Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи", 4 класс, ФГОС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Сивохо Инна Владимировна

Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи" предназначена для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sivokho_i.v._razvitie_rechi.docx74.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе по предмету «Развитие речи» для учащихся 4 классов

Рабочая программа по развитию речи содержит следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; содержание курса; примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 4 класса и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Данная программа рассчитана на 102 часа; 3 часа в неделю. Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся.

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.

Курс направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, усвоение лексико-грамматического материала и развитие связной речи.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.

Курс направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, усвоение лексико-грамматического материала и развитие связной речи.

Специфика курса «Развитие речи» состоит в том, что он подготавливает определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомит учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка. На уроках развития речи работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена.

Содержание программы носит коррекционный характер.

Цель программы: формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.

Задачи:

  • обогащение и накопление словарного запаса;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • овладение начальными навыками повествования, связного и последовательного изложения речевого материала;
  • овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной устной и письменной речи;
  • формирование разговорной (диалогической речи);
  • развитие монологической речи.

Общая характеристика учебного предмета

Затруднения в общении слабослышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи — устной и письменной.

В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи». Программой определены группы слов, которые дети должны усвоить.

Учитель отбирает для каждого урока конкретные слова в соответствии с темой урока. Эти слова входят в тематический словарь. Работа над ними ведется непосредственно в процессе составления связных высказываний по данной теме (рассказы, изложения, сочинения). Усвоение лексико-грамматического материала начинается с понимания преподносимого речевого материала, которое предшествует его активному использованию. Первоначальное развитие восприятия и понимания речи обеспечивает не только раннее включение ученика в ситуации словесного общения, но и сознательное овладение лексикой и средствами грамматического оформления речи.

При обучении языку как средству общения трудно рассматривать процесс овладения лексикой обособленно от усвоения грамматических форм, отделять формирование навыков связной речи от способов конструирования предложений. Эти процессы должны протекать в единстве и во взаимосвязи.

Большое значение при овладении языком имеет усвоение словаря. Обогащение и уточнение словаря учащихся в большой степени зависит от особенностей отбора и группировки лексического материала на основе тематического, лексико-грамматического и словообразовательного признаков. Объединение лексики в такие группы позволяет распределить материал в определенной последовательности по принципу нарастающей трудности.

В I—II классах учащиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением. В IV классе должна постепенно возрастать доля слов с отвлеченным значением.

В этом разделе предусмотрено также ознакомление учащихся с многозначными и обобщающими словами, словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской. При этом термины учащимся не сообщаются. Отбор конкретных слов также необходимо непосредственно связывать с темой урока, вводя их в тематический словарь.

Словарная работа включает в себя не только объяснение и уточнение значений слов, но и анализ их звуко-буквенного состава. При этом следует помнить, что понимание значения слова во многом зависит от того, как слабослышащий ребенок практически владеет морфемным составом слова, как понимает смысловые оттенки морфем (приставки, корня, суффикса). Поэтому, проводя работу по уточнению лексического значения слов, необходимо учить детей практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретенных самостоятельно.

В первоначальный период речевое общение организуется на основе побудительных предложений — поручений, просьб, инструкций, с которыми учитель обращается к учащимся, состоящих сначала из отдельных слов, а затем из словосочетаний.

Побудительные формы используются и в упражнениях с глаголами при образовании новых значений с помощью приставок. Выполнение таких поручений, как «Раздай», «Передай» и т. п., создает для ученика условия активного усвоения значений глаголов, различающихся разными приставками. Поэтому материал по словообразованию глаголов преподносится сначала в форме поручений и просьб. Лишь затем эти же глаголы усваиваются в повествовательных предложениях (с практическим выделением корня и приставки путем сопоставления производящей основы и производного слова).

Широко используются побудительные формы общения при знакомстве учащихся со сложными синтаксическими конструкциями (IV класс), например: «Принеси стул, который стоит у окна», «Когда решишь задачу, подойди ко мне» и т. п.

От оперирования отдельными предложениями в I—II классах учащиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.

