Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir.urok_.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»
Цели: - закрепление и отработка навыка нахождения орфограмм в словах , определения вида орфограммы и выбора нужного алгоритма для их проверки; - развитие чувственного восприятия произведения, понимания образного языка стихотворения; - расширение лексического запаса учащихся; обогащение познавательного опыта ребёнка и творческих способностей учащихся; - воспитание чуткого отношения к языку произведения.
Оборудование: ноутбук, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)
– Ребята! У нас сегодня необычный урок: в одном уроке сольются и русский язык, и литературное чтение. Этот урок, я надеюсь, даст возможность получить эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!
– Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
– Улыбнёмся друг другу. – Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок. – Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.
(слайд 2)
II. Вводная беседа.
– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:
– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
(слайд 3)
– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.
– Что же мы знаем об этом времени года?
- Ответы учеников
– Составим синквейн с этим словом.
– Попробуйте выбрать самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.
- Ответы ребят.
– А у меня получился вот такой синквейн:
(слайд 4) Осень.
Цветная, золотая.
Шуршит, украшает, печалит.
Поражает своей дивной красотой.
Сказка.
– Найдите в словах изученные орфограммы.
III. Работа над темой урока.
*1. Определение темы и цели урока.
– Какие цели поставим перед собой на уроке?
– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения.
*Установка: – Я вам прочитаю произведение Константина Бальмонта, а вы вслушайтесь в настроение этого произведения и постарайтесь представить себе картины, описанные автором.
(слайд 5,6)
(читаю под голоса птиц) с.49 в учебнике по рус.языку
*Проверка восприятия: – Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. – Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого произведения?
(Словарик настроения)
*2. Языковые средства общения.
– Что я сейчас прочитала? (Стихотворение) – Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
(слайд 7)
– Назовите известные вам художественные приёмы, которые используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты) – Эти приёмы помогают нам понять образный язык стихотворения.
*3. Работа по осмысливанию: – Перечитайте, не мешая соседу (с.49 учебника) – О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Реальная или сказочная картина? – Какие приёмы использовал автор? (эпитеты, метафора)
*4. Обучение выразительному чтению.
(слайд 8) /Средства выразительности: паузы, зашагивание, логическое ударение/
Интонационные упражнения (коллективно)
(слайд 9) – Давайте поучимся читать это хрустально-напевное стихотворение. – Какой темп чтения? (Неторопливый) – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности.
(Слушаем чтение 2-3 человек)
– Может ли нравиться печальное? (В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)
*5. Работа над орфограммами.
– Выпишите слова с пропущенными буквами и подберите, где можно, проверочные слова.
*Подобрать синоним к словам «блистают, поспевает, холоднее, грустнее».
– Проверка устно с объяснением.
(слайд 10)
*6. Знакомство со стих-нием Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
Я хочу познакомить вас с творчеством ещё одного замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас. А чтобы узнать его имя, уберите лишние буквы
(слайд 11)
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)
Установка. – Внимательно послушайте аудиозапись стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос: – Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение?
(слайд 12) /аудиозапись/
– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением. (Грустит вместе с природой)
*7. Самостоятельное чтение стихотворения. – Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовать красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова и вставляя пропущенные буквы.
- Запишите в тетради слова с пропущенными орфограммами, подбирая где можно проверочные слова. Объясните орфограммы. * Над именами существительными укажите падеж.
Проверка.
*8. Словарная работа. нива – обработанное засеянное поле, пашня, посевы сжаты – срезаны под корень взрытая дорога – перекопанная, чтоб не было проезда примечталось – думать, представлять себе то, чего нет в настоящем дремлет – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза запрягался – соединялся с повозкой, санями упряжью
*9. Работа над содержанием.
1 строфа
– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.
– Какое время года описывает поэт? (Осень)
– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?
– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)
– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)
– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)
– А какой тон? (Напевный, грустный)
– Будем читать громко или тихо?
2 строфа
– Прочитайте вторую строфу.
– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)
– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)
– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)
– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)
– Какой это приём? (Олицетворение)
– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)
– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)
– Почему поэт 2 раза употребил «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)
– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)
– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)
– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа
– Прочитайте 3-ю строфу.
– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)
– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)
– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)
(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)
– Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)
– Он сам удивился, и мы удивляемся вместе с ним.
– Давайте все вместе удивимся! – хором
– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?
– Как вы себе это представляете?
– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:
чаща звонкая – метафора
рыжий месяц – эпитет
запрягался жеребёнком – творительное сравнение
– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
– Какие образы создает поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.
– Какой образ раскрыл поэт в первой строфе? (Образ солнца.)
– Какой образ создал Есенин во второй строфе? (Образ дороги.)
– Какой образ создал поэт в третьей строфе? (Образ месяца.)
– Что вы можете сказать об этих словах? (словарные)
– Есть ли ещё в тексте словарные слова? (сегодня, колесом)
Добавьте к словам солнце, дорога и месяц их действия их текста и запишите предложения в тетрадь.
– Какой образ кажется вам самым интересным и почему?
IV. Физкультминутка.
– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.
V. Продолжение работы над темой урока.
Самостоятельная работа.
– А работать над стихотворением мы будем в парах.
Послушайте задание:
– Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам. (по рядам) – Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп) – Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.
Ученики отвечают у доски по одному от каждого ряда – зачитывают стихотворение выразительно.
– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.
– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу многих композиторов, которые написали на слова Есенина музыку.
(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)
(слайд 13)
– Удалось ли композитору музыкой усилить настроение Есенина?
*10. Анализ лирического стихотворения.
– Какие строчки запомнились? Прочитайте без книги. – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки. – Какие настроения автора вы почувствовали? (Работа со словариком настроений)
*Запись по памяти на выбор понравившихся строф. (под музыку)
(слайд 16)
VI. Итог урока.
– Чем отличается описание осени одного автора от другого?
– Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?
(Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и много для себя открыть)
– Каждому ли, умеющему читать, открывается мир, который стоит за строками стихотворения?
– Затронули ли эти стихотворения струнку вашей души?
VIII. Самооценка своей деятельности.
– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.
– Подойдите все. – А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок. – Спасибо вам за работу.
IХ. Домашнее задание: на выбор
- подготовить выразит. чтение стих-ния
- выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению
- нарисовать иллюстрации.
- сочинить музыку к стих-нию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс
Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...
конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой
конспект урока литературного чтения по УМК "21 век " по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...
конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой
конспект урока литературного чтения по УМК "21 век " по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...