рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 4 класс разработана на основе авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой "Русский язык" (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ш67 пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2ч. (М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.) - 5 изд. М.Просвещение 2010 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету русский язык (4 класс) разработана на основе авторской программы Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» . (Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч 1 / [М .А. Бантова , Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. ] – 5-е изд., М. : Просвещение,2010)
Данная программа соответствует стандартам начального общего образования и учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная школа №25».
Цель данной рабочей программы обучения в области формирования знаний, умений по предмету: открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению частоты, выразительности, уникальности родного слова, побудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- формирование у младших школьников представления о русском родной языке как целостной системе;
- освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- ознакомление учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.
- осознание детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии;
- поддерживание интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
- развитие способности моделировать факты языка;
- овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха
Согласно авторской программе «Русский язык» Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой на изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «ООШ №25» на 2012-2013 уч.г. (приказ №135 от 25.05.2012 года) продолжительность учебного года во 2 – 4 классах - 35 учебных недель, поэтому на изучение данного предмета в 4 классе отводится 175 часов
В соответствии с этим в программу внесены следующие изменения:
- в раздел «Наречие» добавлено3 часа;
- в раздел «Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах» добавлено 2 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Зеленина Л.М. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Количество часов в неделю – 5, всего – 175ч, в том числе на проведение контроля-14 ч:
- диктант – 4ч.
- словарный диктант – 4ч.
- контрольная работа - 4ч.
- контрольное изложение – 1ч.
- тестирование – 1ч.
Формы организации учебного процесса: уроки изучения нового материала, закрепление первичных знаний, уроки комплексного применения новых знаний, контроля знаний, уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний, повторения пройденного материала и повторения материала по темам.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, словарных диктантов, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация – согласно уставу образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/понимать:
-признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
-термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
-морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
-признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
-правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
-выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
-устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
-правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
-готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Календарно-тематическое планирование
№ уро-ка | Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Приме-чание |
Морфология (120 ч) Имя существительное (40 ч). |
1 | Общие сведения об имени существительном. | 1ч. | 03.09 |
2 | Изменение имен существительных по числам | 1ч | 04.09 |
3 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных | 1ч | 05.09 |
4 | Обращение. Род и число имен существительных | 1ч | 06.09 |
5 | Род и число имен существительных | 1ч | 07.09 |
6 | Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежной формы | 1ч | 10.09 |
7 | Р/р Обучающее сочинение «Осенний лес». Создание текста на основе впечатлений, наблюдений. Распознавание падежной формы имен существительных | 1ч | 11.09 |
8 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Распознавание падежной формы имен существительных | 1ч | 12.09 |
9 | Именительный и винительный падежи имен существительных | 1ч | 13.09 |
10 | Основные типы склонений имен существительных | 1ч | 14.09 |
11 | Первое склонение имен существительных. | 1ч | 17.09 |
12 | Второе склонение имен существительных. | 1ч | 18.09 |
13 | Второе склонение имен существительных. | 1ч | 19.09 |
14 | Р/р. Обучающее изложение «Воробьи» | 1ч | 20.09 |
15 | Анализ изложений и работа над ошибками. Основные типы склонений имен существительных | 1ч | 21.09 |
16 | Третье склонение имен существительных | 1ч | 24.09 |
17 | Третье склонение имен существительных | 1ч | 25.09 |
18 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 26.09 |
19 | Контрольная работа по теме: «Склонение имен существительных» | 1ч | 27.09 |
20 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 28.09 |
21 | Окончания имен существительных 1-ого, 2-ого, 3-его склонений в Р., Д., П. падежах | 1ч | 01.10 |
22 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 02.10 |
23 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 03.10 |
24 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 04.10 |
25 | Правописание окончаний имен существительных в винительном падеже | 1ч | 05.10 |
26 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1ч | 08.10 |
27 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 09.10 |
28 | Окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 10.10 |
29 | Закрепление. Падежные окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 11.10 |
30 | Падежные окончания имен существительных единственного числа
| 1ч | 12.10 |
31 | Падежные окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 15.10 |
32 | Падежные окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 16.10 |
33 | Р/р. Обучающее изложение «Горькая вода». Падежные окончания имен существительных единственного числа | 1ч | 17.10 |
