рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку 1 класс по программа Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russk_1_klass.docx | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
« Рассмотрено» на МО Протокол № ____от «_______» _____________ 2011г. | « Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ « СОШ с. Грачев Куст» _______ /Гейко О. Д. / «_______» _____________2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ « СОШ с. Грачев Куст» _________/ Магомедова Т. В. / Приказ № ____ от « ___» ______2011г. |
Рабочая программа педагога
Мороз Светланы
Викторовны
Высшая категория
по учебному курсу « Русский язык»
Базовый уровень
- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области « Языки и литература» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа разработана с учетом логики учебного процесса , возрастных особенностей младших школьников.
Целью курса « Русский язык» являются:
- сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются :
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования от 05.03. 2004г. № 1089
- программа начального общего образования по русскому языку по программе
« Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой;
- базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.
- федеральный перечень учебников , рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего начального образования.
- Календарно- тематическое планирование
Уроков – 165ч. Предмет- русский язык
Класс- 1
Учитель- Мороз Светлана Викторовна
Количество часов за год:
Всего: 165 часов
В неделю- 5 часов
Планирование составлено на основе:
Образовательной программы « Начальная школа XXI века» разработанной с требованиями Государственного стандарта под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Н. Ф. Виноградовой
Учебники:
Русский язык: 1 класс ( 2ч) автор С. В. Иванов М: Вентана-Граф , 2011г.
Рабочие тетради: М. И. Кузнецова « Русский язык» ( №1, №2)
В. А. Шумейко Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 класс.М: Вентана-Граф 2007г. ( серия « Оценка знаний» )
- Содержание и объем учебного курса.
Согласно действительному Базисному учебному плану рабочая программа по русскому языку для начальной школы предусматривает обучение в объеме 5 часов в неделю ( всего за год 165 часов).
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, программа формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развивает логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляет родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация цели возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке,
при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять
письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что это т
язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира
характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того,
русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной
язык русского народа».
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и
навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и
на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования
графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из
которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как ус троен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного,
безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать
коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного
общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только
цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости,
возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место предмета в учебном плане. В 1-ом классе минимальное
количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное
— 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в
конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1».
Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение
русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.
Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 или 4 часов в неделю. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
- учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать ;
- характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание тем учебного курса
1 класс (54–85 ч)
Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Графика и орфография.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
- обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи –
ши);
- сочетания чк,чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные
слова, определенные программой);
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки.
Словообразовательные связи между словами. Родственные слова.
Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов,
омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление
деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр,
занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текс та повествовательного характера.
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);
II этап – конец 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая диагностика).
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа ,
- самооценка.
I полугодие.
№ п/п | №Блок /Раздел / Тема | ||||
Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | примечание | ||
Фонетика. | 6 | ||||
1 | Сравнение звуков. Тетрадь № 1 | 1 | |||
2 | Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. | 1 | |||
3 | Сравнение слов по звуковой структуре. Рисование прямых (вертикальных линий) | 2 | |||
4 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Рисование прямых и наклонных линий. | 2 | |||
Графика и орфография. | 49 | ||||
5-7 | Ориентировка на странице прописей. Рисование полуовалов и прямых линий Письмо различных линий. Письмо полуовалов и прямых линий. | 3 | |||
8 | Знакомство с рабочей строкой. | 1 | |||
9 | Развитие свободы движения руки | 1 | |||
10-15 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Письмо полуовалов и прямых линий. Письмо полуовалов и прямых линий в различных направлениях. Письмо различных линий Письмо овалов и прямых линий. | 5 | |||
16 | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а» | 1 | |||
17 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я » | 1 | |||
18 | Закрепление правил обозначения звука [ а ] буквами. | 1 | |||
19 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о » | 1 | |||
20 | Письмо заглавной и строчной буквы « Ё, ё » | 1 | |||
21 | Закрепление правил обозначения звука [ а ] и [ о ] буквами. | 1 | |||
22 | Письмо заглавной и строчной буквы « У, у » | 1 | |||
23 | Закрепление правил обозначения звука [ а ] и [ о ] буквами. Письмо заглавной и строчной буквы « Ю,ю» | 1 | |||
24 | Закрепление правил обозначения звука [ у ], [ о ] и [ а ] буквами. Письмо букв Э,э | 1 | |||
