Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка» для детей 7-10 лет
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа факультативных занятий
по развитию речи
«Речевая копилка»
для детей 7-10 лет
(срок реализации 4 года)
Направление развития личности ребенка - общеинтеллектуальное
Авторы-составители:
учителя начальных классов
И.Г. Середа,
Н.Н. Власова,
И.М. Полякова,
Н.В. Чернышова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 78.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 67 г. о. Тольятти Самарской области
Принято педагогическим советом Утверждаю:
Протокол № 4 от «24» мая 2010 года Директор МБОУ
__________ К.А. Колосов
Приказ № 211 от 24 мая 2010 г.
Программа факультативных занятий
по развитию речи
«Речевая копилка»
для детей 7-10 лет
(срок реализации 4 года)
Направление развития личности ребенка - общеинтеллектуальное
Авторы-составители:
учителя начальных классов
И.Г. Середа,
Н.Н. Власова,
И.М. Полякова,
Н.В. Чернышова
Рецензент:
кпн, зам. дир. по д/у с/п
MБУ лицея № 67 д/с «Русалочка»
В.Е. Иванова
г. о. Тольятти
2010 год
Пояснительная записка к программе
по развитию речи «Речевая копилка»
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием
от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.
В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи. В современных учебниках нередко отсутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения. Для формирования личностных качеств школьника - креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного факультатива школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к факультативу “Речевая копилка ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературе, совершенствовать свою речь.
Программа факультатива является шагом к реализации коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников, который должен строиться на осознанном использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе факультатива особое место отводится развитию речи, работе со словом.
Для успешного проведения занятий факультатива используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Содержание и методы обучения “В мире слов” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
учить пользоваться разнообразными словарями;
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие мотивации к изучению русского языка;
Воспитательные:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание толерантности;
воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Основные методы и технологии
информационно-коммуникативные;
инновационные технологии;
технология обучения в сотрудничестве;
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· субъектно-деятельностный подход;
· научность, доступность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· занимательность;
· связь теории с практикой.
Основные принципы:
принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик);
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип позитивного восприятия образовательной среды;
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения);
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем;
учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;
формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений недостающими компонентами;
поиск и выделение необходимой информации;
структуирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы,
создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества;
слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, отличную от собственной, уважать иную точку зрения, уметь обосновывать собственную;
договариваться, находить общее решение;
уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;
развивать и воспитывать правильное речевое поведение.
Личностные УУД (регулятивный компонент):
формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;
формировать познавательный мотив - интерес к новому;
формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культуры.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Ожидаемые результаты
а) конкретные ожидаемые результаты:
повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
психологическое благополучие и здоровьесбережение детей в учебной деятельности;
получение более глубоких знаний по развитию речи;
овладение нормами речевой грамотностью.
б) результаты детской продуктивной деятельности:
словотворчество учащихся;
размещение публикаций учащихся в региональной газете «Ставроша», в школьной газете «Звонок» (уровень школы, уровень города);
участие в городском конкурсе «Веснушка».
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи учащихся.
Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы «Речевая копилка» в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Программа «Речевая копилка» формирует основы художественных и речевых знаний, вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной, эмоциональной речи, помогает осмыслению значения языка как орудия общения и понимания окружающего мира.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |||
I. Общие сведения | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Власова Наталья Николаевна; Полякова Ирина Михайловна; Середа Ирина Геннадьевна; Чернышова Наталья Валериевна | МБОУ лицей № 67 445051, Самарская область, г.о. Тольятти, пр-т С. Разина, д. 73 | Учителя начальных классов | 25лет 25 лет 20 лет 10 лет |
II. Сущностные характеристики опыта | |||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Практическая направленность преподавания уроков русского языка и литературы с применением информационно - коммуникационных технологий. | ||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречие между использованием традиционной методики преподавания русского языка и литературы необходимостью внедрения в учебный процесс инновационных технологий как средства повышения качества знаний учащихся по предмету. Между необходимым на сегодняшний день умением на основе собственных наблюдений и обобщений составить связный текст и низким уровнем коммуникативной грамотности учащихся, нежеланием творчески подойти к заданиям по русскому языку и литературе. Возникает необходимость перехода к межпредметной интеграции и внедрению мультимедийных технологий и проектных методик в общую систему преподавания русского языка и развития речи. | ||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность опыта заключается в использовании возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении русского языка и литературы. Целесообразно организованная деятельность способствует созданию условий для формирования общекультурной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся. Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка определяется следующими причинами: 1. Речь детей обучения часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. 