Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21.02_-_kopiya_-_kopiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изложение с элементами сочинения »

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности.

Планируемы результаты:

-предметные:

- учиться выделять в тексте смысловые части, определять тему текста и главную мысль.

- учиться вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии.

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: презентация, раздаточный материал.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Встали все красиво возле своих рабочих мест и проверили готовность к уроку. Садитесь пожалуйста.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – диалог;

Метод – наглядный;

5

-Отгадайте ребyс и выйдите на темy урока.

( изложение)

Тема yрока изложение. Вывешиваю слово изложение.

Отгадывают ребус

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин

 Что такое изложение? (Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы. Текст написанный по памяти.

 Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться  вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.(в профессии, письма)

- Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться.

Чемy должны yчиться? В чем будем себя тренировать во время работы над изложением?

Чтобы написать изложение существуют ли для этого какие-то правила?

Шаги:

1.Прочитать текст.

2.Вопросы к текстy

3.Составление плана.

4.Лексическая подготовка

5.Орфографическая подготовка.

6.Перескажи текст.

7.Повторное чтение

8.Написание текста

9.Самопроверка. Это и бyдет планом нашего yрока.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют правила и шаги работы с текстом.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Подготовка к восприятию текста

Метод – словесный;

Прием – рассказ.

15

Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.  Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте. - Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)


Слушают рассказ учителя

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5.

Решение частных задач.

Метод – словесный;

Приём – чтение текста.

Метод – словесный;

Приём – диалог.

Метод – практический;

Приём – составление плана текста.

Метод – словесный;

Приём – диалог.

25

Зрительно-слуховое восприятие текста.

- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.

Чтение учителем:

- По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами.

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке.

Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо».

Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным - долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

(По Е. Пермяку.)

- Так, какое же название можно дать этому рассказу?

- Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком». Анализ содержания.

- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?

- Назовите главных героев!

- Из скольких смысловых частей состоит текст?

3. Составление плана.

- Сейчас мы совместно составим план рассказа.

- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть.

Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.

- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?

- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

- Прав ли, по-вашему, Костя?

- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?

План.

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

3. Орфографическая работа.

- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки,

хроменькая, жаловаться.

- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)

- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.

- Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся,

посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)

- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

- Как они пишутся? (Слитно.)

- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)

4. Лексико-орфографическая подготовка.

- Понятен ли вам смысл всех слов?5. Устный пересказ текста.

6. Написание изложения.

- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

7. Самопроверка.

Слушают текст.

Придумывают название рассказу.

Анализируют содержание.

Составляют план текста.

Читают по частям.

Озаглавливают части текста.

Рассуждают по проблеме.

Разбирают написание трудных слов.

Пересказывают устно текст.

Пишут изложение.

Самопроверка.

6.

Рефлексия и итог урока.

Метод – словесный;

Приём – диалог.

Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?

- Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?

Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения? - В чём заключались ваши трудности?

                                                                               

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог своей работы.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)

Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова...

Изложение с элементами сочинения.

Изложение с элементами сочинения по произведению Евгения Пермяка "Случай с кошельком" предназначено для учащихся 4 класса. Кроме плана-конспекта урока по развитию речи предлагается красочная презентац...

Презентация к уроку русского языка. Изложение с элементами сочинения.

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Изложение с элементами сочинения по произведению Евгения Пермяка "Случай с кошельком".  Презентация составлена по всем требованиям, с ссылка...

изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс

изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс...

Изложение с элементами сочинения "Золотой рубль"

Изложение с элементами сочинения "Золотой рубль"...