Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе  по теме «Язык как средство общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir.urok_.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе                                                          по теме «Язык как средство общения»

Цели:                                                                                                                                                                                                             -  закрепление и отработка навыка нахождения орфограмм в словах , определения вида орфограммы и выбора нужного алгоритма для их проверки;                                                                                                                                                              - развитие чувственного восприятия произведения, понимания образного языка стихотворения;                                                                             - расширение  лексического запаса учащихся; обогащение познавательного опыта ребёнка и творческих способностей учащихся;                                                                                                                                                                                             - воспитание чуткого отношения к языку произведения.

Оборудование: ноутбук, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация,  листья для самооценки учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

– Ребята! У нас сегодня необычный урок: в одном уроке сольются и русский язык, и литературное чтение. Этот урок, я надеюсь,  даст возможность получить эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

   – Я рада видеть каждого из вас!                                                                                                                                                            И пусть прохладой осень в окна дышит,                                                                                                                                         Нам будет здесь уютно, ведь наш класс                                                                                                                                                             Друг друга любит, чувствует и слышит.

– Улыбнёмся друг другу.                                                                                                                                                                        – Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.                                                                                                             – Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

(слайд 2)

II. Вводная беседа.

 – Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

 – Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

 (слайд 3)

 – Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.

 – Что же мы знаем об этом времени года?

  •  Ответы учеников

 – Составим синквейн с этим словом.

 – Попробуйте выбрать самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.

  • Ответы ребят.

–  А у меня получился вот такой синквейн:

(слайд  4)                                                                          Осень.                                                                                                            

                                                                                    Цветная, золотая.

Шуршит, украшает, печалит.

Поражает своей дивной красотой.

Сказка.

–  Найдите в словах изученные орфограммы.

III. Работа над темой урока.

*1. Определение темы и цели урока.

– Какие цели поставим перед собой на уроке?

 – Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения.

*Установка:                                                                                                                                                                                                                    – Я вам прочитаю произведение Константина Бальмонта, а вы вслушайтесь  в настроение этого произведения и постарайтесь представить себе картины, описанные автором.

(слайд 5,6)

(читаю под голоса птиц) с.49 в учебнике по рус.языку

*Проверка восприятия:                                                                                                                                                                                            – Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.                                                                                                               – Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого произведения?

(Словарик настроения)

*2. Языковые средства общения.

– Что я сейчас прочитала? (Стихотворение)                                                                                                                                                             – Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

(слайд 7)

 – Назовите известные вам художественные приёмы, которые используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)                                                                                                               – Эти приёмы помогают нам понять образный язык стихотворения.

*3. Работа по осмысливанию:                                                                                                                                                                               – Перечитайте, не мешая соседу (с.49 учебника)                                                                                                                               – О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Реальная или сказочная картина?                                                    – Какие приёмы использовал автор? (эпитеты, метафора)

*4. Обучение выразительному чтению.

(слайд 8) /Средства выразительности: паузы, зашагивание, логическое ударение/

Интонационные упражнения (коллективно)    

(слайд 9)                                                                                                                                                                                                      – Давайте поучимся читать это хрустально-напевное стихотворение.                                                                                         – Какой темп чтения? (Неторопливый)                                                                                                                                                  – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности.

(Слушаем чтение 2-3 человек)

Может ли нравиться печальное? (В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

*5. Работа над орфограммами.

Выпишите слова с пропущенными буквами и подберите, где можно, проверочные слова.

*Подобрать синоним к словам «блистают, поспевает, холоднее, грустнее».

– Проверка устно с объяснением.

(слайд 10)

*6. Знакомство со стих-нием Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Я хочу познакомить вас с творчеством ещё одного замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас. А чтобы узнать его имя, уберите лишние буквы

(слайд 11)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)

Установка.                                                                                                                                                                                                        – Внимательно  послушайте аудиозапись стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос:                                                     – Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение?