2. Работа по развитию речи должна быть ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. 3. Речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. | ||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Наша программа позволяет изучать родной язык и литературу в разных вариантах: углублённо и элементарно, протяжённо во времени и интенсивно. При всех вариантах использования неизменным остаётся одно: буква в слове, способ письма, грамматический признак, смысловой знак в предложении перестают быть формальными правилами и обретают логический смысл. Применение информационно - коммуникативных технологий позволяет ученикам осознанно осваивать язык. | ||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | - Владение учителем современными образовательными и информационными технологиями, активными формами, методами и приемами обучения. - Создание условий (содержательных, технологических, организационно-педагогических) для индивидуализации образовательного процесса на занятиях по развитию речи. - Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика. Достигнуть поставленных целей помогают принципы: 1) креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер); 2) от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи). Реализация данной методики возможна учителями начальных классов, русского языка и литературы. | ||
6.Результат изменений | Внешние результаты: учащиеся нашего лицея являются победителями и призерами районных предметных олимпиад, стабильно имеют высокий процент качества знаний по русскому языку и литературе, регулярно печатаются в региональной и школьной газетах. Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности. | ||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1) Программа факультативных занятий «Речевая копилка» 2) Наши методические разработки, творческие работы наших учащихся - презентации, конспекты занятий, беседы, праздники, статьи и др. представлены на следующих сайтах: сайт лицея № 67, nsportal.ru, pedsovet.su, pedsovet.org, zavuch.info, numi.ru | ||
III. Описание инновационного опыта | |||
Развитие устной и письменной речи является первостепенной задачей занятий факультатива «Речевая копилка». Решение этой задачи предполагает формирование коммуникативных умений, информационной грамотности, обеспечивающих школьникам более успешное освоение школьной программы, развитие творческих способностей. Ведущей педагогической идеей является развитие интереса к русскому языку и литературе в результате применения новых информационных технологий. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Применение информационно - коммуникационных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую задачу в образовании. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Используемые на уроках в нашем лицее интерактивные ресурсы - существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования. Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов. В настоящее время опыт работы факультатива «Речевая копилка» внедряется в лицее № 67, в перспективе мы планируем распространение опыта на уровне города и области. |
Тематическое планирование для первого класса
1. | Выделение признаков предложения. Определение границ предложения в устной речи по интонации | 1 |
2. | Обозначение границ предложения на письме. Выделение признаков предложения | 1 |
3 | Членение сплошного текста на предложения | 1 |
4. | Составление предложений по материалам наблюдений о природе | 1 |
5. | Составление устного описания картины И.И. Левитана « Золотая осень» | 1 |
6. | Свободное рассказывание | 1 |
7. | Восстановление деформированного текста | 1 |
8. | Редактирование текста | 1 |
9. | Составление предложений – ответов на вопросы. Живая картинка | 1 |
10. | Составление предложений из отдельных слов и объединение их в связный текст | 1 |
11. | Составление устных предложений по наблюдениям о погоде | 1 |
12. | Восстановление деформированного текста по логически законченным частям с помощью серии картинок | 1 |
13. | Составление предложений из слов и объединение их в связный текст | 1 |
14. | Изложение текста по вопросам, подсказывающим слова для ответа. | 1 |
15. | Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | 1 |
16. | Изложение текста на основе его слухового восприятия по вопросам. | 1 |
17. | Работа над пословицей. Викторина «Пословица, мы тебя знаем» | 1 |
18. | Изложение на основе зрительного восприятия текста | 1 |
19. | Изложение текста по плану – вопросам с предварительным составлением устного сочинения по тем же вопросам | 1 |
20. | Восстановление деформированного текста с помощью картинок | 1 |
21. | Беседа на тему: «Мама – первое слово» | 1 |
22. | Составление и запись рассказа по серии картинок «На катке» | 1 |
23. | Анализ рассказов учеников | 1 |
25. | Самостоятельное восстановление деформированного текста после коллективного озаглавливания | 1 |
26. | Письмо по памяти | 1 |
27. | Составление и запись рассказа по серии картинок и готовому плану | 1 |
28. | Анализ образцов детских работ | 1 |
29. | Составление письменного сочинения по наблюдениям о домашних животных | 1 |
30. | Составление коллективного описания игрушки | 1 |
31. | Составление рассказа по его началу | 1 |
32. | Работа над предложением | 1 |
33. | Свободное рассказывание детей о предстоящем летнем отдыхе. Обобщение знаний. Задание на лето. Подведение итогов | 1 |
Тематическое планирование для второго класса
1. | Беседа на тему о прочитанных книгах летом | 1 |
2. | Членение сплошного текста на предложения | 1 |
3. | Работа над заглавием | 1 |
4. | Устные рассказы учащихся на заданную тему о летних впечатлениях | 1 |
5. | Анализ образцов детских сочинений | 1 |
6. | Подробное изложение текста по готовому плану с пересказом текста перед записью | 1 |
7. | Составление описания животного | 1 |
8. | Работа над загадкой | 1 |
9. | Составление предложений из слов, объединённых одной темой | 1 |
10. | Редактирование текста в паре | 1 |
11. | Редактирование текста в группе | 1 |
12. | Устные рассказы учащихся по материалам личных впечатлений после экскурсии | 1 |
13. | Восстановление деформированного текста с опорой на план | 1 |
14. | Сочинение – описание на основе текущих наблюдений | 1 |
15. | Составление письменного рассказа по детскому опыту и впечатлениям | 1 |
16. | Составление письменного сочинения по серии сюжетных картинок | 1 |
17. | Обучающее изложение по готовому плану «Огромная няня». | 1 |
18. | Составление коллективного плана по мультфильму «Аленький цветочек». | 1 |
19. | Составление рассказов по картинкам «Зимние забавы». | 1 |
20. | Свободный диктант | 1 |
21. | Изложение текста с сюжетным содержанием | 1 |
22. | Беседа о Масленице | 1 |
23. | Составление предложений со словосочетаниями | 1 |
24. | Составление текста по материалам наблюдений за природой | 1 |
25. | Чтение лучших работ. Анализ творчества | 1 |
26. | Работа над планом | 1 |
27. | Изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану | 1 |
28. | Краткое изложение текста | 1 |
29. | Работа над речевыми ошибками | 1 |
30. | Деление текста на части по готовому плану | 1 |
31. | Работа над художественным описанием | 1 |
32. | Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | 1 |
33. | Анализ работ учащихся | 1 |
34. | Подведение итогов. Задание на лето. Обобщение | 1 |
Тематическое планирование для третьего класса
1. | Свободные рассказы детей о летнем отдыхе | 1 |
2. | Работа над построением (структурой) сочинения | 1 |
3. | Самостоятельное составление и запись сочинения на выбранную тему | 1 |
4. | Систематизация материала по теме «Золотая осень» | 1 |
5. | Свободный диктант на тему «Признаки осени в лесу» | 1 |
6. | Сочинение – миниатюра по материалам наблюдений о погоде и природе | 1 |
7. | Домашнее сочинение с классной подготовкой по материалам длительных наблюдений | 1 |
8. | Работа над материалом по теме: «Охрана природы» | 1 |
9. | Изложение по готовому плану текста на тему уроков чтения об отлёте птиц | 1 |
10. | Работа над описанием | 1 |
11. | Работа над повествованием | 1 |
12. | Работа над рассуждением | 1 |
13. | Составление трёх – четырёх предложений о внешкольной жизни учащихся | 1 |
14. | Работа над произведениями фольклора | 1 |
15. | Выборочный диктант по заданию учителя | 1 |
16. | Запись рассказа о зимних увлечениях | 1 |
17. | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 |
18. | Составление сочинения – описания по материалам зимней экскурсии | 1 |
19. | Изложение по готовому плану «Кормушка» | 1 |
20. | Изложение по коллективно составленному плану | 1 |
21. | Работа над порядком слов при составлении предложений, объединённых темой | 1 |
22. | Работа над заглавием | 1 |
23. | Конкурс на лучшее стихотворение о зиме | 1 |
24. | Сжатое изложение по готовому плану с помощью учителя | 1 |
25. | Анализ образцов детских работ | 1 |
26. | Беседа о красоте родного края | 1 |
27. | Письмо по памяти | 1 |
28. | Лексическая работа: подбор синонимов и антонимов | 1 |
29. | Знакомство с омонимами | 1 |
30. | Редактирование текстов | 1 |
31. | Изложение, составленное по ответам на вопросы | 1 |
32. | Чтение и анализ лучших работ | 1 |
33. | Членение сплошного текста на предложения | 1 |
34. | Итоговое занятие. Проведение КВНа. Задание на лето. Обобщение знаний | 1 |
Тематическое планирование для четвёртого класса
1. | Беседа о летнем отдыхе | 1 |
2. | Обобщение наблюдений за природой в летние месяцы | 1 |
3. | Работа над текстом К.Г. Паустовского «Дожди». | 1 |
4. | Устные рассказы по аналогии с прочитанным | 1 |
5. | Анализ образцов детских сочинений | 1 |
6. | Составление устного описания фрагментов картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». | 1 |
7. | Составление письменного рассказа с элементами описания по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | 1 |
8. | Работа с устаревшими словами | 1 |
9. | Работа с неологизмами | 1 |
10. | Самостоятельное составление рассказа по предложенному началу | 1 |
11. | Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
12. | Составление письменного рассказа по опорным словам | 1 |
13. | Литературное лото по теме: «Что за прелесть эти сказки!» | 1 |
14. | «Путешествие в загадочный город» (викторина) | 1 |
15. | Составление описания – миниатюры «Зима в лесу» | 1 |
16. | Творческая работа «Мой любимый праздник» | 1 |
17. | Самостоятельное членение сплошного текста на части, выделение абзацев | 1 |
18. | Письмо по памяти | 1 |
19. | Работа над сокращением текста | 1 |
20. | Выборочное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
21. | Сочинение о защитниках Родины | 1 |
22. | Чтение и анализ работ | 1 |
23. | Сочинение о маме (поздравления) | 1 |
24. | Анализ образцов сочинений учащихся | 1 |
25. | Самостоятельная запись предложений по серии картинок « Кнопка» к одноименному рассказу В.А. Каверина | 1 |
26. | Обогащение словаря по теме: «Заимствованные слова» | 1 |
27. | Нахождение элементов описания, рассуждения, повествования в рассказе А.П. Чехова «Ванька» | 1 |
28. | Запись рассказа по личным впечатлениям «Приход весны…» | 1 |
29. | Сочинение о Великой Отечественной войне, её героях и подвигах защитников | 1 |
30. | Беседа на тему: «Изображение русской природы в живописи и музыке». | 1 |
31. | Составление текстов разных типов | 1 |
32. | Беседа об особенностях русского языка. Подведение итогов | 1 |
33 | Подготовка к празднику, посвящённому окончанию курса «Речевая копилка» | 1 |
34 | Проведение праздника | 1 |
Содержание программы для первого класса
1.1.Работа над предложением. Деление текста на предложения в устной речи. Выделение границ предложения интонацией и паузами.
1.2.Деление текста. Знакомство со знаками препинания в конце предложения. Начало и конец предложения.
1.3.Предложение выражает законченную мысль. Составление устного рассказа о детях.
1.4.Беседа о прошедшей экскурсии, сезонных изменениях в природе и погоде. Составление предложений с элементами описания.
1.5.Беседа по вопросам учителя по картине И. Левитана «Золотая осень». Составление предложений. Определение настроения природы в картине.
1.6.Свободное рассказывание о сельско-хозяйственном труде людей осенью, о сборе урожая. Введение новых словарных слов.
1.7.Определение и понимание смысла текста. Расположение предложений по порядку.
1.8. Знакомство с текстом « Наша школа». Определение границ предложений. Большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложений.
1.9. Ответы учащихся на вопросы учителя. Эмоциональная и мимическая реакция на прочитанное или услышанное.
1.10. Чтение текста про себя, вполголоса, парами, хором. Определение первых слов в предложениях. Озаглавливание из предложенных вариантов.
1.11.Беседа о погоде, природных явлениях и изменениях. Народные приметы.
1.12. Рассматривание серии картинок по теме «Друзья птиц». Определение верного порядка расположения картинок.
1.13.Чтение и пометка непонятных слов. Нахождение и чтение слов, близких по значению данным.
1.14Составление плана по рисункам и с попутным комментарием. Нахождение самого длинного слова.
Опора на слова, написанные на доске. Поиск ответов в тексте.
Чтение текста вслух, ответы на вопросы, беседа по содержанию, рассказ по порядку, повторение услышанного, подготовка к записи текста. Запись рассказа.
Знакомство с пословицами. Объяснение смысла пословиц. Подбор пословиц по определённой теме. «Рисование пословиц».
Показ слайдов по теме. Высказывание суждений об увиденном. Подборка звукового оформления текста.
Составление вопросов по определённой теме. Нахождение образных слов и описаний.
1.20. Подбор предложений к каждой картинке. Установление взаимосвязи между ними и определение порядка записи.
1.21.Использование различных произведений о маме. Выставка детских работ (рисунки, устные рассказы).
