Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк «Случай с кошельком» с самоанализом учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_metapredmetnyy_urok.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС
Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
Подготовила учитель начальных классов Мугражева Акгуль Адылбековна
Урок чтения во 2 классе.
Программа: Начальная школа 21 века
Учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 часть
Продолжительность урока: 40 мин.
Тема урока: Произведения о семье. Е.Пермяк «Случай с кошельком»
Цель: создать условия для целостного восприятия произведения.
Задачи: 1) развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения; выразительно читать произведение, диалоги; активизировать «вдумчивое чтение»; 2) формировать коммуникативные навыки работы в группе, развивать позитивную самооценку учащихся; 3) способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость, внимательность через создание образов главных героев, воспитывать доброе отношение к семье
Предметные УУД:
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности (возможна формулировка мнения на родном языке)
Регулятивные УУД:
-формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
- читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные УУД
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Личностные УУД
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Предполагаемые результаты:
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3.Умение давать оценку нравственным поступкам людей.
Тип урока: комбинированный. Формы организации урока: фронтальная, групповая. Оборудование: презентация, листки, карандаши цветные
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Реализа-ция УУД |
Орг момент 1мин. | Урок чтения Улыбнёмся мы друг другу, Сегодня мы продолжаем работу по подгруппам. Давайте вспомним правила работы | Настрой на урок, готовность на урок Не перебивать -уважать мнение друг друга. Заранее обговорить, кто отвечает. Работать вместе | Регулятивные Личност-ные: внутрен-няя позиция Ученика |
Речевая разминка 2мин | Работа со скороговоркой Проворонила ворона воронёнка Стр. 17 учебника-хоровое чтение потешки | Медленно с логическим ударением на 3 слово | |
Актуализация знаний 3 мин Повторение домашнего задания 10 мин | С какой темой мы сегодня работаем? (Звук мелодии- появляется мальчик – Батыр). -Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? На доске казахская пословица: Жан уян касында болса жанын тынышта болар
«Вся семья вместе – так и душа на месте». -Объясните - Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас. -Молодцы, вам удалось передать заботливое, милое отношение матери к свои детям! | Отгадывание ребуса 7я Слушают Читают, объясняют по-своему По группам рассказывают колыбельные Чтение наизусть колыбельных (опросить по 3 из группы) в целях экономии времени | Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия. Коммуни-катив-ные: строить понятные для партнера высказы-вания. |
Создание проблемной ситуации | На доске Чтобы стало в этом мире Завтра лучше, чем вчера, Давайте станем мы, ученики, Творцами правды и добра. В мире мудрых мыслей: Славный Батыр вот, что рассказывает: Различие понятий (на доске) правдивость-чындык (алт), шындык (каз) честность –ак-чек (алт), адалдык (каз) искренность- агару (алт), аскаттык, эдил Работа у доски с понятиями Человек Настоящий человек кижи( алт ) Чындык кижи адам (каз) нагыз адам -Мы все люди, говорит Батыр, как же стать Настоящим человеком? -Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Я думаю, что мы сегодня поработаем себе на радость и станем еще лучше! - Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? | Анализ высказывание своего мнения на родном языке (алтайском, казахском) Перечисляют положитель-ные качества | Личност-ные: уважение к мыслям и настрое--ниям другого человека, доброже-лательное отноше-ние |
Тема урока 25 мин | Стр. 76 Прочитайте заголовок. Предположите о чем произведением «Случай с кошельком» | Высказывают свои предположе-ния | |
Рассказ учителя об авторе, показ портрета 2 мин Дыхательная гимнастика | Назовите автора Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Он прожил там более тридцати лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Евгений Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Умер Евгений Андреевич Пермяк в 1982 году. Он прожил 80 лет. Прежде чем познакомиться с новым произведением, давайте проведём небольшую дыхательную гимнастику. | Просмотр выставки книг | Регулятив-ные: прини-мать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
Работа с текстом Словарная работа 5-6мин. | Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам понравилось, объясните. -Назовите главных героев? -Охарактеризуйте каждого героя, докажите словами из текста. -Работа с обложкой: -Правильно ли составлена обложка? Работа над значением слов (седенькая, хроменькая, обязанность) -У нас обязанностей много, например в школе, перед взрослыми, перед самим собой. | Чтение хорошо читающими учениками Выборочное чтение Нахождение ошибки: это не сказка, это рассказ | Предмет-ные: анализи-ровать, сравни-вать, делать умозаключение.
