Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об-щего образования и обеспечена УМК для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, сред-ством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и це-ли обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логи-ческого мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род- ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письмен-ную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В 4-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с прямой речью.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и
«Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом Брянской области предмет «Русский язык» изучается 4,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 153 часа. Программа рассчитана на 170 часов в год. В связи с этим 17 часов программы по отдельным темам сокращается.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с бук-вами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемы-ми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окон-чаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунк-тограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),образовы-вать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов,c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
Структура курса.
153 ч (4,5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (34 часа)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невоскли-цательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены от-носятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложе-ниях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака пре-пинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Имя существительное. (36 часов)
Определение имени существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний;
существительные мужского и женского рода с шипящими на конце'(рожь, нож, ночь, мяч, мышь, ка-мыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
Определение имени .существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, . ночь; мяч, мышь, вещь) ; правописание безударных падёжных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -мы, -ья, -ьё, -ия, -ов, -ин).
Алгоритм определения склонения имен существительных ;алгоритм морфологического разбора.
Орфограмма «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения». Общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Имя прилагательное (17 часов)
Значение и употребление имен прилагательных в речи; изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ии, -ья, -ов,-ин; правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц); правило, порядок морфологического разбора прилагательного;
правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Глагол. (40 часов)
Значение и употребление глагола в речи; неопределенная форма глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; правописание глагол во 2-м лице ед. ч.
Алгоритм определения спряжения глагола.
Значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения)
Повторение. (10 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однород-ными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во час. | Характеристика деятельности учащихся | Дом. задание. | ||||
По плану | По факту | ||||||||
1 | Поэты и писатели о русском языке | 1 | Характеризуют книгу: анализируют структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). | с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова» | |||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (15 часов) | |||||||||
2 | Повторение фонетики и графики | 1 | Объясняют понятие «слово» и его лексическое значение Обогащают словарный запас словами по изучаемым темам Усваивают данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами. Объясняют значение слова и способы изменения формы слова. Моделируют предложения (в том числе в ходе игр). Учатся членить устную речь на предложения, а также устанавливают смысловые отношения слов в словосочетаниях. Различают слово, словосочетание, предложение Сравнивают собственные предложения с заданной моделью. Находят в словах изученные орфограммы. Находят и исправляют орфографичес-кие ошибки, работают по алгоритму. | № 6, 7 (дидактический материал) | |||||
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | № 13, 14 (дидактический материал) | ||||||
4 | Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение» | 1 | № 18 (дидактический материал); с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора; с. 39, № 1 | ||||||
5 | Фонетический разбор слова | 1 | |||||||
6 | Повторение орфографии | 1 | с. 39, № 2 | ||||||
7 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | с. 39–40, № 3 | ||||||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | № 21 (учебник), № 23 (дидактический материал) | ||||||
9 | Повторение состава слова | 1 | с. 40, № 4; выучить определения, с. 26 | ||||||
10 | Входная административная контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | Повторить словарные слова | ||||||
11 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» Словарный диктант | 1 |
| ||||||
12 | Повторение изученного о частях речи | 1 | с. 40, № 5 | ||||||
13 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | Находят корень в группе однокоренных слов. Обнаруживают чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов. Контролируют правильность предложений, корректируют предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. – выполняют словарную работу; – разбирают предложения (главные и второстепенные члены); – определяют виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | № 21 (учебник), № 23 (дидактический материал) | |||||
14 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | с. 40, № 4; выучить определения, с. 26 | ||||||
15 | Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | |||||||
16 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами. Устанавливают несоответствие произношения и написания. Обогащают словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями. Участвуют в учебном диалоге | ||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ (34 часа) Раздел 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (13 часов) | |||||||||
17 | Как отличить простое предложе-ние от сложного | 1 | – узнавают в тексте словосочетания, простые предложения; – приводят примеры повествователь-ных, вопросительных и побудительных предложений; – определяют предложения по цели высказывания и интонации | № 53 (у); № 29 (дидактический материал) | |||||
