Интегрированный урок (рус.язык, окр.мир) 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Интегрированный урок (русский язык и окружающий мир) в 4 классе 1 четверть. Тема"Повторение о склонении имён существительных. Трудные времена на Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4_klass.docx | 26.16 КБ |
trudnye_vremena_dlya_rusi_1.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе
Тема: Повторение о склонении имён существительных. Трудные времена на русской земле.
Цели урока:
- учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;
- повторить знания детей о склонении имён существительных;
- развивать орфографическую зоркость;
- сформировать представление о военном деле на Руси,
- познакомить с героическими страницами истории Отечества;
- развивать навыки самостоятельной работы ;
- воспитывать гордость за свою Родину.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- карточки для индивидуальной работы
- видеофрагмент “Александр Невский”,
- дополнительный материал, исторические даты.
I. Организационный момент:
Начинается урок,
Должен он пойти вам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, учителя нашей школы. Мы покажем свои знания и умения на уроке русского языка и окружающего мира.
2. Актуализация знаний учащихся
Запишите число. Словарь:
1. какое название получила славянская азбука, созданная византийскими монахами? (Кириллица)
2. Записи о важнейших событиях Руси. (Летопись)
3. Кто вёл записи о событиях Древней ? (Монах)
4. Буква типографского набора. (Литера)
5. Другое название букваря. (Азбука)
6. Совокупность букв, расположенных по порядку. (Алфавит)
- Выделите в словах окончания, укажите род и склонение.
- Что такое склонение? ( Склонение - это изменение существительных по падежам. В зависимости от того, какого склонения существительное, в определённом падеже пишется определённое окончание.)
Слово монах – фонетический разбор. Какое правило с этом слове? ( Безударная гласная непроверяемая).
- Как украшали книги? Что служило обложкой книги? (Переплет делался из досок, обтягивался кожей, украшался золотом и драгоценными камнями). Вашим домашним заданием было украсить начальную букву своей фамилии. Все работы достойны внимания и уважения. Они индивидуальны как и вы сами. В наше время буквицы используются в начале статьи или в начале каждой из ее частей и помогают возбудить читательский интерес и поддерживают его по ходу развития статьи. Буквицы становятся действительно интересными, если они соответствуют настроению статьи. Для того, чтобы буквица сработала, она должна выглядеть смело, ярко и интересно.
- Скажите, о чём писали монахи в летописях? ( О событиях, происходивших в Древней Руси, о воинах).
III. Работа над новой системой урока:
- Из начала нашей работы уже можно догадаться о теме нашего урока. У кого какие мысли? (Мы повторим склонение имён существительных и поговорим о войне на Руси).
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Савич Никитин.
- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской: какие наступали времена? (мнение детей)
- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле
-какую проблему на уроке можем поставить?
- Проблемный вопрос: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют?
- Давайте с вами поставим задачи урока.
-Вам необходимо дополнить предложения:
- По данной теме я хотел(а) бы узнать…
- Мне это нужно потому, что…
- Для этого я должен на уроке…
- Изучать мы её будем по такому плану:
- - Нашествие Батыя;
- - Александр Невский. Битва на р. Неве. Ледовое побоище.
- Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах. Каждый гражданин России должен знать историю своего Отечества. В Конституции России записано: Защита государства – обязанность каждого гражданина. Российский народ много раз отстаивал свободу своей страны. Очень тяжёлыми были эти войны.
Русский народ хранит память о героях. Трудные времена настали на русской земле.
Разбор предложения по членам предложения.
- Организация поискового пространства.
-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Откройте учебники по окр.миру на стр.59-63
Познакомьтесь с текстом 1 вариант – нашествие Батыя, 2 вариант – князь Александр Невский.
- Какие трудности испытывала Русь в 12 веке?
- Кто были врагами славян?
- Почему врагу так быстро удалось захватить такие большие города?
- Кто встал на защиту Руси? Как удалось?
Физкультминутка.
Просмотр фрагмента фильма «Ледовое побоище»
У вас на столах карточки. Прочитайте текст. Выпишите по 2 имени существительных разного склонения. Как вы будете определять склонение имён существительных?
«В сентябре 2010 года в городском сквере торжественно открыли памятник Святому благоверному Великому князю Александру Невскому, небесному покровителю Старого Оскола. Монумент установили рядом со строящимся храмом Георгия Победоносца в парке Воинской славы.
Князь никогда не был здесь, поскольку город основали в 1593 году для охраны южных границ. Предки горожан много лет были защитниками Русского государства от разных любителей наживы. Очень красиво в парке в разное время года. Памятник Александру Невскому всегда красив зимой среди белого снега, весной – в цветущей сирени, летом – в лучах яркого солнца, а осенью среди золотой листвы.»
Слова Александра Невского.
"Кто на Русь с мечом придёт - от меча погибнет!
- Как определить склонение имени существительного?
Распределите имена существительные по склонениям.
Зависть богатство
Рыцарь 1 склонение хан
Князь дань
Нева 2 склонение Рязань
Озеро Козельск
Побоище 3 склонение кочевник
Новгород Орда
Лёд власть
Игра «МОЗГОВОЙ ШТОРМ» (Закрепление изученного материала)
- Кто напал на Русь в 13 веке? (монголо-татары)
- Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)
- Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань)
- Как стало называться государство монголо-татар ? (Золотая Орда)
- Как удалось разбить шведов? (Застали в расплох)
- Кто выступил против рыцарей? (Александр Невский)
- Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)
- Чем закончилась битва 5 апреля 1242года? ( Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)
4 . Итог урока
- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют?
- Так какие же трудные времена испытывала Русь в 13 веке? (ответы детей)
- Почему люди воюют?
Почему люди воюют?
Желание завладеть чужой территорией
Желание иметь власть над людьми
Желание присвоить чужие богатства
Желание заставить людей другой страны работать на себя.
- Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать в исторических энциклопедиях, в Интернете, в библиотеке.
- Наше виртуальное путешествие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
5. Рефлексия
- Закончите начатое предложение.
- Сегодня на уроке я узнал (а)…
- Сегодня я удивился…
-Теперь я могу….
-Было трудно….
- Мне захотелось….
- Я поставил себе на уроке отметку….., потому что…….
- Я считаю, что дома мне надо…, так как……..
- Если на этом уроке мы узнали, что русские воины потерпели поражение, а затем победили и появились великие, талантливые люди то, как вы думаете, о чём будем говорить на следующем уроке?
6. Д\З
по окр.мир.
с. 53-64, ответить на вопросы,
в рабочей тетради №2 с.20-22,
из дополнительной литературы подобрать
материал о князе А.Невском, о защите Руси
во времена правления Золотой Орды;
по русскому языку
из текста учебника окружающий мир №2 с.53-64
записать по 5 имён существительных
разного склонения, составить 3 предложения о
трудных временах на Руси в 12-13 веках.
Словарная работа:
Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси.
Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённых.
Хан – правитель Золотой Орды.
Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами.
Крестоносцы – это рыцари на одежде и доспехах, которых был изображён крест.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русский язык - Технология" 3 класс
На интегрированном уроке учкащиеся обобщают знания об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражняются в правописании окончаний. Занимаются бумагапластикой «Ранние весенние цве...
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс
Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....
Компетентностно-ориентированные задания по предметам русский язык и английский язык ( интегрированный урок) :"Как нужно говорить" 2 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предметам русский язык и английский язык ( интегрированный урок) :"Как нужно говорить" 2 класс...
Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"
Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром....
Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»
Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"
Тема "Имя существительное". Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...