|
Физминутка | Стали мы учениками, | Показ движениями | |
Повторное чтение 8мин. | Повторное чтение рассказа по ролям. -С какой интонацией читаем слова Кости? Старушки? Старшей сестры Права ли она? Вывод: честность всего дороже | Чтение по ролям | Коммуникативные: выражать в речи свои чувства. |
Игра –фронтальная работа, работа по подгруппам 6мин |
Назовите слова с противоположным значением Добрый-злой, Правда-ложь Смелость- Трусость работа по подгруппам – 1 группа ОБОРДАТ - ДОБРОТА ВИЧОТЫЗТЬОВС - ОТЗЫВЧИВОСТЬ ВЖИЛСТЬО - ЛЖИВОСТЬ НССЕТЬЧТО - ЧЕСТНОСТЬ - Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека) - Назовите «лишнее» слово. (Лживость) Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты) Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека. 2 группа - Работа с пословицами. - Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить. Как аукнется а давши - держись Не давши слова – крепись хозяин Не по виду суди так и откликнется Будь своему слову а по делам гляди Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки. - Какие пословицы подходят к произведению? - Какую бы вы из них выбрали для себя? 3. группа –моделирование обложки | Составление слов (Предатель-ство, лживость, воровство и т. д.) | |
Обобщение | Работаем со славным Батыром. Работа с таблицей ( заполнить на родном языке) Настоящий человек Чындык кижи нагыз адам Совет запрет (Будь)_______ (Нельзя)____ Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие. Может кто-нибудь желает поделиться, какие же он сделал добрые дела? Батыр вам советует: «За добрые дела не ждите благодарности. Главное, что вы сделали доброе дело и вами могут гордиться родители и вы сами». Вы согласны? Давайте его проводим. | Работа по подгруппам: заполнить таблицу Рассказ Апплодисмен-ты в знак согласия | Личност-ные: готов-ность целена-правлен-но использо-вать в повседневной жизни. |
Итог урока –просмотр видео-презентации 4 мин. | Так какую мысль хотел донести до вас автор? - А когда этот мальчик вырастет, он станет Настоящим человеком? Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете. Учитесь быть искренними в своих мыслях, словах и делах. Ученики, учитесь быть честными и в самых больших, и в самых маленьких делах. Послушайте видео послание от родителей и представителя Закона | Надо всегда быть честным, помогать окружающим, делать добрые дела | |
Самооценка 2 мин. | Опрос нескольких учеников: закончить фразами Я понял (а)________ Я буду ___________ | Рефлексия работы в группе символически | |
Домашнее задание | Стр. 76-77 –читать выразительно, пересказ На выбор - Я предлагаю вам написать письмо мальчику Косте |
Рефлексия работы в группе
на вопросы в группе отвечал, работал правильно, активно. | не на все вопросы в группе отвечал, допустил ошибки | не очень понравилась моя работа в группе: на вопросы не отвечал, допустил ошибки. |
Литература:
- Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»
2) С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка , Издательство "Азъ", 1992.
3) Интернет- ресурсы
Самоанализ урока
Тема урока Е.Пермяк «Случай с кошельком». Ставилась следующая цель: создать условия для целостного восприятия произведения.
Задачи урока – формирование универсальных учебных действий реализовывала:
- Через организацию пространства поиска, диалога, творчества.
- Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
- Через общение с учениками на принципах сотрудничества.
- Через включенность каждого ученика в работу класса.
Урок построен с применением элементов технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия: творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей.
2. Стадия осмысления – Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии
- общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия.
Задания, которые предлагаются детям, даны в игровой форме. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, приведение собственного примера) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и проявлять активность.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.
В качестве минуса хотелось бы указать, урок продлился не 40 минут, а 45 минут. Почти все ученики захотели поделиться с Батыром о своих небольших добрых делах, что пришлось выслушать всех.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"
Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...
Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".
Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком»» Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении «Случай с кошельком»; формирование умений ан...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....