
- ответить на вопрос “Почему толковые словари толковые?”;
- собрать информацию о составителях толковых словарей;
- подготовить сообщение на тему: “Родственники толкового словаря”;
- узнать, как словари служат правильному написанию и произношению слов.
Мы узнали у родителей, какие словари есть у каждого из нас в домашней библиотеке.
Почти у половины ребят нашего класса оказался орфографический словарь Ушакова и Ожегова. Этими словарями пользовались ещё наши родители. Во многих семьях оказался “Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова”. И, конечно же, большое множество различных энциклопедических словарей. Больше всего словарей оказалось в домашней библиотеке Малины Александра.
Мы сходили в библиотеку.
Зав. школьной библиотекой Расуля Файзулловна рассказала и показала нам словари, которые есть в нашей библиотеке, и чем мы можем воспользоваться при подготовке различных сообщений.
В детской экологической библиотеке библиотекарь Наталья Вениаминовна представила нам словари различной тематики. Наше внимание привлёк словарь русских имён и фамилий.
Мы узнали об истории возникновения словарей.
Первыми словарями были глоссарии. Они состояли из глосс, которые поясняли значения отдельных слов на полях и в текстах древних рукописных книг. Самый древний русский глоссарий содержал 174 слова.
В 16-17 веках увеличивается объём лексики, и слова всё чаще располагаются в строго алфавитном порядке. Отсюда новое название словарей – азбуковники.
Так начиналась история словарей.
И если в первом словаре насчитывалось всего 174 слова, то в современных словарях их число доходит до ста семидесяти тысяч.
Издано и издаётся великое множество словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.
Во время посещения библиотеки и самостоятельного поиска материала мы узнали:
Что такое словарь?
Это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке, объясняет их значение. Даёт различную информацию о них или перевод на другой язык, либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых этими словами
Почему толковые словари толковые?
Потому что в них объясняются (толкуются) значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка
Сколько родственников у толкового словаря?
Довольно много.
- “Фразеологический словарь русского языка”.
- “Словарь синонимов и антонимов”.
- “Словарь устаревших слов” или “Словарь редких и забытых слов”.
- “Словарь иностранных и иноязычных слов”.
Как словари служат правильному написанию и произношению слов?
Если хочешь писать без ошибок, то необходимо подружиться с орфографическим словарём. В нём можно найти слова, написание которых не подчиняется правилам, а определяется словарём.
А орфоэпический словарь поможет правильно произносить слова.
Во время работы над проектом мы узнали о существовании таких интересных словарей, как:
- “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля (четырёхтомный словарь, включающий свыше двухсот тысяч слов);
- “Словарь языка А.С. Пушкина” (четырёхтомный словарь, в который вошли все слова, встретившиеся в его произведениях. Таких слов оказалось чуть больше 21 тысячи);
- “Обратный словарь русского языка” (содержит слова, которые следуют в алфавитном порядке конечных букв).
За время работы на проектом мы научились находить нужную информацию в словаре.
Для себя мы сделали выводы:
Словари – это книги не только полезные и нужные, но и занимательные.
Чтобы стать образованным человеком, нужно как можно чаще обращаться к словарям.
Вероника Ганеева сочинила стихотворение, которое она так и назвала “Словарь”
Словарь – лучший друг у тебя на пути. Есть затрудненья? В него посмотри!
Толковый словарь всегда под рукой, в школе и дома пусть будет с тобой.
В трудный момент словарь ты бери, в нём объясненья словам находи!
ЭТАП 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Учащиеся – участники проекта обмениваются мнениями, отвечают на вопросы:
- Что удалось в проекте? Какие впечатления оставила работа над проектом, презентация?
- Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?
- Что, на ваш взгляд, не удалось в проекте? Что бы посоветовали своим друзьям? Как и над чем можно ещё поработать?
Учитель и жюри оценивают работу учащихся. Награждение участников проекта.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
Словари и энциклопедические справочники, мультимедийные справочники, рефераты учащихся по теме проекта, компьютер, презентации учащихся.
Печатные материалы:
1. Агафонова Л.А. “Что такое библиотечный каталог?” // “Читаем, учимся, играем” №8 2007.
2. Марданова Е.У. “Словари и словарики” // “Читаем, учимся, играем” №8 2007.
3. Порудоминский В.И. “Про Владимира Ивановича Даля и его словарь”. М.: Дет. лит., 1979.
4. Словари разных годов издания.
5. Серия словарей для учащихся начальной школы под ред. О.Д. Ушаковой // СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ
1. По определению Большого энциклопедического словаря «СЛОВАРЬ – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке, объясняет их значения, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык, либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых этими словами».
2. Непосредственными предшественниками словарей являются глоссы, т.е. объяснения значений отдельных слов на полях и в тексте древних рукописных книг. Сборники глосс – глоссарии – были первыми словарями.
3. Самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев – словарик, приложенный к Кормчей книге 1282 года. В нём всего 174 слова.
Среди древне-русских словарей выделялись словари собственных имён, словари славяно-русские, толкующие непонятные слова книжной речи (преимущественно церковно-славянских книг), словари-разговорники – первые переводные словари, например, «Речь тонкословия греческого».