34 | Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа
| 1ч | 18.10 |
35 | Падежные окончания имен существительных множественного числа | 1ч | 19.10 |
36 | Падежные окончания имен существительных множественного числа | 1ч | 22.10 |
37 | Словарный диктант Падежные окончания имен существительных множественного числа | 1ч | 23.10 |
38 | Анализ словарного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1ч | 24.10 |
39 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1ч | 25.10 |
40 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1ч | 26.10 |
Имя прилагательное (25 ч). |
41 | Общие сведения об имени прилагательном. | 1ч | 05.11 | 2 четверть |
42 | Имя прилагательное: антонимы, синонимы | 1ч | 06.11 |
43 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 1ч | 07.11 |
44 | Связь имен существительных с именами прилагательными | 1ч | 08.11 |
45 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 09.11 |
46 | Р/р. Обучающее сочинение по картине К. Юона «Волшебница зима». Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 12.11 |
47 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 13.11 |
48 | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода | 1ч | 14.11 |
49 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода
| 1ч | 15.11 |
50 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 16.11 |
51 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 19.11 |
52 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 20.11 |
53 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1ч | 21.11 |
54 | Р/р. Обучающее изложение «Заступился». Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа | 1ч | 22.11 |
55 | Анализ изложений и работа над ошибками. Закрепление. Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода
| 1ч | 23.11 |
56 | Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода | 1ч | 26.11 |
57 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода | 1ч | 27.11 |
58 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода | 1ч | 28.11 |
59 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода | 1ч | 29.11 |
60 | Склонение и правописание имен прилагательных множественного числа | 1ч | 30.11 |
61 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа | 1ч | 03.12 |
62 | Закрепление изученного материала по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» | 1ч | 04.12 |
63 | Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» | 1ч | 05.12 |
64 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение и правописание имен прилагательных множественного числа | 1ч | 06.12 |
65 | Обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» | 1ч | 07.12 |
Личные местоимения (7 ч). |
66 | Общие сведения о личных местоимениях. | 1ч | 10.12 |
67 | Употребление личных местоимений в речи. | 1ч | 11.12 |
68 | Склонение личных местоимений | 1ч | 12.12 |
69 | Личные местоимения как члены предложения. | 1ч | 13.12 |
70 | Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Морфологический разбор местоимений | 1ч | 14.12 |
71 | Местоимение как член предложения. | 1ч | 17.12 |
72 | Контрольная работа по теме: «Местоимение» | 1ч | 18.12 |
Глагол (45 ч). | 19.12 |
73 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками Общие сведения о глаголе. | 1ч | 19.12 |
74 | Лексическое значение, основные грамматические признаки глагола | 1ч | 20.12 |
75 | Неопределенная форма глагола | 1ч | 21.12 |
76 | Неопределенная форма глагола. Частицы –ся, -сь Словарный диктант. | 1ч | 24.12 |
77 | Анализ словарного диктанта и работа над ошибками Неопределенная форма глагола. Частицы –ся, -сь | 1ч | 25.12 |
78 | Р/р. Обучающее изложение «Напиток из сосны». Неопределенная форма глагола. | 1ч | 26.12 |
79 | Анализ изложений и работа над ошибками. Образование форм времени от неопределенной формы глагола
| 1ч | 27.12 |
80 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола . | 1ч | 28.12 |
81 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола | 1ч | 14.01 | 3 четверть |
82 | Образование глаголов прошедшего времени | 1ч | 15.01 |
83 | Образование глаголов прошедшего времени | 1ч | 16.01 |
84 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1ч | 17.01 |
85 | Спряжение глаголов | 1ч | 18.01 |
86 | Спряжение глаголов | 1ч | 21.01 |
87 | Первое и второе спряжение глаголов | 1ч | 22.01 |
88 | Первое и второе спряжения глаголов | 1ч | 23.01 |
89 | Первое и второе спряжения глаголов | 1ч | 24.01 |
90 | Первое и второе спряжения глаголов | 1ч | 25.01 |
91 | Определение спряжения глаголов по неопределенной форме | 1ч | 28.01 |
92 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-ого лица единственного числа | 1ч | 29.01 |
93 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-ого лица единственного числа | 1ч | 30.01 |
94 | Контрольная работа по теме: «Спряжение глаголов» | 1ч | 31.01 |
95 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Правописание ь в глаголах 2-ого лица единственного числа | 1ч | 01.02 |
96 | Р/р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Март» Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-ого лица единственного числа | 1ч | 04.02 |
97 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Закрепление изученного материала по теме: «Спряжение глаголов» | 1ч | 05.02 |
98 | Правописание личных окончаний глаголов 2-ого лица множественного числа . | 1ч | 06.02 |
99 | Правописание личных окончаний глаголов 2-ого лица множественного числа | 1ч | 07.02 |
100 | Правописание личных окончаний глаголов 2-ого лица множественного числа | 1ч | 08.02 |
101 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1ч | 11.02 |
102 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1ч | 12.02 |
103 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1ч | 13.02 |
104 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1ч | 14.02 |
105 | Глаголы на –тся, -ться | 1ч | 15.02 |
106 | Глаголы на –тся, -ться | 1ч | 18.02 |
107 | Правописание глаголов прошедшего времени | 1ч | 19.02 |
108 | Р/р. Обучающее изложение «Ель» Личные окончания глагола, их правописание | 1ч | 20.02 |
109 | Анализ изложений и работа над ошибками. Личные окончания глагола, их правописание | 1ч | 21.02 |
110 | Правописание личных окончаний глагола.
