Учимся, играя
статья (русский язык) по теме

Симонян Елена Робертовна

Правильное построение учебного процесса с опорой на слуховое восприятие является важным аспектом в изучении русского языка. А если слово, исходящее от учителя, преподносится в стихотворной форме, его значение просто невозможно переоценить. Чтобы речь учащихся была грамотной, на своих уроках я активно использую стихи-подсказки собственного сочинения. Ребёнок, имеющий доступ к подобной информации, сможет без труда овладеть сложным языковым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учимся, играя60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся, играя

Правильное построение учебного процесса с опорой на слуховое восприятие является важным аспектом в изучении русского языка.

Изобилие  учебной информации, ничем не окрашенной, выданной в сухой и строгой форме, вряд ли вызовет интерес у младших школьников и принесёт добрые плоды. Как запомнить ребёнку огромное количество правил, формулировок, понятий, как отложить в памяти трудные случаи правописания и сделать эту работу осмысленной и эффективной?! На помощь придёт замечательное средство обучения – весёлые стихи, рифмовки и «запоминалки».

В наши дни в журналах, газетах, пособиях для учителей предлагается достаточно много занимательного материала, позволяющего учащимся без особых трудностей усваивать некоторые сложные темы.

Интерес к данному вопросу пробудил и во мне желание заняться творческой деятельностью по стихосложению при обучении детей русскому языку.

Некоторыми из моих находок мне бы хотелось с вами поделиться.

Гласные – согласные.

Нет преград у голоса

И препятствий разных.

На свободу без забот

Звук выходит гласный.

Можем мы его пропеть,

Услышав голос свой!

И целый слог образовать-

Вот этот звук какой!

Согласный звук произнести

Легко нам не всегда,

Ведь преграда на пути

Ждёт его, друзья!

Заглавная буква в именах собственных.

Название стран, морей, озёр,

 Сёл и городов,

Название улиц, рек, планет,

 Далёких островов

 С заглавной буквы, с прописной,

Будем мы писать.

Нам это правило всегда

Надо знать  на пять.

Разделительный мягкий знак.

Слева от меня -  согласный,

Справа – е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слияния,

Разделил их ловко я.

Разделительный твёрдый знак.

Между согласною и гласной

Себя я чувствую прекрасно!                        

После приставок я стою -

Перед е, ё, я, ю.

Правописание сочетаний чк, чн; рщ, щн.

Не сложно понять, что ЧК и ЧН

Без мягкого знака писать надо всем.

 Р и Щ, Щ и Н – здесь не ждите перемен.

Мягкий знак тут не гостит,

Хоть от этого грустит.

       Безударные гласные.

Гласные звуки – лукавый народ:

В слабой позиции кто их поймёт?

Сделав ударным сомнительный звук,

Себя ты избавишь тем самым от мук.

Парные согласные.

З и С, Ж и Ш – повторяйте не спеша.

Б и П, Г и К – ведёте правильно пока.

В и Ф, Д и Т – не забудьте их нигде.

Парные звуки можно проверить

С помощью звуков других.

Рядом подставив сонорный иль гласный,

Чётко услышишь ты их.

                                                     

Двойные согласные.

Дрожжи, вожжи,

      Жжёт, жужжит!

     Двойная ж не убежит.

Кросс, кроссовки, кроссворд

          С с двойной напишу!

         И об этом я всем

        По секрету скажу.

Слова нефтяник, нефтяной

       Мы напишем с н одной!

Расчёт, пьеса, бисер-

        Тут с лишь одна!

       Усвоить так просто

       Все эти слова.

Тренировка – н одна!

  Уясните  навсегда.

Охранник любит манник.

Перрон, терраса, попурри –

  С р двойной всегда пиши.


Имя существительное.

Имя существительное –

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Вечно отвечает.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное

Очень занимательное.

Его вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?

Запомнит ученик любой.

Оно обозначает

Признаки предметов.

И без существительного

Не живёт при этом.

Разнообразит нашу речь,

Предмет распространяет.

Без него нам не прожить –

Это каждый знает.

Окончания прилагательных единственного числа можно усвоить на примерах:

Красный, синий, голубой –

Это будет род мужской.

Женский род –

Красивая одежда наша зимняя.

Доброе весеннее солнце светит всем!-

Средний род запомним тоже

Все мы без проблем.

                                                 

Местоимение.

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения:

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Имя числительное.

Числительное с нами

Дружить всегда готово.

Оно живёт как цифра

И живёт как слово.

Глагол.

Глагол обозначает действие предмета!

Все, без исключения,

Отлично знают  это.

ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?

Вопросы так просты.

Без запинки повторить

Их быстро сможешь ты.

Наречие.

                                     Всем известно, что наречие – 

                                    Постоянная часть речи.

                                    Хоть всякое случается,

                                    Оно не изменяется.

                                    Его вопросы без труда

                                    Можно выучить, друзья:

                                   ГДЕ? ОТКУДА? КАК? КУДА?

 ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?  КОГДА?


Предлог.

Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твёрдо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руку помощи даёт.

Им помогает, связи бережёт.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

        Работа со стихотворными упражнениями привлекает учащихся к изучению того или иного учебного материала, облегчает процесс усвоения трудных тем, являясь надёжным помощником при овладении знаниями.

        Но учителю необходимо помнить, что стихотворные упражнения ни в коем случае не заменяют правил, формулировок учебника. Они служат только вспомогательным элементом к обучению.

Хочется отметить, что каждый раз, используя такой вид работы, детям на уроке выдаётся отпечатанный стихотворный материал. Учащиеся заводят альбомы, в которые вклеивают рифмовки, запоминалки, весёлые стихи... И в дальнейшем активно используют их при работе в следующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....

Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)

Мастер-класс на тему: «Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

Учимся- играя, играя- познаем

Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ре...