Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование предложены в помощь учителям начальных классов, работающих по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass_5_chasov_v_nedelyu.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

 Рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса МБОУ СОШ №5. Настоящая программа по русскому языку для 1-4 классов  создана на основе Фундаментального ядра содержания начального образования и Требованиям к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрывает содержание стан- дарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в  соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика предмета

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, средством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

         Целями обучения русскому языку в начальной школе являются:

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

-формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в начальной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка;

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель);

В соответствии с этими  целями ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;         

5) сообщение        необходимых         знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Место курса «Русский язык» в достижении обучающимися планируемых результатов

           На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год  (5 часов в неделю), в том числе:

В том числе плановых контрольных работ-12

Написание диктантов – 11

Контрольных  списываний- 3

Написание:

- творческих работ-3                                                           - свободных диктантов- 6

-сочинений – 5                                                                     - количество резерва- 7

-изложений – 2

Содержание    учебного предмета

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков

Работа над разделами «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово». Содержание работы

 Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.

Основными направлениями  работы по развитию речи  являются:

-количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов;

-развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;

-развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста;

-развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. 

Наименование разделов учебной программы

 Вводный урок (1 ч)

 Повторение. (10ч)

 Слово. (115 ч)

 Предложение и текст. (24 ч)

 Повторение. (8ч)

  Резерв. (7 ч)

Основные содержательные линии

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции  (формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»);
  2. содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»);
  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура», изучение которо-
    го позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа).

    В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Программа по русскому языку  для 3 класса составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета:  развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой  деятельности.

Результаты  изучения предмета

                                             

   Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звукобуквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический раз- бор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять

их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

                                                                                     

 Результаты обучения  представлены в  «Требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы» предмета», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 В результате изучения русского языка в 3 классе начальной школы учащиеся получат возможность  

• правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;        

•  выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;        

• находить в  словах изученные орфограммы по определённым         признакам;

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и  пунктограммами;

• читать и произносить предложения, различные  по цели высказывания и интонации;

•  составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках  изученного);

•  читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос         к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему  текста;

• читать и  составлять схемы         слов,         орфограмм, предложений

• находить в слове окончание  и  основу; выделять в основе  её части (корень, приставку, суффикс);

•  выделять два   корня  в сложных словах;

•  конструировать сложные слова;

• подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне;

•  различать однокоренные слова  и формы слова;

• распознавать        имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к  доступным словам;

• определять вид  предложения по  цели высказывания и интонации;

•  выделять в  предложении  подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

• выделять из  предложения  словосочетания;

•  видеть в  предложении однородные члены;

•  различать простое и сложное предложения;

• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений

• писать слова   с  безударными гласными в  корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением  (изученные случаи);

•  обозначать на   письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

• писать слова  с удвоенной буквой согласного в корне, на  стыке приставки и корня (изученные случаи);

• писать слова  с ъ и ь раз- делительными, с ь для обо- значения мягкости согласных;

• писать сложные слова  с соединительной  буквой о и е;

• писать раздельно частицу не с глаголом;

• писать ь после ч в неопределённой форме  глагола;

•  писать буквы безударных  гласных в окончаниях имён  прилагательных;

•  самостоятельно подбирать слова  с изученными орфограммами;

•  графически объяснять выбор  написания;

•  находить и  исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

•  правильно переносить слова  с ь, с удвоенными буквами         согласных         в корне, на стыке приставки и корня;

•  пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с  одиночным  союзом и),  графически объяснять выбор знака;

                                                               Система оценки планируемых результатов

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

  1. единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
  2. единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
  3. объем различных видов контрольных работ;
  4. количество отметок за различные виды контрольных работ.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл),  при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

             Контрольный диктант

          Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок

  Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении (в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения

                         

               Грамматическое задание

         Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

      КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8  слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

 

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

       Словарный диктант

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

   Тест

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

     Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий

     ИЗЛОЖЕНИЕ

 «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

 СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2     орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в начальной  школе

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-продолжение текста;

-редактирование;

-конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно - научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы промежуточной аттестации в 3 классе следующие:

-тест;

-диктант с грамматическим заданием;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание;

-сочинение-наблюдение;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

-устное высказывание на заданную  тему.

                                                                       Описание материально-технического обеспечения

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс». 