Овладение средствами выражения в языке связей между предметами — задача, которая решается не только на уроках развития речи, но и на уроках по формированию грамматического строя речи. На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей системы языка.

Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).

Типы предложений от класса к классу усложняются: в I—II классах это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в III—IV классах сложные предложения с различными видами придаточных.

В развитии устной речи учащихся диалогическая речь, в частности вопросы и ответы, имеет важное значение. Включение вопросительных предложений в речь необходимо начинать с I класса, постепенно усложняя их синтаксическую структуру и расширяя круг используемых вопросительных слов. Как правило, диалоги развертываются по ходу работы над темой урока.

Начиная с I класса необходимо требовать от детей развернутых связных высказываний. Первоклассники должны уметь устно составлять 3 — 5 предложений, объединенных общей темой. Во II-—IV классах объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.

Начиная со II (III) класса элементы описания вводятся в рассказы, составляемые детьми устно и письменно. В IV классе предусматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждений (ответы на вопросы почему? зачем?), включающих не более 3—4 предложений. Кроме этого, программа предусматривает практическое знакомство с некоторыми видами деловой речи (письмо) и речевого этикета (приглашение, поздравление). В IV  классе учащиеся знакомятся со стилем учебно-деловой речи и овладевают особенностями построения устного ответа по учебному предмету.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида программа по развитию речи для учащихся 4 класса 2 отделения 2 варианта рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

Уроки развития речи тесно связаны с другими разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они, приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.

Решение этих задач предусматривает формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.

Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.). В содержательном плане они соответственно увязываются с тематическим планированием разделов «Окружающий мир» и «Чтение».

Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учетом этого программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учетом композиционной правильности (начало, средняя — основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме.

В обучении включаются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная) и типы речи (описательная, повествовательная, с элементами рассуждения).

Развитие устной речи тесно связано с развитием письменной речи. Основными видами работы по развитию письменной речи являются изложение и сочинение.

Выбор тем для изложений и сочинений определяется главным образом их воспитательной значимостью, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность содержания и языкового оформления.

Для работы над сочинением целесообразно брать темы, связанные с конкретными наблюдениями, впечатлениями и действиями детей. Следует избегать широких тем, например рассчитанных на описание природы (осень, зима и т.д.). Необходимо чаще использовать темы, связанные с общественно полезным трудом, способствующие решению задач трудового и нравственного воспитания.

В начале обучения изложения и сочинения должны быть преимущественно повествовательного характера. По мере накопления речевого опыта дети переходят к составлению коротких устных и письменных описаний отдельных предметов, явлений природы, внешности человека и др.

Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений, к четкому композиционно-смысловому построению высказывания и к выражению связи между отдельными предложениями и частями текста. С этой целью необходимо формировать у детей умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по собственному плану.

На уроках развития речи следует чередовать разные способы проведения письменных работ: изложения и сочинения с предварительной устной подготовкой (беседа по теме, разбор по вопросам, пересказ в устной форме и др.), без предварительной подготовки, но с последующим подробным разбором написанных текстов, а также контрольные (проверочные) изложения и сочинения.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются

Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык как основа всего процесса обучения, средство развития  мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Методы и формы обучения

  • беседа -  обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ текстов;
  • фронтальная – ответы на вопросы учителя по содержанию тестов;
  • самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.

Виды занятий:  беседы; описание сюжетных картинок, предмета; составление рассказа; составление плана рассказа; написание писем, изложений, сочинений; наблюдения; практикумы; работа с текстом; различные виды игр;  инсценировка; демонстрация действия.

             Основными видами работ по развитию письменной речи являются изложение и сочинение. Предусматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждений. Кроме того, программа предусматривает практическое знакомство с некоторыми видами деловой речи и речевого этикета.