18-19 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 2 | № 30 (дидактический материал) | ||||||
20 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | № 31 (дидактический материал) | ||||||
21 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | № 32 (дидактический материал) | ||||||
22 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 1 | с. 53–54, № 1 | ||||||
23 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | Участвуют в учебном диалоге Воспринимают правильно русскую речь Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами. Находят и исправляют орфографические ошибки. Учатся писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. | с. 54, № 3 | |||||
24 | Анализ сочинений и работа над ошибками | 1 | с. 54, № 4 | ||||||
25-26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 2 | . 54, № 2; № 33 (дидактический материал) | ||||||
27 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | |||||||
28 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами | 1 | № 36 (дидактический материал) | ||||||
29 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | 1 | № 35 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 3. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А, НО (11 часов) | |||||||||
30-31 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном пре-дложении с бессоюзной связью | 2 | Узнают: – правила расстановки знаков пре-пинания в сложном предложении;
– используют правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; – составляют устный рассказ на грамматическую тему по плану Участвуют в учебном диалоге Воспринимают правильно русскую речь Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами. Находят и исправляют орфографические ошибки. Учатся писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Пишут свободный диктант после предварительной подготовки. – применяют полученные теоретичес-кие знания; – «читают» схемы предложений; – отличают простые предложения с однородными членами от сложных; – расставляют запятые; – составляют по схемам предложения и грамотно оформляют их на письме; | с. 69, №1; № 38 (дидактический материал) | |||||
32-33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | с. 69, № 2; правило; № 39 (дидактический материал) | ||||||
34 | Развитие речи. Составление уст-ного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный дик-тант «Мечты о подвиге» | 1 | Повторить изученные орфограммы | ||||||
35-36 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом пред-ложении с однородными членами и союзами и, а, но | 2 | с. 70, № 3; с. 71, № 4 | ||||||
37 | Развитие речи. Обучающее сочи-нение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | № 40 (дидактический материал) | ||||||
38 | Проверочная работа № 2 | 1 | № 42, 43 (дидактический материал) | ||||||
39 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | № 46 (дидактический материал) | ||||||
40 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант | 1 | № 41 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (10 часов) | |||||||||
41 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | Узнают, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи | Правило; № 48 (дидактический материал) | |||||
42-43 | Знаки препинания в предложени-ях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 2 | Узнают правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Учатся пунктуационно оформлять такие предложения оформляют цитаты на письме применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы применяют знания при выполнении самостоятельной работы | с. 84, № 2; с. 83, № 1; правило | |||||
44 | Развитие речи. Обучающее со-чинение «Что сказала мама». Ис-пользование предложений с пря-мой речью в письменной речи | 1 | с. 84, № 3; упр.97; принести газету | ||||||
45 | Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | с. 84, № 4 | ||||||
46 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложе-нии, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | |||||||
47 | Развитие речи. Обучающее изло-жение «В здоровом теле – здоро-вый дух» | 1 | |||||||
48 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложе-нии, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | |||||||
49 | Проверочный диктант по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | записывают текст под диктовку, контролируют свое письмо | ||||||
50 | «Пишу правильно» (работа над ошибками)Словарный диктант | 1 | выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | ||||||
СЛОВО (93 часа) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (36 часов) Раздел 5. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (3 часа) | |||||||||
51 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | – определение имени существитель-ного, значение и употребление; – род имени существительного: мужс-кой, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими | № 53 (дидактический материал) | |||||
52 | Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существи-тельных в предложении, в речи. Развитие речи. Обучающее сочи-нение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | – различают имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различают склонения имен существительных | ||||||
53 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозна-чные слова, синонимы, антонимы | 1 | Упр. 115 | ||||||
Раздел 6. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (12 часов) | |||||||||
54 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | – определение имени существитель-ного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний;
| с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи» | |||||
55 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам,ста-вить их в разные падежные формы | 1 | с. 117, № 2 | ||||||
56 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1. | Составить рассказ | ||||||
57 | Развитие речи. Обучающее изло-жение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке» | 1. | |||||||
58 | Анализ изложений. Именитель-ный и винительный падежи | 1 | с. 118, № 3 | ||||||
59 | Родительный падеж | 1. | упр. 142 | ||||||
60 | Административная контрольная работа | 1. | |||||||
61 | Работа над ошибками. Дательный падеж | 1. | с. 118, № 5 | ||||||
62 | Творительный падеж | 1. | – изменяют существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | № 67 (дидактический мат.) | |||||
63 | Предложный падеж | 1. | с. 119, № 6 | ||||||
64 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | 1. | составляют устный рассказ, предложе-ния со словами в разных падежах | № 69 (дидактический материал) | |||||
