"Прямая речь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова.
"Чему бы ты не учился, ты учишься для себя" - девиз урока, мотивация. На уроке выясняем, все ли знаки препинания знают дети, для чего надо изучать эту тему. Ученики знакомятся с тем, какие знаки препинания ставятся в том или другом случае. К схемам подбираются предложения. Для закрепления дается разноуровневое задание. Дети выбирают себе по силе. Проводится затем обсуждение.
При подведении итогов, дети оценивают свою деятельность: я научился..., мне было интересно ..., мне было трудно ...., мне было интересно ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Прямая речь" урок русского языка | 41.5 КБ |
Презентация состоит из 11 файлов | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема:
Предложения
с прямой речью.
4 класс
МАОУ «СОШ № 83» г.Пермь
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи урока для учителя: формирование знаний, умений и навыков о предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся: знать: 1) что такое прямая речь; уметь: 1) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 2) составлять схемы предложений с прямой речью; 3) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный.
Оборудование урока: иллюстрации, использование ТСО: компьютер, проектор.
Ход урока.
1 Оргмомент.
2 Формирование мотивации к изучению темы.
«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».
Слайд 1. – Как вы считаете, все ли правила пунктуации вы знаете?
- А какие правила вы знаете? (при однородных членах;
в сложных предложениях;
при вводных словах, обращениях;
в конце предложения)
(. ! ? … - отделительные знаки,
, ; - : - разделительные знаки,
«» - выделительные знаки)
3 Актуализация знаний.
Слайд 2. – Прочитайте предложения. Сравните.
Я услышал, как мама сказала кому – то в коридоре, что тайное всегда становится явным.
Я услышал, как мама сказала кому – то в коридоре: « Тайное всегда становится явным».
(Смысл одинаковый. Различие в построении предложений).
1 предложение сложное, 2 – с прямой речью.
- Какое предложение более точно передает слова мамы? ( с прямой речью)
- С какими предложениями мы более подробно знакомились? ( со сложными
предложениями)
4 Объявление темы и целей урока. Прямая речь.
Целеполагание: сегодня мы с вами будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью.
5 Изучение нового материала.
- Прочитайте еще раз тему урока.
- Почему она получила такое название. (передается от лица какого-либо
человека).
- Для чего надо изучать эту тему? (на письме часто приходится передавать
речь другого человека от его имени точно,
дословно. В таких случаях используется
прямая речь.)
Слайд 3. – Что вы знаете уже о прямой речи? (это слова какого-либо лица,
передаваемые от его имени. Прямая речь
сопровождается словами автора, в которых
обычно указывается кому принадлежит
прямая речь)
- Остальное предстоит узнать.
Слайд 4. – Как же грамотно оформить на письме предложение с прямой
речью?
(составление схем по конкретным предложениям)
Мама спросила: «Володя, а это кто?» А: «П?»
- Можно ли поменять слова автора и прямую речь? «П?» - А.
- Разорвать? «П, - а. –П?».
Слайд 5. – Какие знаки препинания можно поставить в предложении?
- Подберем к каждой схеме предложение.
А: «П!» Саша закричал: «Папа приехал!»
«П», - а. «Папа приехал», - сказала мама.
«П, - а. –П». «Па
Па, - сказал я. – Пошли обедать».
6 Включение нового знания в систему знаний.
Разноуровневые задания.
- Кто автор отрывка? Из какого произведения? (К.Чуковский «Федорино
горе».)
7 Проверка задания. Рефлексия.
Ребята, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы ответить на вопросы , которые появились у вас в начале урока?
Что нового вы узнали?
-Что же такое прямая речь?
-Давайте подведем итог урока. Продолжите одну из фраз на доске.
Я научился (лась)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
- Мне понравилось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...
Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...