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя –2002 год

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия виде карточек к учебнику «Русский язык» -2004 год

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – 2008 год

Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс – 2009 год

Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса/Серия «Свободный ум» - 2008 год

Бунеева Е.В. Орфографическая тетрадь. 3 класс. – 2009 год

Яковлева М.А.  Тетрадь для чистописания. 3 класс – 2009 год

 Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

                                                                                 

                                                           Календарно - тематическое планирование

№ п/п


Тема урока


Кол-во часов

Коммуникативная компетенция

Языковедческая компетенция

Культуроведчес- кая компетенция

Отслеживание результатов

Дата

п

ф

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса

Чтение  и понимание учебных текстов

Формирование национального са-мосознания

Записать 10 слов по теме «Лето»

03.09.12

                                                                                                           ПОВТОРЕНИЕ – 10 ЧАСОВ

2

Что мы знаем о слове

1

Закрепление знаний о слове

Умение работать со словарем

Развитие у учащихся навыков

совместной работы ( в парах, группах)

04.09.12

3

Что мы знаем о слове , тексте

1

Закрепление знаний о различении предложения и текста

Закрепление знаний о различении предложения и текста

Умение

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

- составлять простой план


Упр. 1.с.27

05.09.12

4

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

Упр. 2, с. 27, подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тексте»

06.09.12

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

Закрепление знаний о правописании безударных гласных

Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст

Усиление практической направленности обучения русскому языку, его обращенность к реальным жизненным проблемам

07.09.12

6

Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение.

1

Упр. 4, с. 29, знать и уметь пользоваться памяткой нас. 13

10.09.12

7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1

Правописание безударных гласных

Умение:

- видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

- графически обозначать выбор тех или иных написаний;

- писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

- писать текст под диктовку;

- правильно списывать текст

Упр. 5, с. 29

11.09.12

8

Входной контрольный диктант по тексту админист рации «Осень»

1

Входной контрольный диктант № 1  по тексту администрации

12.09.12

9

Работа над ошибками

1

Упр.6. с.29

13.09.12

10-11

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

2

Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных кон- тактах

14.09.12

                                                               ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА –3 ЧАСА

12

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

1

Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)

Понимание, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне

Упр. 14, 15; дидактический материал

17.09.12

13

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне

Знание правила написания парных звонких и глухих Согласных.

Умение подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Упр. 1, с. 41, читать текст на с. 33

18.09.12

14

Развитие речи. Творческая .работа. Составление связного текста из дефор- мированных предложений

1

Развитие навыка работы с деформированными предложениями

Умение письменно пересказывать текст

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Р.р (п) Творческая работа

19.09.12

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА -11 ЧАСОВ

15

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

1

Правописание парных звонких и глухих согласных

Умение:

- правильно писать слова с проверяемыми согласными;

- владеть способами проверки;

- правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

- письменно пересказывать текст;

- писать подробное изложение доступного текста

Упр. 2, с. 42

20.09.12

16

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Внимательное  выполнение всех требований учителя

21.09.12

17

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Упр. 4, с. 43

24.09.12

18

Понятие об удвоенных согласных

1

Правописание удвоенных согласных

Умение работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

Активное участие в работе малых групп (в паре), исполняя в них как главную так и второстепенную роль

Упр. 6, 7, с. 43

25.09.12

19

Понятие об удвоенных согласных

1

Упр. 1,2, с. 56

26.09.12

20

Проверочная работа  по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

1

Умение самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

27.09.12

21

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Умение исправлять написанное

28.09.12

22

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

1

Правописание удвоенных согласных

Умение работать со словарем, применять теоретические знания в практической  деятельности



Упр. 3, с. 56, упр.4, с.57

01.10.12

23

Упражнения в написании слов с удвоен-

ной согласной бук-

вой в корне

1

Правописание удвоенных согласных

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Упр. 4, с. 57. Запомнить

написание

слов второго столбика нас. 55

02.10.12

24

Развитие речи .Сочинение «Золотые краски осени»

1

Умение четко и ясно излагать свои мысли

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных кон- тактах

Р.р(п) Сочинение «Золотые краски осени»

03.10.12

25

Работа над ошибками

1

Разные способы проверки правописания слов

Умение  находить и исправлять ошибки

Упр.5, с. 57

04.10.12

26

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

1

Проверочная работа №2

05.10.12

                                                          НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ  В КОРНЕ СЛОВА – 9 ЧАСОВ

27

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

Правописание непроизносимых согласных

Знание  правила написания проверяемых согласных в корне слова.

