Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предлагаю вам конспект урока- путешествия по теме: "Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.Чтение и письмо с изученной буквой."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinirovannyy_urok_chteniya_i_pisma_v_period_obucheniya_gramo.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте.
Форма урока: Урок- путешествие.
Тема: Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.
Чтение и письмо с изученной буквой.
Цели урока: Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф,ф;
научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения,
умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи
учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас
учащихся.
Закреплять навык правильной посадки при письме.
Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих со-
гласных звуков, развивать орфографическую зоркость при чтении
текстов.
Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм,
стремление быть полезным своей стране.
Ход урока: I. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Урок наш будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути. (учитель на доске открывает карту)
Во время нашего путешествия мы будем делать небольшие остановки и выполнять различные задания.
Итак, наше путешествие начинается!
II. Повторение пройденного.
А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путь, нам предстоит узнать. Для этого прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина на стр. 194 (Азбука)
а). Чтение отрывка хорошо читающим учеником.
-Так на чём мы отправимся в путешествие? (на корабле).
б). Вторичное восприятие текста.
-Из какой сказки А.С.Пушкина взят отрывок? ( «Сказка о царе Салтане…)
Наше путешествие мы совершим на корабле.
-А как называется наш корабль, мы узнаем, прочитав рассказ на листочках («Каравелла»).
а). Образец чтения хорошо читающим учеником.
б). Работа по содержанию:
–Прочитайте 1-ый абзац и подумайте, какая погода стояла на море. (Выслушать ответы детей).
- С кем автор сравнивает ветер? Почему?
в). Выборочное чтение.
- Прочитайте рассказ про себя и найдите отрывок в котором автор описывает море.
Проверка: ( чтение отрывка).
-С кем автор сравнивает море?
( Когда на море сильный ветер, он поднимает высокие волны с белой пеной, которая похожа на кудрявые гривы лошадей. Кто был на море, тот наверняка видел такие волны).
(Показать рисунок).
- А как же называется корабль, на котором мы будем совершать морское путешествие?
Итак, мы отправляемся в морское плавание на каравелле.
Рассмотрите изображение каравеллы.
(На доске вывешивается рисунок с изображением Каравеллы)
-Может кто-то догадался, какой корабль называют каравеллой?
- Каравелла – морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами. Имеет 3-4 мачты.
(на доске появляется надпись-каравелла).
-Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен капитан корабля.. Но чтобы с ним познакомиться, необходимо выполнить следующие задания:
1.Загадка.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(буквы)
2. Повторение пройденного о буквах.
-Посмотрите на ленту букв. Как много букв русского алфавита мы уже знаем! Обратите внимание на цвет нашей ленты и ответьте на вопрос:
-На какие 2 группы мы можем разделить эти буквы? (гласные и согласные)
-Какие буквы называются согласными? А гласными?
-Назовите гласные буквы.
-Что вы можете о них рассказать? (Гласные буквы обозначают звуки, которые произносятся без преград, с голосом. Гласные верхнего ряда указывают на твёрдость согласного звука, гласные нижнего ряда – на мягкость)
-Чтобы открыть портрет нашего капитана, назовите гласные, которые могут обозначать 2 звука (я,ё ю е)
-Когда они обозначают два звука?
-А когда они обозначают один звук?
(учитель открывает портрет )
Итак, нашим капитаном будет мальчик. Его имя тоже содержит 4 буквы. А как его зовут, вы узнаете, прослушав небольшой рассказ, который напечатан на ваших листочках. (рассказ «Адмирал Федя»).
а). Образец чтения учителем.
-Как зовут нашего капитана?
б). Прослушайте ещё раз рассказ и скажите, что вёл Федя на верёвочке? (катер, линкор, лодку, флот)
-Что такое флот?
Флот- (из французск.; буквально –« то, что плавает»). Совокупность всех военных или торговых судов государства или судов какого-либо водного бассейна. (Военно-морской флот. Торговый флот. Балтийский флот).
III. Новый материал.
Наш корабль заходит в первый порт «Новознайкино».
-Как вы думаете, почему он так называется?
Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают; научимся писать строчную букву; будем писать слова, предложения и читать тексты; узнаем много нового и интересного про нашу Родину. Так что будьте внимательны и активны!
1.Знакомство с новыми звуками.
-С какого звука начинается слово флот?
Произнесите его.