| 1ч | 22.02 |
111 | Правописание личных окончаний глагола. | 1ч | 25.02 |
112 | Правописание личных окончаний глагола. | 1ч | 26.02 |
113 | Р/р. Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению. Личные окончания глагола, их правописание | 1ч | 27.02 |
114 | Морфологический разбор глагола | 1ч | 28.02 |
115 | . Обобщение изученного материала по теме: «Правописание личных окончаний глагола» | 1ч | 01.03 |
116 | Глагол как член предложения. | 1ч | 04.03 |
117 | Контрольный диктант по теме: «Правописание личных окончаний глагола» | 1ч | 05.03 |
Наречие(6ч) | 06.03 |
118 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. | 1ч | 06.03 |
119 | Правописание суффиксов –о, -а в наречиях. | 1ч | 07.03 |
120 | Правописание суффиксов –о, -а в наречиях | 1ч | 07.03 |
121 | Правописание суффиксов –о, -а в наречиях | 1ч | 11.03 |
122 | Наречие как член предложения. | 1ч | 12.03 |
123 | Р/р. Обучающее изложение «О подвигах». Употребление наречий в речи. | 1ч | 13.03 |
Синтаксис и пунктуация (30 ч) | 14.03 |
124 | Анализ изложений и работа над ошибками. Главные члены предложения | 1ч | 14.03 |
125 | Связь слов в предложении. Словосочетание | 1ч | 15.03 |
126 | Словарный диктант Главные и второстепенные члены предложения. | 1ч | 18.03 |
127 | Анализ словарного диктанта и работа над ошибками Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1ч | 19.03 |
128 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1ч | 20.03 |
129 | Второстепенные члены предложения Определение | 1ч | 21.03 |
130 | Второстепенные члены предложения Определение | 1ч | 22.03 |
131 | Второстепенные члены предложения Дополнение | 1ч | 01.04 | 4 четверть |
132 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1ч | 02.04 |
133 | Закрепление изученного материала по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | 1ч | 03.04 |
134 | Контрольный диктант на тему: «Главные и второстепенные члены предложения». | 1ч | 04.04 |
135 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1ч | 05.04 |
136 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но или интонации перечисления | 1ч | 08.04 |
137 | Р/р. Обучающее изложение «Первый урок». Связь однородных членов предложения. . | 1ч | 09.04 |
138 | Анализ изложений и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения | 1ч | 10.04 |
139 | Знаки препинания в предложениях с однородными подлежащими и сказуемыми, соединенными союзами и, а, но и без союзов. | 1ч | 11.04 |
140 | Однородные дополнения. Знаки препинания в предложениях с однородными дополнениями. | 1ч | 12.04 |
141 | Однородные обстоятельства. Знаки препинания в предложениях с однородными обстоятельствами. | 1ч | 15.04 |
142 | Однородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными определениями. | 1ч | 16.04 |
143 | Знаки препинания в предложениях с однородными подлежащими и сказуемыми, соединенными союзами и, а, но и без союзов. | 1ч | 17.04 |
144 | Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | 18.04 |
145 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Однородные члены предложения . | 1ч | 19.04 |
146 | Простые и сложные предложения | 1ч | 22.04 |
147 | Знаки препинания в сложных предложениях. | 1ч | 23.04 |
148 | Знаки препинания в сложных предложениях | 1ч | 24.04 |
149 | Прямая речь | 1ч | 25.04 |
150 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. . | 1ч | 26.04 |
151 | Знакомство с оформлением диалога. | 1ч | 29.04 |
152 | Обращение | 1ч | 30.04 |
153 | Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности интонации предложений с обращением. | 1ч | 02.05 |
Повторение(обобщение)пройденного в начальных классах-22ч | 03.05 |
154 | Предложения. Сложные предложения | 1ч | 03.05 |
155 | Прямая речь. Обращение. Словосочетания
| 1ч | 03.05 |
156 | Правописание мягкого знака в словах разных частей речи. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1ч | 06.05 |
157 | Грамматические признаки имен существительных и имён прилагательных | 1ч | 07.05 |
158 | Контрольное изложение «Лучи солнца» | 1ч | 08.05 |
159 | Анализ контрольных изложений и работа над ошибками Грамматические признаки различных частей речи | 1ч | 10.05 |