Умение:

- подбирать однокоренные слова;

- обозначать на письме непроизносимые согласные звуки

Упр. 1, с. 72

08.10.12

28

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

Усиление практической направленности обучения русскому языку, его обращенность к реальным жизненным проблемам

Упр. 2, с. 72, правило на с. 61 выучить

09.10.12

29

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

Правописание непроизносимых согласных

Знание правила  написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Упр. 3, с. 72

10.10.12

30

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

Упр. 4, с. 73

11.10.12

31

Развитие речи (п) Изложение

1

Изложение связного текста

Умение связно излагать текст по памяти

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Р.р (п) Изложение

12.10.12

32

Анализ творческих работ. Работа над ошибками

1

Умение находить и исправлять ошибки

Упр.5, с.73

15.10.12

33

Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

1

Разные способы проверки правописания слов

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Упр.6, с.73

16.10.12

34

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Правописание непроизносимых согласных

Проверочная работа№3

   17.10.12

35

Контрольный диктант  «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Написание под диктовку текста

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный

диктант № 2

18.10.12

36

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Умение находить и исправлять ошибки

19.10.12

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА – 8 ЧАСОВ

37

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Умение:

- находить корень в слове;

- правильно писать слова с безударными гласными в корне;

- подбирать проверочные слова. Знание правила написания


безударных гласных

Упр. 1, с. 84

22.10.12

38

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные

1

Активное участие в работе малых групп (в паре), исполняя в них как главную так и второстепенную роль

Упр. 2, с. 84

23.10.12

39-40

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

2

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Упр. 3, с. 84; упр. 5, с. 85; упр. 11, с. 90

24.10.12

41

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

1

Умение:

- составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- писать текст под диктовку;

- находить и исправлять ошибки

Упр. 7, с. 86

25.10.12

42

Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям

1

Изложение текста (повествование)

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Р.р.(п) Обучающие изложение

26.10.12

43-44

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

2

Упр.8, с.86

29.10.12

30.10.12

                                                                               СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ – 7 ЧАСОВ

45

Знакомство с понятием «Сложные слова»

1

Умение  выделять два корня.

Знание правила написания сложных слов с соединительной гласной

Упр. 85; дидактический материал

31.10.12

46

Соединительные гласные о и е в сложных словах

1

09.11..12

47

Образование сложных слов. Словарный диктант

1

Умение:

- правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

- распознавать существительные и прилагательные;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- находить и исправлять ошибки

Внимательное  выполнение всех требований учителя

12.11.12

48

Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

1

Слово и его значение

Упр. 6, с. 98

13.11.12

49

Употребление в речи и правописание сложных слов.

1

Слово и его значение

Упр. 7, с. 99

14.11.12

50

Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание»

1

Проверочная работа № 4

15.11.12

51

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки  правописания слов

Умение находить и исправлять ошибки






Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных контактах

Упр. 8, с.99

16.11.12

                                                                                               ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА – 1 ЧАС

52

Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки

1

Выделение значимых частей слова (корень)

Умение:

- находить исправлять ошибки;

- находить в слове приставки

Целесообразное употребление форм речевого этикета

19.11.12

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ – 5 ЧАСОВ

53

Правописание безударных гласных в приставках

1

Правописание безударных гласных

Знание:

 - правила написания приставок с безударной гласной;

-правила написания разделительного Ь и Ъ

Умение:

- находить в слове приставки;

-правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

-правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ

_находить окончание и основу в слове;

 - разбирать по составу доступные слова;

- писать под диктовку текст

Усиление практической направленности обучения русскому языку, его обращенность к реальным жизненным проблемам

Упр. 2, с. 110

20.11.12

54

Правописание безударных гласных в приставках

1

Упр. 6, с. 110

21.11.12

55

Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА-

1

Значение приставок

Упр. 4, с. 110

22.11.12

56

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1

Правописание удвоенных согласных

Упр. 5, с. 111

23.11.12

57

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня

1

26.11.12

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ – 6 ЧАСОВ

58

Звук й  и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными

Ъ и Ь

1

Употребление разделительных Ь и Ъ

Умение применять на практике изученные правила

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 1, с. 117, выучить правило на с. 113

27.11.12

59

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

1

Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь»

Умение писать под диктовку текст

Упр. 2 и 3, с. 118

28.11.12

60

Упражнения в правописании слов с разделительными

Ъ И Ь

1

Умение самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления

Упр. 4, с. 118

29.11.12

61

Контрольный диктант № 3 по теме «Части

слова. Приставка.

Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки и корня. Раздели-

тельные ъ и ь»

1

Написание текста под диктовку


Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный диктант №3

30.11.12

62

Работа над ошибками

1

Разные способы проверки правописания слов

Умение  находить и исправлять ошибки

03.12.12

63

Проверочная работа № 5 по теме «Части

слова. Приставка.

Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки и корня. Раздели-

тельные ъ и ь»

1

Развитие и проверка умений и навыков самостоятельного выполнения заданий по изученной теме

Проверочная работа № 5

04.12.12

64

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы

проверки правописания слов

Умение находить

и исправлять ошибки

Упр.5, с.118

05.12.12

                                                                                     ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА – 4 ЧАСА

65

Понятие об окончании и основе слова

1

Выделение значимых частей слова (окончание)

Умение:

- находить окончание и основу в слове;

- разбирать по составу доступные слова

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 1, с. 138

06.12.12

66

Развитие умения находить в слове окончание

1

Выделение значимых частей слова (окончание)

Упр. 2, с. 138.

07.12.12

67

Как найти в слове основу?

1

Выделение значимых частей слова (основа)

Умение  образовывать слова с помощью суффикса

10.12.12

68

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

Умение разбирать по составу доступные слова

Упр.4, с.139

11.12.12

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС –  2 ЧАСА

69

Суффикс и его роль

в слове

1

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Умение разбирать по

составу доступные слова


Употребление в лексике слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами и  их написание

Упр. 7,с. 140

12.12.12

70

Развитие умения на-

ходить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний

1

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Упр. 5, с. 140

13.12.12

71

Контрольный диктант №4 по тексту администрации

1

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный диктант №4 по текс- ту администрации

14.12.12

72

Анализ и корректировка знаний. Работа над ошибками

1

Разные способы проверки правописания слов

Умение  находить и исправлять ошибки

17.12.12

                                                                                      РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ – 3 ЧАСА

73

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

Выделение значимых частей слова.

Умение:

- разбирать по составу доступные слова;

-писать слова с непроверяемыми написаниями

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр.3, с. 138

18.12.12

74-75

Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант

2

Выделение значимых частей слова

Умение:

- образовывать слова с помощью суффикса;

- правильно списывать текст

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Составить текст из 4-5 предложений о частях речи

19.12.12.

20.12.12

76

Части речи в русском языке

1

Имя существительное, его значение и употребление

Знание определения имени существительного. Умение:

- читать художественные тексты;

- образовывать слова с помощью суффиксов

Упр. 1, с. 17

21.12.12

77

Определение имени существительного

1

24.12.12

78

Роль имен существительных в речи

1

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Упр. 2, с. 17

25.12.12

79

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

1

Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Умение:

- распознавать имена существительные в речи;

- читать художественные тексты

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Упр. 3, с. 17; выучить правило нас. 12

26.12.12

80

Имена существительные в речи

1

Слово и его значение

Упр. 4, с. 18

27.12.12

81

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

Упр. 5, с. 18

28.12.12

                                                                                              РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ – 4 ЧАСА

80

Род имен существительных

1

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода




Знание  определения имени существительного. Уметь:

- определять род

имен существительных;

- находить и выделять окончание в слове


81

Род - постоянный

признак имен существительных

1

Упр.2, с. 27

82-83

Окончания имен су-

ществительных мужского, среднего и женского рода

2

Упр.3, с. 27, подготовиться к словарному диктанту, с. 26

                                                                    ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ – 4 ЧАСА

84

Изменение имен существительных по числам

1

Изменение существительных по числам

Умение:

- находить и выделять окончание в слове;

- писать слова с непроверяемыми написаниями;

- писать небольшие

сочинения по картинкам и опорным словам;

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Упр. 1, с. 36

85

Образование множе-

ственного числа

имен существительных. Словарный диктант

1

Изменение существительных по числам

Упр. 2, с. 36

86

Окончание имен существительных в единственном и множественном числе

1

Изменение существительных по числам

Умение выполнять морфологический разбор имени существительного

Упр. 5, с. 38

87

Разбор имени существительного как части речи

1

Упр. 3, с. 37

88

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

1

Значения суффиксов и их применение в речи

Умение:

- образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

- письменно пересказывать текст, составлять план;

- выделять в слове его части;

- делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

- писать подробное изложение;

