Открытие "Недели русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме
Сценарий проведения "Открытие Недели русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_nedeli_russkogo_yazyka.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Звучит музыка на вход детей.
Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Звучит музыка: ФОН-1
На экране: «Неделя русского языка»
Ведущий: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Ведущий: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из….звуков, которые на письме передаются особыми знаками…..
Черные, кривые,
Встанут в ряд-
Заговорят.
Кто такие?........(Буквы)
Ведущий: А вот ещё одна загадка.
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей!.....(Алфавит)
Ведущий: Почему в загадке говорится о 33 богатырях?
Потому что в алфавите 33 буквы.
Ведущий: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов!
Звучит музыка: «От улыбки…»(25 сек.)
Некоторые ребята, пишут: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток!
Звучит музыка: Фон-2
Ведущий: Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится - игра слов.
Не звучит музыка.
Ведущий: Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА».
-В какой гостинице вы жили?
- «Победа».
-Чего вы ждали?
-Обеда.
-Что случилось?
-Беда.
-Что пропало?
-Еда.
-Вы кричали?
-Да!
-Что?
-А!
В каламбуре играют слова, которые одинаково звучат и даже пишутся.
Звучит музыка: ФОН-1
Ведущий: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами.
Звучит музыка: ФОН-3
На экране: ЗАМОК-ЗАМОК
В дом войти никто не мог –
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
На экране: ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ
Из стенки гвоздики торчат,
Повешу - ка на них плакат.
А на день рожденье Вики
В подарок я несу гвоздики.
На экране: БЕЛКИ-БЕЛКИ
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам.
Ты печенье испеки,
Взбей яичные белки.
На экране: МУКА-МУКА
Со мною просто мука,
Такая я копуха.
Хоть на полу уже мука,
Не испекла я пирога.
На экране: ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ
Малыш мой начал засыпать,
И перестал к нам приставать.
Засыпать вермишель в кастрюлю
И вкусный суп уже сварю я.
На экране: НЕСУ РАЗНЫЕ - НЕСУ РАЗНЫЕ
ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ
ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА
А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ».
Музыка не звучит.
Ведущий: Эта сценка – яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов.
- Здравствуй!
-Привет!
-Что ты несёшь?
-Несу разные вещи.
-Несуразные? Почему они несуразны-то?
-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
-Что не сумел?
-Отстань!
-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?
-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.
-Вот оно что…
- А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
-И ничего, симпатичная?
-Красивая, зелёная такая.
-То есть как?
-Зелёного цвета.
- Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?
- У кого волосы?
-Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!
-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
-А ну тебя…
-Да! Стой, стой!
-Ну что ещё?
-Передавай привет.
-Кому?
-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…
Звучит музыка: Фон-2
Ведущий: Интересно, когда и как возникло само слово – каламбур. Есть несколько версий его происхождения. Расскажу вам самую занятную. В 19 в. Во Франции, в Париже, жил немец – граф Калемберг ( по- французски – Каламбур). Он так плохо знал французский язык, так коверкал слова, что становился причиной веселья окружающих. Его слова и фразы люди повторяли, передавали друг другу. Составлять такие рифмы стало модой и развлечением.
Ведущий: Это одна из версий происхождения слова. А как было на самом деле, мы точно не знаем. В русском языке есть каламбуры, которые нас всегда веселят и развлекают. В каламбурах используется звуковое сходство различных слов. Это звуковое сходство слов и словосочетаний обыгрывается и в скороговорках. Например, «Осип охрип, а Архип осип».
Ведущий: Каламбур – специальная шутка. Некоторые из вас смеются, когда в смешные ситуации попадают ребята, не знающие правил. Вот в этом случае получается «и смех и грех».
Ведущий: Сейчас вы услышите рассказ двух учеников о том, как они ходили в кино. Эти ребята забыли, что такие существительные, как : радио, шоссе, такси, кафе, кино, пальто, купе, кашне, бюро, кенгуру и другие не склоняются, то есть не при каких обстоятельствах их нельзя изменять.
Звучит музыка: РЭП
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
Звучит музыка: Фон-2
Ведущий: Вот, что получается, если не знать или не уметь применять правила русского языка. Это как раз тот случай, когда ошибка считается не улыбкой, а обыкновенной неграмотностью.
Ведущий: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и ко времени.
Звучит музыка: Выход магистра.
Звучит музыка: Фон Магистра.
М.Р.ЯЗ.: Слышал, слышал, о чём вы тут разговаривали! Очень приятно, что в наш компьютерный век, есть ещё дети, которые с большим удовольствием хотят разобраться в тайнах русского языка и применить его в жизни. А вы знаете, что очень скоро русский язык станет одним из международных языков? Его будут изучать на всех континентах земли! На нём будут разговаривать многие люди! И как важно, что бы мы, люди, живущие в России, знали, любили свой родной язык, который очень скоро полюбят и другие народы. И сейчас, я хочу представить вам своих самых верных и близких друзей…
Звучит музыка: Приходи сказка (20сек.)
Сценка : «ГЛАГОЛ И ЕГО ДРУЗЬЯ»
М. Р.ЯЗ. : Жил был глагол
Звучит музыка: Фон-Сказка.
И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
-Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю! Никакой пользы не приношу!
- Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
М. Р.ЯЗ. :Шли-шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное? И почему одиноко сидишь тут?
- Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне! Так хочется поработать, да не знаю где!
- Пойдём с нами счастья искать.
М. Р.ЯЗ. : Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе ГРАММАТИКА.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они же приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
Звучит музыка: Фон Магистра.
М. Р.ЯЗ.: Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, но мои друзья будут находиться с вами всю неделю, они будут вашими верными помощниками. Сейчас они разнесут по классам интересные задания, и я сразу увижу, что вы – истинные ценители русского языка!
Звучит музыка: Вручение конвертов.
И на международном симпозиуме, где собираются представители разных культур, мне не стыдно будет сказать, что именно в школе №996 находятся истинные почитатели и любители русского языка! За сим откланиваюсь вам друзья! Желаю удачи! …
Звучит музыка: «Учат в школе», «Гимн учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....