25 | Письмо заглавной и строчной буквы « Е, е » | 1 | |||
26 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. | 1 | |||
27 | Письмо строчной буквы «ы » | 1 | |||
28 | Письмо заглавной и строчной буквы « И, и » | 1 | |||
29- 31 | Отработка написания изученных букв. Закрепление написания изученных букв. Письмо слов с изученными буквами. | 3 | |||
32 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 1 | |||
33 | Письмо заглавной и строчной буквы « М, м Тетрадь № 2 | 1 | |||
34 | Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н ». Письмо слогов, слов. | 1 | |||
35 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р ». Письмо слогов, слов. | 1 | |||
36 | Письмо заглавной и строчной буквы « Л, л » | 1 | |||
37 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й » | 1 | |||
38 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г » | 1 | |||
39 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к » | 1 | |||
40 | Дифференциация букв «Г, г » - «К, к » | 1 | |||
41 | Письмо заглавной и строчной буквы «З,з» | 1 | |||
42 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с» | 1 | |||
43 | Дифференциация букв «З,з» - «С,с» | 1 | |||
44 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д» | 1 | |||
45 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т» | 1 | |||
46 | Дифференциация букв «Т, т» - «Д, д» Тетрадь № 3 | 1 | |||
47 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б» | 1 | |||
48 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п» | 1 | |||
49 | Письмо заглавной и строчной буквы «В, в» | 1 | |||
50 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф» | 1 | |||
51 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж» | 1 | |||
52 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш» | 1 | |||
53 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч» | 1 | |||
54 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ» | 1 | |||
55 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х» | 1 | |||
56 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц» | 1 | |||
57 | Письмо строчной буквы «ь» | 1 | |||
58 | Слова с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
59 | Письмо строчной буквы «ъ». | 1 | |||
60 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. | 1 | |||
Слово и предложение. Пунктуация. | 2 | ||||
61 | Отработка понятия «слово». | 1 | |||
62 | Деление предложения на слова. | 1 | |||
63-64 | Педагогическая диагностика | 2 | |||
Повторение |
Литературное слушание 1 час в неделю
проводится 5 часом в русском языке
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | Примечание |
О тебе, моя Родина | |||||
1. | С. Дрожжин. Привет | 1 | |||
2. | Е. Серова Мой дом. | 1 | |||
3. | Д. Павлычко. Где всего прекрасней на земле. | 1 | |||
4. | С. Романовкий . Москва | 1 | |||
Мир родной природы | |||||
5. | Березонька Русская народная песня. | 1 | |||
6. | И. Соколов-Микитов. Русский лес | 1 | |||
7. | В. Белов . Родничок. | 1 | |||
8. | Мусса Гали . Земные краски. | 1 | |||
9. | М. Михалков. Лесные хороводы. ( сказка) | 1 | |||
Учимся уму- разуму. | |||||
10. | А. Барто. В школу. | 1 | |||
11. | В. Железников. История с азбукой. | 1 | |||
12. | А. Пантелеев. Буква « ты» | 1 | |||
13. | Я. Аким. Мой верный чиж. | 1 | |||
14. | В. Сутеев. Дядя Миша. | 1 | |||
15. | Привередница. ( русская народная сказка. Перессказ В. Даля) | 1 | |||
16. | В. Бианки. Лесной Колобок- Колючий бок. | 1 | |||
17. | Ш. Перро. Красная Шапочка. | 1 | |||
Малые жанры фольклора ( устное народного творчества) | |||||
18. | Е. Пермяк. Пичугин мост | 1 | |||
19. | С. Баруздин. Веселые рассказы | 1 | |||
20. | Е. Благинина. Тюлюлюй. | 1 | |||
О наших друзьях- животных | |||||
21. | А. Барто. Жук. | 1 | |||
22. | Н. Сладков. На одном бревне. | 1 | |||
23. | Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. | 1 | |||
24. | Е. Чарушин. Томка и корова ( загадка) | 1 | |||
25 | В. Берестов. Выводок. | 1 | |||
26. | И. Соколов- Микитов. Радуга. | 1 | |||
27. | И. Шевчук. Ленивое эхо. | 1 | |||
28. | А. Плещеев. Травка зеленеет. | 1 | |||
29. | К. Чуковский Радость. | 1 | |||
30. | Ю. Коренец. Волшебное письмо. | 1 | |||
31. | Р. Валеева. Здравствуй, лето! | 1 | |||
32. | В. Лунин. Я видела чудо. | 1 | |||
33. | Проверь себя. | 1 |
Русский язык – 85 часов II полугодие
а )фонетика (10 часов),
б )грамматика (26 часов),
в ) правописание (30 часов)
г )развитие речи (19 часов)
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Слово. Звуки и обозначение их буквами - строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков).
Слоги. Слоговая структура слова.
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов на письме.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения - грамматическая основа предложения (наблюдение). Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.
Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные ,вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.
Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения.
Текст и предложение. Различение предложения и текста. Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение непунктированного текста на предложения. Красная строка. Абзац.
План речи (наблюдение).
Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).
Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.
Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.
Функции йотированных гласных: обозначает мягкость согласных звуков; обозначает два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё).
Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: парных согласных ж и ш; непарных согласных ч и щ. Правописание буквосочетаний жи5ши, ча5ща, чу5щу, чк, чн, щн.
Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков.
Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова). Звуко-буквенный анализ слова.
Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества.
Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. Отличие предлога от приставки (наблюдение). Раздельное написание предлогов со словами.
Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).
Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).
Слово. Языковые средства выразительности речи: употребление слов в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональная лексика, выражающая различные чувства (бабка _ обидное слово, а бабушка, бабуля _ слова, выражающие симпатию, и зависит выбор лексики от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивная лексика, различающаяся по степени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопльрев; жара, зной).
Междометия как средство эмоционально_экспрессивного выражения чувств. Междометия (буквально: «между словами») не имеют номинативной функции (в отличие от знаменательных частей речи не называют самих чувств и состояний).
