ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Ахтямова Гульшат Ураловна

Автореферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtoreferat_vkr_akhtyamovoy_g.u.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта формирование универсальных учебных действий выступает главной задачей обучения младших школьников. Уроки русского языка, в том числе обучение правописанию, содержат возможности для решения данной задачи.

 Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.

          Изучение развития орфографической зоркости у учащихся второго класса позволило выявить противоречие между  тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и  навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки. Выявленное противоречие послужило основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников во втором классе?

         Для данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, согласно которой орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса будет  развиваться  при  условии:

а)  систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);

 б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

 Проверка гипотезы потребовала от нас разработки ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «орфографическая зоркость», как умение обнаруживать орфограммы и определять их тип [1].

Проблемой развития ОЗ у младших школьников ученые и методисты занимались во все времена (Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов, Н.С. Рожденственский, Л.А. Фролова).

С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.     Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.     Обязательным будет являться формирование системы универсальных учебных действий учащихся.     Поэтому кроме программ по каждому предмету, создана программа формирования универсальных учебных действий (УУД).     

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу - научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

При решении орфографической задачи первый этап связан с определением типа орфограммы,    поэтому главная задача учителя —  научить видеть орфограмму, научить думать при письме [2].

Изучив состояние разрабатываемой проблемы в традиционных и развивающих программах по русскому языку, мы пришли к выводу, что за последние десятилетия многое изменилось в положительную сторону:

1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;

2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;

3) частично вводится моделирование правил (в учебнике М.С.  Соловейчик, программа «Гармония»);

4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);

5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.

Проанализировав учебники, мы увидели много общего для формирования орфографической зоркости учащихся:

  1. Осознанное отношение к слову.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках.
  4. Упражнения для выработки орфографической зоркости.
  5. Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.
  6. Специально организованное списывание.
  7. Использование памяток для проведения работы над ошибками.
  8. Графические и цифровые обозначения орфограмм.
  9. Диагностика орфографической зоркости.
  10. Систематическое включение  УУД в процесс развития орфографической зоркости.

Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования орфографической зоркости в следующих классах, так как начальная школа — это подготовительный этап в развитии орфографической зоркости и становления грамотного письма, средняя школа  является основным этапом. Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальную работу.

          Для оценки результатов исследования и эффективности проведенной экспериментальной работы мы разработали критерии:

1) сформированность ОЗ у учащихся;

2) грамотность учащихся.

Показателями по первому критерию выступили:

а) умение выделять орфограммы при списывании;

б) умение выделять орфограммы в тексте, записанном под диктовку;

в) умение называть орфограммы при списывании;

г) умение подбирать примеры на указанную орфограмму;

д) умение найти допущенные ошибки и доказательно исправить.

Показателями по второму критерию выступили:

а) умение грамотно писать контрольный диктант;

б) умение писать грамотно словарный диктант;

в) умение писать грамотно творческую работу ( свободный диктант).

После выполнения работы мы имели такой результат:

  1.  по критерию сформированности орфографической зоркости у  одного ребенка — высокий уровень, у 5 учеников - средний уровень и у 4 учеников — низкий уровень.
  2.  по критерию грамотности учащихся у 5 учеников —  средний уровень и у 5 учеников  —  низкий уровень грамотности.

          Подводя итог по первому этапу экспериментальной работы, можно сделать следующий вывод, что орфографическая зоркость у детей не сформирована, что «видят и слышат» они только те «опасные места», где произношение и написание сильно расходится.

Предполагалось, что причинами недостаточного владения орфографией являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять.

Следующим был формирующий этап. Его целью было развитие орфографической зоркости, а, следовательно, повышение орфографической грамотности учащихся с помощью системы упражнений. Главными задачами на этом этапе были: обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками; развитие у детей памяти, внимания; расширение словарного запаса.

Было составлено тематическое планирование, включающее 15 уроков по темам: «Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу» и «Правописание букв ь и ъ» . При составлении тематического планирования были использованы различные виды упражнений: графическое обозначение орфограмм, комментированное письмо, зрительный диктант, выборочное списывание, сигнальные карточки, списывание, диктант с самопроверкой, моделирование, орфографическое проговаривание.

Анализ результатов на контрольном этапе экспериментальной работы позволил увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.

Результаты данной работы следующие: по первому критерию  у 4 учеников —   высокий уровень сформированности ОЗ, у 5 учеников —  средний уровень и у 1 ученика —  низкий уровень; по второму критерию у 3 учеников — высокий уровень грамотности,  у 6 учеников  был средний и у 1ученика—  низкий уровень грамотности.

 Можно сказать, что пройден большой и достаточно трудный путь по формированию орфографической зоркости у учащихся. Результатами этой работы явилось повышение орфографической зоркости на 40%. Таким образом, мы убедились в эффективности предложенной системы упражнений.

Литература

  1. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. –М.: Флинта, 1999. ─ 208с.
  2. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. /Л.А.Фролова// Нач. школа – 2001. ─ №5.─ С.41─47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.

В статье  вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт работы научного общества младших школьников....

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у младших школьников.

Методическая разработка по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у младших школьников содержит примеры заданий, составленных в результате педагогическог...

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....