Родственные слова 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1 класс
Русский язык
УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта темы
Авторы разработки: Н.П. Мальчевская, А.А. Новгородова, Т.А. Кузина
Тема | Наблюдение над общим значением родственных слов |
Цели | Сформировать представление о родственных словах, их образовании. Ввести алгоритм определения родственных слов. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Родственные слова, общее значение, общая часть; слова близкие по значению. Близкие по смыслу, общая часть слова, род, родственное слово, слова-родственники. |
Планируемый результат |
Личностные умения: • Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Незнайке; - творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять общую часть родственных слов и обосновывать свое мнение; - определять основание для распределения слов на группы и обосновывать свое мнение; - подбирать группу родственных слов и обосновывать основания для группировки; - использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - выполнять учебные задания в соответствии с алгоритмом; - проверять выполненное задание; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения: - подбирать родственные слова к данному слову; - выделять графически общую часть родственных слов; - группировать и писать родственные слова, выделяя графически их общую часть. - |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Тема – Русская народная песня «Берёзонька», Русская народная песня «Котик» | Информационный материал Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2008 Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2010 Демонстрационный материал Карточки со словами Изображения – символы групп родственных слов (водитель и водолей) Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями | Фронтальная. Другие формы работы: • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Результат деятельности |
Блок А. Знакомство с родственными словами. Работа по выбору родственных слов из текста |
Цели: • Ввести понятие «родственные слова». • Научить: - определять слова близкие по смыслу и обосновывать свое мнение; - определять общую часть родственных слов и обосновывать свое мнение; - группировать родственные слова; - писать родственные слова; - выделять графически общую часть родственных слов; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - выполнять учебные задания в соответствии с алгоритмом; - выполнять задание в рамках учебного диалога. -различать родственные слова и обосновывать свое мнение -раскрывать значение слов -выполнять учебное задание в соответствии с целью -формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога | Задание 1 (З) Назовите значение слова: «снеговик», «снегурочка», «снегокат», «снежная» (баба). Назовите признак, объединяющий эти слова. Назовите общую часть в написании данных слов. Назовите значение слова: «род». Сообщение учителя Слова, имеющие общую часть, в которой заключается общее значение этих слов, являются родственными словами. Например, слова: садик, садовый, посадить, садовник, обозначают предметы, их признаки или действия, относятся к понятию «сад» и имеют в написании общую часть, которую выделяют скобочкой Алгоритм определения родственных слов Чтобы определить, являются ли слова родственными, надо: - определить общее значение слов - определить в этих словах общую часть - выделить графически общую часть -подобрать родственные слова Например: снег, снегокат, снежинка. Общее значение – снег, все слова связаны со снегом. Общая часть – снег. Задание 2 (З) Расскажите о родственных словах. Расскажите алгоритм определения родственных слов. Назовите общую часть в написании слов: свет, светит, светлый. Задание 3 (П) Можно ли утверждать, что слова «водяной» и «водитель» являются родственными? Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (У) Напишите родственные слова к слову «Родина»: Родина, …….., ………., ……….., ………., ………… Задание 5 (З) Учебник с.80, упр. 5. Прочитайте текст и назовите слова, которые можно назвать родственными. (Снежки, снежную) Как весело зимой! Можно играть в снежки, делать снежную бабу, кататься на санках. А как интересно строить ледяную горку! Задание 6 (П) Можно ли утверждать, что слова «горе» и «гора» являются родственными? Обоснуйте своё мнение. Задание 7 (У) Рабочая тетрадь страница 83, № 5 Допишите в каждую группу по одному родственному слову, и выделите общую часть каждого слова. Грибок, грибной, грибник, … Ноченька, ночной, ночник, … Зимушка, зимний, зимовка, … Тигрица, тигрёнок, тигровый,… Задание 8 (У) Прочитайте пары слов и выпишите только пары слов, которые являются родственными, используя алгоритм. Парта – парк. Пень – пенёк. Коза – коса. Коза – козлёнок. | Диагностические задания 1.Выпишите из стихотворения пары родственных слов и выделите в них общую часть. Ходит папа – пеликан. Ловит рыбу – и в карман. С этим кожаным карманом Неразлучен пеликан. Рядом с папой – пеликанчик Он улов кладёт в карманчик. Так и ловят понемножку: Папа – рыбу, сын – рыбёшку. В. Орлов Познавательные умения: - определять слова близкие по смыслу и обосновывать свое мнение; - определять общую часть родственных слов и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - выполнять учебные задания в соответствии с алгоритмом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога. Предметные умения: - группировать родственные слова; - писать родственные слова; - выделять графически общую часть родственных слов. |