160 | Грамматические признаки различных частей речи | 1ч | 10.05 |
161 | Наречия. Фонетика | 1ч | 13.05 |
162 | Словарный диктант Безударные гласные в корне слова | 1ч | 14.05 |
163 | Анализ словарного диктанта и работа над ошибками Безударные гласные в корне слова | 1ч | 15.05 |
164 | Р/р. Обучающее изложение «Оляпка». Безударные гласные в корне слова | 1ч | 16.05 |
165 | Анализ изложений Работа над ошибками. Безударные гласные в окончаниях. | 1ч | 17.05 |
166 | Безударные гласные в корне слова | 1ч | 20.05 |
167 | Безударные гласные в окончаниях и корне слова | 21.05 |
168 | Правописание изученных орфограмм | 22.05 |
169 | Тестирование. | 1ч | 23.05 |
170 | Анализ тестирования и работа над ошибками. Правописание парных согласных в корне слова | 1ч | 24.05 |
171 | Правописание парных согласных в корне слова | 1ч | 27.05 |
172 | Повторение. Морфемы | 1ч | 28.05 |
173 | Повторение. Морфемы | 1ч | 29.05 |
174 | Повторение. Морфемы | 1ч | 30.05 |
175 | Комплексное повторение изученного материала по темам года | 1ч | 31.05 |
Содержание программы
Имя существительное (40ч)
- Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных.
- Изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1,2 и 3-го склонения.
- Склонения имён существительных 1,2 и 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний.
- Существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия.
- Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
- Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имён существительных.
- Существительное как член предложения.
- Употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное (25 ч)
- Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными.Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
- Склонение имён прилагательных.
- Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.
- Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
- Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
- Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
- Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
- Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
- Прилагательное как член предложения.
-Употребление прилагательных в речи.
Личные местоимения (7ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление личных местоимений в речи.
Глагол (45 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы – стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения. Употребление глаголов в речи.
Наречие (6ч)
Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Синтаксис и пунктуация (30 ч)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращениями. Особенность интонации предложений с обращением.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (22ч)
Лексика
Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.
Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы).
Слова однокоренные, противоположные по значению.
Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении. Тематические группы слов. Слова с оценочной семантикой.
Морфемика
Особенности состава слова имён существительных, прилагательных, глаголов.
Суффиксы имён существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глагола. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
Грамматические значения окончаний имён существительных в начальной форме; окончаний имён прилагательных в начальной форме; личных окончаний глаголов.
Роль приставок в образовании глаголов и изменении оттенков их значений.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Формы и средства контроля
Количество итоговых контрольных работ – 14
№п\п | Виды итогового контроля | Число контрольных работ |
1 | Диктант | 4 |
2 | Контрольная работа | 4 |
3 | Словарный диктант | 4 |
4 | Тестирование | 1 |
5 | Изложение | 1 |
Контрольная работа по теме:
«Склонение имен существительных» (урок 19)
1 вариант.
Запиши слова в три столбика по типу склонения:
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги,
полночь.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
2.Просклоняй имена существительные : беседка, осень.