1.22. Опора на словарные слова по теме «Зима». Рассматривание картинок. Составление предложений по картинкам.
1.23. Конкурс на лучший рассказ учащихся по серии картинок «На катке».
1.24. Определение темы текста. Выбор лучшего заголовка. Прослушивание вариантов рассказов детей.
1.25. Чтение учителем текста. Разбор трудных слов. Повторение текста одним из учеников.
1.26.Рассматривание картинок в учебнике. Определение темы и основной мысли рассказа. Озаглавливание. Чтение и пересказ по готовому плану.
1.27. Выбор лучшего рассказа. Варианты учителя и учащихся.
1.28. Устные рассказы детей о своих домашних питомцах. Составление плана из вопросов. Работа со словарём.
1.29.Рассматривание предмета. Выделение отличительных признаков. Работа по вопросам учителя.
1.30. Прослушивание начала рассказа. Ответы на вопросы. Составление продолжения рассказа. Запись своего варианта.
1.31. Выбор лучшего рассказа. Обоснование своего мнения.
1.32. Беседа о летнем отдыхе, о правилах поведения в общественных местах, на воде, на природе.
1.33. Подведение итогов. Поощрение за проделанную работу
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Буквы русского алфавита.
Виды предложений по цели высказывания.
Родственные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Определять границы предложения.
Составлять предложения из слов, объединять их в текст.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
Составлять текст и пересказывать по вопросам учителя. Работать с пословицей.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Содержание программы для второго класса
2.1. Беседа о летнем отдыхе. Рассказы детей о прочитанных книгах, впечатления о каникулах.
2.2. Чтение текста про себя, озаглавливание, нахождение границ предложений. Запись текста.
2.3.Размышления над содержанием текста, дополнение рассказа по вопросам, соответствие содержания текста заглавию.
2.4.Устные рассказы учащихся на тему « Как я отдыхал летом», « На море», «Прогулка в лесу», «На рыбалке», « В летнем лагере».
2.5.Чтение своих сочинений учащимися, выбор лучшего.
2.6. Знакомство с текстом. Деление его на части в соответствии с планом. Пересказ текста. Запись.
2.7. Рассматривание животного. Уточнение детских представлений о признаках зверей. Словарная подготовка. Запись коллективно составленного описания животного с опорой на его отличительные признаки.
2.8. Знакомство с тематическими загадками. Добавление своих загадок по теме. Способы отгадывания.
2.9. Выбор темы. Обоснование заглавия. Определение по началу текста о чём будет рассказ. Дополнение рассказа до точного соответствия заглавию.
2.10. Чтение текста вполголоса или шёпотом друг другу в паре, ответы на вопросы и озаглавливание.
2.11. Чтение текста в группе. Составление вопросов. Ответы на вопросы. Соответствие текста заголовку. Редактирование и запись рассказов.
2.12. Беседа по детским впечатлениям об экскурсии с использованием ранее подготовленных стихов, загадок и пословиц о природе.
2.13. Определение темы и основной мысли текста, верного порядка предложений, начала, основной части и окончания рассказа.
2.14. Выделение признаков или явлений, которые нужно описывать. Определение своего отношения к этому. Выбор нужных слов для более точного и яркого описания. Озаглавливание и письмо текста.
2.15. Рассказы учащихся о праздновании дня рождения. Чтение детьми домашних заготовок. Различие краткого и подробного пересказа.
2.16. Анализ содержания картинок. Ответы на вопросы. Выявление главного. Озаглавливание. Составление и запись плана. Определение краткого содержания каждой части.
2.17. Осознание заголовков плана. Соответствие их содержанию. Вычленение главного. Устный пересказ. Словарная работа. Работа с презентацией и дополнительной информацией по содержанию.
2.18. Обсуждение мультфильма «Аленький цветочек». Деление на части. Озаглавливание. Выбор лучшего заголовка к каждой части.
2.19. Рассматривание картинок, разбор содержания и озаглавливание. Подбор глаголов, характеризующих детские зимние забавы. Составление устных рассказов.
2.20. Свободный диктант «Зимой в зоопарке». Чтение текста учащимися. Пересказ по плану. Запись текста по частям.
2.21. Чтение текста учителем. Краткий обзор содержания. Выявление главного. Работа с планом. Словарно – орфографическая подготовка.
2.22. Беседа о празднике Масленице. Чтение стихов, поговорок, пословиц, предметов. Просмотр эпизодов из мультфильмов и художественных фильмов о праздновании, о традициях. Разучивание игры.
2.23. Знакомство с различными типами словосочетаний. Нахождение в тексте и чтение сочетаний существительное + прилагательное, глагол + существительное с предлогом.
2.24. Сезонные изменения в природе. Выявление признаков весны. Прослушивание произведений классиков о весне. Составление подписей к слайдам презентации «Приход весны». Составление текстов.
2.25. Чтение рассказов учащихся. Выбор лучшего. Обоснование. Анализ творческих работ.
2.26. Знакомство с различными видами планов (краткий и развёрнутый). Коллективное составление развёрнутого плана по рассказу В. Бианки « Кто чем поёт?»
2.27. Подготовка детей к восприятию текста. Чтение текста учителем. Коллективное составление плана в процессе анализа текста со стороны содержания и построения.
2.28. Деление текста на части. Озаглавливание текста, постановка вопросов, запись плана. Краткое изложение рассказа.
2.29. Чтение учителем детских работ. Выявление речевых ошибок. Исправление предложений, которые написаны неверно. Подбор более точных и правильных слов.
2.30. Знакомство с планом. Выделение границ каждой части. Определение главной мысли в каждой части. Пересказ по частям. Запись.
2.31. Чтение рассказа. Беседа по тексту. Олицетворение и сравнение как вспомогательные приёмы в работе над описанием. Сопоставление художественного и научного текста.
2.32. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Ответы на вопросы учителя. Определение первых признаков весны. Словарная работа. Работа с трудными словами. Устное составление рассказа.
