Тема | Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
|
|
Цель | Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся |
|
|
|
|
Задачи | - Совершенствовать умения выделять корень в слове;
- Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
- Развивать умение различать синонимы и родственные слова
- Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
- Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
- Воспитывать бережное отношение к природе
|
|
|
|
|
Формируемые УУД | Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку. Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе. |
|
|
|
|
Основные понятия | Родственные слова, корень слова, синонимы, |
|
|
|
|
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник В.П. Канакина. |
|
|
|
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
|
|
|
| Предметные | УУД |
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности . | Организационный момент, положительная мотивация к уроку | .Обучающие настраиваются на учебную деятельность | - Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе» На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте? - Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес) Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь. |
| ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
2. Актуализация знаний
| 1.Орфографическая минутка | Подбор синонимов | - Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
|
|
|
| Л | Е | С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г | О | Р | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| М | О | Р | О | З |
|
|
|
|
|
|
|
| Х | О | Т | Е | Т | Ь |
|
|
|
|
|
|
| Т | Е | М | Н | О | Т | А |
|
|
|
|
|
|
|
- Итак, какие слова мы называем синонимами? Учащиеся записывают следующие слова: Бор, беда, стужа, желать, потемки.
| Подбирать синонимы. Повторить понятие синонимы- это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
| Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. |
3. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять | - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? | находить в тексте родственные слова, | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
4.Закрепление изученного материала |
| - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять | - Прослушав сказку, назовите родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов?
Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.
|
|
|
5.Физминутка Игра «Лишнее слово» |
|
| Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лиса, лисица, лист. Сыр, сырость, сырок. Лес , лесник, лестница, лесной. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. Использование знаний в новых условиях | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
6. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | 1.Учитель загадывает загадку. 2. Беседа о многозначных словах 3. Использование словарей 4. Работа с пословицами
| 1.Отгадывают загадку 2.Работа со словарем 3.Работа с пословицами 4. Подбор родственных слов | Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень? - подземная часть растений;
- часть зуба, волоса
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное. 2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. 3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах. В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Человек без друзей- что дерево без корней. 4.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе однокоренные - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? | Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень. Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость.
| Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях) Личностные УУД: - формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности - формировать мотивации к творческому труду. Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся бережному отношению к природе. |
7. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о синонимах и родственных словах
| Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ | Работа с электронным приложением. Работа в группах. | 1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов. - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Летчик – пилот, липкий – клейкий, Быстро – скоро, правильно – верно. | Выделять группы родственных слов Различать слова синонимы и родственные слова | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. |
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Задание заполнить пропуски слов в тексте | Вставляют в текст пропущенные слова Работа в группах | Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) . | Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
9. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
|
| - Вам даны карточки: 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. | Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
10 Подведение итогов урока | Задает вопросы | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов | Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? | Обобщение знаний | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
11. Д/з. |
| Записывают в дневники | Выполнить упражнение 79 страница 59
|
|
|