Приложение к презентации "Жемчужина речи"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Фразеологизмы». «Жемчужины речи»
Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_prezentacii_zhemchuzhiny_rechi.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Фразеологизмы». «Жемчужины речи»
Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русского народа.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. О чём пойдёт речь? (о фразеологизмах)
Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск. Их по праву можно назвать жемчужными россыпями.
Итак, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.
Вспомним основные признаки фразеологизмов. Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельные значения, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов. Этот признак фразеологизмов называется раздельнооформленностью.
Поскольку фразеологизмы всегда состоят из нескольких слов и внешне похожи на обычные, или, как их называют, свободные сочетания, нужно установить, чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний.
Рассмотрим таблицу.
Признаки свободных словосочетаний | Признаки фразеологизмов |
|
|
|
|
| 3.Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания. |
Предлагаем выполнить индивидуальную работу с творческим заданием. Выпишите только те предложения, в которых есть фразеологизмы.
- Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
- Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.
- Засучив рукава, я доставал выскальзавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки.
- Ребята работали засучив рукава.
- Никиту как ветром сдуло с веранды.
- Ярче синеет лёд посредине Дона, где ветром сдуло снег.
- Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя.
- Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.
- А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапках ходил, и через голову кувыркался бы…
- Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми его важными гостями.
Исторические справки о фразеологизмах. Мудрено сотворено! (показ слайдов 7 -16)
Орфографическая разминка «Кто грамоте горазд тому не пропасть!»
Держат…ся в тени, ут…реть нос, прот…нуть руку помощи, д…ржать в ч…рном тел…, г…нять лодыря, калач…м не заман…шь, в…сеть на телефон…, д…ржать язык за зубами, как с гуся в…да, как кошка с с…бакой, каши не свар…шь,Васька слуша…т да ест, вертет…ся как белка в кол…се.
Работа со словарями. Определите значения фразеологизмов.
(слайд №19)
Викторина. (проведена предварительная подготовка до мероприятия)
1.В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения: в путь - дорогу снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, день и ночь, спору нет, дал слово, делать нечего?
2. В каких баснях И.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: а) ни охнуть ни вздохнуть; ноги протянуть; горю пособить; б) глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймёт; оскомину набить; в) быть в диковинку; откуда ни возьмись; лезть в драку; придавать духу?
3. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться; ушки на макушке; тут как тут; постоять головой; сдержать клятву; стоять до конца?
4. Названия каких известных вам литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?
Творческое задание. (10 мин.)
(Дифференцированная работа в группах.)
1 гр. Напишите мини сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.
2 гр. Выпишите предложения с фразеологизмами из басен И.А.Крылова.
Подведём итоги:
- Что такое фразеологизмы?
- Зачем нужны фразеологизмы в нашей речи? Спасибо за участие! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи( Приложение 1)
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...
Приложение.Части речи.
Ответь на вопросы и задания викторины. Выбери правильный ответ....
Приложения для уроков развития речи в 1 классе для интерактивной доски Mimio.
Данные приложения можно использовать на уроках развития речи в 1 классе для обучающихся с нарушенным слухом или на занятиях в детском саду.Они разработаны для использования на интерактивной доске Mimi...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ учебного предмета развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для 1 класса)
Предлагается ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для глухих обучающихся 1 класса)...