Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
permyak._sluchay_s_koshelkom_vosstanovlen.docx | 108.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Е. Пермяк «Случай с кошельком»
Дидактическая цель: познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Случай с кошельком», продолжить знакомство с творчеством писателя.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательная:
- формировать умение анализировать поступки людей;
- обогащать читательский опыт детей;
- учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.
развивающая:
- развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.
воспитательная:
- воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям.
УУД:
- личностные: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведения.
- регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- коммуникативные: воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
- Средства обучения:
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
- карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;
- карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;
- карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;
- карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения). Здравствуйте ребята. Проверим, как вы готовы к уроку. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи) | 1) – Какой раздел мы изучаем? Подсказка на доске (ребус: 7 я и Я) - А как вы понимаете слово «семья»? - Что же такое «семья»? | - «Семья и я». Ответы детей. - Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
2) Работа в парах. Слайд 1 Игра «Собери пословицу» Слайд 2. – Проверяем! - Объясните смысл пословицы. | - «Вся семья вместе – так и душа на месте». Ответы детей. |
– Когда рождается ребёнок, ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую она пела каждому из нас. 3) Работа по группам. 1 группа выполняет задание по карточке. - Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.
2 и 3 группы отвечают на вопросы: - С какими песнями вы познакомились на прошлом уроке? - С какой интонацией вы будете рассказывать их? - На карточках написано задание. Обсудите его. Отвечает 1 представитель от команды. Задание: прочитайте выразительно народную колыбельную песню (с. 74 учебник) 2 группа готовит выразительное чтение народной колыбельной песни. - Какая это песня (народная или авторская)? К какому жанру она относится? Задание: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…» (с. 75 учебник) 3 группа готовит выразительное чтение отрывка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня». - Какая это песня (народная или авторская)? К какому жанру относится эта колыбельная? 4) Проверка (после ответов 2 и 3 групп) | Отвечают: с колыбельными. «Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» Убаюкивающе, напевно. -Это песня народная, относится к устному народному творчеству (или фольклору) - Это песня авторская, относится к жанру «Стихотворение». Чтение ответов по карточкам | |||||
5) Слайд 2 Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение (Ванесса Мэй - фортепиано и скрипка (mp3) «На свете чудо есть – семья! Семь драгоценных, светлых Я. Они, как ноток семь, дружны, И все красивы и важны! Три нотки – папа, мама, Я. Ещё одна – сестра моя. Ещё две – бабушка и дед, Седьмой лишь нотки с нами нет. «Гав-гав!» - да во дворе она. Всем нотка хорошо слышна! Она звончее всех звучит, На месте нотка не сидит. В семье семь ноток – семь цветов, Семь струн, звучащих, как одна, И каждая из них важна!» - Какой вывод мы можем сделать, говоря о семье? | – Самое главное для человека – СЕМЬЯ. | |||||
3. | Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) | 1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 3). - Назовите автора произведения. -Выскажите свои предположения: о чем говорится в тексте, судя по заголовку? | - «Случай с кошельком». - Е. Пермяк. Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование). | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение. | ||
2) Фронтальный опрос – Рассмотрите иллюстрацию к произведению. (Слайд 4) - Что можете сказать о данном сюжете? - А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду? | Ответы детей. | |||||
Физминутка | Двигательная минутка (видеоролик «Зарядка с Машей» | |||||
4. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | 1) Работа с рассказом Е. Пермяка «Случай с кошельком» (проходит дифференцированно): 1 группа – читает рассказ (самостоятельно), выполняет задания № 1,2 в учебнике и тетради. 2 и 3 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя. 2) 3 группа проводит словарную работу (Слайд 5) (выполняется по ходу чтения). Кошелка –небольшая корзина Вы́ронить - Дать упасть, выпасть чему-либо; уронить. Растеряха - человек, который постоянно всё теряет, забывает, растрёпа. Неблагода́рный - Тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги, добро. Совать - 1. Вкладывать, закладывать, запихивать куда-нибудь (разг.). Не суй руки в карманы. Совать руку за пазуху. 2. Небрежно класть, помещать куда-нибудь. 3) Первичное восприятие (фронтально) - Почему автор назвал свой рассказ «Случай с кошельком?» - Какой момент вам показался самым волнующим? 4) Моделирование обложки (Слайд 6) - Вспомните, какие данные обязательны при создании обложки? - Сравните свои модели с моделью на доске. - Кто выполнил верно? - У кого есть ошибки, исправьте их. | Погружение в текст. Кошёлка Выронила Растеряха Неблагодарная Сунула Ответы детей. Отвечают на вопросы Учащиеся выполняют модель обложки: И.Ф. автора жанр и тема заголовок | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: чувство сопереживания. | ||
5. | Первичное закрепление во внешней речи | 1) Анализ текста (фронтальный опрос) - Назовите героев рассказа. - Какой вы представляете Катю? - Каким вы представляете Костю? - Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь? 2) Выборочное чтение. - Перечитай 1-ый абзац текста. - Какой была старушка? (ответ 3 группы) - Прочитай 2-ой абзац. - Что произошло? (ответ 2 группы) - Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она? - Найдите в тексте и прочитайте главную мысль произведения? (ответ 1 группы) 3) Составление плана рассказа (Работа в группах) (Слайд 7) - Какие основные сюжеты вы бы выделили в этом рассказе? Давайте попробуем разделить рассказ на части и озаглавим их. План: 1. Старушка выронила кошелёк. (1 группа) 2. Обида мальчика. (2 группа) 3. Быть честным – долг каждого. (3 группа) 4) Обобщающая беседа - Чему учит нас рассказ Е.Пермяка «Случай с кошельком»? - Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему? 5) Знакомство с биографией автора (Слайд 8). Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в мартеновские печи (слайд 9), чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения. Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Известный драматург и писатель, в 1982 году был похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. (Марте́новская печь (марте́н) — плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году) 6) Рубрика «Книжная полка» (Слайд 10) - С какими произведения Е. Пермяка вы знакомы? - Эти и еще непрочитанные произведения Е. Пермяка советую вам взять в библиотеке и прочитать. | - Мальчик Костя, его сестра Катя, старушка. - Строгая, справедливая. - Честный, умный, маленький. Ответы детей. - Седенькая, хроменькая. - Старушка выронила кошелёк с деньгами. Чтение отрывка. - «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга». Чтение по частям. Составление плана (запись в тетрадь, з. № 3, с.37) Ответы детей. -Быть честным, воспитанным, добрым. Ответы детей. - «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др. | Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | ||
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1) фронтальный опрос (Слайд 11). – Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела». - Прочитайте, что у вас получилось? - Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему? - Для чего дана жизнь человеку? - Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4). | Ответы детей. Запись в тетрадь с. 38 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. | ||
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) |
- было все понятно и интересно, я правился! - возникли небольшие трудности, но я их преодолел ! - возникли трудности при выполнении заданий, нужно еще поупражняться. 2) Выставление оценок. 3) Домашнее задание (Слайд 13):
| - Познакомились с рассказом «Случай с кошельком». - Е. Пермяк Ответы детей. Дети оценивают свою работу карточками-знаками. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк «Случай с кошельком» с самоанализом учителя...
Урок по литературному чтению во 2 классе Е.Пермяк "Случай с кошельком"
Конспект урока с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Развитие критического мышления. Чтение с остановками....
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"
Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...
Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности....
Презентация по литературному чтению на тему "Е.Пермяк "Случай с кошельком ",
Презентация по литературному чтению на тему "Е.Пермяк "Случай с кошельком ", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком»» Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении «Случай с кошельком»; формирование умений ан...