Раблочая программа ВД "Школа развития речи" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса на 2015-2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi.docx | 69.25 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Школа развития речи» для внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№6, Приказ №87от 25.04.2011г;
- Авторская программа развития познавательных процессов младших школьников по программе.Н. Соколовой «Школа развития речи».;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальномунаправлению в 1 классе, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем,чтоона предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей
и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен
хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности
детей.
Практическая значимость данной программы в том, что в центре образовательного процесса находятся учащиеся начальных классов, для которых овладение грамотной, связной, с богатым словарным запасом представляет определенную трудность. Для развития связанной речи учащихся во внеурочное время для учащихся 1класса, организованы занятия по курсу «Школа развития речи» .
Программа направлена решение задач по обеспечению правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Внеурочная деятельность реализуется в виде экскурсий, видеоэкскурсий, соревнований, олимпиад. Для организации занятий используется читальный зал библиотеки, актовый зал, филиал городской детской библиотеки, классные кабинеты.
Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.
Основные
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- эвристический;
- исследовательский;
- проектный;
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития речи учащихся, дети включаются в различные формы и виды деятельности.
Формы занятий:
- этические беседы;
- игры с ролевым акцентом;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- творческие работы;
- проектные работы;
- выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Целью занятий является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического
запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
- учащихся;
Развивающие:
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- содействие развитию речи детей.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к родному языку;
II. Характеристика курса
Данный курс предназначен для учащихся 1 класса, которые только приступили к изучению русского языка.
Реализация программы рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Основные принципы, на которых построена программа:
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
-Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
В развитии речи выделяются три линии:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
- обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
- уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
- активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
- устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений
Возраст детей, участвующих в данной программе, 7-8 лет, количество учащихся в группе – 12-14 человек.
Занятия проходят в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении. В комнате для занятий должно быть достаточно свободного пространства для проведении игр, тренировочных упражнений.
Для проведения занятий необходимы:
- тетради-учебники «Школа развития речи»
- цветные карандаши или фломастеры, простой карандаш, ручки разного цвета;
- компьютер для учителя; набор дисков;
- нетбуки для учащихся.
Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания(игры-загадки, игры-задачи и т.д)
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
- личностно - ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- развивающие,
- информационно-коммуникационные,
- игровые.
III. Место курса внеурочной деятельности
В 1 классе — 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 10 ч – аудиторных, 23 – внеаудитлрных.
IV.Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы,
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом,
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе
- физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
V.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУ
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
- воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать(рисовать) то, что представили.
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.
VI. Ожидаемые результаты реализации курса
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников и т. д.))
VII.Содержание курса «Школа развития речи»
Речь(2ч)
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово. (15ч)
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Культура общения.(5ч)
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в .
собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст. (11ч)
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
VII. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Школа развития речи»
темп | Форма организации | Характеристика основных видов деятельности | аудиторные | внеаудиторные | |
Речь – 2 часа | |||||
Речь. | Беседа-размышление о речи. Тестирование | Определить роль речи в жизни людей. | + | ||
Тише, громче. | Практическая работа | Формирование навыков выразительной речи. | + | ||
Слово – 15 часов | |||||
Слова, слова, слова. | Викторина | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение | + | ||
Озорные буквы. | Игра | Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | + | ||
Слова играют в прятки. | Игра | Развитие внимательного отношения к слову. | + | ||
Слово и его значение. | Практическая работа | Формирование понятия о лексическом значении слова. | + | ||
Прямое и переносное значение слова. | Беседа по личным наблюдениям | Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. | + | ||
Многозначные слова. | Практическая работа | Формирование понятия многозначности слова. | + | ||
Омонимы. | Практическая работа | Формирование первичного представления об омонимах. | + | ||
Синонимы. | конкурс | Формирование первичного представления о синонимах. | + | ||
Антонимы. | Практическая работа | Формирование первичного представления об антонимах. | + | ||
Тематические группы слов. | Беседа по личным наблюдениям | Познакомить с тематическими группами слов. | + | ||
Наш цветной мир. | Викторина | Формирование первичного представления об образности. | + | ||
Что на что похоже | Беседа по личным наблюдениям | Формирование первичного представления о сравнении. | + | ||
Голоса природы. | Викторина | Развитие познавательного интереса к языку. | + | ||
Проверочная работа. | Практическая работа | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | + | ||
Загадки. | Игра | Формирование умения отгадывать загадки. | + | ||
Культура общения – 5 часов | |||||
Культура речи. Вежливые слова. | Беседа по личным наблюдениям | Прививать навыки культурной речи. | + | ||
20. | Пословицы. | Игра «Крестики –нолики» | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | + | |
21-22 | Учимся рассуждать. | Практическая работа | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. | + | + |
Текст – 11 часов | |||||
23.-24. | Текст. | Практическая работа | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | + | |
25. | Заглавие текста. | Практическая работа | Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | + | |
26. | Тема текста. | Практическая работа | Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. | + | |
27. | Повторение пройденного. | Игра «Самый умный» | Умение применять знания в нестандартной ситуации. | + | |
28. | Опорные слова. | Практическая работа | Формирование навыка составления текста по опорным словам. | + | |
29-30 | Мы строим текст. | Практическая работа | Формирование навыков построения связанного текста. | + | |
31-32 | План текста. | Практическая работа | Формирование навыков составления плана текста. | + | |
33. | Итоговое занятие | Практическая работа | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | + |
VIII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия | |
1. | Т.Н. Соколова., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Школа развития речи» | Методическое пособие для 1 класса | |
2. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | ||
3. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | ||
Материально-техническое обеспечение | ||||
Ноутбук учителя «Lenovo» | ||||
Интерактивная доска Smart Board MS-600 | ||||
Нетбуки для учащихся «EeeРС» | ||||
МФУ | ||||
Интернет-ресурсы | ||||
Для школьников и дошкольников "Сократ": | ||||
Начальная школа (статьи, конспекты, игры) | ||||
http://www.solnet.ee | Детский портал «Солнышко» | |||
http://www.km-school.ru
| Информационно-интегрированный продукт "КМ-Школа". Разработчик - "Кирилл и Мефодий" (г. Москва) | |||
http://www.school2100.ru/magazine/magazine_main.html | Журнал "Начальная школа плюс До и После". | |||
Технические средства обучения | ||||
Ноутбук для учителя “Lenovo” | ||||
Нетбуки для учащихся “Eee PC” | ||||
МФУ (принтер SAMSUNG SCX – 3205) | ||||
Интерактивная доска Smart Board MS-600 |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочному курсу «Школа развития речи»
№ | тема | Форма организации | Характеристика основных видов деятельности | аудиторные | внеаудиторные | Планируемые результаты (предметные) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | Дата. План/ факт |
Речь – 2 часа | |||||||||||
1 | Речь. | Беседа-размышление о речи. Тестирование | Определить роль речи в жизни людей. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи | 02.09 | |
2 | Тише, громче. | Практическая работа | Формирование навыков выразительной речи. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | устанавливать причинно-следственные связи; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 09.09 | |
Слово – 15 часов | |||||||||||
3 | Слова, слова, слова. | Викторина | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | пользоваться словарями, справочниками; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 16.09 | |
4 | Озорные буквы. | Игра | Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | + | ПР4 – по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.ПР5 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; ЛР 7 - интерес к изучению языка; | 23.09 | |
5 | Слова играют в прятки. | Игра | Развитие внимательного отношения к слову. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 30.09 | |
6 | Слово и его значение. | Практическая работа | Формирование понятия о лексическом значении слова. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | пользоваться словарями, справочниками; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку | - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 07.10 | |
7 | Прямое и переносное значение слова. | Беседа по личным наблюдениям | Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | устанавливать причинно-следственные связи; пользоваться словарями, справочниками; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 14.10 | |
8 | Многозначные слова. | Практическая работа | Формирование понятия многозначности слова. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | пользоваться словарями, справочниками; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 21.10 | |
9 | Омонимы. | Практическая работа | Формировпервичного представления об омонимах. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 2 чет 11.11 | |
10 | Синонимы. | конкурс | Формирование первичного представления о синонимах. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | пользоваться словарями, справочниками; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - интерес к изучению языка | 18..11 | |
11 | Антонимы. | Практическая работа | Формирование первичного представления об антонимах. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | устанавливать причинно-следственные связи; пользоваться словарями, справочниками; | определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 25.11 | |
12 | Тематические группы слов. | Беседа по личным наблюдениям | Познакомить с тематическими группами слов. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 02.12 | |
13 | Наш цветной мир. | Викторина | Формирование первичного представления об образности. | + | - уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 09.12 | |
14 | Что на что похоже | Беседа по личным наблюдениям | Формирование первичного представления о сравнении. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | осуществлятьанализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 16.12 | |
15 | Голоса природы. | Викторина | Развитие познавательного интереса к языку. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 23.12 | |
16 | Проверочная работа. | Практическая работа | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; Линтерес к изучению языка; | 3 чет 13.01 | |
17 | Загадки. | Игра | Формирование умения отгадывать загадки. | + | - уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | осуществлять анализ и синтез; МП4- устанавливать причинно-следственные связи; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 20.01 | |
Культура общения – 4 часов | |||||||||||
19 19 | Культура речи. Вежливые слова. | Беседа по личным наблюдениям | Прививать навыки культурной речи. | + | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 27.01 03.02 | |
20 | Пословицы. | Игра «Крестики –нолики» | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | + | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 10.02 | |
21 22 | Учимся рассуждать. | Практическая работа | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. | + | воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух | устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка; | 17.02 02.03 | |
Текст – 10 часов | |||||||||||
23.- 24 | Текст. | Практическая работа | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 09.03 16.03 | |
25 | Заглавие текста. | Практическая работа | Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | + | самостоятельно формулировать главную мысль текста; ПР8 – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 4 чет 30.03 | |
26 | Тема текста. | Практическая работа | Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 06.04 | |
27 | Повторение пройденного. | Игра «Самый умный» | Умение применять знания в нестандартной ситуации. | + | самостоятельно формулировать главную мысль текста; ПР8 – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения | устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 0- интерес к изучению языка | 13.04 | |
28 | Опорные слова. | Практическая работа | Формирование навыка составления текста по опорным словам. | + | самостоятельно формулировать главную мысль текста; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 20.04 | |
29- 30 | Мы строим текст. | Практическая работа | Формирование навыков построения связанного текста. | + | уметь выделять в тексте изобразительно- выразительные средства языка, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 27.04 04.05 | |
31 32 | План текста. | Практическая работа | Формирование навыков составления плана текста. | + | самостоятельно формулировать главную мысль текста; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения; | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка | 11.05 18.05 | |
33 | Итоговое занятие | Практическая работа | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | + | ПР6– самостоятельно формулировать главную мысль текста; ПР8 – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; | МП4- устанавливать причинно-следственные связи; | МР 1 - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; МР 4 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | МК 1 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач владеть монологической и диалогической формами речи. МК 2 - высказывать и обосновывать свою точку | ЛР 4 - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; ЛР 5 - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; ЛР 7 - интерес к изучению языка; | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Проект «Это Я» разработан на основе программы эмоционально-личностного развития «В мире друзей» Е.В.Котовой и программы тренингового развития и коррекции эмоционального мира «Давай познакомимся!» И.А Пазухиной.
Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок де...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс
Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....
Программа сенсорное развитие 1б класс.
Дети с УО....