Для достижения поставленных целей планируется использование  образовательных технологий

  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология личностно ориентированного образования;
  • технология моделирующего обучения;
  • здоровьесберегающая технология.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

            Текущий контроль:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Письменный контроль:

  • проверочные работы по темам «Сравни по признакам овощи, фрукты», «Продолжи и запиши рассказ», «Составь предложение по картинкам», «Составь рассказ по картинкам об осени», «Составь описание друга по плану», «Составь рассказ о родном городе», «Опиши птицу по плану»;
  • работы с индивидуальными карточками «Запиши в таблицу признаки предметов», «Опиши сегодняшнюю погоду», «Напиши профессии и занятия людей этой профессии», «Напиши обязанности ученика», «Опиши признаки зимы», «Подпиши поздравительную открытку»;
  • изложение «Гроза», «Дружная работа», «Зима злится»;
  • сочинение «Осень в парке», «Письмо маме», «Моя семья».

Устный контроль:

  • индивидуальный, фронтальный опрос, блиц-опрос.

Практические работы:

  • рисунки

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Личностные  результаты
Обучающийся  получит возможность:

  • осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
  • формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;
  • формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
  • получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;
  • получать представлениео этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
  • получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать потребность  к творческой  деятельности.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (узелки на память);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
  • ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(102 часов)

Попрощаться с тёплым летом (11 ч).

Беседа о летнем отдыхе. Составление устного рассказа по летним впечатлениям. Составление диалога о летнем отдыхе. Составление рассказа по серии картинок об отдыхе детей. Составление диалога о труде людей летом. Овощи, фрукты. Сравнение по признакам. Описание предметов по плану. Рассказ по наблюдениям. Описание картины «Гроза». Анализ текста «Дождик». Сравнения, образные выражения. Сравнение описания радуги в статье и в стихотворении. Продолжение рассказа по его началу с использованием опорных слов и выражений. Озаглавливание текста. Обучающее изложение «Летняя гроза» на основе зрительного восприятия. Работа над ошибками. Составление рассказа из деформированных  предложений.

Без труда ничего не дается (7 ч).

Составление рассказа по серии картинок «Как хлеб на стол приходит». Загадки, стихотворение о хлебном колосе. Средства выразительности речи: сравнения. Работа с текстом «Яблоня для гостей». Составление предложений – ответов на вопросы. Профессии. Рассказ о профессиях людей. Пословицы о труде. Распространение предложений по тексту «Самая важная профессия». Обучающее сочинение «Моя будущая профессия» по коллективно составленному плану. Работа над ошибками. Составление предложений – ответов на вопросы.

Снова осень стоит у двора (6 ч).

Анализ литературного текста «Осень» по Г. Скребицкому. Составление рассказа на тему «Наступление осени» с использованием словосочетаний. Составление предложений из слов и объединение их в связный текст. Озаглавливание. Виртуальная экскурсия в парк. Иллюстрирование рассказа. Составление предложений по наблюдениям. Обучающее сочинение «Осень в парке» по материалам наблюдений за природой. Работа над ошибками. Сравнение рассказов описательного характера. Подбор заголовков к описаниям.

Наши добрые дела (5 ч).

Правила поведения учащихся. Знакомство с обязанностями ученика. Обсуждение ситуаций. Составление рассказа на тему «Нерадивый  ученик» по рисункам. Написание короткого письма о своих делах по плану. Рассказ «Помощники» - чтение, ответы на вопросы. Работа с текстом «Пичугин мост». Беседа по рассказу. Характеристика героя.

О дружбе (я, ты, он, она …) (4 ч).

Составление диалога с прямой речью «После болезни друга». Деление текста «Друг» на части, озаглавливание. Мой друг. Составление обучающего  сочинения с элементами описания внешности, характера друга, подруги. Работа над ошибками.  Пословицы о дружбе.

О вежливости (5 ч).

Работа с текстом «Добрые слова». Подготовка к беседе по тексту. Дополнение рассказа по его началу. Озаглавливание. Рассказ о хороших поступках и полезных делах. Обсуждение и редактирование ситуаций по серии картинок. Оформление поздравительной открытки. Пословицы о вежливости.

Скоро Новый год. Весёлые каникулы (7 ч).

