открытый урок русского языка во 2 классе и презентация
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Сизонова  Маргарита Николаевна

Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о предложении. Знакомство сновым словарным словом берёза."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка во 2 классе682.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Повторение  знаний о предложении. Знакомство со словарным

словом    берёза.»                                                                                                

Дидактическая цель :  создать условия для осознания и осмысления учебной информации.                                                                        Цели урока по содержанию:                                                                Образовательная. Систематизировать и  уточнить знания  учащихся о предложении.        Познакомить со значением и написанием словарного слова берёза.                                                                        Развивающая.         Развивать речь и мышление уч-ся. Развитие творческих способностей уч-ся.                                                                Воспитательная. Воспитывать вкус к художественному слову. Воспитание правильного отношения к природе.                                        Формы организации познавательной деятельности уч-ся: индивидуальная, фронтальная, парная.                                                        Оборудование: мультимедийная доска; листы с текстом про берёзу на каждого ученика; заранее одной девочке даётся стихотворение про берёзу, которое она должна выучить наизусть; презентация по теме урока, смайлики для оценивания результата работы.                                                                                                                                                                                                                        Ход  урока                                                        1) Организационный  момент.        Начинает учитель:                                Ну-ка, проверь, дружок,         ты готов начать урок?                                 Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?                                                (Садитесь)                                                Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?                        Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.                                2) Актуализация знаний.        Учитель:                                                - Прочитайте тему урока. ( На доске записана тема: Повторение знаний  о предложении.)        Слайд 1.                                                        - Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить?         ( Какие знаки препинания  должны стоять в конце предложения. Начало предложения пишется с заглавной буквы.)                                        Учитель:                                                                                        - Молодцы, ребята! Помните то, что мы изучали в первом классе. А         теперь поработайте в парах, задайте друг другу вопросы по теме урока.        (Дети работают в парах, задают друг другу вопросы.)                Учитель:                                                                                         - Теперь проверим вас, как вы работали в парах. Какие вопросы вы задавали друг другу? (Что называется предложением? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Как связаны слова в предложении?)                                                                                        Далее ставит вопрос учитель:                                                                - Какими предложениями мы  пользовались, задавая друг другу вопросы? (Вопросительными.)                                                                - А какие ещё предложения вам известны? (С терминами  вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения учитель познакомил учеников уже в 1 классе.)                                                3) Работа с текстом. Учитель:                                                        -Ребята, мы с вами вспомнили, что предложение состоит из слов связанных между собой по смыслу. А как называются предложения связанные между собой по смыслу. ( С термином текст уч-ся знакомились в первом классе). Правильно, это текст. И у вас на парте лежит текст.                                                                        Лексико-орфографический анализ слова  берёза. (Текст у каждого ученика на парте.)                                                                                Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. (М.С. Бубеннов.)        Задания классу:                                                                                - Прочитайте текст.                                                                        - О чём говорится в каждом предложении?(О берёзе.)                        - Как бы вы озаглавили весь текст?         (Берёза.)                                        - Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока. А теперь запишите заголовок.(  Дети  записывают   слово         берёза в тетрадь,  проговаривают его по слогам.)                                                                Учитель:                                                                                        - Ребята, сегодня наш урок будет посвящён не только повторению темы «Предложение», но и слову  берёза.                                                -   Прочитайте текст ещё раз. Какой вы  представили себе берёзку? С  кем можно сравнить берёзу? ( С девушкой.)                                По мере ответов детей учитель открывает на доске картинку с изображением берёзы и опорных слов, позволяющих воспроизвести образ берёзки: любимое, стройная, кудрявая.         Слайд 2.                                Учитель:                                                                                        - Что же мы называем словом  берёза? Дайте краткий ответ, в этом вам поможет предложение, в котором пропущены слова, определяющие значение слова берёза. (Пропущены слова дерево, корой и листьями.) Дети подбирают по смыслу нужные слова и приходят к выводу, что пропущенные слова это: дерево, корой, листьями. Получилось вот такое предложение:                                                        Берёза – это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.        Слайд 3 -4.                                                                                Учитель:                                                                                        - Спишите предложение с доски, проговаривая каждое слово по слогам и сверяя написанное в тетради с доской.                                          - Обратите внимание, как написано слово берёза. Произнесите слово и определите в нём орфограммы. ( Орфограмма подчёркивается: берёза.)                                                                                                - А можно ли проверить безударную гласную в этом слове? (Высказываются предположения.)                                                                Вывод: Это словарное слово, его проверит нельзя.                                Учитель даёт этимологическую справку: «Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху это слово звучало как «берса», и было прилагательным, обозначающим – светлая и белая. Это слово была единое не только для всех славянских языков, но для многих индоевропейских, и восходило к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).                                                        - А как хорошо сказано о берёзе в стихотворении, которое нам прочитает Ася (девочке заранее было дано задание выучить стихотворение наизусть).                                                                        Гордая берёза спокойна и стройна,                                                        Тянет ветки к солнцу, ждёт весной тепла.                                        Летом нарядилась, в платье шелестя,                                                В серёжках распустилась, как невеста вся!                                        