65 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существитель-ных по падежам» | 1. | |||||||
Раздел 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов) | |||||||||
66 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | 1. | Узнают правило, алгоритм определения склонения имен существительных | с. 11, № 1 | |||||
67 | Развитие речи. Контрольное изложение за 1-е полугодие | 1. |
| ||||||
68 | Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных | 1. | с. 11, № 2 | ||||||
69 | Развитие умения определять скло-нение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного | 1. | с. 11, № 4 | ||||||
70 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1. | Узнают алгоритм морфологического разбора. Учатся выполнять морфологический разбор имени существительного | с. 11, № 3 | |||||
71 | Развитие речи. Обучающее сочи-нение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложе-ний с однородными членами | 1. | Учатся находить, отличать несклоня-емые существительные, определяют их особенности | ||||||
Раздел 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов) | |||||||||
72 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Словарный диктант | 1. | определяют признаки «опасных» мест в словах, записывают по памяти словарные слова, графически обозначают орфограмму
| с. 12, № 5 | |||||
73 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. | 1. | с. 12, № 6 | ||||||
74 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графи-ческое обозначение орфограммы. | 1. | с. 12–13, № 7 | ||||||
75 | Проверочная работа № 4 | 1 | Применяют изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий | № 81 (дидактический материал) | |||||
76 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипя-щих на конце существитель-ных» | 1. | № 83 (дидактический материал) | ||||||
77 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант | 1. | № 87 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 9. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (9часов) | |||||||||
78 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1. | Определяют начальную форму имени существительного. Определяют грамматические признаки имён существительных. Наблюдают за использованием имён существительных в речи | с. 24, № 1, правило, с. 17–18 | |||||
79-80 | Развитие умения писать безудар-ные гласные в падежных оконча-ниях имен существительных, дей-ствовать по алгоритму | 2 | с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал) | ||||||
81 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» | 1. | с. 25, № 3 | ||||||
82-83 | Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 2 | с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал) | ||||||
84 | Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных паде-жных окончаний имен сущест-вительных» | 1 | составляют устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | с. 27, № 2, 4 | |||||
85 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных паде-жных окончаний имен сущест-вительных» | 1 | Учатся применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | с. 27, № 3 | |||||
86 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант | 1 | Выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | № 91 (дидактический материал) | |||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 часов) Раздел 10. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ (4 часа) | |||||||||
87 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагатель-ных в речи | 1. | Узнают: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) | с. 47, № 1 | |||||
88 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1. | с. 48, № 2 | ||||||
89 | Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1. | № 99 (дидактический материал) | ||||||
90 | Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного | 1. | с. 48, № 3 | ||||||
Раздел 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3часа) | |||||||||
91-92 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | порядок морфологического разбора прилагательного | с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал) | |||||
93 | Словосочетание существитель-ное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании | 1. | изменяют прилагательные по родам, числам и падежам, выполняют морфо-логический разбор прилагательного | с. 49, № 5 | |||||
Раздел 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (10 часов) | |||||||||
94 | Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Узнают правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Учатся применять правило на практике, графически обозначать орфограммы | с. 49, № 6 | |||||
95 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи-чески обозначать выбор написа-ния | 1. | с. 50, № 7 | ||||||
96 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи-чески обозначать выбор написания | 1 | с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал) | ||||||
97 | Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1. | используют в сочинении имена прилагательные | № 111 (дидактический материал) | |||||
98 | Анализ изложений. Упражнения на повторение | 1 | № 114, 115 (дидактический материал) | ||||||
99 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | № 104, 101 (дидактический материал) | ||||||
100 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1. | с. 51, № 3 | ||||||
101 | Закрепление изученного материа-ла по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6 | 1. | актуализируют знания, выполняют словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | с. 51, № 4 | |||||
102 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» | 1. | применяют изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | с. 51, № 2 | |||||
103 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант | 1 | выполняют работу над ошибками | № 102 (дидактический материал) | |||||
ГЛАГОЛ (40 часа) Раздел 13. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ (4 часа) | |||||||||
104 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1. | Узнают: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. | № 124, 125 (дидактический материал) | |||||
105106 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | № 129, 130 (дидактический материал) | ||||||
107 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | № 134 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (3 часа) | |||||||||