Работа с текстом «Ёлка». Беседа по вопросам. Отгадывание загадок. Составление пословиц и поговорок из двух частей. Составление рассказа по картинному плану. Озаглавливание. Дополнение описания ели и сосны. Беседа о предстоящих каникулах. Работа с текстом «Каникулы». Распространение предложений родственными словами. Подбор группы родственных слов. Рассказ по картинкам и по плану «Вот так покатался!».

«Вот пришли морозы, и зима настала» (13 ч).

Рассказ по материалам наблюдений «Прогулка в зимнем парке». Средства выразительности речи: образные выражения в тексте и стихотворении. Распространение предложений по вопросам описания зимнего леса. Распространение предложений по вопросам описания зимнего леса. Словесное рисование картинки к стихотворению о зиме. Сравнение стихотворений разных авторов. Определение темы. Распространение предложений словами и выражениями из стихотворений. Работа с текстом «Снежные слова». Объяснение значений слов. Замена слов и выражений близкими и противоположными по смыслу. Синонимы. Антонимы. Ответы на вопросы. Составление рассказа. Озаглавливание. Работа с текстом «Зима злится». План рассказа. Составление рассказа по его концу по плану. Обучающее сочинение «Зимушка-зима». Работа над ошибками.  Редактирование текста.

Жизнь зверей и птиц зимой (15 ч).

Работа с текстом «Зима». Беседа по вопросам. Отгадывание загадок о повадках зверей и птиц. Работа с текстом-описанием. Определение темы. Озаглавливание. Отношение автора. Обучающее сочинение – описание «Синица» по плану. Работа над ошибками.  Редактирование текста. Работа с текстом «Лиса Патрикеевна». Выбор из текста словосочетаний для описания лисы. Замена слов и выражений близкими по значению. Синонимы. Подбор словосочетаний к иллюстрациям «Следы зверей». Беседа о зимующих птицах. Построение предложений к иллюстрациям. Работа с текстом «Что за зверь?». Придумывание окончания текста. Обучающее изложение «Что за зверь?» на основе зрительного восприятия. Работа над ошибками.  Редактирование текста. Замена слов и выражений близкими по значению. Синонимы. Составление рассказа – описания зайца по вопросам. Средства выразительности речи: сравнения.

Мама… Слова дороже нет на свете! (3 ч).

Работа с текстом «Мама». Ответы на вопросы. Продолжение рассказа по его началу «Мамин помощник». Работа со сказкой «Чья помощь лучше». Составление плана.

Семейный альбом (3 ч).

Работа с текстом. Озаглавливание. Пояснение слов и выражений из текста. Работа с текстом «Моя семья». Ответы на вопросы. Рассказ по семейной фотографии о своих родных по плану.

Весна идёт! (5 ч).

Работа с текстом. Озаглавливание. Рассказ о признаках весны. Виртуальная экскурсия в парк. Обучающее сочинение по наблюдениям «Весна идёт!». Работа над ошибками.  Распространение предложений по вопросам. Дополнение описания  репродукции картины К.Ф. Юнона «Конец зимы» по плану. Восстановление деформирование текста.

Берегите птиц! (3 ч).

Работа с текстом. Озаглавливание. Чтение предложений с соблюдением правильной интонацией. Работа с текстом «Как я увидел грачей». Пересказ текста от 3-го лица. Восстановление частей деформированного текста «Птичий остров».

Любимые сказки (2 ч).

Работа со сказкой «Пятачок». Дополнение предложений с использованием словаря. Краткий пересказ сказки.

Всё ярче светит солнце (4 ч).

Работа с текстом. Распространение предложений словами и выражениями из текста. Восстановление частей деформированного текста. Озаглавливание. Составление плана. Пересказ содержания телеграмм от 3-го лица. Составление ответа на телеграмму. Сравнение стихотворений и загадок в стихах о цветах. Сочинение загадки о цветке по плану.

Всего один виток (1 ч).

Работа с текстом «Первый в космосе». Ответы на вопросы.

Театр, музей, выставка (3 ч).

Работа с текстом «Театр». Ответы на вопросы. Работа с текстом «Музей». Пояснение слов и выражений из текста. Написание объявления с элементом описания «Пропала собака».