2.33. Анализ работ. Выбор лучшего рассказа. Редактирование. Орфографическая работа, исправление речевых и грамматических ошибок. Чтение редактированных текстов.
2.34. Задание на лето: сочинить литературное произведение на основе личных наблюдений во время летних каникул, с составлением плана, с использованием описания. Оформление творческой работы с рисунками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Части рассказа (вступление, основная часть, окончание).
Обучающиеся должны уметь:
Озаглавливать текст и его части.
Определять тему и основную мысль текста.
Работать с планом под руководством учителя.
Распознавать словосочетания в предложениях.
Составлять рассказы по картине.
Содержание программы для третьего класса
3.1. Проверка летного творческого задания. Погружение в атмосферу летних впечатлений. Выбор лучших произведений.
3.2. Выбор темы. Создание речевой ситуации. Уточнение жанра. Обсуждение конкретного содержания: детали, языковые средства. Знакомство с частями сочинения: вступление, основная мысль, заключение (вывод). Составление коллективного плана. Составление устных рассказов. Доработка.
3.3. Выбор темы. Определение содержания и последовательности. Подбор слов, высказываний. Орфографическая работа. Запись сочинений. Самопроверка.
3.4. Организация выставки из творческих работ учащихся по теме: «Осень». Подбор и прослушивание литературных и музыкальных произведений. Обсуждения. Личные впечатления детей.
3.5. Определение темы диктанта. Прослушивание каждой части текста. Синонимическая работа. Выбор трудных слов и разбор на доске. Использование различных конструкций предложений. Работа над знаками препинания. Свободная запись понравившейся части рассказа.
3.6. Обобщение наблюдений за погодой в конце осени. Составление двух – четырёх предложений о погоде, которая стоит на этой неделе (устно). Лексико - орфографическая подготовка. Анализ по календарю: количество солнечных, пасмурных, дождливых дней. Подбор синонимов, сравнений и образных слов и выражений.
3.7. Отбор словаря по теме. Анализ наблюдений за изменениями в природе и погоде за два осенних месяца. Беседа. Ответы на вопросы учителя. Коллективное описание сегодняшнего дня. Составление и редактирование текстов. Использование фольклора.
3.8. Беседа об охране природы: правила поведения в лесу, в парке, возле водоёма, в школьном саду и во дворе дома. Работа с газетами, журналами, подготовка презентаций.
3.9. Чтение текста учителем. Определение темы рассказа. Выделение главной мысли. Знакомство с планом. Выделение логических частей. Работа с опорными словами. Устный пересказ по частям. Повторное чтение текста учащимися. Самостоятельная запись.
3.10. Чтение трёх предложенных учителем текстов. Выбор учащимися текста – описания. Определение характерных признаков. Подбор имён прилагательных к описываемому предмету. Работа с синонимами.
3.11. Чтение трёх предложенных учителем текстов. Выбор учащимися текста – повествования. Определение характерных признаков. Подбор предложений к схемам. Лексическая работа. Использование различных видов интонации. Средства выразительности речи.
3.12. Чтение трёх предложенных учителем текстов. Выбор учащимися текста – рассуждения. Установление причинно – следственных связей. Определение тезисов и аргументов. Оценка ситуации и выражение собственного отношения к происходящему.
3.13. Беседа о внешкольных занятиях учащихся: в кружках, секциях, музыкальных и художественных школах. Презентации детей о собственных увлечениях. Работа над выразительностью речи. Синтаксическая работа. Выставка фотографий, рисунков, поделок. Мини - концерт.
3.14. Подбор материала по заданной теме. Отличие поговорки от пословицы. Дразнилки, заклички, колыбельные, потешки. Работа со словарями. Комментирование устаревших слов. Конкурс чтецов.
3.15. Чтение текста учителем. Выбор слов по заданной теме «Однокоренные слова». Работа над составом слова. Орфографическая работа по подбору родственных слов. Взаимопроверка в паре.
3.16. Подбор заголовка. Составление плана. Словарно-орфографическая подготовка. Запись рассказа учащимися. Самопроверка. Разбор ошибок, допущенных учащимися в самостоятельной работе.
3.17. Беседа по картине. Определение времени года. Составление примерного плана. Лексико-орфографическая подготовка. Подбор опорных слов. Определение личного отношения и настроения, вызванных картиной. Составление устного рассказа по картине. Коллективная запись по предложениям.
3.18. Определение содержания рассказа по заглавию. Беседа по ярким впечатлениям и наблюдениям после экскурсии. Определение типа текста. Работа над образными словами и выражениями. Сочетание работы с анализом художественных текстов, стихотворений, разбираемых на уроках чтения и картин. Составление плана. Самостоятельная запись текста.
3.19. Подготовка учащихся к восприятию темы. Деление текста на части по заголовкам. Чтение рассказа учителем. Анализ и работа над планом. Краткое восстановление по плану содержания частей. Словарно – орфографическая и лексическая подготовка. Письменное выполнение работы.
3.20. Определение темы по заглавию. Чтение текста учителем. Анализ рассказа со стороны содержания и языка и составление плана. Определение типа текста. Запись трудных слов по написанию. Повторное чтение, выделение голосом глаголов, обращая внимание на последовательность действий. Пересказ текста по плану и опорным словам. Запись рассказа.
3.21. Составление и запись предложений из слов каждой строки. Работа над конструированием предложений при помощи схем. Определение и озаглавливание полученного текста. Взаимопроверка в паре.
3.22. Соотнесение содержания текста с заглавием. Озаглавливание. Чтение различных текстов о зиме. Выявление примет зимы. Объяснение выбора данного заглавия. Работа с синонимами.
3.23. Подготовка к конкурсу: оформление кабинета, выбор жюри из родителей и музыкального сопровождения, озвучивание критериев оценки. Выступление чтеца от группы. Подведение итогов. Награждение.
3.24. Подготовка к восприятию текста (загадка). Чтение подготовленным учеником. Выделение главного. Беседа по вопросам. Краткий пересказ. Знакомство с планом. Словарная работа. Чтение пункта плана и запись предложения одного – трёх предложений. Самопроверка.