-Что вы можете о нём сказать? (согласный, твёрдый, глухой)
-Назовите «цепочкой» каждый последующий звук.
Выложите звуковую модель слова (один ученик выкладывает звуковую схему слова у доски, остальные работают на местах).
Проверка:
-С какого звука начинается слово Федя?
Произнесите его.
-Что вы можете рассказать об этом звуке? (далее работа ведётся аналогично предыдущей).
Вывод: -С какими звуками мы познакомились?(согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким).
2. Игра «Где звук?» + физминутка.
Учитель: Когда услышите новые звуки [ф], [ф’], будете вставать, если таких звуков нет – сидите.
Слушайте внимательно, т.к. надо будет объяснить, где в слове находятся данные звуки ( в начале, в середине, в конце слова) и объяснить какой он, твёрдый или мягкий.
фартук
ваза винт волны жираф
фокусник ширма конфета туфли
фикус фонтан ковры голова
3.Знакомство с буквами Ф.ф
Два звука [ф], [ф’] обозначает буква «эф». (показ букв)
-Почему здесь напечатаны 2 буквы? (заглавная и маленькая)
Работа с кассой букв. Найдите буквы Ф,ф.
-На что похожа буква? (выслушиваются все ответы учеников).
Послушайте, что пишут авторы:
Вызвать ученика- «Живая буква»
Филин, в книжку залетев, Федя ходит руки в боки
Притворился буквой Ф. Значит, выучил уроки.
(А.Шибаев) (Г.Виеру)
Выложите слова: флот,Федя.(один ученик- у доски, другие – на партах)
Проверка: –Почему в слове Федя вы использовали заглавную букву?
-Когда ещё необходимо писать заглавные буквы?
Закрепление:
-Ребята, так как же зовут нашего капитана? (на доске открывается имя капитана).
- С какой буквы начинается его имя?
- Какие звуки она обозначает?
4.Закрепление оптического восприятия буквы.
Прочитайте ещё раз текст «Адмирал Федя» и подчеркните слова с буквой Ф.
IV. Письмо строчной буквы ф.
II порт который мы посетим – порт «Написалкино».
- Как вы думаете, чем мы буде здесь заниматься?
Орг. момент:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1). Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф.
Показ строчной буквы ф.
Из каких элементов состоит буква? ( прямой наклонной линии и двух овалов).
Объяснение написания буквы учителем.
Письмо буквы « в воздухе».
Письмо в прописях.
2). Чтение слогов с доски (таблицы)
3). Работа в прописях. Письмо слогов с буквой ф.
Итог: -С какими звуками вы познакомились? Какой буквой они обозначаются?
- Чему ещё научились на уроке? Что нового узнали?
Урок 2.
Орг. момент.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Повторение пройденного на 1-ом уроке.
-Покажите букву с которой познакомились на предыдущем уроке. (работа с разрезной кассой букв)
Дайте ей характеристику.
Мы приплыли в порт «Игралкино».
1). Загадка: Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(фотоаппарат)
2). Игра. Глаз – «фотограф».
Оборудование: наборное полотно и карточки букв (ь т ф р о ).
Описание игры. На наборном полотне устанавливаются буквы. Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ученику предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.
3). Кто запомнит больше слов с буквой Ф:
Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты…фокстерьера! Фу!
Знакомство с парными по звонкости-глухости согл. буквами В – Ф.
Мы подплываем к порту «Соединялкино».
1.Возьмите карточки с буквами.
-Какие буквы изображены? (согласные)
-Что вы можете рассказать о согласных буквах? ( обозначают звуки, которые произносятся с преградами; могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими).
Произнесите звук [ф]. Какой он? Почему? Как работает речевой аппарат?
-Подумайте, есть ли ещё согласный звук при произнесении которого речевой аппарат работает так же? (звук [в]).
Послушайте, как я произнесу звуки [ф], [в].
-Чем отличаются эти звуки? ([ф] произносится без голоса – глухой, [в] произносится с голосом – звонкий).
Так что вы можете сказать о звуках [в] и [ф] ? (парные по звонкости – глухости).
2. Чтение слоговой таблицы на стр.196.
3. Вспомните, какие ещё парные согласные вы знаете и соедините их .(работа на листочках).
Проверка. Прочитайте получившиеся у вас пары букв.
Работа с «Русской Азбукой». (стр. 195).
Чтение слов из учебника («цепочкой).