3.Распредели данные слова по группам:
Реч…, врач…, вещ…, луч…, сторож…., ноч…, мыш…, лож…, багаж…, чертёж…, глуш…, товарищ….
Ь пишется | Ь не пишется |
4.Вставь пропущенные буквы, в скобках укажи склонение и падеж имён существительных..
По лестниц_ , на обложк_ , на спектакл_, в деревн_, в морковк_, об опасност_, о мудрост_, при дочк_, о капел_.
вариант
1.Запиши слова в три столбика по типу склонения:
Дочка, земля, облако, коридор, грусть, крыши, щель, молодость, дождь,сосна, дом, ведро,ложь, доблесть, тропинка, ночь, зверь, жизнь.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
2.Просклоняй существительные : скворец, ель.
3.Распредели данные слова по группам:
Ноч…, грач…, помощ…, гараж…, тиш…, реч…, доч…, морж…, муж…, суш…, циркач…, ералаш….
Ь пишется | Ь не пишется |
4.Вставь пропущенные буквы, в скобках укажи склонение и падеж имён существительных..
По лестниц_ , на обложк_ , на спектакл_, в деревн_, в морковк_, об опасност_, о мудрост_, при дочк_, о капел_.
Контрольная работа по теме: «Местоимение» (урок72)
1. Укажите местоимение в предложении. Вам не видать таких сражений!
2. Зачеркните «лишние» слова:
Я, но, ты, он.
Мнем, мну, мне, мни.
3. Допишите местоимения, изменяя их по падежам.
Я, меня, _____, _____,___, обо мне.
Ты, _____, к тебе, ____,__,о тебе.
Он, его, ____, ___, ____.____.
4. Выпиши местоимения с предлогами ,укажи лицо ,число и падеж местоимений.
С тобой мне всегда хорошо. У тебя добрая душа. Я дарю тебе эту игрушку. Меня удивляет твое трудолюбие. Ко мне на день рождения пришли гости. За мной сидит мой друг Слова. К вам приехали друзья из Москвы? О нас днем и ночью заботятся наши родители. С вами чувствую себя уверенно.
5.Разбери предложение по членам предложения, обозначь местоимения:
-Они научились аккуратно вырезать.
-У неё был красивый голос
Контрольная работа по теме: «Спряжение глаголов»(урок94)
вариант
1.Из данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть.
Награда, наградить, вознаграждение, награждать.
Краска, красить, красный покраска.
2.Определить и указать спряжение глаголов.
хлопотать свистеть
шуметь строить
бояться закрыть
молчать дышать
говорить брить
3. Прочитай глаголы. Укажи время, число, род ( если возможно)
Несли, промок, посвистывает, летят, соберёшь.
4. От данных существительных образовать глаголы неопределённой формы.
решение трепет
смотр испеку
учение обещание
вариант
1.Из данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть.
Белый, белизна, белить, побелка.
Смех, смешить, смеется, насмешка.
2.Определить и указать спряжение глаголов.
поливать свистеть
нести обидеть
красить слышать
болеть ненавидеть
учить стелить
3.Прочитай глаголы. Укажи время, число, род ( если возможно)
Замёрзла, ловил, споёте, работает, выкинешь.
4.От данных существительных образовать глаголы неопределённой формы.
посадка понимание
свет стерегу
лягу вычитание
Контрольная работа по теме: «Однородные члены
предложения» (урок 144)
1.Восстанови текст.
Члены предложения, которые отвечают на __________________ и относятся к _____________, называются однородными.
2.Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
Сухой лист тр_п_тал на в_тках д_ревьев оп_дал кружился в воздухе.
Ос_нью звёзды светят ярко но не хол_дно. П_ т_ мнело н_ хмурилось небо. Ноч_ ю месяц сверкает и всё осв_ щ_ ет.
3.Дополнить предложения однородными членами. Указать ( подчеркнуть), какими членами предложения они являются.
Море бывает____________________________________________
В лесу растет____________________________________________
Мчатся поезда мимо_____________________________________
4.Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами, используя текст.
Пришла весна. Зажурчали, зашумели звонкие ручейки. На пригорках показалась нежная трава. Жучки, паучки, гусеницы проснулись после долгого сна. На деревьях и кустах появились первые ласточки.
Выпишите эти предложения, разберите их и составьте схему, укажите части речи.