Правила дорожного движения (1ч).

Беседа по вопросам с использованием словаря.

Книги наши друзья (1ч).

Работа с текстом «Подружитесь с книгой». Пословицы о книге.

Мы любим спорт (2ч). 

Работа с текстом «Олимпийские игры». Ответы на вопросы. Рассказ о любимом спортсмене.

Здравствуй, лето (1ч). 

Работа с текстом «Ягодные места». Ответы на вопросы.


Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Центр дистанционного обучения

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_______________ Н.О.Буриличева

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

по курсу

 «Развитие речи»

4 класс

на 2014-2015 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

                                                                          Количество часов в неделю: 3

                                                                           Годовое количество часов:  105

Разработала:

Сивохо Инна Владимировна,

учитель начальных классов

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей ЦДО

 протокол № 1 от .08. 2014 г.

Рассмотрена на    

методическом совете                                                                                          протокол № 1 от .08.2014 г.

г. Тула, 2014

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

по плану

факт.

Попрощаться с тёплым летом (11 ч)

  1. 1

Беседа о летнем отдыхе. Составление устного рассказа по летним впечатлениям.

Участвовать в беседе и отвечать на вопросы учителя

Составление диалога о летнем отдыхе.

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

Составление рассказа по серии картинок об отдыхе детей.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Составление диалога о труде людей летом.

Участвовать в беседе и отвечать на вопросы учителя

Овощи, фрукты. Сравнение по признакам. Описание предметов по плану.

Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. 

Рассказ по наблюдениям. Описание картины «Гроза».

Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Анализ текста «Дождик». Сравнения, образные выражения.

Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Сравнение описания радуги в статье и в стихотворении.

Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Продолжение рассказа по его началу с использованием опорных слов и выражений. Озаглавливание текста.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Обучающее изложение «Летняя гроза» на основе зрительного восприятия.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Работа над ошибками. Составление рассказа из деформированных  предложений.

работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.

Без труда ничего не дается (7 ч)

Составление рассказа по серии картинок «Как хлеб на стол приходит».

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Загадки, стихотворение о хлебном колосе. Средства выразительности речи: сравнения.

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Работа с текстом «Яблоня для гостей». Составление предложений – ответов на вопросы.

Уметь читать рассказ, отвечать на вопросы по рассказу.

 Профессии. Рассказ о профессиях людей. Пословицы о труде.

Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

Распространение предложений по тексту «Самая важная профессия».

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

Обучающее сочинение «Моя будущая профессия» по коллективно составленному плану.

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Работа над ошибками. Составление предложений – ответов на вопросы.

Уметь составлять предложения из слов. 

Снова осень стоит у двора (6 ч)

Анализ литературного текста «Осень» по Г. Скребицкому.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Составление рассказа на тему «Признаки осени» с использованием словосочетаний.

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Составление предложений из слов и объединение их в связный текст. Озаглавливание.

Уметь составлять предложения из слов. 

Виртуальная экскурсия в парк. Иллюстрирование рассказа. Составление предложений по наблюдениям.

Уметь составлять предложения из слов. 

Обучающее сочинение «Осень в парке» по материалам наблюдений за природой.

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Работа над ошибками. Сравнение рассказов описательного характера. Подбор заголовков к описаниям.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Наши добрые дела (5 ч)

Правила поведения учащихся. Знакомство с обязанностями ученика. Обсуждение ситуаций.

Участвовать в беседе и отвечать на вопросы учителя

Составление рассказа на тему

«Нерадивый  ученик» по рисункам.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Написание короткого письма о своих делах по плану.

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

Рассказ «Помощники» - чтение, ответы на вопросы

Участвовать в беседе и отвечать на вопросы учителя. Уметь составлять предложения из слов. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Работа с текстом «Пичугин мост». Беседа по рассказу. Характеристика героя.

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

О дружбе (я, ты, он, она …) (4 ч)

Составление диалога с прямой речью «После болезни друга».

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Деление текста «Друг» на части, озаглавливание.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

Мой друг. Составление обучающего  сочинения с элементами описания внешности, характера друга, подруги.

