Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Попова Марина Михайловна

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Программа: Перспектива

Класс: 1 класс

Дата: 24 апреля 2012 года

Цель:

 Формирование орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Задачи:

 Создать благоприятные условия для формирования орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу;

 Способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, обогащению словарного запаса;

 Обучать изложению текста по вопросам;

Формировать коммуникативные умения;

Расширить кругозор.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Русский язык» Климанова, Макеева; диск «Открываем законы родного языка…» раздел «Письмо».

Карточки для работы в ППС;

Репродукции картин из Третьяковской галереи;

Плакат

                                      УЗНАЛ

    Я              НАУЧИЛСЯ

                     ЗАПОМНИЛ

                УДИВИЛСЯ

Литература:

Русский язык.1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./ Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.—127с. Ил.;

Изучение алфавита и развитие восприятия: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 64с.: ил. (Библиотека учителя начальной школы).

Ход урока:

1. Организационный момент.

   - проверка готовности к уроку

- повторяют правила посадки при письме.

Пишут в тетради: число, классная работа.

2.  Сообщение темы и целей урока.

- над какой темой работаем?

- какая цель нашего урока?

Формулируют тему и цели урока под руководством учителя.

3. Повторение.

- что вы знаете о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу?

-Работа с электронным приложением

- Какое задание?

- повторяют правила написания буквосочетаний.



- выходят по одному человеку, выбирают букву, объясняют свой выбор. (12 человек)

4 . Физкультминутка для глаз

5. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 97.

Упражнение №1

- прочитайте задание. Вспомните, где даётся толкование слов?

- Это текст из толкового словаря.

- Толкование какого слова дано в первом предложении? Во втором? В третьем?

Какое задание ещё надо выполнить?

- Кто не понял задание? Кто может объяснить? Выполните задание. ПОСАДКА!

- Проверка. Какие слова записали, что подчеркнули?

Упражнение №2

- Прочитайте задание. Что надо сделать?

В ППС отгадайте ребусы. Вспомните правила работы в группе.

- Проверка. Какие слова получились? Как рассуждали?

Можно при разборе использовать кассу букв:


- Что ещё надо сделать? ПОСАДКА!

Проверка. Какие слова записали и что подчеркнули?

- Кто не согласен? Почему?



- в толковом словаре




1пр-е – жираф, 2 пр-е – чаща, 3 пр-е – щука.

Записать эти слова. Подчеркнуть орфограмму.

Записывают слова в тетрадь, подчёркивают орфограмму.



В ППС отгадывают ребусы.



Груши- уши; часы, шкаф – чашка; рука – щука.











- Записать ответы в тетрадь. Подчеркнуть орфограммы.

Уши, чашка, щука.

6. Закрепление.

Игра «Займи свободное место»

- Вспомните правила игры.

- Какое будет задание?

- Кто не понял задание? Кто может объяснить? Что берём с собой.


Вспоминают правила работы при игре.

-Записать слова в тетрадь, подчеркнуть орфограмму.

7. Проверочная работа.

- Что повторили во время игры?

- Проверим наши знания.

Работа с электронным приложением

Проверочная работа.

Написание буквосочетаний.


- выходят по одному человеку, выбирают ответ, объясняют свой выбор (17 человек).

                         

8. Развитие речи.

- Прослушайте слово. Выделите гласные звуки. Обозначьте их буквами. Кто не понял? Кто может объяснить? ЛИПА

Какие буквы записали? Кто не согласен? Почему? Можно при разборе использовать кассу букв:


- Прослушайте слово. Обозначьте буквой только ударный гласный звук. Кто не понял? Кто может объяснить? ВЕСНА

- Прослушайте слово. Обозначьте буквами  только твёрдые согласные звуки. Кто не понял? Кто может объяснить? КРОТЫ

- Прослушайте слово. Обозначьте буквами  только мягкие согласные звуки. Кто не понял? Кто может объяснить? САНИ

- Составьте слово из полученных букв.

- Где можно увидеть картины? Каких художников знаете?

- Мы с профессором Самоваровым приглашаем Вас в Третьяковскую галерею.

Стр. учебника 98.

-Прочитайте текст. (самостоятельно)

- Почему галерея в Москве называется Третьяковской?

- Картины каких русских художников можно увидеть в этом музее?

Репродукция одной из картин перед вами. Как она называется? Кто автор? Какие чувства и эмоции вызывает?

Внизу страницы прочитайте предложение об этом художнике. Какое будет задание? Кто не понял? Выполняем. ПОСАДКА!

- Какие орфограммы подчеркнули?

(Если на уроке есть время, можно показать ещё несколько репродукций из этого музея)



- Записывают в тетради буквы:

И  А  А  К  Р  Т Н



















КАРТИНА


- Высказывают своё мнение.










И.И.Шишкин «Рожь»



- Списать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы.

- Большая буква в имена. Собственных, буквосочетание ШИ.

9. Итог урока

-Какая цель была нами поставлена?

- Кто считает, что достиг цели?

- Что надо помнить при написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?

- Подведите итог своей работы по схеме:

                                      УЗНАЛ

    Я              НАУЧИЛСЯ

                     ЗАПОМНИЛ

                      УДИВИЛСЯ

10.  Организационный конец.

- Спасибо за работу! Урок закончен! Сдаём тетради.

Карточки для игры «Займи свободное место»

ж...лет

ж...вопись

ш...повник

туч...

тащу

ж...вотное

карандаш…

пищ...

ж...раф

ж...знь

ч...дак

маш...ны

щ...вель

камыш...

свеч...

ч...деса

дач...

рощ...

саранч...

ч...до

ж...вот

ш...ны

ч...щ...

ж...р

ч...лки

щ...ка

ищ...

ч...сто

ч...гун

ворч...н

ч…шка

ч...лан

Дидактическая игра «Ловкий вра-тарь».

Игра проводится в виде выборочного диктанта. Класс делится на три ко-манды. Первая команда записывает слова с сочетаниями жи — ши, вто-рая — с сочетаниями ча — ща, тре-тья — с сочетаниями чу — щу. Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, чаща, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, плачут, выращу, шалаши, прощай, часто, , чулан, тишина, отпущу, обещаю. 

Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями команды

Жилет, животное, живот, Жирафы, живопись, живёт, Шиповник, шины, камыши, машины, карандаши, пища, свеча, туча, роща, саранча, чаща, дача, чулки,  чудо, и чугун, чудак, и щука, и ворчун, ищу, пищу, верчу, тащу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буквосочетание ча - ща"

Урок обучения грамоте " Буквосочетание  ча - ща" направлен на выявление способа написания одной из орфограмм шипящих, на формирование  навыков  мыслительной  деятель...

Конспект урока "Правописание устойчивых буквосочетаний ча-ща"

Надеюсь, что этот конспект поможет полноценно подготовиться к уроку...

Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"

Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....

Презентация к уроку по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Презентация к уроку по теме  "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Конспект урока русского языка. "Буквосочетания чк, чн, чт" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формировать у уч-ся навыки правописания буквосочетаний: ЧК, ЧН, ЧТ; формировать умение заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных с...