Чтение слов с доски ( таблица: шарф
кофта
форма )
Работа в прописях. Письмо слов с буквой ф.
Физминутка:
Мы читали и писали
И немножечко устали
Физкультминутку проведём
И все вместе отдохнём.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите,
Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру:
Все присядем, скажем «У»,
Быстро встанем, скажем «А».
Нам пора уж за дела.
Закрепление пройденного.
Последний порт который мы сегодня посетим – порт «Закреплялкино». Беседа по иллюстрации на стр. 194-195.
-Что изображено?
- Какой это транспорт?
2. Беседа учителя + чтение текста.
-Кто помнит при правлении какого царя в России началось кораблестроение?
Воронеж – колыбель российского флота. Пётр I – первый русский флотоводец.
Великий русский поэт А.С.Пушкин, чьё имя знают не только в каждом уголке русской земли, но и во всём мире, написал такие строки о создании русского флота и о завоевании земель , выходящих к Финскому заливу и Балтийскому флоту.
а). Образец чтения учителем. (стр.195).
б). Чтение хорошо читающим ребёнком.
в). Чтение слов, встречающихся в стихотворении:
таблица: прорубить
простор
суждено
г). Чтение текста про себя и разбор содержания:
- Как понимаете слово «суждено»?
-Как вы понимаете выражение «Прорубить окно в Европу»?
До правления ПетраI в России не было своего флота и не было выхода в море. Именно при царствовании Петра I, в результате Северной войны, были завоёваны земли, которые открыли нам выход в Балтийское море. Это и было названо «окном в Европу», т.к. теперь и российские корабли могли вести торговлю с другими странами по водному пути).
-А как вы понимаете выражение «все флаги в гости будут к нам»?
Мы с вами уже говорили о том, что каждое государство имеет свой государственный флаг.
Государственный флаг, как и герб, является символом государства.
Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов.
-Обратите внимание на лодку с солдатами.
На корме лодки мы видим белый флаг с голубым крестом. Это Андреевский флаг –кормовой флаг русского флота. Белый с диагонально голубым крестом. Учреждён Петром I- 306 лет назад.
Бело-сине-красный флаг появился в России тоже как морской флаг. В январе 1705 года Пётр I издал указ о даровании бело- сине- красного флага коммерческим торговым судам. А в 1724 году это решение было подтверждено морским уставом: «Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трёх колеров: белый, синий, красный».Этот флаг в течении полутора веков верой и правдой служил торговле России.
( на доске появляются слов: Пётр I, Андреевский флаг)
в). Чтение отрывка про себя.
г). Выразительное чтение отрывка вслух.
VI. Чтение и запись предложений.
Прочитайте предложения, записанные на доске.
Пётр I – первый русский флотоводец. На каждом корабле есть свой флаг.
(-Как вы понимаете слово флотоводец?)
Итог урока.
Мы проделали длинный путь. И пока мы плыли от одного порта к другому, то проплывали многие страны и города.
Давайте прочитаем названия некоторых из них ( чтение текста №3, напечатанного на листочках).
-Почему слова Феодосия, Флоренция, Франция напечатаны с заглавной буквы?
-Как называется эта буква?
-Что вы о ней знаете?
-Что ещё нового и интересного узнали на уроке?
В память о наше уроке, я раздам рисунки с изображением каравеллы. Вы можете заштриховать или разукрасить её.
Домашнее задание: стр. 194-196 читать.
Дополнительно:
Игра с буквами (на индивидуальных карточках).
-Расставив правильно буквы вы сможете прочитать название парусной рыбацкой лодки. (шаланда)
Оборудование: Кассы букв, слоговые таблицы + таблицы со словами, модели- схемы звуков, листочки с текстами.
Литература: « Русская Азбука» В.Г Горецкий Москва «просвещение» 2000
« Букварь» В.В.Репкин Томск «Пелинг»1995
« Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Москва, 2000г.
Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и
чтению» Москва «ВАКО» 2004г.
Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 2»
Ярославль «Академия развития» 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте
НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РАЗВИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДЕНИВ ТАКИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ...
Формирование навыка чтения и письма в период обучения грамоте
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:дети приходят в школу с разным уровнем подготовки;в учебниках недостаточно тренировочных упражнений, что не обеспечивает науч...
Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.
Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...
Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...
Связь чтения и письма в период обучения грамоте в начальной школе
Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....
Связь чтения и письма в период обучения грамоте
Сообщение на тему:"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"...
"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"
Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....