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Работа над ошибками.  Пословицы о дружбе.

Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.

О вежливости (5 ч)

Работа с текстом «Добрые слова». Беседа по тексту.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

Дополнение рассказа по его началу. Озаглавливание.

Уметь дополнять рассказ по его началу.

Рассказ о хороших поступках и полезных делах.

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Обсуждение и редактирование ситуаций по серии картинок.

Уметь обсуждать и редактировать по сериям картинок.

Оформление поздравительной открытки. Пословицы о вежливости.

Уметь оформлять поздравительные открытки.

Скоро Новый год. Весёлые каникулы (7 ч)

Работа с текстом «Ёлка». Беседа по вопросам.

Уметь называть признаки текста. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией.

Отгадывание загадок. Составление пословиц и поговорок из двух частей.

Уметь отгадывать загадки. Уметь составлять пословицы и поговорки. Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.

Составление рассказа по картинному плану. Озаглавливание.

Уметь записывать рассказ. Правильно озаглавливать текст.

Дополнение описания ели и сосны.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Беседа о предстоящих каникулах. Работа с текстом «Каникулы».

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Распространение предложений родственными словами. Подбор группы родственных слов.

Наблюдать за использованием родственных слов в тексте.

Рассказ по картинкам и по плану «Вот так покатался!»

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

«Вот пришли морозы, и зима настала» (13 ч)

Рассказ по материалам наблюдений «Прогулка в зимнем парке»

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

Средства выразительности речи: образные выражения в тексте и стихотворении.

Уметь употреблять образные выражения в речи.

Распространение предложений по вопросам описания зимнего леса.

Уметь распространять предложения по вопросам.

Словесное рисование картинки к стихотворению о зиме.

Уметь рисовать картинки к стихотворениям.

Сравнение стихотворений разных авторов. Определение темы.

Находить сравнения в стихотворениях. Уметь определять тему произведения.

Распространение предложений словами и выражениями из стихотворений.

Уметь распространять предложения словами и выражениями.

Работа с текстом «Снежные слова». Объяснение значений слов.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания.

Замена слов и выражений близкими и противоположными по смыслу. Синонимы. Антонимы.

Наблюдать за использованием в тексте синонимов и антонимов.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения 

Ответы на вопросы. Составление рассказа. Озаглавливание.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Работа с текстом «Зима злится». План рассказа.

Участвовать в беседе и отвечать на вопросы учителя.

Составление рассказа по его концу по плану.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Обучающее сочинение «Зимушка-зима».

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже.

Работа над ошибками.  Редактирование текста.

Находить  и исправлять текст с нарушенным порядком предложений.

Жизнь зверей и птиц зимой (15 ч)

Работа с текстом «Зима». Беседа по вопросам.

Различать диалогическую речь

Отгадывание загадок о повадках зверей и птиц.

Составлять загадки по опорным словам  

Работа с текстом-описанием. Определение темы. Озаглавливание. Отношение автора.

Уметь различать текст-описание от других типов текста.

Обучающее сочинение – описание «Синица» по плану.

Уметь писать сочинение-описание по плану.

Работа над ошибками.  Редактирование текста.

Находить  и исправлять текст с нарушенным порядком предложений.

Работа с текстом «Лиса Патрикеевна». Выбор из текста словосочетаний для описания лисы.

Выбирать из текста словосочетания для описания

Замена слов и выражений близкими по значению. Синонимы.

Заменять слова и выражения близкими по значению

Подбор словосочетаний к иллюстрациям «Следы зверей».

Подбирать словосочетания к иллюстрациям

Беседа о зимующих птицах. Построение предложений к иллюстрациям.

Составлять текст по рисунку и опорным словам  (после  анализа содержания рисунка)

Работа с текстом «Что за зверь?». Придумывание окончания текста.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Обучающее изложение «Что за зверь?» на основе зрительного восприятия.

Уметь передавать содержание текста на основе зрительного восприятия.

Работа над ошибками.  Редактирование текста.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи

Замена слов и выражений близкими по значению. Синонимы.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Составление рассказа – описания зайца по вопросам.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания.

