Технологическая карта урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.». 2 класс. Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рябкина Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл de_mylarshchikova_20.02_4.docx92.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.02.23

Школа:

Класс: 2

Урок: 3

Время: Кабинет:

Студент: Мыларщикова Татьяна Владимировна

Группа: 44

Учитель: Шамурина Виктория Васильевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование понятия об орфограмме правописание слов с ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, навыка правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;

2.Учить определять орфограмму в слове.

Предметные:

  1.  Писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
  2. Определять орфограмму в слове.

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

2. Способность к самооценке своих действий, поступков.

Воспитательные:

1. Умение проводить самооценку;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.  

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. И скажите соседу по парте, что сегодня у него все получится!

-У вас на партах лежит кое-что интересное, посмотрите, что это?

-Верно, сегодня вы будете работать по этим карточкам, если вы согласны с чем-то, то поднимаете зелёный круг вверх, а если нет- красный?

-Давайте попробуем, вам понятно, ребята?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

3.Проверяют готовность к уроку.

-Конверт и карточки.

-Да.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Организует актуализацию знаний

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в волшебный мир знаний. Кажется, к нам на урок прилетела героиня из одного мультфильма. Посмотрите, кто это?

-Верно! Это Дюймовочка!

- Но она не просто так появилась на уроке. Мне кажется, что она хочет нам что-то сказать. Но это мы узнаем немного позже.

- Но для начала, давайте вспомним правила работы на уроке. Прочитайте те правила, которые вы считаете верными!

  1. Кричать ответы с места.
  2. Отвечать по поднятой руке.
  3. Не слушать учителя, веселиться, разговаривать с друзьями.
  4. Внимательно слушать учителя и одноклассников, не перебивать.
  5. На уроке можно покушать.
  6. На уроке не едят и не жуют жевательную резинку.
  7. На парте можно поспать, если ты устал.
  8. За партой нужно сидеть ровно, красиво и вести себя достойно.

- Итак ребята, сегодня на уроке Дюймовочка хочет узнать, знаете ли вы, как правильно пишется ее имя!

А чтобы это сделать, нам нужно пройти некоторые преграды. Я думаю, что мы легко справимся с этой задачей.

А по мере прохождения нами преград вы будете получать волшебные звезды. Вы готовы?

1.Организует актуализацию знаний.

- Ребята, у вас на партах есть слова с пропусками. Что  нужно сделать?

Те ребята, которые считают, что вместо пропусков нужен мягки знак должны встать в одну группу, а те, у кого не должен стоять мягкий знак, в другою группу.

(БОЛЬ, ЛОСЬ, ПАЛЬТО, ХИЩНИК, КОНЧИК, КОЛЬЦО)

-Давайте проверим. Вижу, что возникли затруднения. С какими словами они возникли?

С какими буквосочетаниями возникли проблемы?

- Итак, давайте разберемся.

1.Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.

- Дюймовочка!

Отвечать по поднятой руке.

Внимательно слушать учителя и одноклассников, не перебивать.

На уроке не едят и не жуют жевательную резинку.

За партой нужно сидеть ровно, красиво и вести себя достойно

-Да!

- заполнить пропуски

Работают со словами

- Хищник и кончик. Мы не знаем, нужен ли в этих словах мягкий знак. НЧ, ЩН

УУКД:

Конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики.

Учебная презентация

Слайд №2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: составление плана работы

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Тогда сформулируйте тему нашего урока.

-Совершенно верно! Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся? Воспользуйтесь опорой, которая представлена на слайде.

Узнать…

Учиться…

-Отлично!

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Давайте составим план-карту урока. Достаньте из конвертов карточку №1. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

-Но перед началом давайте вспомним правила работы в парах.

- Одна пара работает у доски, а остальные на карточках. Приступайте к работе.

3.Организует проверку выполненного плана.

-Время вышло, выполним проверку.

- Наш план будет звучать так:

1.Повторим знания.

2. Узнаем правило и построим алгоритм.

3.Применим алгоритм.

4. Подведём итоги.

-Подайте сигналы. Какой пункт мы уже выполнили? Отметьте галочкой.

1.Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Тема: «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

-Цель:

- узнать, как пишутся слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч;

-учиться писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч;

3.Составляют план работы

1.Повторим знания.

2. Узнаем правили и построим алгоритм.

3.Применим алгоритм.

4. Подведём итоги.

Вспоминают правила работы в парах

3.Проверяют план работы по эталону.

-Повторили знания

УУПД:                    строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Учебная презентация

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Группа наглядных методов: показ видеоролика

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

−  Итак  перед  нами  Долина  Голоса.  Злой  ураган  просит  нас  положить

ладошку на горло и произнести данные согласные звуки.

