Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент ( 2 мин.) |
|
|
Проверяем готовность к уроку. | Выполняют действия готовности к уроку. | Цель: создать условия для работы на уроке (порядок, правильность расположения учебных принадлежностей). |
2. Самоопределение к деятельности. (4 мин.) На доске записаны стихи: Дым на улице стоит, ДОМ из труб его валит.
В день весенний у ворот Наконец растаял МЁД. - Прочитаем. Что заметили? Исправим ошибки. Что мы произносим и слышим? - Что записываем и видим? - как вы думаете важно правильно записать то, что слышишь. Почему?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня на уроке мы поговорим о звуках и буквах. - будем учиться правильно обозначать звуки буквами в письменной речи. (1 мин)
-Для чего нужна речь? - Какая бывает речь? - Что такое устная речь, письменная? - из чего состоит наша речь? - что такое предложения?
-Из чего состоят предложения? - из чего состоят слова?
|
- Нужно сказать ДЫМ.
- Нужно сказать ЛЁД.
- Неправильно записаны слова.
- звуки; - буквы;
- чтобы наша речь была понятная и правильная нужно внимательно слушать слово и все звуки в нём и правильно это слово записывать.
- О звуках и буквах русского алфавита.
- Чтобы общаться. - устная и письменная; - то, что мы слышим и произносим; - то, что мы пишем и читаем; - из предложений; - связанные по смыслу слова, выражающие одну мысль; - из слов; когда пишем из букв, а когда произносим из звуков. |
Формируем умение слушать звучащую речь, выделять в потоке речи отдельные слова, выделять в ней неправильный звук, уметь его исправлять. Наблюдать, как изменение одного звука приводит к появлению нового Слова с новым лексическим значением
Формируем умение слушать и понимать других;
Формируем умение точно отвечать на поставленный вопрос.
|
3. Работа по теме урока. Беседа.(3 мин) - Ребята, а умел ли древний человек писать? В древности человек для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он изображал волнистыми линиями. Солнце - кругом. Дом – треугольный вход в жилище. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами. Постепенно рисунки предметов упрощались и превратились в современные буквы: к примеру Треугольный дом, жилище - превратился в букву «Д»(3 мин)
4. Электронное приложение к учебнику по теме «Звуки и буквы» МУЛЬТИМЕДИА
Анимация: 1.Звуки и буквы (2 мин);
на доске - слова (работа в парах). Выделить в этих словах первый звук: УТРО, ТРАКТОР, ВРАЧ, ПТИЦА – понаблюдать, как движутся губы, по-разному язык прикасается к разным участкам рта. Выполнить в парах, показать знаком, что сделали. (2мин) 2.Аист лось; (2 мин) - Составим звуковые схемы к этим словам: 3.Схемы; ( 3 мин)
- Проверяем по мультимедиа |
- Нет, не умел, он изображал то, что видел в виде рисунков.
- звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.
- Выделяют звуки. - Наблюдают за органами речи. - Показывают знаком, что сделали.
Фронтальный опрос.
- Слушаем и произносим слова: АИСТ, ЛОСЬ - (ХОРОМ).
- Дети выкладывают на партах
звуковые схемы этих слов на доске и на партах. Аист - (разбирает один учащийся) Лось - (разбирает один учащийся). Проверяем по мультимедиа. |
Формируем умение слушать и понимать других; умение извлекать информацию из текста
Формировать навык обозначения звука, буквы. Составление звуковых схем слов
Формируем умение решать поставленную задачу, работать в парах.
|
5. Продолжение работы по теме урока. (4 мин) ( коллективная работа+ индивидуальная у доски.) --- - На доске картинки ДОМ ЮЛА выкладываем схемы к словам : ДОМ ЮЛА. Цель: учиться переводить слово звучащее в слово записанное. Один человек у доски, все на парте. Мы записали слово составив звуковую схему, запишем это слово буквами. ( самостоятельная работа)
- Одинаковое ли в этих словах количество звуков и букв.
-Когда ещё количество звуков и букв бывает разное?
|
- Выкладываем схемы слов, - обозначаем звуки буквами. 2 слово - (разбирает один учащийся); 3 слово - (разбирает один учащийся).
ДОМ, ЮЛА.
- Разное - в этих словах. - В слове ЮЛА – 3 буквы, но 4 звука, т. к. звук Ю стоит в начале слова он обозначает два звука ЙУ.
- Когда в словах есть «Ь» и «Ъ» знаки -Когда в словах есть буквы Е,Ё,Ю,Я; – когда они стоят в начале слова, после гласной или после Ь знака.
| Формируем умение решать поставленную задачу
Переводить слово звучащее в слово написанное
|
6.Физминутка. (2 мин) У оленя дом большой, Он глядит в своё окошко, Заяц по полю бежит. В дом к нему стучит. Тук-тук-дверь открой, Там в лесу охотник злой, Заяц, заяц забегай, Лапу мне давай.
|
| Формируем умение работать по алгоритму, запоминать текст. развитие непроизвольной памяти |
7. Работа в тетрадях на печатной основе. (5 мин) Открыть тетради на печатной основе стр.23 №2. Выполняем задание вместе с МУЛЬТИМЕДИА (упражнения из рабочей тетради) Составить схемы данных слов и записать их буквами. Работаем с комментированием.
|
Разбираем слова:
Пальто-(разбирает один учащийся). Рак-(разбирает один учащийся). Окунь–(разбирает один учащийся). Маяк-(разбирает один учащийся). |
Формируем умение решать поставленную задачу
Переводить слово звучащее в слово написанное
|
закрываем тетради, слушаем приложение МУЛЬТИМЕДИА Анимация: ----КИТ----КОТ---- (прослушивание) (2 мин) |
|
|
Сравним звуковые и буквенные обозначения слов. МУЛЬТИМЕДИА Бегемот – упражнение на мультимедиа. (4 мин)
|
Подбор к словам транскрипций. 6 человек
|
|
7. Рефлексия. - Кто хорошо разобрался в теме урока? -Чем отличаются звуки от букв?
|
- Звуки мы слышим и произносим; - буквы видим и пишем.
|
|
8. Работа на компьютере Apple. 1)открыть «Кликер»-- 2) примеры на русском языке 3)Развитие речи 4)ШКОЛА____ МОЙ КЛАСС--- ЗАДАНИЕ: 1) Подобрать к картинкам слова. 2) найти слова, которые состоят из одного слога (Стол, Стул) 3) сделать схемы слов стол и стул. 4) Чем похожи слова? Чем отличаются?
|
- Количеством звуков; - написанием, буквой в середине слова (О---У). |
|
9. Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали о звуках и буквах?
|
Для того, чтобы наша речь была понятная и правильная, нужно внимательно слушать слово, правильно произносить все звуки в нём, уметь правильно записывать услышанные слова.
|
|