- распознавать имена существительные в речи

Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр. 1,2, с. 50

89

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

1

Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных

Упр. 3, с. 50

90

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

1

Упражнения в образовании

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Упр. 4, с. 51

91

Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами

1

Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Р.р. (п) Сочинение сказки по серии картинок

92

Разбор имен существительных по составу

1

Выделение значимых частей слова

Умение выполнять морфологический разбор имени существительного

Упр. 5, с. 51

93

Развитие речи. Сочинение

1

Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Р.р.(п) Сочинение

94

Разбор имен существительных по составу

1


Подготовиться к словарному диктанту

95

Обучающее изложение «Мурлыка»

1

Изложение текста (повествование)

Р.р. (п) Обучающие изложение

96

Работа над ошибками

1

Разные способы проверки правописания слов

Умение  находить и исправлять ошибки

97

Проверочная работа №  6 по теме «Имя существительное как часть речи»

1

Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

Умение  применить ЗУН по теме

Проверочная работа № 6

                                                                            МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ – 8 ЧАСОВ

98

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

Местоимение; значение, употребление

Умение распознавать личные местоимения

Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр.1, с. 63

99

Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с

местоимениями

1

Местоимение; значение, употребление

Знание  определения местоимения

Упр. 2, с. 63

100

Разбор местоимения как части речи

1

Местоимение; значение,

употребление

Упр. 4, с. 64

101

Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи.

1

Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи

Умение распознавать личные местоимения

102

Закрепление знаний о местоимении

1

Составление предложений с использованием местоимений

Умение  применять местоимения в устной и письменной речи

Целесообразное употребление форм речевого этикета

103

Роль личных местоимений в речи

1

Местоимение; значение, употребление

Выуч. табл. Стр.57

104

Проверочная работа № 7  по теме «Местоимение как часть речи»

1

Составление предложений с использованием местоимений





Проверочная работа № 7

105

Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи

1

Местоимение; значение, употребление

Знание  определения

местоимения.

Умение:

- находить местоимения в текстах;

- исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных контактах

Упр. 5, с. 64

                                                                     ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ – 4 ЧАСА

106

Определение имени прилагательного

1

Имя прилагательное; значение, употребление

Знание:

- определения имени прилагательного;

- правила написания безударных окончаний прилагательных. Умение проверять безударные окончания прилагательных

Упр. 2, с. 88

107

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

2

Имя прилагательное; значение, употребление

Упр. 1, с. 87

108

Роль имен прилагательных в речи

1

Имя прилагательное; значение, употребление

Знание  сферы употребления прилагательных. Умение:

- согласовывать имя

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 3, с.88


109

Разбор имени прилагательного как части речи

1

Выделение значимых частей слова


прилагательное и имя

существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных

Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр. 4, с.88

                                                                    ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ –9 ЧАСОВ

110

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

Имя прилагательное; значение, употребление

Умение  осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 5, с.88

111

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

1

Правописание безударных окончаний прилагательных

Упр. 6, с88

112

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

1

Правописание безударных окончаний

прилагательных

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных контактах

Упр. 7, с.89

113

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

Правописание безударных окончаний прилагательных

Умение  анализировать изученные языковые явления

114

Словообразование имен прилагательных

1

Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

Умение определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват-

Написать по 5 прилагательных с удвоенной нн и суффиксами -оват-, -еньк-

115

Разбор имен прилагательных по составу

1

Выделение значимых частей слова

Умение выделять значимые части слова

Упр. 5, с. 89

116

Проверочная работа № 7 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1

Умение  применять ЗУН при выполнении проверочной работы

Проверочная работа № 7

117

Контрольный диктант  № 5 по теме «Имя прилагательное»

1

Умение  писать текст под диктовку

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный диктант № 5

118

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Умение находить и исправлять ошибки

                                                                                       ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ – 4 ЧАСА

119

Определение глагола как части речи

1

Глагол, значение и употребление

Знание определения

глагола.

