открытый урок русского языка во 2 классе и презентация
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о предложении. Знакомство сновым словарным словом берёза."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка во 2 классе | 682.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Повторение знаний о предложении. Знакомство со словарным
словом берёза.»
Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления учебной информации. Цели урока по содержанию: Образовательная. Систематизировать и уточнить знания учащихся о предложении. Познакомить со значением и написанием словарного слова берёза. Развивающая. Развивать речь и мышление уч-ся. Развитие творческих способностей уч-ся. Воспитательная. Воспитывать вкус к художественному слову. Воспитание правильного отношения к природе. Формы организации познавательной деятельности уч-ся: индивидуальная, фронтальная, парная. Оборудование: мультимедийная доска; листы с текстом про берёзу на каждого ученика; заранее одной девочке даётся стихотворение про берёзу, которое она должна выучить наизусть; презентация по теме урока, смайлики для оценивания результата работы. Ход урока 1) Организационный момент. Начинает учитель: Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка? (Садитесь) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. 2) Актуализация знаний. Учитель: - Прочитайте тему урока. ( На доске записана тема: Повторение знаний о предложении.) Слайд 1. - Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить? ( Какие знаки препинания должны стоять в конце предложения. Начало предложения пишется с заглавной буквы.) Учитель: - Молодцы, ребята! Помните то, что мы изучали в первом классе. А теперь поработайте в парах, задайте друг другу вопросы по теме урока. (Дети работают в парах, задают друг другу вопросы.) Учитель: - Теперь проверим вас, как вы работали в парах. Какие вопросы вы задавали друг другу? (Что называется предложением? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Как связаны слова в предложении?) Далее ставит вопрос учитель: - Какими предложениями мы пользовались, задавая друг другу вопросы? (Вопросительными.) - А какие ещё предложения вам известны? (С терминами вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения учитель познакомил учеников уже в 1 классе.) 3) Работа с текстом. Учитель: -Ребята, мы с вами вспомнили, что предложение состоит из слов связанных между собой по смыслу. А как называются предложения связанные между собой по смыслу. ( С термином текст уч-ся знакомились в первом классе). Правильно, это текст. И у вас на парте лежит текст. Лексико-орфографический анализ слова берёза. (Текст у каждого ученика на парте.) Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. (М.С. Бубеннов.) Задания классу: - Прочитайте текст. - О чём говорится в каждом предложении?(О берёзе.) - Как бы вы озаглавили весь текст? (Берёза.) - Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока. А теперь запишите заголовок.( Дети записывают слово берёза в тетрадь, проговаривают его по слогам.) Учитель: - Ребята, сегодня наш урок будет посвящён не только повторению темы «Предложение», но и слову берёза. - Прочитайте текст ещё раз. Какой вы представили себе берёзку? С кем можно сравнить берёзу? ( С девушкой.) По мере ответов детей учитель открывает на доске картинку с изображением берёзы и опорных слов, позволяющих воспроизвести образ берёзки: любимое, стройная, кудрявая. Слайд 2. Учитель: - Что же мы называем словом берёза? Дайте краткий ответ, в этом вам поможет предложение, в котором пропущены слова, определяющие значение слова берёза. (Пропущены слова дерево, корой и листьями.) Дети подбирают по смыслу нужные слова и приходят к выводу, что пропущенные слова это: дерево, корой, листьями. Получилось вот такое предложение: Берёза – это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. Слайд 3 -4. Учитель: - Спишите предложение с доски, проговаривая каждое слово по слогам и сверяя написанное в тетради с доской. - Обратите внимание, как написано слово берёза. Произнесите слово и определите в нём орфограммы. ( Орфограмма подчёркивается: берёза.) - А можно ли проверить безударную гласную в этом слове? (Высказываются предположения.) Вывод: Это словарное слово, его проверит нельзя. Учитель даёт этимологическую справку: «Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху это слово звучало как «берса», и было прилагательным, обозначающим – светлая и белая. Это слово была единое не только для всех славянских языков, но для многих индоевропейских, и восходило к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева). - А как хорошо сказано о берёзе