Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Разработка урока по теме "Опасности письма"на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_1_klasse_po_umk.docx | 68.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте
Тема: «Опасности письма» на месте парных
по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
Цели урока: распространить понятие «опасное место» на парные по
глухости-звонкости согласные, находящиеся на конце слова
( применительно к звуку [ с ] и буквам з и с);
усвоить два опознавательных признака данного вида
орфограмм:
1) парность по глухости-звонкости;
2) положение на конце слова.
Оборудование: таблица «Опасные при письме места», лента букв,
Букварь (автор М,С, Соловейчик и др.) с. 48, пропись
«Хочу хорошо писать» №3 с.43
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- Сегодня нам предстоит сделать новое важное открытие. А чтобы его
сделать, вы в роли учёных сначала проведите наблюдения.
● Вспомните, почему при письме нельзя доверять безударным гласным?
( Безударным гласным звукам [а] и [и] при письме нельзя доверять.
На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть
опасность ошибиться).
- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов, и скажите, какой
гласный звук чаще всего повторяется.
(Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии.
Ананасы и арбузы- плоды.
Предложение написано на доске, но пока закрыто.)
- Какой же гласный звук встречается чаще всего? (Звук [а] .)
- Почему к этому звуку надо относится особенно внимательно?
( На его месте всегда есть «опасность письма».)
- Давайте это проверим ещё раз. (Открывается запись предложения
на доске.)
- Хором читайте так, «как написано». Теперь так, «как говорим».
● Сравните звуки и буквы на их месте. ( Ставим знаки „+” и „- ”.)
- Какой же вывод подтвердили? (Там, где безударные гласные, всегда
есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука
бывают разные буквы.)
Показываю схему в таблице:
(Предложение закрыть.)
- А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности
письма»? Нет ли их на месте согласных?
III. Решение учебной задачи.
- Понаблюдаем за словами ананас и арбуз. (Вывешиваю картинки на
доску.)
● произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте последние
звуки в словах.
( На доске начертить рядом две чёрточки, символизирующие слова;
показать, что на конце находятся согласные звуки.)
___________ ___________
- Охарактеризуйте эти звуки. (Звуки согласные твёрдые глухие.)
( Добавляю внутри « квадратиков» по одной черте, звуки
одинаковые, то есть это один и тот же согласный звук.)
- К какой группе согласных относится звук [с]? (Ответить помогает
«лента букв», в которой над соответствующей группой согласных
есть значок парности.)
- Покажите значок по парности- глухости. ( )
- Тогда могу я оба наших одинаковых звука обозначить одним вот
таким значком? (Ниже появляется значок парности.)
- А теперь посмотрите, как пишутся эти слова. (Прикрепляются рядом
с рисункам слова «ананас», «арбуз».)
- Какие же буквы обозначают звуки на конце этих слов?
(Выяснить какие буквы и дополнить ими схему.)
с
______________
З
- Какими же буквами может обозначаться при письме парный
согласный [с], у которого есть звонкая пара?
( Буквами с или з.)
- Когда так бывает? (Когда этот звук находится на конце
слова.)
- Это очень важно! Именно на конце слова этот звук «опасное место»!
- Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и
писать, как слышишь? ( Нет.)
- Почему? (Можно не ту букву написать; можно допустить
ошибку…)
- Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают
«опасности письма»? (Да.)
- Как показать это в схеме? (Дети молчат.)
- Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности
допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то,
может, не придумывать новы значок, а воспользоваться тем,
который уже есть, - точкой как сигналом сфетофора,
«маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему?
(Поставим точки под знаком парного согласного звука и под
буквами.)
- Только, ставя сигнал, будем ещё раз определять, когда на
месте согласных есть «опасности письма».
По схемам, исходной и окончательной, уточняется, что
« опасность» есть тогда:
● когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая
пара;
● когда такой звук стоит на конце слова.
- Чтобы не забывать наш новый – очень важный - вывод,
внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме
места».
- Прежде всего поищем, куда поместить наше открытие о
согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?
(Слева.)
- Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для
гласных? (Сверху над ними их значок.)
- Может быть, кто-то догадается, где в таблице лучше всего
сообщить об «опасных местах» для согласных? (Справа.)
- А как показать, что речь пойдёт о согласных?
(Поместить туда их значок.)
- Теперь таблица приобретает такой вид:
Опасные при письме места
IV. Физкультминутка
V. Работа по букварю, упражнение в чтении.
- Откроем букварь на стр.48 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.
(Читаем предложение, напечатанное синим шрифтом.)
- Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов
букваря, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.
(Букварь стр. 48.)
- Прочитайте задание авторов , данное над столбиком слов
(«Слушай себя!», «Сравнивай звуки и буквы»).
-Как будете его выполнять?
( Читать так, как написано, а потом так, как говорим, и слушать
согласные звуки на конце слова. Посмотреть на буквы и узнать: он
и такие же, как звуки, или нет.)
З а м е ч а н и е: важно, чтобы ребята убедились: на конце слова всегда
произносится глухой согласный звук(если он парный), а буквы
могут быть разные – иногда звонкого согласного, а иногда глухого
согласного звука.
VI. Закрепление темы «опасные места» при письме.
- А теперь закрепим наши выводы на письме.
(Работаем в прописи №3 с. 43 внизу.)
- Букет каких цветов вы видите? (Букет роз.)
- По другому можно сказать «много роз». Понаблюдаем за звуком на
конце слова «роз». Какой звук вы слышите? (Звук [с].)
(Схема слова на доске.
______________
- Покажите условно в схеме под рисунком в квадратике какой звук вы
слышите. ( Согласный глухой твёрдый .)
- Покажите карточку этого звука.
- А теперь посмотрите рядом в рамочке в первой строчке, какая буква
в слове «роз» пишется? (Буква з.)
- Вывод: парный глухой согласный на конце слова – «опасное место»!
- Вспомним правила посадки при письме!
- Теперь запишем букву «з» в слово под рисунком.
(Аналогичная работа проводится со словом «ос».)
VII. Работа с предложением.
_ере_и нос в _ольшой мороз.
(Предложение написано на доске.)
- Прочитаем предложении и вставим пропущенные буквы.
(Буквы вставляются только в предложении на доске.)
- Что можно сказать про вставленные буквы?
(Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки.)
- Теперь обведите это предложение в прописи, вставляя пропущенные
буквы. (Дети пишут.)
- Отметим все опасные места в предложении.
Береги_нос_ в_ большой_ мороз.
- Найдём слово с парным согласным звуком на конце слова. (Мороз.)
- Какой звук слышится? (Звук [с].)
-А пишется? (Буква з.)
Резерв. (Если остаётся время до конца урока.)
Игра «Покажи звук».
- Ребята, я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте.
«Поймайте» последний звук и покажите соответствующую
карточку звука, а если этот звук парный, то к нему ещё карточку,
указывающую на парнорсть по глухости-звонкости.
Роза ( ), нос ( , ), день ( ), дуб ( , ),
ваза ( ), окно ( ), буфет ( , ), груз ( , ),
дед ( , ), гриб ( , ), дрель ( ), май ( ).
VIII. Итог урока.
- Ребята, «опасности письма» могут возникать и на месте других
парных согласных , но о них мы поговорим на следующем уроке.
- Что нового узнали на уроке?
( Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце
слова – опасные при письме места.)
- Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на
личике мальчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"
Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...
Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте
НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РАЗВИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДЕНИВ ТАКИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ...
Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте
Предлагаю вам конспект урока- путешествия по теме: "Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.Чтение и письмо с изученной буквой."...
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Конспект урока по ФГОС по русскому языку (обучению грамоте) в 1 классе.
Урок по обучению грамоте по ФГОС....
Комбинированный урок чтения, развития речи и трудового обучения в 1 классе на тему: «Звук и буква Л».
Комбинированный урок по чтению,развитию речи и трудовому обучению в 1 классе...
Буквы Н, П по УМК "Гармония" обучение грамоте
Буквы Н, П УМК "Гармония для молодых педагогов...