(слайд 12) /аудиозапись/

 – Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением. (Грустит вместе с природой)

*7. Самостоятельное чтение стихотворения.                                                                                                                                                     – Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовать красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова и вставляя пропущенные буквы.

- Запишите в тетради слова с пропущенными орфограммами, подбирая где можно проверочные слова. Объясните орфограммы.       * Над именами существительными укажите падеж.

Проверка.

*8.  Словарная работа.                                                                                                                                                              нива – обработанное засеянное поле, пашня, посевы                                                                                                                       сжаты – срезаны под корень                                                                                                                                                             взрытая дорога – перекопанная, чтоб не было проезда                                                                                                           примечталось – думать, представлять себе то, чего нет в настоящем                                                                                                      дремлет – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза                        запрягался – соединялся с повозкой, санями упряжью

*9.  Работа над содержанием.

1 строфа

 – Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.

 – Какое время года описывает поэт? (Осень)

 – О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

 – Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

 – Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

 – Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

 – Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)

 – Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

 – Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

 – А какой тон? (Напевный, грустный)

 – Будем читать громко или тихо?

2 строфа

 – Прочитайте вторую строфу.

 – О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

 – Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

 – Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)

 – Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

 – Какой это приём? (Олицетворение)

 – В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

 – Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

 – Почему поэт 2 раза употребил  «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)

 – Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

 – Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

 – С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

 – Прочитайте 3-ю строфу.

 – Чьё настроение можно почувствовать, понять в  этой строфе? Почему? (Автора)

 – Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)

 – Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)

 (И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

 – Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

 – Он сам удивился, и мы удивляемся вместе с ним.

 – Давайте все вместе удивимся! – хором

 – Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

 – Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

 – Как вы себе это представляете?

 –  В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

 – Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

 чаща звонкая – метафора

 рыжий месяц – эпитет

 запрягался жеребёнком – творительное сравнение

 – В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

– Какие образы создает поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.

– Какой образ раскрыл поэт в первой строфе? (Образ солнца.)

– Какой образ создал Есенин во второй строфе? (Образ дороги.)

– Какой образ создал поэт в третьей строфе? (Образ месяца.)

– Что вы можете сказать об этих словах? (словарные)

– Есть ли ещё в тексте словарные слова? (сегодня, колесом)

Добавьте к словам солнце, дорога и месяц их действия их текста и запишите предложения в тетрадь.

– Какой образ кажется вам самым интересным и почему?

IV. Физкультминутка.

 – А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

 Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

 Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

 Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

 Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

 Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

 И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

 Полетел куда-то вперемешку с пылью.

 – Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.

V. Продолжение работы над темой урока.

Самостоятельная работа.

– А работать над стихотворением мы будем в парах.

Послушайте задание:

– Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.    (по рядам)                                                                                                                                – Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)                                                                                                                                                                                              – Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.

 Ученики отвечают у доски по одному от каждого ряда – зачитывают стихотворение выразительно.

– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу многих композиторов, которые написали на слова Есенина музыку.

 (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

(слайд 13)

– Удалось ли композитору музыкой усилить настроение Есенина?

*10. Анализ лирического стихотворения.

– Какие строчки запомнились? Прочитайте без книги.                                                                                                                               – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.                                                                                                                            – Какие настроения автора вы почувствовали?        (Работа со словариком настроений)

*Запись по памяти на выбор понравившихся строф. (под музыку)

(слайд 16)

VI. Итог урока.

– Чем отличается описание осени одного автора от другого?

– Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

(Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и много для себя открыть)

– Каждому ли, умеющему читать, открывается мир, который стоит за строками стихотворения?

– Затронули ли эти стихотворения струнку вашей души?

 

VIII. Самооценка своей деятельности.

 – Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите  жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.

 – Подойдите все.                                                                                                                                                                                            – А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок.                                                                                                                       – Спасибо вам за работу.

IХ. Домашнее задание: на выбор

- подготовить выразит. чтение стих-ния

- выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению

- нарисовать иллюстрации.

- сочинить музыку к стих-нию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс

Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...

конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...

конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...