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» (урок 39)
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг - ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке листва или беляк.
Слова для справок: ящерица, хвороста.
Грамматическое задание 1
1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.
2. Выпишите из текста по одному существительному 1 -го и 2-го склонения.
3. Определите одним предложением, почему зайца называют беляк.
Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» (урок 63)
Снег
Великолепен был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни.
Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступили зимние длинные сумерки. Небо сыпало снежный пух. Я подходил к деревне.
Грамматические задания
Подпишите падежи, вопросы, прилагательные (вместе с существительными), к которым относятся данные окончания.
…?-ое,-ее, …, …
…?-ую,-юю, …, …
…?-ым,им, …, …
…? –ом, -ем, …, …
Спешите словосочетания, обозначьте падежи имён прилагательных и существительных, выделите окончания.
Над обрывистым берегом, в узкую долину, на утренней заре, в весеннем воздухе, под могучим зверем.
Контрольный диктант по теме:
«Правописание личных окончаний глагола» (урок117)
ИВОЛГА
Из всех лесных музыкантов иволга - самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)
Задание. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов.
Контрольный диктант по теме:
«Главные и второстепенные члены предложения».(урок 134)
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперед. С облегчением вздохнешь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота. Внизу, как па ладони расстилается широкая долина, по которой змеей извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и мое любимое ближнее озеро. При солнечном освещении все это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет легкой вечерней прохладой. (92 слова.)
Задание:
1. Разберите по членам предложение с однородными членами.
2. Выпишите словосочетания.
Словарный диктант №1 (урок37)
Алфавит, берёза, билет, директор, мороз, лестница, Москва, сорока, тетрадь, учитель, трактор, яблоко, трамвай, комната, дежурный
Словарный диктант №2 (урок76)
Россия, морковь, понедельник, ягода, январь, арбуз, трактор, сорока,
капуста, Отечество,Родина, земляника, яблоко.
Словарный диктант №3 (урок126)
Аллея, библиотека, до свидания, завтрак, инженер, килограмм, корабль,
потом, одиннадцать, Отечество, Россия, овёс, хозяйство, чёрный, справа.
Словарный диктант №4 (урок162)
Столица, суббота, лестница, жёлтый, однажды, расстояние, помидор, правительство, снизу, солома, экскурсия, коллекция, троллейбус, пассажир.
Контрольное изложение (урок158)
1.Составьте план, запишите изложение по плану. Подчеркните «опасные» места.
Лучи солнца
Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучи. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить муравейник.
Тестирование (урок169)
1. Прочитай предложения. В каком из них есть однородные определения?
А. Толстая полёвка вышла из норки, наелась и улеглась под листочком.
Б. Целую ночь совы будут ловить мышей и полёвок.
В. Много мелких грызунов прячется в густой и высокой ржи.
2. В каком слове есть только мягкие согласные звуки?
А. чтение
Б. видишь
В. Бельё
3.Отметь слово с корнем в середине слова.
А. говорил
Б. сказал
В. удивился
Г. свистел
4. Укажи местоимение 2-го лица.
А. вы
Б. мы
В. Они
5. Укажи глагол первого спряжения.
А. делить
Б. убирать
В. Гнать
6. Какие слова надо писать раздельно?
А. (за) ним
Б. (за) ней
В. (за) ём
7. Где нужно поставить мягкий знак?
А. брош…
Б. ералаш…
В. сажаеш…
8. Во множественном числе прилагательное употреблено в словосочетании.
А. горячее молоко В. красные чернила
Б. интересная книга Г. современная молодёжь
9. Укажи слово в котором пропущена буква д.
А. лопа_ тка В. жи_ кий
Б. пала_ ка Г. крова_ ка
10. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.
А. по зимней( дороге ) В. вечерние ( сумерки)
Б. на нижней ( полке) Г. у заднего ( колеса)
11. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст?
А. Наши предки знали, что это лекарство.
Б. Сейчас шиповник используется как живая изгородь.
В. На Руси плоды шиповника собирали ещё в VI веке.
Г. Из лепестков и плодов можно приготовить вкусное варенье.
А) В, Г, Б, А | Б) Б, Г, А, В | В) В, А, Б, Г | Г) Г, В, А, Б |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
2.Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
1.Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой. 4 класс. М.: ВАКО, 2008 – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...