урок русского языка 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит разработку урока и презентацию к уроку по русскому языку в 4 классе на тему " Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.zip | 490.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (4класс)
Цели урока:
Систематизировать знания, полученные в результате изучения темы : « Имя прилагательное».
Сопоставить имя прилагательное и имя существительное, выявляя сходства и различия данных частей речи.
Развивать умение сравнивать, обобщать .анализировать нужную информацию.
Развивать речь учащихся.
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока:
( учащиеся заранее разбиты на 4 группы по5-6 человек)
Организационный момент.
Слайд(2)
Прозвенел звонок и смолк ,
Начинается урок русского языка.
Словарная работа
Задание: Отгадайте загадки, напишите отгадки, подчеркните орфограммы.
Что за чудо этот дом!
Ребятишек много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином. ( Автобус)
Они бывают разные-
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут. (Вагон)
Не летает, не жужжит,
Жук по улицам бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. ( Автомобиль)
Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду-
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. ( Корабль)
Летит птица-небылица
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. ( Самолёт)
Из края города в другой
Ходит домик под дугой.
По улице, как два ручья ,
Течёт стальная колея. (Трамвай)
Проверьте себя. (Слайд3,4,5,6,7,8) Если вы написали правильно, зажгите зелёный сигнал светофора, если написание не совпадает с вашим- красный.
( у детей на партах сигнальные карточки)
У кого ошибки исправьте, а дома не забудьте поработать с этими словами по памятке.
В какую группу можно объединить все эти слова. ( выслушиваются различные ответы и доказательства).
Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
Выполните задания по группам.
Работа по группам:
1 группа. Задание от имён существительных : вагон, троллейбус, самолёт образуйте по два родственных слова, запишите через запятую, выделите ту часть при помощи которой вы образовали однокоренные слова. ( троллейбус-троллейбусник-троллейбусный)
(вагон, вагончик, вагонное)
Ответьте на вопрос : Какие слова мы называем родственными?
2группа . Запишите пословицу. Объясните смысл. Подчеркните антонимы. Какой частью речи они являются? Докажите.
Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.
3группа. О ком так говорят? Корабль пустыни
Запишите фразеологизм, объясните его смысл:
Вагон и маленькая тележка
Подчеркните часть речи, которая отвечает на вопрос какая?
4 группа. К данным именам существительным подберите по смыслу подходящие имена прилагательные. Запишите словосочетания. Выделите окончания имен прилагательных.
(Например:Большой автобус, голубой вагон, легковой автомобиль и т.д.)
Что объединяет эти имена прилагательные?
Сообщение темы и цели урока.
Кто догадался о каких частях речи пойдёт разговор на сегодняшнем уроке?
Верно тема нашего урока:
Имя существительное и имя прилагательное.
Наша задача обобщить и систематизировать знания об этих частях речи и выявить сходства и различия.
Давайте вспомним стихотворение об этих частях речи.
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит, окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Актуализация знаний. Составление таблицы-памятки.
Перед вами лежат вопросы ответы на которые вы должны будете дать.
( продолжается работа в группах.)
Вопросы для 1 группы:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Что обозначает?
Как изменяется?
Роль в предложении.
Вопросы для 2 группы:
Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Что обозначает?
Как изменяется?
Роль в предложении.
Вопросы для3 группы:
Ч то называется склонением?
Сколько падежей в русском языке?
Сколько типов склонений у имён прилагательных
Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЯМ.
Как проверить безударное окончание им. существительного.
Вопросы для 4 группы
С какой частью речи связано имя прилагательное?
Как определить род, число падеж им. Прилагательного.
Как правильно написать окончания имён прилагательных?
У вас на партах лежат таблицы, которые мы с вами заполним по ходу ответов на поставленные вопросы в группах.
По мере ответов мы будем заполнять таблицу, которая вам пригодится в будущей работе как сегодня так и на последующих уроках.(Слайды 10,11)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | |
ВОПРОСЫ | Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? |
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ | предмет | Признак предмета |
ЧИСЛО | изменяется | Изменяется |
РОД | Имеет постоянный род | Изменяется только в ед.ч |
ПАДЕЖ | изменяется | изменяется |
Что общего у этих частей речи?
Чем различаются?
Упражнение в написании безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных. Определение рода, числа и падежа им.прилагательных.
Перед вами следующее задание: вставьте пропущенные окончания; определите род, число падеж имён прилагательных.
Карточка 1 группа
На стар.. болот..
в лягушачь.. кож..
мудр… овет…
в прекрасн.. царевн.
Карточка 2 группа
Хрустальн.. туфельку
на сказочн.. балу
у королевск… дворца
от добр.. фе..
Карточка 3 группа
Отважн.. девочка
трудн.. путём
с добр… друзьями
к снежн… королев.
Карточка 4 группа
Удивительн… чудесами
От верн…. друга
В стар.. бутылк…
С длинн…бородой
Проверка (слайды№12,13,14,15,16,17.18)
Вы догадались о каких героях идёт речь?
Кто авторы этих сказок? Как они называются?
Р.Н.С. « Царевна – лягушка»
Ш. Перро « Золушка»
Г.Х. Андерсен « Снежная королева»
Л.И Лагин « Старик Хотабыч»
Составление предложения из слов, комментированная запись
Много сказок читали вы на уроках.
Составьте предложение из слов.
сказки, чудесные, ребята, на, уроках, читали, чтения, литературного.
(Предложение записывают с комментированием орфограмм)
Чудесные сказки читают ребята на уроках литературного чтения.
Запишите предложение с комментированием, разберите по членам предложения и частям речи.
Какими членами предложения являются имена существительные и имена прилагательные в этом предложении.
Морфологический разбор
(2 уч-ся у доски)
1и 2 группы разбор существительного сказки
3 и 4 группы разбор прилагательного чудесные
Творческое задание
Для чего в нашей речи мы используем имена прилагательные.
Задание:
Добавьте в текст имена прилагательные, определите, определите род, число и падеж.
………герои на страницах произведений попадают в ……….ситуации . ………..чудеса и ………..приключения ждут персонажей сказок.
( слова для справок: сказочные, необычные, удивительные, невероятные)
10.Итог урока. Рефлексия.
Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Как вы думаете мы справились с поставленной задачей?
Что понравилось больше всего? Какие трудности были в работе?
Список использованной литературы
1.Т.М. Анохина . Русский язык 1-4классы Работа со словарными словами. Издательство « Учитель» г. Волгоград 2007г.
2.Н.В. Володина Русский язык 1-4 классы Словарно-орфографическая работа. Издательство «Учитель» г. Волгоград 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...