Средства выразительности речи: сравнения.

Уметь использовать средства выразительности: сравнения.

Мама… Слова дороже нет на свете! (3 ч)

Работа с текстом «Мама». Ответы на вопросы.

Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос

Продолжение рассказа по его началу «Мамин помощник».

Уметь составлять текст по его началу.

Работа со сказкой «Чья помощь лучше». Составление плана.

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

Семейный альбом (3 ч)

Работа с текстом. Озаглавливание. Пояснение слов и выражений из текста.

Уметь соотносить заголовок и содержание текста.

Работа с текстом «Моя семья». Ответы на вопросы.

Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос

Рассказ по семейной фотографии о своих родных по плану.

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка

Весна идёт! (5 ч)

Работа с текстом. Озаглавливание. Рассказ о признаках весны.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания.

Виртуальная экскурсия в парк. Обучающее сочинение по наблюдениям «Весна идёт!».

Уметь писать сочинение по наблюдениям.

Работа над ошибками.  Распространение предложений по вопросам.

Распространять предложения по вопросам

Дополнение описания  репродукции картины К.Ф. Юнона «Конец зимы» по плану.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Восстановление деформирование текста.

Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Берегите птиц! (3 ч)

Работа с текстом. Озаглавливание. Чтение предложений с соблюдением правильной интонацией.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Работа с текстом «Как я увидел грачей». Пересказ текста от 3-го лица.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Восстановление частей деформированного текста «Птичий остров».

Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Любимые сказки (2 ч)

Работа со сказкой «Пятачок». Дополнение предложений с использованием словаря.

Создавать тексты с правильной последовательностью предложений или частей

Краткий пересказ сказки.

Уметь кратко пересказывать сказку.

Всё ярче светит солнце (4 ч)

Работа с текстом. Распространение предложений словами и выражениями из текста.

Уметь распространять предложения словами и выражениями из текста.

Восстановление частей деформированного текста. Озаглавливание. Составление плана.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Пересказ содержания телеграмм от 3-го лица. Составление ответа на телеграмму.

Создавать тексты с правильной последовательностью предложений или частей

Сравнение стихотворений и загадок в стихах о цветах. Сочинение загадки о цветке по плану.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения 

Всего один виток (1 ч)

Работа с текстом «Первый в космосе». Ответы на вопросы.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Театр, музей, выставка (3 ч)

Работа с текстом «Театр». Ответы на вопросы.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное

Работа с текстом «Музей». Пояснение слов и выражений из текста.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Написание объявления с элементом описания «Пропала собака».

Создавать тексты с правильной последовательностью предложений или частей

Правила дорожного движения (1ч)

Беседа по вопросам с использованием словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.

Книги наши друзья (1ч)

Работа с текстом «Подружитесь с книгой». Пословицы о книге.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное

Мы любим спорт (2ч)

Работа с текстом «Олимпийские игры». Ответы на вопросы.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Рассказ о любимом спортсмене.

Составлять рассказ по коллективно-составленному плану

Здравствуй, лето (1ч)

Работа с текстом «Ягодные места». Ответы на вопросы.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические и учебные пособия:

Для учителя:

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  3. Ефименкова  Л.Н.  Коррекция  устной  и  письменной  речи  учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999
  4. Козырева Л.М. Как образуются слова / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2001
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Информационно – коммуникативные средства:

Адреса сайтов в Интернете:

  1. http://www.logozavr.ru - задания на развитие познавательных способностей;
  2. http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь;
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ - учебно – методическая помощь;
  4. http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/u4itel/47-yazik/207-rechevoe-razvitie-uchashhixsya-nachalnyx-klassov.html?start=1 - учебно – методическая помощь.

 Компьютерные программы:

  1. skype;
  2. графические редакторы: Paint;
  3. презентации – Microsoft Office PowerPoint;
  4. аудио и видео: Windows Media Player;
  5. текст: Microsoft Word, Acrobat Reader.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по матеиатике 1 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"...

рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России

В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:·     программа «Коррекционно- развивающее обучение для...