«Родственные слова. Единообразное написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне родственных слов».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мяльдзина Зинаида Александровна
Открытый урок. Грамматика, правописание и развитие речи. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное специальное  (коррекционное)  образовательное  учреждение

                       для  обучающихся,   воспитанников  с  отклонениями  в  развитии

                                                 Коробчеевская  специальная  (коррекционная)

                                                 общеобразовательная  школа – интернат  YIII вида.

Открытый урок. Грамматика, правописание и развитие речи.

4 – а класс.

Тема: «Родственные слова. Единообразное написание безударных гласных,

звонких и глухих согласных в корне родственных слов».

12марта 2010года                                                Учитель начальных классов

                                                                               высшей квалификационной категории

                                                                               З.А. Мяльдзина

Цели и задачи.

  • Упражнять  в выделении корня в родственных словах.
  • Дифференцировать единообразное написание безударных гласных,

                  звонких и глухих согласных в корне родственных слов».

  • Продолжать  работу  по  формированию  орфографической  зоркости  учащихся.
  • Продолжать  работу  по  коррекции  произносительной  и  письменной  стороны  речи,  памяти,  внимания,  мышления.
  • Продолжать  работу  по  расширению  и обогащению словарного запаса учащихся  о  березе.

Наглядный и демонстрационный материал к уроку:

опорные слова по теме урока:

родственные слова, корень слова, однокоренные слова;

березовый веник, туесок, дегтярное мыло, березовые почки, березовый сок, иллюстрации с изображением березы, березовой рощи;

раздаточные карточки для индивидуальной работы по теме урока;

чистые листы и цветные карандаши.

План урока.

  1. Организационный  момент.
  • Психологический настрой «Все в твоих руках».

_Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: « Все в твоих руках».

В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Итак, начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Только лишь отметку пять!

(Правило  посадки  при  письме,  запись  числа).

 2.  Элементы чистописания: строчная и заглавная буква Б,б.

     Соединения: Бе,бе;дб;лб,бл.

 3.  Проверка домашнего задания: Упр.4,с.131.

      - Какое было домашнее задание?

      - Прочитайте выписанные слова.

      - Что общего в этих словах?

      - Какой корень выделили?

      - Как называются слова с общим корнем?

      - Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются

        родственными.

      - Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание парных

        звонких и глухих согласных в корне слова». Какие слова являются

        проверочными?

      - Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание безударных

       гласных в корне слова, проверяемых ударением». Какие слова являются

        проверочными?

 4.Сообщение  темы  и  целей  урока.

 5.Работа  по  теме  урока:

      а)  Актуализация  знаний  учащихся.

           -Как называются слова близкие по смыслу?

           -Как называется общая часть родственных слов?

           -Как по - другому можно назвать родственные слова?

           -Как на письме выделяем корень слова?

            (Одновременно с ответами детей на доску вывешиваются опорные слова по теме урока: родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

      в)  Работа  с  карточками.

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок,  лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, дед.

Род, родители, родил.

Ходит, ходы, выходка.

Трудовой, трудись, труды,

( Дети выставляют родственные слова на партах и записывают по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:

      - Прочитайте выставленные слова.

      - Что общего в этих словах?

      - Выделите корень в родственных словах.

      - Как называются слова с общим корнем?

      - Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются

        родственными.

      - Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание парных

        звонких и глухих согласных в корне слова». Какие слова являются

        проверочными?

     

 - Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание безударных

   гласных в корне слова, проверяемых ударением». Какие слова являются

   проверочными?

6. Физпауза№1.

Мы,  ребята,  потрудились,                        ( Движения  в  соответствии  с

                                                                                текстом)

На  уроке  мы  учились.

Не  пора  ли  нам  размяться  

И  немного  посмеяться?

Превратимся  в  зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем  теперь  руками:

Наши  пальчики  устали,

И  наклоны  нам  полезны –

Физкультуре  будем  верны.

Мы  немножко  отдохнули,

Очень  глубоко  вздохнули,

Косточки  свои  размяли

И  учиться  снова  стали.

Физпауза №2.

У нас славная осанка – Встать в струну, руки вдоль туловища

Мы свели лопатки – Свести лопатки, руки на пояс

Мы походим на носках – Вокруг себя

И пойдем на пятках В обратную сторону

Пойдем мягко как лисята – Пройти вкрадчиво

Ну а если надоест, то пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес -

                                                                                      Пройти «по-медвежьи

7. Работа с учебником.

    Упражнение №3, с.130.

    а) Чтение задания. Выполнение задания №1.

      -Что общего в этих словах?

      - Выделите корень в родственных словах.

      - Как называются слова с общим корнем?

      - Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются

        родственными.

     б) Дополнительные сведения по расширению и обогащению словарного запаса о березе. ( Демонстрация предметов, полученных из березы: веник, деготь, почки березы, туесок, дегтярное мыло, березовый сок).

    Самым любимым деревом у нашего народа издавна была березка.

Береза непростое дерево, очень удивительное дерево, можно сказать о нем чудо – дерево.

  • Береза – единственное дерево в мире с белой корой. Это чудо объясняется тем, что в коре березы есть особое вещество, которое окрашивает кору. Ученые назвали его бетулином (по латыни «береза» - «бетула»).
  • У нашей березы большая семья: существует 120 видов березы, и в России растет около 40 из них

Белоствольная красавица щедро поит людей своим соком, лечит от недугов, верно, хранит девичьи тайны, собирает в праздники на веселье молодежь.

Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней.

Ты ее увидишь – и забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно? Но куда, же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

Береза – щедрое и доброе дерево!

Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве -  четыре угодья:

  • первое – больным на здоровье,
  • второе – людям колодец,
  • третье – от тьмы свет,
  • а четвертое – пеленанье. Что это за дерево? 

В старину о березе в народе пели, как о дереве «об четыре дела»:

  • Первое дело – мир освещать.
  • Второе дело – крик утишать.
  • Третье дело – больных исцелять.
  • Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли.

Утолять жажду березовым соком – людям колодец.

Наши прадеды  лечили березовым соком долго не заживающие раны.

Березовый сок не только вкусный напиток, но и целебный, в его состав входит фруктовый сахар, яблочная кислота, белки, витамин С, соли натрия, меди, железа и другие соединения. Из него делали квас.

Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма.

Кроме прозрачного, вкусного сока, из верхнего слоя березовой коры - бересты получают «сок», который называется  дегтем.. Деготь – густая, темная, маслянистая жидкость с резким специфическим запахом. Когда-то им смазывали оси телег, тарантасов, бричек.

И именно кучера первыми обнаружили целебные свойства дегтя. Им не раз приходилось убеждаться в том, что деготь, случайно попав на рану, способствовал ее быстрому заживлению. Сегодня деготь используется в медицине, входит в состав многих мазей.

Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь.

Издавна из бересты крестьяне плели лапти, туфли, лукошки и туески для грибов и ягод, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню, а из берестяных лент плели  ковры для пола, шкатулки.

А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена наши археологи (специалисты, которые изучают быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам) во время раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.

В старину в деревнях темными долгими вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали.

Сжигая березу, люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, который используется для очистки воды и воздуха. Принимают при отравлении организма.

Настоем листьев лечат ожоги.

 Разбитые вещи  крестьяне связывали гибкой и прочной берестой.

Береза и сегодня нужна людям: древесину березы используют в строительстве: из нее делают мебель. Из березы делают ручки к топорам, молоткам, пилам, ружейные приклады. Береза – это качественная фанера.

Из березы делают ацетон и уксус.

Береза, даже когда она больна, не перестает служить человеку и укреплять его здоровье. Вероятно, многие видели на ее стволе крупные наросты с черной растрескавшейся поверхностью. Их называют березовым грибом, или чагой. В народной медицине чага с древних времен известна как целебное средство против внутренних опухолей. Жители крайнего Севера и Сибири издавна используют чагу как чай. По свидетельству сибиряков – охотников, этот напиток восстанавливает силы, повышает аппетит, снимает головные боли.

Но и это еще не все. На стволе березы или на ее корнях иногда появляются наросты – капы. Их используют как замечательный поделочный материал для шкатулок, табакерок, портсигаров. Изделия из капа на Руси ценились дороже серебряных. А поделки из особого капа, белого с черным рисунком, который назывался «птичий глаз», стоили столько же, сколько и золотые.

И, конечно, нельзя забывать о том, что каждый человек, общаясь с этим удивительным деревом, получает огромное удовольствие.

Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней.

Ты ее увидишь – и забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно? Но куда, же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

в) Выполнение задания №2. Списать. В родственных словах выделить общую часть.

Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание парных

        звонких и глухих согласных в корне слова». Какие слова являются

        проверочными?

     

- Из ряда слов назовите слова на правило: «Правописание безударных

       гласных в корне  слова, проверяемых ударением». Какие слова являются

        проверочными?

 г) В 5 и 6 предложениях выделить слова, которые обозначают предмет и его

     действие.

8. Итог урока. Оценка работы детей на уроке.

   Какие слова называются родственными?

   Как они называются по - другому?

   Почему?

   Как на письме выделить корень слова?

Рефлексия « Все в твоих руках».

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая- то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

  • Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
  • Указательный – узнал много нового – желтым.
  • Средний – мне было трудно – зеленым.
  • Безымянный – мне было комфортно – оранжевым.
  • Мизинец – для меня было недостаточно информации – синим.

Поднимите и покажите свои ладошки на листочках.

Очень приятно, что вам на уроке было комфортно, что тема урока для вас была важной и интересной, что вы много нового узнали на уроке.

     

   

Психологический настрой «Все в твоих руках».

_Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: « Все в твоих руках».

В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Итак, начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать, Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

Рефлексия « Все в твоих руках».

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая- то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

  • Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
  • Указательный – узнал много нового – желтым.
  • Средний – мне было трудно – зеленым.
  • Безымянный – мне было комфортно – оранжевым.
  • Мизинец – для меня было недостаточно информации – синим.

Физпауза.

У нас славная осанка – Встать в струну, руки вдоль туловища

Мы свели лопатки – Свести лопатки, руки на пояс

Мы походим на носках – Вокруг себя

И пойдем на пятках В обратную сторону

Пойдем мягко как лисята – Пройти вкрадчиво

Ну а если надоест, то пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес -

                                                                                      Пройти «по-медвежьи

Физпауза.

Мы,  ребята,  потрудились,                        ( Движения  в  соответствии  с

                                                                                текстом)

На  уроке  мы  учились.

Не  пора  ли  нам  размяться  

И  немного  посмеяться?

Превратимся  в  зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем  теперь  руками:

Наши  пальчики  устали,

И  наклоны  нам  полезны –

Физкультуре  будем  верны.

Мы  немножко  отдохнули,

Очень  глубоко  вздохнули,

Косточки  свои  размяли

И  учиться  снова  стали.

                                                                     З.А. Мяльдзина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»

Конспект урока поможет развить такие навыки, как умение работать в группе. индивидуально, в паре, используя инновационные и здоровьесберегающие технологии...


 

Комментарии

Кобзева Светлана Владимировна

Супер- учительница! Всегда интересно,познавательно!