Изложение с элеметами сочинения "Случай с кошельком".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.
Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
На уроке разводятся понятия: изложение и сочинение. Чем отличаются, что общего, что выполнить труднее. Вспоминаются произведения Е.Пермяка, о чем он писал и для кого. Дети выявляют особенности текста, делят его на части, озаглавливают каждую часть. Проводится словарная, лексическая работа, орфографическая и пунктуационная работа. Дети записывают текст изложения, затем дописывают своё рассуждение, прав ли был мальчик, верно ли он поступил.
На уроке используется интерактивная доска, дети работают в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Случай с кошельком". | 38 КБ |
презентация состоит из 11 файлов | 778 КБ |
индивидуальный текст каждому ученику | 11.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Перышко Финиста –
ясна сокола
(русская народная сказка)
4 класс
МАОУ «СОШ № 83» г. Перми
Цели урока: обеспечение целостного восприятия текста, обогащение чувственного опыта ребенка путем анализа характеров героев, мотивов их поведения, развивать фантазию и воображение, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Оборудование: презентация, костюмы героев сказки.
Ход урока.
Слайд 1,2,3. Волшебная страна.
- О чем будет идти речь? (о сказках)
- Вы мечтали стать героями сказок? Прекрасными принцессами,
мужественными принцами;
иметь шапку-невидимку, сапоги-скороходы…
Работа в парах по карточкам.
- Как можно назвать эти произведения? (сказки)
- Распределите на группы, объясните свой выбор.
(сказки авторские и русские народные)
Слайд 4,5
Слайд 6. - Какие по содержанию бывают сказки? (бытовые, волшебные,
о животных).
- Приведите примеры:
Волшебные: Ш.Перро «Золушка», «Спящая красавица», «Красная
шапочка».
Бытовые: «Каша из топора», «Горшок», «Барин и мужик» и др.
О животных: «Теремок», «Колобок», «Коза с орехами», «Кот, петух
и лиса».
- Сформулируйте тему урока. ( «Волшебные сказки»)
Слайд 7,8 - Что такое волшебные сказки? Выберите правильный ответ.
- Какие особенности волшебной сказки вы знаете?
Слайд 9. – Четкая композиция (стандартное начало: зачин…
кульминация, концовка)
сюжет: в основе герой, который должен преодолеть препятствия
заключение: обязательно свадьба, полцарства в подарок;
зло побеждают, а доброта, мужество – вознаграждается;
вопросы – ответы;
положительный герой отправляется в дорогу, преодолевает
испытания, совершает подвиги, возвращается домой.
- Для чего народ создавал сказки?
- А нужны ли они сейчас?
К волшебной сказке очень любят обращаться психологи. Есть
новое направление в лечении, которое называется сказкотерапия.
Именно в сказках человек видит положительных и отрицатель-
ных героев, отличает хорошее от плохого. Именно в сказках
человек находит своего героя, похожего на него. Он проходит
с ним долгий путь испытаний и возвращается обновленным,
более мудрым, повзрослевшим.
Сюжет волшебной сказки прост, понятен, герои немного-
численны, простой язык понятен даже ребенку.
Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ,
просто добрый и умный собеседник.
Сказка сопровождает человека в течение всей его жизни.
Сказка способствует развитию воображения, фантазии,
творческих способностей, помогает взглянуть на мир чужими
глазами – глазами героя, учит сопереживанию. Здесь нет
полутонов: или герой хороший или плохой.
Слайд 10. Сказка учит…
Слайд 11 Игра «Да – нет».
Слайд 12 Работа с учебником.
- Прочитайте название сказки. Можем ли по названию сказки определить
о чем или о ком пойдет речь в сказке?
Чтение сказки про себя. Определить сколько героев в сказке.
(автор, отец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, странник, царевич)
Слайд 13 – 17
- Какие слова, выражения непонятны? (щеголиха, ярмарка, шалевый
платочек, в иное время посчастливится,
застава, странник и др.)
- Назовите признаки волшебной сказки. ( зачин: жил-был старик;
три дочери, три раза ездил; вопрос – ответ;
волшебное перышко; странник; композиция;
добрые – злые герои; главный герой и т.д.)
Чтение 1 главы по ролям.
Обсуждение характерных черт героев.
- Получилось ли передать ребятам характер героев?
Рефлексия. Продолжение на следующем уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Случай с кошельком. Е. Пермяк
Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .
Евгений Андреевич Пермяк «Волшебные краски» «Золотой гвоздь» «Мелкие калоши» «Трудовой огонёк» «Фока – на все руки дока» «Как огонь воду замуж взял» и другие.
Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .
Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .
Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
План. Старушка выронила кошелёк. Обида мальчика. Быть честным – долг каждого.
Орфографическая работа. Хроменькая, жизнь, жаловаться, деньки. Нагнулся, схватил, побежал, посмотрела , запомнил, отдал, остановилась. Скоро, впереди, строго. Кошелёк, растеряха, честный, заслуга.
Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся , схватил его , побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой , взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем , что она не сказала ему « спасибо » . Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему , что быть честным – долг каждого человека , а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял , то запомнил их на всю жизнь.
Удачи!
Предварительный просмотр:
Случай с кошельком.
По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
План.
1
2
3
4
______________________________________________________________________
Случай с кошельком.
По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
План.
1
2
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк «Случай с кошельком» с самоанализом учителя...
Урок по литературному чтению во 2 классе Е.Пермяк "Случай с кошельком"
Конспект урока с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Развитие критического мышления. Чтение с остановками....
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"
Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...
Урок русского языка. Изложение "Случай с кошельком"
Урок развития речи, цель которого учить детей передавать содержание близко к тексту...
Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности....
Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".
Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"...