108 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | 1. | Наблюдают за ролью глаголов в речи. Образовывают и употребляют в речи глаголы в различных формах времени. Выделяют суффикс -л- в форме прошедшего времени. | № 138 (дидактический материал) | |||||
109110 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 2 | № 140 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 15. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (20 час) | |||||||||
111 | Как определить спряжение гла-гола, если окончание безударное | 1 | Узнают: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); | с. 94, № 1 | |||||
112-113 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 2 | с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал) | ||||||
114-115 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 2 | Наблюдают за ролью глаголов в речи. Правильно учатся писать частицу не с глаголами. | с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал) | |||||
116 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам | 1. | с. 95, № 4 | ||||||
117-118 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончани-ями. Анализ сочинений | 2 | Наблюдают за ролью глаголов в речи. Образовывают и употребляют в речи глаголы в различных формах времени. Выделяют начальную (неопределённую ) форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную. | с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал) | |||||
119 | Разбор глагола как части речи | 1. | № 153 (дидактический материал) | ||||||
120 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1. | № 154 (дидактический материал) | ||||||
121-122 | Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола.Пра-вописание глаголов с -тся и -ться | 2 | с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал) | ||||||
123 | Знакомство с орфограммой «Бук-ва Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами | 1. | № 279; правило, с. 86 | ||||||
124-125 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 | № 161, 162 (дидактический материал) | ||||||
126-127 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных око-нчаниях | 2 | № 163, 164 (дидактический материал) | ||||||
128 | Обучающее изложение «Первые школы» | 1 | № 290 | ||||||
129 | Работа над ошибками. Редактирование текста изложений | 1 | редактируют текст изложений | № 159 (дидактический материал) | |||||
130 | Контрольное списывание по теме «Глагол» | 1 | № 160 (дидактический материал) | ||||||
Раздел 16. РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (13 часов) | |||||||||
131132 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 2 | выполняют разбор глагола по составу (по алгоритму) | № 165 (дидактический материал) | |||||
133 | Обучающее сочинение. Исполь-зование в письменной речи гла-голов в форме настоящего време-ни с изученными орфограммами | 1. | Учатся использовать в письменной ре-чи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами | № 167 (дидактический материал) | |||||
134-135 | Анализ сочинений. Развитие уме-ний разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов | 2 | Учатся разбирать глаголы по составу Узнают: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; | №168 (дидактический материал) | |||||
136 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 1. | № 306 | ||||||
137 | Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1. | №169 (дидактический материал) | ||||||
138-139 | Работа над ошибками в сочине-нии, редактирование текста. Пов-торение по теме «Глагол». Конт-рольный словарный диктант | 2 | № 307; с. 107, № 4 | ||||||
140 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1. | с. 107, № 5 | ||||||
141 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закреп-ление орфографических, пунктуа-ционных и языковых умений | 1 | с. 107, № 6 | ||||||
142 | Административный контрольный диктант | 1. | Пишут под диктовку, применяют изученные орфографические правила | № 170 (дидактический материал) | |||||
143 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1. | применяют правила, выполняют работу над ошибками | с. 107, № 3 | |||||
Раздел 17. ПОВТОРЕНИЕ (10 часов) | |||||||||
144-145 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 2 | Применяют в системе полученные знания | № 172, 173 (дидактический материал) | |||||
146 | Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут) | 1. | № 174 (дидактический материал) | ||||||
147 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста | 1. | выполняют работу над ошибками, редактируют текст | № 175 (дидактический материал) | |||||
148-149 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | выполняют итоговое тестирование по пройденному материалу | № 313 (дидактический материал); № 78 | |||||
150-151 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Применяют в системе полученные знания | № 96, 97 (дидактический материал) | |||||
152-153 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | применяют в системе полученные знания | № 179 (дидактический материал) |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 4 класса. М., «Баласс»
- Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова «Методические рекомендации для учителя. Русский язык 4 класс».
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Дидактический материал к урокам русского языка. 4 класс»
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Проверочные и контрольные работы. 4 класс» Тетради на печатной основе
ТСО (средства ИКТ)
- Магнитофон
- Проектор
- Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс»
www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
www.lbz.ru
Издательский центр "Владос"
www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник"
www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета
www.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)
http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, Бунеев, 4 класс, 5 часов в неделю
по новым стандартам...
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.И. Петленко и др. (4,5 часа)
Данная рабочая программа составлена с пояснительной запиской на 4,5 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе "Школа России", 170 часов
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по русскому языку В.П. Канакина и В.Г. Горецкий 3 кл по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...
рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю
рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю...
рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю
рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю...