Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа русский язык 4 класс ФГОС Школа 2100 | 113.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка» Г.Перми
Принято Утверждаю
методическим объединением Директор МАОУ «СОШ №12»
учителей начальных классов Ракинцева Е.М.____________
Протокол №_________ «____» ______________ 2013г.
от «___»__________ 2013г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Полежаева Л.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пермь, 2013г.
Рабочая программа «Русский язык»
4 класс «Школа 2100»
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год;
- учебного плана МАОУ СОШ № 12 на 2013 – 2014 учебный год.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю). Основные разделы программы:
Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч.
Предложение. Текст. – 37 ч.
Имя существительное. – 42 ч.
Имя прилагательное – 21 ч.
Глагол. – 42 ч.
Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуациионно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Содержание работы над разделом «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.Данная программа направлена:
На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные и прилагательные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить разбор слова как части речи:
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
- спрягать глаголы.
Результаты 4-го года обучения
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; | – приобретение и систематизация знаний о языке; | – овладение орфографией и пунктуацией |
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
4-й класс | ||
•владеть правильным типом читательской деятельности; | • выполнять фонетический разбор доступных слов; | • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; |
Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум) (4 класс).
Литература:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, в 2-х ч, М.: Баласс, 2009 г.
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – М.: Баласс, 2011 г.
- Комисарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс, М.: Баласс, 2011 г.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя, 4 класс, М.: Баласс, 2007 г.
- Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», 4 класс, - М.: Баласс, 2013.
В календарно-тематическом планировании введены следующие обозначения:
- личностные УУД – (Л);
- регулятивные УУД – (Р);
- познавательные УУД – (П);
- коммуникативные УУД – (К).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол час | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||
Повторение – 18 ч | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке. | Знать: задачи и значение уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке. Уметь: ориентироваться в новом учебнике. | Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | - работа с информационными источниками (учебник); - коллективная работа. | 1 |
2 | Контрольное списывание. | Знать: изученные правила. Уметь: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. | Л: определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 1 |
3 | Повторение фонетики и графики. | Знать: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография». Уметь: составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм. | Р: определять степень успешности своей работы; П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | 1 | |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | |||
5 | Что такое графика. | 1 | |||
6 | Фонетический разбор слова. | Знать: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками). Уметь: выполнять фонетический разбор слов. | П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. | 1 | |
7 | Повторение орфографии. | Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Л: мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи; П: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | 1 | |
8 9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 2 | |||
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | |||
11 | Повторение состава слова. | Знать: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова. Уметь: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний. | Л: мотивация; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. | 1 | |
12 | Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. | Знать: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи. Уметь: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |
13 | Входной контрольный диктант. | Проверка знаний учащихся | Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
14 | Повторение изученного по синтаксису. Работа над ошибками. | Знать: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение». Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст из ответов на вопросы. | П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность . | 1 | |
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | Знать: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании. Уметь: применять эти правила. | Л: мотивация; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: вычитывать все виды текстовой информации; осуществлять анализ и синтез. | 1 | |
16 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | |
17 | Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе". | 1 | |||
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | 1 | |||
Предложение. Текст. – 37 ч | |||||
19 | Как отличить простое предложение от сложного. | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм. | Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; П: устанавливать причинно-следственные связи; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю») Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму | 1 |
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | Знать: виды связи однородных членов предложения. Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 | |||
22 23 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. | 2 | |||
24 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | |
25 | Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю». | 1 | |||
26 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 | |||
27 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
28 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | Проверка знаний учащихся. Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения, основные правила орфографии русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы; П: осуществлять анализ и синтез; | 1 | |
29 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | |||
30 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | |||
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но. | П: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью. | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). | 1 |
33 34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 2 | |||
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и ,а, но. | 1 | |||
36 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | Знать: стили текстов. Уметь: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану. | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: определять степень успешности своей работы. | 1 | |
37 | Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. | Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | ||
38 | Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | |||
39 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | П: пользоваться словарями, справочниками; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации ; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
40 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
41 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | |||
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | |||
43 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Уметь: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению. | Л: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | 1 |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 2 | |||
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 2 | |||
46 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | |||
47 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | 1 | |||
48 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | |||
49 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||
50 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | |||
51 | Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. | 1 | |||
52 | Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью". | 1 | |||
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
Имя существительное. – 42 ч | |||||
54 55 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов. Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных, составлять научный текст тему «Имена существительные». | Л: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи, употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 2 |
56 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | |||
57 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | |||
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | Знать: понятие «падеж», падежные вопросы Уметь: изменять имена существительные по падежам, в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж. | Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; П: извлекать информацию, представленную в разных формах ;осуществлять анализ и синтез. | 1 | |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | |||
60 61 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | 2 | |||
62 63 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. Уметь: определять падеж имен сущ. по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.
| Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Л: интерес к изучению языка. | 2 | |
64 | Родительный падеж | 1 | |||
65 | Дательный падеж | 1 | |||
66 | Творительный падеж | 1 | |||
67 | Предложный падеж | 1 | |||
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | 1 | |||
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. | 1 | |||
70 | Три склонения имен существительных. | Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных. Уметь: определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы; Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 1 | |
71 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | |||
72 73 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||
74 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. | 1 | |||
75 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||
77 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. | 1 | |||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | Знать: орфографическое правило. Уметь: использовать правило на практике. | П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных | 1 |
79 80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 2 | |||
81 | Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. | 1 | |||
82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
83 | Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в имёнах существительных". | 1 | |||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
85 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. | Р: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока; П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 |
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | |||
87 88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 2 | |||
89 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета». | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. | 1 | ||
90 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | |||
91 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | 1 | |||
92 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свои действия; П: строить рассуждения; | 1 | |
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | |||
94 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |||
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
Имя прилагательное. – 21 ч | |||||
96 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. | Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь: определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. | Л: мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: строить рассуждения. | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать за ролью прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. | 1 |
97 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | |||
98 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | |||
99 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Знать: как изменяются имена прилагательные. Уметь: изменять имена прилагательные по падежам | П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. | 1 |
100 101 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 2 | |||
102 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | Знать: понятие «словосочетание», именное словосочетание. Уметь: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях. | 1 | ||
103 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.
| Л: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов; П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; | 2 | |
104 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | |||
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
106 | Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. | 1 | |||
107 108 | Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». | 2 | |||
109 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. | 1 | |||
110 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | |||
111 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |||
112 | Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
113 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | 1 | |||
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
Глагол. – 42 ч | |||||
116 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов. | Л: мотивация; П: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | 1 |
117 118 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 2 | |||
119 120 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. | 2 | |||
121 | Контрольный диктант за 3четверть. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определять степень успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
122 | Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. | 1 | |||
123 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения. | Знать: понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. | Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: интерес к изучению языка. | 1 | |
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | |||
125 | Упражнение в определении спряжений глагола. | 1 | |||
126 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | |||
127 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | |||
128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | |||
129 130 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 | |||
131 | Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
132 | Разбор глагола как части речи. | Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм. | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы. | 1 | |
133 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||
134 | Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||
135 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
136 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | Знать: понятие «постфикс». Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | П: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями. Уметь: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание. | 1 | ||
138 139 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 2 | |||
140 | Контрольное списывание. | ||||
141 142 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). | 2 | |||
143 144 | Р/р Написание изложения «Первые школы». | 2 | |||
145 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. | 1 | |||
146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | Знать: алгоритм разбора глагола по составу Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Л: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи; П: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; | - коллективная работа; - работа с информационными источниками (учебник); - тестовые задания; - работа в парах; - самостоятельная работа. - творческая работа. - выполнение индивидуальных заданий. - дидактические игры; - устный опрос; - работа в группах; - словарный диктант. | 1 |
147 148 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 2 | |||
149 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | |||
150 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | |||
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | |||
152 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». | 1 | |||
153 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||
154 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол» | 1 | |||
155 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 | |||
156 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | 1 | |||
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||
Повторение – 12 ч | |||||
158 | Повторение по теме: «Слово». | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении. | - работа с информационными источниками (учебник); - дидактическая игра; -устный опрос; - тестовые задания - самостоятельная работа; - письменный опрос; -работа в парах; - творческая работа. - работа в группах; - индивидуальная работа по карточкам; - словарный диктант. - коллективная работа; | 1 |
159 | Повторение по теме: «Предложение. Текст». | 1 | |||
160 161 | Повторение по теме: «Части речи». | 2 | |||
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
163 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 | |||
164 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||
165 166 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 2 | |||
167 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | |||
168 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 | |||
169 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторс...
Рабочая программа по Русскому языку 3 класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к УМК "Школа России" (В.П.Канакина) с учетом ФГОС ( развёрнутая с УУД)...