Блок Б. Подбор родственных слов к данному слову |
Цели: • Актуализировать знания о словах, близких по значению и, имеющих в написании общую часть. • Научить: - определять родственные слова и обосновывать свое мнение; - подбирать родственные слова к данному слову; - писать родственные слова и выделять графически общую часть; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя алгоритм. - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Назовите родственные слова к слову «мороз», «холод», «зима». Задание 2 (П) Из предложенных слов выберите только те, которые являются родственными слову «осина» и обоснуйте свой выбор. Осинка, оса, осёл, осиновый, ослиный, ослик, подосиновик. Задание 3 (У) Определите родственные слова в тексте стихотворения Игоря Холина «Барабанщик», используя алгоритм: Чудесный барабанщик, Парнишка Озорной, Шагает с барабаном По улице Родной. Напишите название известных вам музыкальных инструментов. К каждому названию музыкального инструмента напишите название человека, играющего на этом инструменте. | Диагностические задания Впишите в текст пропущенные родственные слова и выделите графически общую часть каждого слова. Рыболовы Рано утром дети с удочками отправились на ___________. Петя поймал большую ______. Дома кот Васька стащил маленькую _____________. Мама сварила _________ суп. Познавательные умения: - определять родственные слова и обосновывать свое мнение; - подбирать группу родственных слов и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. - выполнять учебное задание, используя алгоритм. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога. Предметные умения: - подбирать родственные слова к данному слову; - писать родственные слова и выделять графически общую часть. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - определять в тексте родственные слова; - писать родственные слова и выделять графически общую часть родственных слов; - выполнять учебные задания в соответствии с целью. - проверять выполненное задание. | Прочитайте текст и выпишите родственные слова. Продолжите ряд родственных слов и допишите 2-3 своих слова. Выделите графически общую часть каждого родственного слова. В воскресенье брат и сестра пошли покататься на лыжах. Лыжня вела к высокой горке, которую накануне сделали деревенские ребята. (Лыжня, лыжах, лыжная, лыжник, лыжница, …) | Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. - проверять выполненное задание. Предметные умения: - определять в тексте родственные слова; - писать родственные слова и выделять графически общую часть родственных слов. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цели деятельности | Варианты заданий | Результат деятельности |
• Стимулировать интерес и желание помочь Незнайке. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - писать родственные слова по группам; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); самоорганизацию по выполнению задания: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Распределите слова: вода, водяной, водит, переводят, водитель, подводная, заводил, водичка, на две группы, используя предложенные символы:
Импровизационный вариант Исправьте ошибки в задании, которое выполнил Незнайка, используя приобретенные знания и умения темы:
Эвристический вариант Составьте и напишите группу родственных слов. | Личностные умения: Проявлять: - творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретённые знания для выполнения задания. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - писать родственные слова по группам. |
IV этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Самоанализ Закончите предложение. 1. Чтобы определить, родственные ли слова, надо ____________ _______ и _____________ часть слова. II. Самооценка Закончите предложение. Своей работой на уроке я ________________ (доволен, очень доволен(льна), не очень доволен(льна)) | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о родственных словах, их образовании. Ввести алгоритм определения родственных слов. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Личностные умения - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с алгоритмом; Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога; Предметные умения: - группировать и писать родственные слова, выделяя графически их общую часть. | *Заполняется учителем после освоения темы учащимися. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родственные слова. Единообразное написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне родственных слов».
Открытый урок. Грамматика, правописание и развитие речи. 4 класс ...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....
Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».
Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...