4. В 16 – 17 веках увеличивается объём лексики и возникает необходимость удобного для пользования распределения слов. Слова всё чаще располагают в строго алфавитном порядке, откуда возникают новые названия словарей – азбуковники.
В это время на Руси наибольшее распространение получили учебные азбуковники. Они содержали сведения по русской и греческой грамматике, арифметике, статьи по всеобщей и русской истории. В занимательной форме азбуковники сообщали сведения по естествознанию.
5. Так начиналась история словарей. И если в первом словаре было всего 174 слова, то в современных словарях их число доходит до ста семидесяти тысяч.
Издано и издаётся великое множество разных словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.
6. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё»
Словари делятся на две большие группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари описывают мир, объясняют различные понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах и т.д., т.е. говорят о предмете.
Энциклопедические словари разделяют на универсальные, отраслевые и региональные. Примерами таких словарей могут быть «Большой энциклопедический словарь», «Античный мир», «Африка».
7. А лингвистические словари посвящены собственно языку. Начав изучать иностранный язык, каждый ученик знакомится с двуязычным словарём, который позволяет делать перевод с одного языка на другой, например, с русского языка на английский и наоборот.
Каждый из нас хоть раз сталкивался с одноязычным словарём. В них расположены сведения о правильном написании слова (орфографический словарь), его значении (толковый словарь), произношении (орфоэпический словарь). Происхождение слова, его путь в языке описывается в этимологическом словаре. Словарь может охватывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов: таковы словари синонимов, антонимов.
8. Во время подготовки проекта мы узнали о существовании таких интересных словарей, как:
- «Словарь языка Пушкина» - четырёхтомный словарь, в который вошли все слова, встретившиеся в его произведениях. Таких слов оказалось чуть больше 21 тысячи;
- «Словарь пословиц русского народа» - автором этого двухтомного словаря является В.И. Даль;
- «Обратный словарь русского языка» - содержит слова, которые следуют в алфавитном порядке конечных букв;
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля – четырёхтомный словарь, включающий свыше 200 тысяч слов.
9. В домашней библиотеке наших одноклассников чаще всего встречаются орфографические словари и толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ
1. Наша группа приготовила сообщение о толковых словарях. Почему же толковый словарь назван толковым? А оттого, что он слова растолковывает, объясняет смысл и значение каждого слова.
Толковые словари – это лингвистические словари, в которых объясняются (толкуются) значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка.
2. Словарные статьи помимо толкования значения слова содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических и словообразовательных свойствах и т.д.
Толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития и являются важными источниками для изучения русского языка в его истории и современном состоянии.
3. Самый выдающийся из толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля.
4. Даль начал собирать слова для своего словаря еще восемнадцатилетним юношей и трудился над ним до последних дней жизни. Даже за неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, Владимир Иванович Даль поручает дочери внести в рукописи словаря четыре новых слова, услышанных им от прислуги.
53 года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. В основу словаря он положил живой великорусский язык — язык народный со всеми областными наречиями и говорами.
5. Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, писал для школьников учебники. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова.
6. Владимир Иванович Даль говорил о словаре: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка»
7. Словарь Даля включает более двухсот тысяч слов. Из них 80 000 слов он собрал самостоятельно. Примерно 120 000 слов и выражений он извлек из предшествующих словарей. Приводятся и объясняются тысячи словосочетаний и устойчивых оборотов речи. Около тридцати тысяч пословиц и поговорок можно встретить в словаре Даля.
Толкуя то или иное слово, Даль подбирает множество синонимов, показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка, сопровождает их пословицами и поговорками.
8. Многие словарные статьи у Даля – это маленькие рассказы о быте народа и о его труде, о ремёслах и промыслах, об орудиях труда и предметах обихода, о народных обычаях и нравах – о народной жизни, которую хорошо и подробно знал Владимир Иванович Даль.
9. Академик Грот писал: «Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это – книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного?»
10. Словарь Даля периодически переиздаётся. Первое издание вышло ещё при жизни Даля в 1863 – 1866 г.г., второе издание было посмертным (1880-1882 г.г.). Последующие издания перерабатывались, дополнялись, но народный дух, живой русский язык оставался неизменным.
И по-прежнему словарь остаётся настоящей сокровищницей меткого народного слова, спутником всякого образованного человека, интересующегося русским языком.
11. Как мы уже говорили, толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития, а потому в начале 20 века вышел в свет новый «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова в четырёх томах. Он включал в себя свыше 85 тысяч слов (85 289). Словарь толкует слова, сообщает их правильное ударение, произношение, даёт краткую справку о происхождении слова, если оно заимствовано из другого языка. Словарь Ушакова был очень популярным в своё время, но и хорошие словари стареют. Им на смену приходят новые.
12. А я хочу рассказать о словаре, который есть у меня дома и у нас в классе. Это однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь Ожегова вышел в свет в 1949 году. В первом издании словаря было около 57 тысяч наиболее употребительных слов. В последующих изданиях количество слов оставалось прежним, но их состав изменялся – исключались устаревшие слова, вводились новые. При жизни автора вышло шесть изданий словаря.