Осень подарила, золото листве,                                                        Грустно говорила,- время уж к зиме.                                                Гордая берёза спокойна и стройна,                                                        Спит зимой, ей снится, что опять  весна.                                         Учитель:                                                                                                - Что вам понравилось в описании берёзы в стихотворении? (На доске пишутся сочетания слов: спокойна и стройна, гордая берёза,  как невеста вся, в платье шелестя.)                                                                - А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение. Слайд 5.                                - Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.)                                                 Учитель:                                                                                        -Ребята,  сейчас мы с вами немного отдохнём. Проведём физкультминутку.                                                                        4) Физкультминутка.                                                                                Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо.                                        Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.                        5) Анализ предложений с пропуском слов. Слайд 6-7.                         Учитель:                                                                                        -Вот мы отдохнули и теперь с новыми силами можем продолжить наш урок.                                                                                                - Восстановите пропущенные слова, запишите  предложения. ( В тексте закрыты слова: русскую, светлую, белёном, зелёными.)                        Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.                                В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,                          С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. (А.Прокофьев.)                                                                                        - Прочитайте, подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету, пропущены в предложении?(Русскую, светлую, белую.)                                                                                                - Как вы думаете, почему больше подходят по смыслу эти слова, а не другие?(Потому что они описывают какая берёзка)                                                                                                                                - Посмотрите ещё раз на стихотворение и подготовьтесь писать предложения под диктовку. (Предложения записываются под диктовку; затем дети сверяют написанное с записью на доске.)                                        - Почему в  одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так  оформляются предложения в поэтической речи.)                                                                                        6) Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.        Слайд 8-9.                                                                Учитель:                                                                                        - Ребята, а вот у нас слова заблудились. Посмотрите на доску.                У неё, одиноко, кожица ,берёза, нежная и светлая, стояла, молоденькая, была.                                                                                -Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения? (Соединить слова по смыслу, задавать вопросы.)                        Учитель:                                                                                        - Помогут нам в этом        опорные схемы-вопросы.                                а) Как? Что делала? Какая? Что?                                                        б) У чего? Что делала? Какая? Что?                                                - В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему? ( Сначала где берёза стояла, а потом какая она.)                                                                                                        - Что надо знать, чтобы правильно обозначить  начало и конец предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится нужный знак препинания.)                        В тетради получается такая запись:                                        Одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая кожица.                                                                                Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о берёзе, которое было бы продолжением записанных.        (Если позволит время, дети могут зачитать свои предложения.)                                                                7) Выразительное чтение стихотворения. Слайд 10.                        Определение видов предложения. (Текст даётся сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для зрительного восприятия.)                                                                         Учитель:                                                                                         - Ребята, мне очень нравиться одно стихотворение о берёзе  и я хочу его вам прочитать.                                                                                        Я стройной берёзкой была и в роще весёлой жила.                                Я людям давала прохладу и тень, и пели в ветвях моих птицы весь день.                                                                                                Однажды ватага мальчишек пришла – содрали ножами кору со ствола.                                                                                        Чем раны лечить? Где достать мне кору?                                                Я сохну… И скоро, наверно, умру.                                                Учитель:                                                                                        -  Какое настроение вызвало у вас это стихотворение, почему? (Грустное, печальное. Потому что мальчики сделали больно берёзе и она умирает.)                                                                                         -А как можно помочь берёзке? (Замазать  рану глиной, забинтовать).                                                                                        -  Очень хорошо, я думаю, что берёза не погибнет, её спасут.                -Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений. (Это  вопросительный знак, он стоит здесь потому, что берёза спрашивает.)                                                                            Выразительное чтение стихотворения детьми.                                        8) Итог урока.                                                                Учитель:                                                                                         - Вот наш урок пошёл к концу.                                                        - Чем заинтересовал вас урок?( Узнали  как произошло слово берёза,  что это растение и дерево, как правильно пишется это слово.)                - Расскажите, что вы вспомнили о предложении?(Предложения бывают: вопросительные, восклицательные и повествовательные. В предложении слова связаны по смыслу. Начало предложения пишется с заглавной буквы.)                                                                                - А  теперь, ребята, покажите каким смайликом вы оцените свои знания, полученные на  этом уроке. (Весь  класс поднял улыбающегося смайлика. Если ученик что-то не понял или  ему было трудно на уроке, тогда поднимается грустный смайлик.)                                                                                                                                                9) Задание на дом.                                                                                На выбор:                                                                                         а) Написать небольшой текст на тему: «Берёзовая роща».                        б) Сочинить загадку про берёзу и записать её.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...