"Прямая речь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Мустафина Райхан Хамидуловна

         Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. 

     "Чему бы ты не учился, ты учишься для себя" - девиз урока, мотивация.  На уроке выясняем, все ли знаки препинания знают дети, для чего надо изучать эту тему.  Ученики знакомятся с тем, какие знаки препинания ставятся в том или другом случае.  К схемам подбираются предложения.  Для закрепления дается разноуровневое задание. Дети выбирают себе по силе.  Проводится затем обсуждение.  

     При подведении итогов, дети оценивают свою деятельность: я научился...,   мне было интересно ...,   мне было трудно ....,    мне было интересно ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема:

Предложения

с прямой речью.

4 класс

МАОУ «СОШ № 83» г.Пермь

Тема  урока: «Предложения с прямой речью».

Тип  урока: изучение нового материала

Цели  и  задачи  урока для учителя: формирование  знаний, умений  и  навыков  о  предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся:  знать: 1) что такое прямая речь;  уметь: 1) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 2) составлять схемы предложений с прямой речью; 3) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.

Ведущая  компетенция:  языковая (знание  учащимися  синтаксических  структур).

Ведущий  принцип: доступности, научности, наглядности.

Подход: личностно – ориентированный.

Оборудование урока: иллюстрации, использование  ТСО: компьютер, проектор.

                                                        Ход урока.

1 Оргмомент.

2 Формирование  мотивации  к  изучению  темы.

   «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

   Слайд 1. – Как вы считаете, все ли правила пунктуации вы знаете?

                  - А какие правила вы знаете? (при однородных членах;

                                                                     в сложных предложениях;

                                                                     при вводных словах, обращениях;

                                                                     в конце предложения)

(.  ! ? …  -  отделительные знаки,

 , ;  -  :  - разделительные знаки,

«»  - выделительные знаки)

3  Актуализация   знаний.

Слайд 2.   – Прочитайте предложения. Сравните.

Я услышал, как мама сказала кому – то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

Я услышал, как мама сказала кому – то в коридоре: « Тайное всегда становится явным».

(Смысл одинаковый. Различие в построении предложений).

1 предложение сложное, 2 – с прямой речью.

- Какое предложение более точно передает слова мамы? ( с прямой речью)

- С какими предложениями мы более подробно знакомились? ( со сложными

                                                                                                       предложениями)

 

4 Объявление темы и целей урока.  Прямая речь.

Целеполагание:  сегодня  мы  с  вами  будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью.

5 Изучение нового материала.

- Прочитайте еще раз тему урока.

- Почему она получила такое название. (передается от лица какого-либо

                                                                     человека).

- Для чего надо изучать эту тему? (на письме часто приходится передавать

                                                           речь другого человека от его имени точно,

                                                           дословно. В таких случаях используется

                                                           прямая речь.)

Слайд 3.  – Что вы знаете уже о прямой речи?  (это слова какого-либо лица,

                                                           передаваемые от его имени. Прямая речь

                                                           сопровождается словами автора, в которых

                                                           обычно указывается кому принадлежит    

                                                           прямая речь)

- Остальное предстоит узнать.

Слайд 4.  – Как же грамотно оформить на письме предложение с прямой

                    речью?

                   (составление схем по конкретным предложениям)

Мама спросила: «Володя, а это кто?»     А: «П?»

- Можно ли поменять слова автора и прямую речь?    «П?» - А.

- Разорвать?   «П, - а. –П?».

Слайд 5.  – Какие знаки препинания можно поставить в предложении?

                - Подберем к каждой схеме предложение.

А: «П!»    Саша закричал: «Папа приехал!»

«П», - а.      «Папа приехал», - сказала мама.

«П, - а. –П».   «Па

Па, - сказал я. – Пошли обедать».

6 Включение нового знания в систему знаний.

Разноуровневые задания.

- Кто автор отрывка? Из какого произведения? (К.Чуковский «Федорино

                                                                                  горе».)

7 Проверка задания.  Рефлексия.

Ребята, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы ответить на вопросы , которые появились у вас в начале урока?

Что нового вы узнали?

-Что же такое прямая речь?

-Давайте подведем итог урока. Продолжите одну из фраз на доске.

Я научился (лась)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

     -     Мне понравилось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...