Ббб, жжж, ззз, что вы почуствовали. (горлышко дрожит)

Ппп, шшш, ссс, ффф что почуствовали (горлышко спокойно).

Сделаем вывод, при произнесении звонких согласных …., при произнесении

глухих согласных …. Молодцы вы справились с задание Урагана.

Злой ураган просит нас закрыть ладошками ушки и произнести звуки.

ззз, вв, мм, что вы почуствовали. (в ушках звенит)

(На слайде представлены слова)

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать?  - Как обозначается на письме мягкость согласных?

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике?

- Во втором столбике? 

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них? 

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? 

- Почему?

 Давайте обратимся к учебнику.

https://sun9-25.userapi.com/impg/PRzAWycG0wOou3XeRVU_31a9oXTD5S2za0oEyw/v6TsCvBpuOw.jpg?size=828x201&quality=95&sign=9c208aeb35c400537d4f274adf02f494&type=album

- Прочитайте правило и расскажите его своему соседу по парте.

- Покажите сигнальными карточками свою готовность.

Чтобы применять правило при написании слов, составим алгоритм.

Алгоритм:

1.Прочитай слово и определи, есть ли в нём сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ?

2.Напиши слово без Ь в этих сочетаниях

-Какой пункт плана мы выполнили?

1.Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником.

-л, к,м…

- они мягкие, обозначены  буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком.

-мягким знаком

-мягким знаком

-мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова.

- они тоже мягкие

- никакую, потому что согласные [ч], [щ] всегда мягкие и не надо их мягкость обозначать специальной буквой.

Читают правило

Работают в парах

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУРД:

Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации

УУКД:

Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

Учебная презентация

Слайд №9

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с рабочей тетрадью

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- Итак, ребята, Дюймовочка приготовила для вас задание.

Его мы будем выполнять в парах.

Посмотрите на экран. Прочитайте слово (МОЛОКО).

-Как вы думаете, какое слово мы можем от него образовать, исходя из темы урока?

-Отлично! Ваша задача – в парах подобрать слова с сочетаниями чн, чк и объяснить написание по алгоритму.

- 1 пара работает у доски, а остальные на листочках из конверта. Приступайте к работе.

- Давайте проверим. Покажите сигнальными карточками свое согласие или несогласие с ребятами, которые работали у доски.  

 -Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- молоко

- молочный

Выполняют задания.

-Применили алгоритм

УУПД: Представлять текстовую задачу, её решение в виде краткой записи

УУКД: Самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: тест

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

- Еще одно задание от Дюймовочки!

- С помощью этого задания она проверит то, как вы умеете работать самостоятельно.

- На ваших листочках представлены слова с пропусками.

- Кто знает, что нужно сделать?

- Верно! А также подчеркнуть орфограммы.

- Приступайте к работе.

(Коньки, почта, птенчик,меньше, хищник, большой, очки)

-Итак, в каких словах мягкий знак не нужен?

-Почему?

- Отлично!

- Вы получаете звезды от Дюймовочки.

1.Выполняют самостоятельную работу.

2.Выполняют проверку.

- поставить мягкий знак там, где он нужен.

- почта, птенчик, хищник, очки.

-потому что в сочетании ЧК, ЧН, ЩН, НЧ мягкий знак не пишется.

УУПД:       Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУКД:  Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

УУРД:       Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины

Слайд 10

Слайд 12

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы поставленных целей? Все ли пункты плана выполнили?

-Что вызвало затруднения у вас на уроке?

-Отлично!

- Ребята, вы собирали звезды. Покажите мне их, кто набрал больше?

- Ребята, а теперь мы знаем как правильно писать имя Дюймовочки?

2.Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха».

- В ваших конвертах лежат карточки “Лесенка успеха”. Оцените свою работу на уроке и нарисуйте себя на соответствующей ступени.

-Мне все удалось

-Возникли трудности

-У меня ничего не получилось.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Тема: «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.»

-Цель:

- узнать, как пишутся слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч;

-учиться писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч;

Ответы детей

- Да! Без мягкого знака.

3.Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке

Оценивают свою деятельность

УУРД:        Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Учебная презентация

Слайд №13

Раздаточный материал «лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока "Кто такие насекомые? Окружающий мир,1 класс Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе из раздела "Что и кто?". В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится: различать объекты живой и неживой пр...

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Технологическая карта урока математики по теме "Виды треугольников" 3 класс "Школа России"

Для проведения урока используются интерактивные карточки платформы "Учи.ру"....

Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...