в стихотворении, которое нам прочитает Ася (девочке заранее было дано задание выучить стихотворение наизусть). Гордая берёза спокойна и стройна, Тянет ветки к солнцу, ждёт весной тепла. Летом нарядилась, в платье шелестя, В серёжках распустилась, как невеста вся! Осень подарила, золото листве, Грустно говорила,- время уж к зиме. Гордая берёза спокойна и стройна, Спит зимой, ей снится, что опять весна. Учитель: - Что вам понравилось в описании берёзы в стихотворении? (На доске пишутся сочетания слов: спокойна и стройна, гордая берёза, как невеста вся, в платье шелестя.) - А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение. Слайд 5. - Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.) Учитель: -Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Проведём физкультминутку. 4) Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. 5) Анализ предложений с пропуском слов. Слайд 6-7. Учитель: -Вот мы отдохнули и теперь с новыми силами можем продолжить наш урок. - Восстановите пропущенные слова, запишите предложения. ( В тексте закрыты слова: русскую, светлую, белёном, зелёными.) Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную. В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. (А.Прокофьев.) - Прочитайте, подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету, пропущены в предложении?(Русскую, светлую, белую.) - Как вы думаете, почему больше подходят по смыслу эти слова, а не другие?(Потому что они описывают какая берёзка) - Посмотрите ещё раз на стихотворение и подготовьтесь писать предложения под диктовку. (Предложения записываются под диктовку; затем дети сверяют написанное с записью на доске.) - Почему в одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так оформляются предложения в поэтической речи.) 6) Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам. Слайд 8-9. Учитель: - Ребята, а вот у нас слова заблудились. Посмотрите на доску. У неё, одиноко, кожица ,берёза, нежная и светлая, стояла, молоденькая, была. -Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения? (Соединить слова по смыслу, задавать вопросы.) Учитель: - Помогут нам в этом опорные схемы-вопросы. а) Как? Что делала? Какая? Что? б) У чего? Что делала? Какая? Что? - В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему? ( Сначала где берёза стояла, а потом какая она.) - Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится нужный знак препинания.) В тетради получается такая запись: Одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая кожица. Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о берёзе, которое было бы продолжением записанных. (Если позволит время, дети могут зачитать свои предложения.) 7) Выразительное чтение стихотворения. Слайд 10. Определение видов предложения. (Текст даётся сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для зрительного восприятия.) Учитель: - Ребята, мне очень нравиться одно стихотворение о берёзе и я хочу его вам прочитать. Я стройной берёзкой была и в роще весёлой жила. Я людям давала прохладу и тень, и пели в ветвях моих птицы весь день. Однажды ватага мальчишек пришла – содрали ножами кору со ствола. Чем раны лечить? Где достать мне кору? Я сохну… И скоро, наверно, умру. Учитель: - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение, почему? (Грустное, печальное. Потому что мальчики сделали больно берёзе и она умирает.) -А как можно помочь берёзке? (Замазать рану глиной, забинтовать). - Очень хорошо, я думаю, что берёза не погибнет, её спасут. -Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений. (Это вопросительный знак, он стоит здесь потому, что берёза спрашивает.) Выразительное чтение стихотворения детьми. 8) Итог урока. Учитель: - Вот наш урок пошёл к концу. - Чем заинтересовал вас урок?( Узнали как произошло слово берёза, что это растение и дерево, как правильно пишется это слово.) - Расскажите, что вы вспомнили о предложении?(Предложения бывают: вопросительные, восклицательные и повествовательные. В предложении слова связаны по смыслу. Начало предложения пишется с заглавной буквы.) - А теперь, ребята, покажите каким смайликом вы оцените свои знания, полученные на этом уроке. (Весь класс поднял улыбающегося смайлика. Если ученик что-то не понял или ему было трудно на уроке, тогда поднимается грустный смайлик.) 9) Задание на дом. На выбор: а) Написать небольшой текст на тему: «Берёзовая роща». б) Сочинить загадку про берёзу и записать её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
Открытый урок русского языка 4 класс
Закрепление знаний об однородных членах предложения...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...