Умение:

- распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

- изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

Упр. I, с. 103

120

Изменение глагола по временам

1

Изменение глагола по временам

Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр. 2, с. 104

121

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Упр. 5, с. 105

122

Изменение глаголов по числам

1

Изменение глаголов по числам

Упр. 6, с. 105

                                                                     ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ – 3 ЧАСА

123

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

1

Правописание не с глаголами

Знание  правила написания не с глаголами. Умение  писать не с глаголами раздельно

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 7, с. 106

124

Развитие умения писать частицу не с глаголами

1

Правописание не с глаголами

Упр. 8, с. 106

125

Развитие речи. Изложение

1


Р.р (п) Изложение

                                                                          НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА – 8 ЧАСОВ

126

Понятие о неопределенной форме глагола

1

Неопределенная форма глагола

Знание  определения неопределенной формы глагола. Умение:

- писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

- образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных контактах

Упр. 2, с. 114

127

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

1

Употребление ь после шипящих на конце глаголов

Упр. 3, с. 114

128

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

1

Изменение глаголов по временам

Упр. 151, дидактиче

ский материал

129

Разбор глагола как части речи

1

Упр. 4, с. 115

130

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

1

Умение  применять ЗУН  при выполнении проверочной работы

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Проверочная работа № 8

131

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Умение находить и исправлять ошибки

132

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

1

Написание текста под диктовку

Умение  контролировать и анализировать собственное написание диктанта

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный диктант № 6

133

Развитие речи. Контрольное изложение

1

Изложение текста (повествование)

Умение  излагать текст

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Р.р (п) Контрольное изложение

134

Анализ ошибок и коррекция знаний

Умение  находить и исправлять ошибки

                                                             ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ – 3 ЧАСА

135

Виды предложений по цели высказывания

1

Разновидности предложений по цели высказывания

Умение определять вид предложения по цели высказывания

Упр. 1, с. 134

136

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

Знаки препинания в конце предложения

Умение:

- правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- определять вид предложения по интонации



Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр. 2, с. 135

137

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

Разновидности

предложений

по эмоциональной

окраске

Упр. 3, с. 135

                                                               ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 6 ЧАСОВ

138

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

Главные и второстепенные члены предложения

Знания названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь:

- разбирать предложения по членам;

- выделять подлежащее и сказуемое;

- выделять сочетания слов

Придерживание правил речевого этикета при комму

никативных контактах

Упр. 4, с. 135

139

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

Главные и второстепенные члены предложения

Умение ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому

Упр. 5, с. 136

140

Понятие о второстепенных членах предложения

1

Главные и второстепенные члены предложения

Упр. 6, с. 136

141

Составление схем предложения и предложений по схемам

1

Главные и второстепенные члены предложения

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Словарный самодиктант

142

Предложения распространенные и не распространенные

1

Простое распространенное и нераспространенное предложение

Выписать по 2 предложения из текстов

143

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

1





Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный словарный диктант

                                                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ – 7 ЧАСОВ

144

Однородные подлежащие и сказуемые

1

Однородные члены предложения

Умение:

- правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом «);

- осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

Выписать 2 предложения с однородными членами

145

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 1, с. 148

146

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 2, с. 148

147

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 3, с. 149

148

Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения

1

Однородные члены предложения

Активное участие в работе малых групп (в паре), исполняя в них как главную так и второстепенную роль

149

Запятая в предложениях с однородными членами

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Умение излагать текст

150

Развитие речи Изложение

1

Изложение текста (повествование)

Целесообразное употребление форм речевого этикета

Р.р (п) Изложение

151

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки правописания слов

Умение находить и исправлять ошибки

                                                                             ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 8 ЧАСОВ

152

Понятие о простом и сложном предложении

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения


Умение:

- читать и понимать

учебно-научные тексты;

- письменно пересказывать текст;


- ставить запятую

в предложениях

с однородными членами

Упр. 163;

Д.м.

153

Запятая в сложном

предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

Упр. 445

154

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и

ставить в них запятые

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однород- ные члены предложения


Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Упр. 2,3,

с. 160

155

Запятая в простом

предложении с одно-

1

Упр. 163,

Д.м

156

Разбор простого и сложного предложений

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения


Умение  излагать текст



Упр. 164, Д.м.

157

Развитие речи Сочинение

1

Знание и употребление формулы русского речевого этикета

Р.р (п)

158

Проверочная работа № 9  по теме «Предложение»

1

Проверочная работа № 9

159

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Умение находить и исправлять ошибки

Повторить словарные слова

160

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи

Внимательное  выполнение всех требований учителя

Контрольный словарный диктант

161

Анализ ошибок и коррекция знаний

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

Упр. 458

                                                                                                        ПОВТОРЕНИЕ – 8 ЧАСОВ

162

Повторение изученных орфограмм и состава слова

Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Умение  видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Усиление прак -тической направ -ленности обучен- ния русскому язы ку, его обращен- ность к реальным жизненным проблемам

Упр. 459

163-170

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...