Связная речь
Ознакомление с понятиями «устная речь», «письменная речь». Наблюдение особенностей устной и письменной речи. Устная речь - это звучащая речь (звуковая речь). Письменная речь - знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель).
Устная речь
Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения. Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).
Организация практики устного общения: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию, способствующих порождению высказывания и эмоциональному самовыражению, ведущих к возникновению потребности высказываний; ситуаций для речевых упражнений (речевой деятельности): беседа, обсуждение, сообщение, вопрос, обращение, объявление, приглашение, поздравление.
Уместное употребление языковых и неязыковых средств устной речи в разных ситуациях общения. Соблюдение требований культуры речи, этических норм, этикетных форм, отвечающих ситуациям общения и его участникам.
Письменная речь
Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста.
Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.
Наблюдение структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, «новизна» в каждом следующем предложении.
Преобразующая речевая деятельность учащихся. Восстановление деформированного предложения и небольшого текста. Порядок слов в предложении (структура предложения). Наблюдение связи порядка слов с мыслью, заключенной в предложении (на примере наблюдения разного порядка слов и логического ударения.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | Примечание |
1. | Речь. Устная речь. | 1 | |||
2. | Письменная речь. Списывание. | 1 | |||
3. | Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные | 1 | |||
4. | Восклицательные предложения. Вежливые слова. | 1 | |||
5. | Вежливые слова: приветствия, прощания, благодарности. | 1 | |||
6-7 | Наблюдения над именами существительными. Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? | 2 | |||
8. | Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? | 1 | |||
9. | Правописание большой буквы в именах собственных. | 1 | |||
10-11 | Культура общения с родственниками, со старшими. | 1 | |||
12 | Культура общения при знакомстве. | 1 | |||
13. | Культура общения. Если ты потерялся! | 1 | |||
14. | Наблюдения над ролью и значением имен прилагательных. | 1 | |||
15. | Тип речи: описание. | 1 | |||
16.-17 | Деление слов на слоги. | 2 | |||
18. | Сравнение | 1 | |||
19 | Письменная речь. Письмо. Адрес. | 1 | |||
20. | Деление слов на слоги. | 1 | |||
21. | Перенос лов. | 1 | |||
22. | Многозначные слова. Перенос лов. | 1 | |||
23-24. | Наблюдение над родственными словами. | 2 | |||
25. | Ударение. | 1 | |||
26. | Наблюдение над ролью глагола и значение глагола. | 1 | |||
27. | Омонимы. | 1 | |||
28-29. | Значение –сь- в глаголах. Правописание жи-ши. | 2 | |||
30-31 | Правописание ча-ща, чу-щу. | 2 | |||
32. | Повторение. | 1 | |||
33. | Культура общения: умение задавать вопросы | 1 | |||
34-35. | Знак препинания- запятая. | 2 | |||
36. | Культура общения: умение договариваться. | 1 | |||
37-38. | Наблюдение над однокоренными словами. | 2 | |||
39. | Повторение. Вопросительные предложения | 1 | |||
40. | Повторение. Восклицательные предложения. | 1 | |||
41-42 | Фразеологизмы. Вымысел или фантазия. | 2 | |||
43 | Культура общения: просьба, отказ. | 1 | |||
44-45. | Повторение правил переноса | 2 | |||
46. | Объявление. | 1 | |||
47 | Повторение: текст описание. | 1 | |||
48 | Повторение: ударение в словах. | 1 | |||
49 | Культура общения: просьба. | 1 | |||
50-51 | Значение приставки –по- в словах. | 2 | |||
52 | Культура общения с животными. | 1 | |||
53 | Культура общения: дружба | 1 | |||
54 | Знакомство с числительными | 1 | |||
55 | Культура общения: мимика и жесты | 1 | |||
56 | Использование образных выражений в речи | 1 | |||
57 | Повторение: многозначные слова | 1 | |||
58 | Культура человека: грамотность | 1 | |||
59 | Повторение: слова извинения | 1 | |||
60-63 | Знакомство с правилом и проверкой безударных гласных в корне слова | 3 | |||
64-66 | Знакомство с транскрипцией | 3 | |||
67 | Культура общения: поздравление | 1 | |||
68 | Знакомство с местоимением | 1 | |||
69 | Толковый словарь | 1 | |||
70-71 | Знакомство с правилом чк,чн,чт | 2 | |||
72 | Синонимы | 1 | |||
73. | Повторение. Речь | 1 | |||
74 | Как правильно произносить слова? | 1 | |||
75-76 | Типы текста | 2 | |||
77 | Форма слова. Неизменяемые слова | 1 | |||
78 | Повторение | 1 | |||
79 | Заимствованные слова | 1 | |||
80 | Письмо . Конверт. | 1 | |||
81. | Итоговый диктант годовой. | 1 | |||
82. | Итоговый тест. | 1 | |||
83-85 | Повторение | 3 |
- Планируемые результаты освоения программы по русскому
языку в 1-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова;
При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные
(например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
- писать прописную букву в начале предложения и в именах
собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно
отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и
орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-
30 слов;
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их
значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения истремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...