3.25. Чтение лучших детских работ. Редактирование текстов. Исправление речевых ошибок. Поощрение.
3.26. Подбор произведений о родном крае. Выставка книг. Презентации учащихся по теме. Коллективное сочинение стихотворения, посвящённого родному городу с опорой на готовую рифму с помощью учителя.
3.27. Письмо по памяти. Чтение учителем текста с объяснением смысла. Заучивание предложений хором и про себя. Запись текста по памяти.
3.28. Уточнение терминов: синонимы и антонимы. Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Выборочный диктант (учитель диктует текст, учащиеся коллективно выписывают имена существительные, подбирают к ним синонимы; к именам прилагательным - антонимы).
3.29. Слова – близнецы (омонимы). Повторение значение термина. Отличие омонимов от многозначных слов. Игра «Угадай-ка». Чтение загадок, стихотворений. Составление предложений с омонимами, синонимами, антонимами.
3.30. Редактирование (восстановление) деформированного текста. Чтение текста учащимися самостоятельно. Нахождение и объяснение основной ошибки в построении этого текста. Коллективное исправление. Определение основной мысли текста. Запись исправленного текста с комментированием.
3.31. Чтение пословиц о труде. Чтение текста. Устная работа по вопросам учителя. Самостоятельная запись ответов полными предложениями с обязательным использованием слов из текста. Самопроверка.
3.32. Чтение лучших работ учащихся. Коллективная работа над исправлением речевых ошибок. Занимательная минутка: составление предложений из данных слов и сочетаний. Орфографический разбор.
3.33. Чтение текста про себя. Определение предложений по цели высказывания. Обоснование своего ответа. Определение предложений по интонации. Самостоятельная запись текста, обозначая границы предложений. Выделение предложений по заданию учителя.
3.34. Итоговое занятие. КВН «Страна Словария!» Поощрение за хорошую работу в году. Задание: сделать презентацию или фотоальбом, подготовить устное сочинение «Мои летние каникулы».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Произведения устного народного творчества.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Восстанавливать деформированный текст.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Работать со словарём. Группировать и подбирать слова на определённые темы.
Составлять рассказы по картине.
Различать произведения фольклорного жанра.
Находить элементы описания в тексте.
Содержание программы для четвёртого класса
4.1. Просмотр детских презентаций и фотоальбомов с устным сочинением. Оценивание структуры содержания рассказов. Редактирование работ.
4.2. Свободные рассказы детей о своих впечатлениях от поездок в другие страны и города, от посещения музеев и экскурсий, о наблюдениях за изменениями в природе, за поведением домашних животных. Свободные высказывания учащихся являются основой для дальнейшей целенаправленной обучающей работы над сочинениями.
4.3. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Дожди» учителем. Беседа. Перечислить приметы дождя. Сопоставить наблюдения писателя со своими. Анализ содержания произведения, вычленение главного в рассказе.
4.4. Высказывания учащихся о том, чему они были свидетелями или о том, что они слышали от других людей (явления природы: гроза, грибной дождь, ливень, град, мокрый снег с дождём). Правила поведения во время опасных явлений природы. Составить дома небольшое устное сочинение по данной теме.
4.5. Чтение работ учащихся. Анализ: соответствие заголовка и содержания, хорошо ли связаны части текста, эмоциональное восприятие картин природных явлений, отношение детей к окружающей их природе, сопоставление литературного описания дождя со своими наблюдениями.
4.6. Рассматривание картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Беседа по картине. Лексико-орфографическая работа. Чтение литературных произведений, в которых встречается упоминание о русской берёзе. Просмотр презентации учителя «Песнь берёзе». Подбор эпитетов. Коллективное составление небольшого описания картины под руководством учителя.
4.7.Вступительное слово учителя или подготовленного ученика о русском художнике. Беседа по картине В.М Васнецова «Алёнушка». Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди». Анализ картины по вопросам учителя. Составление плана сочинения. Подбор слов, синонимичного ряда, орфографическая минутка. Устное прослушивание отдельных предложений. Самостоятельная запись рассказа.
4.8. Определение устаревших слов. Причины изменения словарного состава русского языка. Термины: историзмы, архаизмы. Сохранение устаревших слов в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, сказках, былинах и других жанрах устного народного творчества.
4.9. Знакомство с новым термином. Причины возникновения новых слов в языке. Употребление их в речи. Работа с загадками. Игра «Угадай-ка». Придумывание своих слов по образцу. Слова, рождённые космической наукой. Почему неологизмы перестают быть неологизмами?
4.10. Самостоятельное чтение начала текста с доски. Определение темы рассказа. Придумывание продолжения. Подбор заголовка. Орфографическая минутка. Запись рассказа. Выборочное чтение написанных сочинений. Корректировка работ.
4.11. Коллективное чтение текста. Озаглавливание «Нежданный гость». Найти описание поведения собаки, проследить за её поведением от момента незаметного появления в комнате до момента, когда она подошла к медвежонку. Прочитать описание поведение медвежонка. Определить отношение автора к животным, к их повадкам. Деление рассказа по частям. Пересказ каждой части отдельно. Самостоятельная запись плана и рассказа.
4.12. Выбор темы. Составление плана. Подбор слов, выделение среди них ключевых (опорных). Работа над формой слов, лексико – орфографическая минутка. Устное составление предложений, работа над структурой, выбор лучшего. Коллективная запись рассказа. Самопроверка.
4.13.Мир героев А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Ученики по очереди выходят к столу, бросают кубик. Ведущий достаёт вопрос из одного из шести конвертов, цифра которого совпадает с цифрой на грани кубика. Время на размышление – пять секунд. Выигрывает тот, кто первым соберет шесть жетонов. Играть может любое количество человек. Первый конверт – «Сказка о золотом петушке». Второй – «Сказка о попе и работнике его Балде». Третий – «Сказка о рыбаке и рыбке». Четвёртый – «Сказка о мёртвой царевне». Пятый – «Сказка о царе Салтане…». Шестой – общие вопросы по сказкам А.С. Пушкина.