13. После смерти Сергея Ивановича Ожегова работу над редактированием словаря продолжила его ученица Наталия Юльевна Шведова. В 1992 году на основе словаре Ожегова выходит в свет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Этот однотомный словарь включает 80 000 слов и фразеологических выражений.
14. Самый большой толковый словарь современности это семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка». В нём объясняется 120 000 слов.
15. Существует ещё очень много разных словарей, и они нужны всем: школьникам и учителям, учёным и писателям, всем культурным людям.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ
1. Наша группа приготовила сообщение о родственниках толковых словарей. Эти словари дают толкование слов и сочетаний слов с различных точек зрения.
2. Я расскажу вам про «Словари иностранных и иноязычных слов». При чтении журналов, газет, книг мы часто встречаемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Нужно знать точное значение этих слов, форму употребления, чтобы понимать их и правильно употреблять в речи.
Из словарной статьи можно узнать, что означает незнакомое иноязычное слово, из какого языка оно к нам пришло, как правильно его произносить и употреблять в речи.
3. А я представлю словарь, который поможет вдумчивому читателю при чтении художественной литературы прошлых веков. Читая произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова и других писателей мы иногда встречаем слова, которые вышли из активного употребления и потому нам не совсем понятны. Понять их поможет «Словарь устаревших слов» или «Словарь редких и забытых слов».
4. Подготовиться к публичному выступлению, написать сочинение, правильно подобрать нужное слово поможет «Словарь синонимов русского языка».
Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.
В словаре синонимов слова объединены в синонимический ряд. Синонимический ряд может состоять из 2, 3, 4 и более слов. В синонимическом ряду одно слово главное, которое лишено оттенков речи. Например, глаза – очи, - гляделки, зенки, бельма.
5. Очень часто в своей речи мы используем такие устойчивые выражения, как заморить червячка, бить баклуши, работать спустя рукава. А все ли из вас понимают, могут объяснить и правильно употребить эти выражения в речи? Если нет, тогда на помощь вам придёт «Фразеологический словарь русского языка», который включает в себя до 4 000 тысяч таких устойчивых выражений.
Фразеологический словарь, как и другие словари, состоит из множества словарных статей, расположенных в алфавитном порядке
А – ахиллесова пята;
Б – бить баклуши;
В – валять дурака…
6. Подружитесь с этими словарями, и для вас откроются многие тайны русского языка.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ
1. Наша группа приготовила сообщение на тему: «Словари на службе правильного произношения и правописания».
2. В тридцатых годах прошлого столетия началась работа по упорядочению правил русского правописания. К этой работе были привлечены крупнейшие советские языковеды. Результатом длительной работы явились «Правила русской орфографии и пунктуации» и «Орфографический словарь русского языка» под редакцией Сергея Ивановича Ожегова и Абрама Борисовича Шапиро.
А для школьников в 1934 году вышел в свет «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова. Более семидесяти лет прошло с момента выхода первого издания. От издания к изданию совершенствовался словарь. Многим людям он стал настоящим другом и помощником в изучении русского языка. Этим словарём пользовалась моя мама, а теперь пользуюсь и я.
3. Орфографический словарь содержит основной текст – слова от А до Я, приложения: русский алфавит с названием букв, объяснение сокращений, встречающихся в словаре; списки мужских и женских имён; важнейшие правила правописания отдельных орфограмм.
Словарь назван орфографическим, но в нём имеются сведения не только о написании слов, но и практические сведения о значении слов (есть такие слова, которые можно спутать друг с другом), их произношении.
В орфографическом словаре у всех слов отмечается ударный слог. В некоторых словах дано два ударения. Это означает, что допустимо двоякое произношение
4. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарём.
5. Я представлю словарь, который отражает нормы произношения и ударения, словарь, который даёт сведения об образовании правильных грамматических форм слова. Как правильно: свёкла или свекла, по′ртфель или портфе′ль, нет носок или носков?
Не допускать подобных ошибок поможет «Орфоэпический словарь русского языка». Этим словарём пользуются дикторы телевидения и радио, чтобы из их уст звучала красивая и правильная речь.
В «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Рубена Ивановича Аванесова около 63 500 слов.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ
1. Нашей группе необходимо было подготовить информацию о правилах пользования словарём.
Ребята, нам уже приходилось на уроках русского языка пользоваться словарём, и вы прекрасно знаете, что слова в словаре находятся в алфавитном порядке.
Заглавное (т.е. объясняемое) слово вместе со всеми сведениями, которые о нём сообщаются в словаре, составляют словарную статью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к презентации "Жемчужина речи"
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Фразеологизмы». «Жемчужины речи»Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русског...
Презентация "Русской речи государь по прозванию словарь"
Фотоотчёт о проделанной работе по русскому языку...
Русской речи Государь по прозванию Словарь
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность о...
Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ
Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:- словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...
Тема « Русской речи Государь-по прозвании Словарь»
Познакомить учащихся с различными словарями. Познакомить с правилами работы со словарями....
Русской речи Государь по прозванию Словарь
Русской речи Государь по прозванию Словарь...