Разработка к уроку по русскому языку 4 класс. Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель:
- Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;
- Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с целью эффективного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ход урока. | 23.17 КБ |
Презентация к уроку | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
4 класс Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».
Цель:
- Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;
- Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с целью эффективного обучения.
Оборудование:
Карточки с гласными а, о, и, е, я и окончаниями прилагательных («веер»); таблица «Родовые окончания имен прилагательных», картина «Ранняя весна», картинки «Ракета», «Винтик и Шпунтик» к игре «Полет в космос».
Ход урока.
I. Сообщение цели урока.
• Сегодня на уроке мы будем упражняться в распознавании рода имен прилагательных и правописании родовых окончаний.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 408
1. - Что вы знаете о прилагательных мужского рода?
(правило).
- Приведите примеры из домашнего упражнения, (стройный клен, толстый сук, темный сосновый бор).
2. -А что вы можете сказать о прилагательных женского
рода? (примеры).
(скрипучая кривая ветла, широкая синяя лента)
3. - Скажите правило о прилагательных среднего рода
(большое глубокое дупло, ближнее ржаное поле)
III. Чистописание.
Наступила ранняя весна.
- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?
( 1. Найти существительное, с которым оно связано
- Определить род существительного.
- Узнать род прилагательного и вспомнить окончание.)
IV. Словарная работа. (Слайд №2)
- Приготовьте карточки - веер.
- отгадайте загадки. Покажите карточку с нужной безударной гласной.
- Напишите отгадку вместе с подходящим по смыслу прилагательным.
1).Богач не велик,
А гостинцами наделит.
(орех спелый, лесной, крепкий) 2).3елена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова
(береза белая, кудрявая, стройная) 3).Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина трепетная, молодая, красная) 4).Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можно угадать.
(ветер сильный, свежий, озорной) 5).Пушистая вата плывет куда-то.
Вот вата ниже - вот дождик ближе.
(облако легкое, пушистое, воздушное)
V. Наблюдение над употреблением в речи имен
прилагательных разного рода.
Запись под диктовку.
• Выделите окончания прилагательных, определите их
род.
Голубая пора.
Голубой месяц март. Голубое небо, голубая даль. А на горизонте - синяя полоска далекого леса. Весь мир голубой!
- Почему в тексте так часто употребляется слово голубо? (голубой цвет - особенность марта, как первого весеннего месяца).
- Прочитайте, что увидел автор голубым (проверка)
Почему прилагательные голубой, голубая, голубое имеют разные окончания?
VI. Составление предложений по наблюдениям. Слайд №3
• Посмотрите на картину «Ранняя весна». Составьте свои
предложения о том, что вы видите на картине, о том, что
бывает в марте.
Примерные ответы детей (Пришла долгожданная весна. Март - первый весенний месяц, Белый снег потемнел и начал таять. Мартовское небо голубое и чистое. Светит яркое солнце.) Запись предложений с выборочным объяснением.
• Разберите по членам предложения и укажите части речи.
Светит яркое солнце.
VII. Упражнения. Слайд №4
1. Устная работа с карточками (веер -ая, -яя, ...)
• Кто у нас самый внимательный? Я читаю пословицу, а
вы находите прилагательные, показываете карточку с
окончанием и объясняете.
1 ).3имнее солнце плохо греет
2).Весна красная! а лето страдное. 3).Весенний день год кормит. 4).Дождливое лето хуже осени.
5).Утренняя роса, что добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
2. Выборочное письмо.
- Выпишите словосочетание прилагательного и существительного.
- Послушайте сказку. Ответьте, на что обиделись существительные Небо, Дорога, Сказка, Песня?
Запишите их вместе с теми прилагательными, с которыми их чаще всего употребляют. А какие прилагательные можете к ним подобрать вы? Запишите их тоже.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне пристало слово ровная, - чуть не плакала Дорога.
- А я всегда интересная, - безнадежно говорила Сказка.
- А я только звонкая, - сказала Песня.
- Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе. Может быть ребята нам помогут?
(Н.Подгаецкая, №2186)
Небо голубое, безоблачное, чистое, лазурное. Дорога ровная, дальняя, извилистая. Сказка интересная, добрая, волшебная. Песня звонкая, грустная, новая.
3. Игра «Полет в космос».
• Ребята, Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и
пригласили вас совершить увлекательное путешествие.
Но вот беда. Ракета не может вместить всех желающих.
Давайте разделим класс на 2 команды (по вариантам) и
выберем от каждой по 5 представителей и по 1 капитану.
Выиграет та команда, которая быстрее и без ошибок
допишет окончание имен прилагательных. Она и
отправится в космический полет.
Слайд № 5
Звонк... ручей Стар... гнездо
Ранн... утро Дальн... дорога
Густ... трава Родн... сторона
Румян... яблоко Высок., тополь
Тепл... ветер Вечерн... море
Подведение итогов. Призы команде - победителю.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 411 - самостоятельно.
Проверка.
5. Игра - соревнование. «Кто быстрее составит
словосочетания?»
• Посмотрите внимательно на то, что вас окружает в
классе и напишите 3 словосочетания: прилагательное +
существительное м., ж., и ср. рода.
(первые три человека будут оценены)
VIII. Домашнее задание:
Упражнение 410.
IX. Итог урока.
• Чему учились на уроке?
X. Оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадки Напиши отгадки вместе с подходящим по смыслу прилагательным: 1. Богач не велик, а гостинцами наделит 2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова 3. Никто не пугает, а вся дрожит 4. Я березку качну, я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можно угадать. 5. Пушистая вата плывет куда-то. Вот вата ниже – вот дождик ближе
Ранняя весна
Найдите прилагательные, покажите окончание и объясните Зимнее солнце плохо греет. Весна красная, а лето страдное. Весенний день год кормит. Дождливое лето хуже осени. Утренняя роса, что добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.
Допишите окончание имен прилагательных Звонк … ручей Стар… гнездо Ранн … утро Дальн … дорога Густ… трава Родн … сторона Румян… яблоко Высок… тополь Тепл … в етер Вечерн … море ий ее ая ое ый ое яя ая ий ее
Домашнее задание: упражнение № 410
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1155 Пешехонова Алла Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией....
2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России
Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных"
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.П...
Урок по русскому языку на тему «Закрепление знаний о склонении имен прилагательных» в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классеУМК «Школа России»Канакина В.П., Горецкий В.Г....
Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"
Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...