4.14. Чтение текстов и определение разных типов: повествование, рассуждение, описание. Работа в группах. Составление группой одного из типов текста. Чтение полученных рассказов. Редактирование. Анализ речевых ошибок.
4.15. Рассматривание картин с зимней тематикой, чтение отрывков из произведений о зиме. Выбор эпиграфа, лучшего названия. Коллективный подбор эпитетов, работа со словарями. Составление предложений по пейзажной зарисовке.
4.16. Занятие требует предварительной подготовки и помощи родителей. Просмотр презентаций, приготовленных дома. Устные рассказы учащихся о любимом празднике. Выставка рисунков, буклетов, стенгазет. Прослушивание произведений собственного сочинения (загадки, стихи, сказки)
4.17. Чтение текста, деление его на части. Озаглавливание каждой части, запись плана. Чтение текста по абзацам. Запись последней части по памяти. Продолжение рассказа двумя-тремя предложениями. Взаимопроверка.
4.18. Чтение произведения хором с доски. Повторение вслух и про себя. Запись предложений. Самопроверка. Деление класса на группы. Получение текстов для группы. Зачитывание их. Повторение текста каждым учеником. Запись. Взаимопроверка в группе. Взаимообмен текстами. Аналогичная работа.
4.19. Работа с интерактивной доской. Чтение рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб». Разбиение текста на части. Краткий пересказ каждой части. Синтаксическая работа. Выделение главного. Выбор предложений для записи. Самостоятельная работа. Проверка учителем, получившихся текстов.
4.20. Чтение рассказа учителем. Беседа по вопросам. Работа над значением слов. Выбор словосочетаний: имён существительных с именами прилагательными. Составление плана, запись рассказа с заданием (сжато передать содержание первой и третьей части, а вторую написать подробно). Проверка.
4.21. Чтение художественной литературы. Беседа по прочитанным произведениям. Подбор словаря по военной тематике. Работа с группами родственных слов. Составление предложений по теме о защитниках Родины. Части текста (повторение). Коллективное составление каждой части рассказа, запись.
4.22. Чтение работ учеников. Анализ речевых и грамматических ошибок. Синтаксическая работа. Выбор лучшего сочинения для размещения его на школьном сайте и детской городской газете.
4.23. Беседа о маме. Подбор словаря, эпиграфа. Составление плана рассказа с помощью учителя. Определение примерного содержания каждой части рассказа. Самостоятельная запись сочинения. Самопроверка.
4.24. Анализ ошибок, допущенных в сочинениях (анализ правильности раскрытия темы, полноты содержания, последовательности в передаче содержания, построения предложений, выбора словаря). Чтение сочинений учащихся.
4.25. Беседа по рассказу В.А. Каверина «Кнопка». Рассматривание серии картинок из книги, иллюстраций, выполненных детьми. Описание каждой картинки. Выбор предложений для записи. Заслушивание рассказов одного-двух человек. Запись четырёх – пяти предложений первой части рассказа.
4.26. Знакомство с происхождением фразеологизмов. Неразрывная связь языка с историей народа. Обогащение речи младших школьников устойчивыми сочетаниями слов. Объяснение значения известных детям крылатых слов и выражений. Наблюдение за некоторыми особенностями, сближающими слово и фразеологический оборот.
4.27. Беседа о жизни детей до революции в связи с разбором картин В. Маковского «Свидание», В. Перова «Тройка». Деление класса на группы. Постановка целей и задач для каждой группы. Повторение типов текстов: повествование, рассуждение, описание. Чтение выбранных детьми фрагментов. Обсуждение, доказательство.
4.28. Описание (устно) весеннего неба, красоты облаков, погоды сегодняшнего дня. Нахождение первых признаков весны в природе. Подбор глаголов, обозначающих звуки весны. Отметить краски весны. Используя подобранные учителем словосочетания, составить и записать небольшой текст.
4.29. Домашнее сочинение по материалам военно-патриотической работы, подготовленное ранее. Темы: «У памятника герою», «У обелиска славы», «Наши герои», «В школьном музее». На этом занятии сочинения записываются в классе, обсуждаются. Подводится итог.
4.31. Прослушивание музыкальных произведений, фольклора, рассматривание картин, чтение фрагментов из литературных произведений, выставка рисунков учащихся, обогащение словаря по данной теме.
4.32. Беседа об особенностях русского языка. Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Всё многообразие русского языка содержится в присущих ему различных средствах для передачи самых сложных и тонких мыслей. Магическая сила слова: слова, которые могут навредить или исцелить, обидеть или поддержать, обрадовать или огорчить. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Высказывания великих людей. Творческое задание – составление пиктограмм.
Подведение итогов с элементами игровой деятельности:
Работа с ребусами, кроссвордами, загадками
Игры с фразеологизмами, частями речи, омонимами и антонимами.
4.33. Систематизация собранного творческого материала (стихи, сказки, сценарии, песни, презентации, стенгазеты, кроссворды, книжки – малышки). Отбор творческих работ для выступлений и оформления кабинета. Деление на группы. Распределение обязанностей: оформители, костюмеры, музыканты, актёры. Составление общего сценария праздника. Взаимодействие с родителями в организации Литературного кафе. Составление текста приглашения.
4.34. Проведение праздника «Литературное кафе».
Торжественная часть (вступительная речь учителя, поздравительное слово заместителя директора)
Основная часть (творческие выступления учащихся)
Заключительная часть (подведение итогов, награждения, отзывы гостей)
Чаепитие
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличительные признаки основных языковых единиц.
Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
Слова, словосочетания, предложения, текст.
Основные орфографические и пунктуационные правила.
О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Обучающиеся должны уметь:
Чётко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи.
Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова омонимы, архаизмы, неологизмы.
Пользоваться орфографическим, словообразовательным,
фразеологическим, этимологическими словарями, работать с
периодическими изданиями и средствами массовой информации.
Выполнять творческие задания (в прозе и стихотворной форме).
аннотированная литература для учителя
Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М.,2000.
В пособии реализуется идея развития связной речи учащихся путём выведения в определенной системе речеведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков. Особое внимание в книге уделяется отбору занимательного текстового материала, в том числе широко используются детские высказывания, осуществляется постановка вопросов и задач проблемного характера, демонстрируется использование игровых форм, упражнений, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики вводятся в определенную речевую ситуацию.
Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. — СПб: 1998.
В методических рекомендациях представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку и развитию речи в начальных классах, нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся, нетрадиционные типы уроков: уроки-сказки, игры, путешествия, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-праздники.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение. 1985.
В пособии подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.
Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. — СПб: 1996.
В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов. Разработки уроков раскрывают методику обучения изложениям и сочинениям различных видов в их взаимосвязи, направленные на формирование у учащихся комплекса речевых умений.
Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 классы. — М.: ВАКО. 2009.
В сборнике содержатся тексты для изложений. К каждому тексту даются вопросы по содержанию, примерный план изложения, вопросы и задания для орфографической и лексической работы.
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.- М. Просвещение.,1999.
В сборнике представлены тексты для различных типов диктантов и творческих работ по основным грамматико-орфографическим разделам для начальной школы.
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. Уроки русского языка. 2,3,4 класс.- М.: 2006.
В пособии представлен материал для учащихся по русскому языку и развитию речи. Дано поурочное планирование. К каждому уроку разработана самостоятельная работа трёх уровней. Первый уровень — базовый, второй — повышенной трудности, третий — творческий. Уровень ребёнок выбирает самостоятельно либо по рекомендации учителя.
« Учимся думать о себе и о других» Санкт – Петербург, «Специальная литература», 1997.
Направленный в первую очередь на нравственное воспитание младших школьников, формирование у них гуманистических нравственных ориентиров, данный курс позволяет развивать такие свойства личности, как доброжелательность, толерантность, ответственность за свои действия и поступки, готовность и умение работать в коллективе и ряд других.
Материалы книги — разработка трёх ведущих тем, включающих образцы (проекты) 48 занятий, — могут успешно использоваться для проведения классных часов, а также в системе дополнительного образования.
Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
Популярные очерки о строении, происхождении и употреблении русских слов и выражений, составляющие книгу, повествуют о важных вопросах словообразования, этимологии, лексикологии и фразеологии.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
Книга является попыткой создания пособия для учителя, в котором он найдёт не только необходимый для работы теоретический материал из области стилистики, лингвистики текста, культуры речи, но и практическую помощь. В практической части пособия показана система работы, методика обучения связной речи, представлены задачи и упражнения, которые помогут учителю в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
Пособие содержит занимательные задачи по основным разделам курса русского языка. Каждая задача имеет ответ, помогающий глубже вникнуть в сущность законов русского языка.
Занимательные задачи по русскому языку.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
Цель пособия - дать учителю материал для проведения внеклассной работы по русскому языку. В книге излагаются некоторые общие вопросы организации внеклассной работы по русскому языку, а также даются дидактические материалы по грамматике и (в основном) по лексике.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение.1992.
В книге нашли отражение все виды работ по развитию речи учащихся. Разработаны методические приёмы в работе над заглавием, в редактировании, в определении границ темы.
Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
В живой, доступной широкому читателю форме бесед, вопросов в книге рассказывается об истории русского литературного языка и его стилистической структуре. Книга знакомит с нормами современного русского языка, типичными языковыми ошибками и объясняет причины их появления. Авторы широко используют высказывания писателей, учёных, общественных деятелей о русском языке, его величии, меткости и образности, о роли русского языка в современном мире.
Книга написана на основе многолетних материалов популярной передачи Всесоюзного радио "В мире слов" и предназначена слушателям народных университетов культуры и всем друзьям русского языка.
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Чебоксары, КЛИО 1997.
Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов.
Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи. М., Просвещение, 1999г.
Книга представляет собой раздаточный материал по развитию речи в виде карточек по сериям. В карточках даны разнообразные задания: составление из слов предложений, составление рассказа по сериям картинок, по началу и концу текста, составление плана.
Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.
Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.
Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь;
гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.
Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.
Синицына Е. И. Через игру к совершенству. М., 1999.
Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов.
В книге собраны стихотворения, которые помогут развить логическое мышление, математические способности, творческое воображение, речь, память и внимание ребёнка.
Методика, положенная в основу этой книги, прошла многолетнюю апробацию в студиях творческого развития, детских садах, школах.
Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.
Предложены конкретные задания, которые способствуют развитию речи младшего школьника при изучении русского языка.
Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Волгоград, Учитель, 2007.
В пособии собраны различные по виду загадки: шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы, омографы, омонимы.
Материал пособия может быть использован на занятиях по развитию речи, формированию умения рассуждать и доказывать, во внеклассных и классных мероприятиях.
Н.Г.Волохова Вместе круглый год М., Центр «Педагогический поиск», 2006.
Замечательные и оригинальные сценарии на все случаи школьной жизни.
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Волгоград, Учитель, 2006
Данное пособие представляет собой авторские сценарные разработки различных школьных праздников, тематических занятий в начальной школе.
Шевердина Н.А. Л.С.Сушинскас Новые олимпиады для начальной школы. Ростов на Дону, Феникс, 2007.
Оригинальные задания, вошедшие в данный сборник, являются ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывают интерес к процессу познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка»
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".
Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....
Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка» во 2 классе
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского ...
Рабочая программа Чтение и развитие речи, 4 кл. (для детей с у/о)
Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса, обучающихся по АООП УО вариант 9.1...
Рабочая программа Чтение и развитие речи ,3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....
Рабочая программа курса по развитию речи "Речевая интеллектика" 1-4
Программа курса дополнительного образования «Речь. Развитие речи» или «Речевая интеллектика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного об...