Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
материал (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к родному языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
- содействие развитию речи детей.
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 недели.
Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.
Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
умение следовать плану в своём учебном труде
II. Планируемые результаты
В процессе изучения курса учащиеся
должны знать:
- Понятие слово. Толковый словарь.
- Однозначные и многозначные слова.
- Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
- Понятие о тексте. Тема текста.
- Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
должны уметь:
- Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
- Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
- Редактировать простое предложение.
- Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
- Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
III. Содержание тем курса
Речь. Техника и выразительность речи
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием впроцессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаком.
Текст
Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в
в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана.
Культура общения
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития . Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей.
IV. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
Методическое обеспечение программы.
- Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды.
- Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
- Карточки, сделанные педагогом.
- Раздаточные материалы.
Технические средства обучения.
- проектор для показа слайдов, экран
- компьютер.
Литература:
- Соколова Т.Н. Школа развития речи (рабочая тетрадь.)
- Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
- Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г.
- Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г.
- Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
- Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.Просвещение, 1972 г.
- Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М.Просвещение, 1989 г.
- Львов М.Р.Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Практика | дата |
Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи | Разучивание скороговорок | 01.09 | |
Тише, громче. Регулирование громкости речи, темпа речи | Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием | 02.09 | |
Слово. Лексическое значение слова | Игра в слова | 03.09 | |
Буквы в слове | Отгадывание анаграмм | 04.09 | |
Слова играют в прятки | Разучивание скороговорок | 05.09 | |
Определять лексическое значение слова | Инсценировка сказки «Звуки и буквы» | 01.10 | |
Прямое и переносное значение слова | Разгадывание шарад | 02.10 | |
Многозначные слова | Отгадывание анаграмм | 03.10 | |
Омонимы | Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием | 04.10 | |
Озорные буквы | Игра «Сложи слово» | 02.11 | |
Синонимы –слова-друзья | Игра «Найди слово» | 03.11 | |
Антонимы | Игра «Наоборот» | 04.11 | |
Тематические группы слов | Отгадывание загадок, составление групп слов | 01.12 | |
Наш цветной мир | Отгадай и раскрась. | 02.12 | |
Что на что похоже | Нарисуй или напиши свои сравнения. | 03.12 | |
Голоса природы | Давай поиграем! «Кто это?» | 04.12 | |
Голоса природы | Игра: «Кто так говорит?» | 01.01 | |
Закрепление пройденного | Игра: «Что на что похоже?» | 02.01 | |
Загадки | Нарисуй отгадки. | 03.01 | |
Придумываем загадки | Определи, где стих. ,а где загадка. | 01.02 | |
Культура речи | «Давай поиграем!» разыгрывание сценок. | 02.02 | |
Вежливые слова | Составляем словарик. | 03.02 | |
Пословицы | Игра: «Составь пословицу» | 01.03 | |
Учимся рассуждать | Игра: «Что из чего получается.» | 02.03 | |
Учимся рассуждать. Формирование навыка подбора слов | «Найди звук» | 03.03 | |
Текст | Игра: «Кто это?» | 01.04 | |
Текст. Закрепление | Игра: «Построй лесенку» | 02.04 | |
Заглавие текста | Конкурс на лучшее заглавие. | 03.04 | |
Тема текста | Игра: «Волшебные превращения» | 04.04 | |
Повторение пройденного | Конкурс знатоков. | 05.04 | |
Опорные слова | «Угадай сказку!» | 01.05 | |
Мы строим текст | Расшифруй сообщение. | 02.05 | |
План текста | Игра: «Кто быстрее…?» | 03.05 |
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...