«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
Цели: 1. Актуализация знаний учащихся об изменении имён существительных по падежам.
2. Формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; распознавать падежи.
3. Совершенствовать умение работать с учебником.
4. Развивать логическое мышления, памяти, произвольности внимания, наблюдательности, творческого воображения и творческих способностей учащихся.
5. Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.
Оборудование: схема «Имя существительное», рисунки дворца и ворот, ключи со словами, «»Подарок Пети», «Подарок Мити», открытка «Приглашение на День рождения», карточки со словарной работой, карточки со словом кот, учебники русского языка, рабочие тетради.
Ход урока:
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… Так обычно начинаются все сказки. Вы любите сказки? Мы с удовольствием читаем и смотрим их, а побывать, оказаться их главными героями не хотели бы? Сегодня я приглашаю вас на встречу с вашей сказкой, потому что именно от вас будет зависеть её финал. А сделать его счастливым нам поможет наша дружба, ведь когда мы вместе, то и душа на месте. И нам, как поётся в одной известной песне, любые горы по плечу. Итак, готовы? Начинаем! В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ученики 4 класса «Краснокустовской основной общеобразовательной школы. И вот однажды получили они приглашение на День рождения самых настоящих сказочных принцев Пети и Мити. Петя и Митя – близнецы. Сегодня им исполняется 10 лет. Ну что, ребята, прочтём его? (Учитель читает приглашение на День рождения)
Приглашение.
Дорогие ребята! Приглашаем вас на наш День рождения, который состоится 17 октября в сказочном дворце.
Петя и Митя
Учитель: Ну что, ребята, хотите попасть на День рождения в самый настоящий дворец к самым настоящим принцам? Тогда в путь!
(Учитель подходит к доске и смотрит на изображённые ворота)
Учитель: Но что это? Вместо красивого сказочного дворца стоят дубовые ворота, закрытые на волшебный замок. Как же нам их открыть? А вот и ключи. Только какой из них подойдёт к нашему замку? (Предположения детей)
Слова: побелить, белизна, белый, белила.
Учитель: Если замок волшебный, то и ключ должен быть необычный. Я предлагаю разделить сначала эти ключи на три группы. (Дети выбирают классификацию по частям речи. Возникает спор по поводу слова белила)
Вывод: Правильно, ребята, это слово может быть глаголом. Приведите, пожалуйста, пример. (Бабушка белила печь). Но может быть и именем существительным. Приведите, пожалуйста, пример. (Бабушка пролила белила.)
Учитель: А что вы знаете об имени существительном? (По ходу ответа учащихся на доске выстраивается схема «Имя существительное»)
Примерные ответы детей:
Ответы на вопрос кто? Что? Вопрос кто? Ставится к одушевлённым именам существительным, вопрос что? – к неодушевлённым.
Называют: предметы, явления природы, состояния, действия, признаки.
Бывают собственными и нарицательными.
Изменяются по числам. Имеют форму единственного или множественного числа, а также могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа.
Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Учитель: Определите род существительного белила. (Дети затрудняются сделать это).Почему не смогли определить? (Это слово употребляется только в форме множественного числа). Сделайте вывод.
Вывод: Во множественном числе род имён существительных не определяется.
Учитель: А как же нам быть с ключами? У волшебного замка должен быть необыкновенный ключ. Какое же слово здесь необычное? (белила) Почему? (Оно может быть и существительным, и глаголом). Правильно, ребята. Давайте попробуем воспользоваться им. Ну вот ворота и открыты.
Словарная работа.
Учитель: Но что это? Перед нами сказочный сад – огород.
(У каждого учащегося на парте карточка с текстом словарной работы)
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста. (Н. Кончаловская)
Учитель: Нарисуйте, пожалуйста, в своём воображении те плоды, которые соберут с такого чудо-огорода. Какими вы их себе представляете? (Ответы детей) Какой частью речи выражены эти необычные слова? Как вы догадались? (Ответы детей) Помогите этим странным словам стать «настоящими». Запишите их. Поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова. Сколько слов получилось? (Десять слов) Молодцы, ребята! А сейчас придумайте, пожалуйста, свои названия необыкновенным плодам из нашего чудо-огорода. (Ответы детей)
Проверка проводится в парах.
Учитель: Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку, а если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.
Формулирование темы урока.
Учитель: Вот мы и у стен дворца. А встречает нас всем знакомый кот. Вы узнали его? (Кот в сапогах)
(Учитель читает стихотворение и выносит на доску слова)
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый…………..кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от…………………..кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к ……………...коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного …………………кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с ………..котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о …………………коте.
Учитель: Ребята, что вы заметили? (Слово кот изменяется по падежам). Что вы о них знаете? (Ответы детей) Давайте вспомним, с какими вопросами и вспомогательными словами дружит каждый падеж?
И.п. (есть) кто? Что?
Р.п. (нет) кого? Чего?
Д.п. (даю) кому? Чему?
В.п. (вижу) кого? Что?
Т.п. (доволен) кем? Чем?
П.п. (думаю) о ком? О чём?
Учитель: Как называется изменение имён существительных по падежам? (Склонение). Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Склонение имён существительных»)
Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний. Закрепление. Работа с учебником.
Учитель: я предлагаю сейчас открыть учебники на стр. 75 и выполнить упражнение 20.
(Трое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях)
Задание: Просклонять: 1 ряд – слово река,
2 ряд – слово соловей,
3 ряд – слово любовь.
Учитель: Что изменяется у имён существительных при склонении? (Окончание)
Учитель: Что мы образовали: однокоренные слова или форму одного и того же слова? (Форму одного и того же слова).Докажите (У имён существительных при склонении изменяется окончание)
Учитель: Посмотрите. Пожалуйста, упражнение 21 на странице 75. Прочитайте его внимательно. Всё ли правильно мы сказали? Со всем ли согласны? Если да, то выполним упражнение 19 на странице 74.
Задание: Спишите. Выделите окончание в слове «весна». Укажите падеж этого существительного.
(Дети читают задание к упражнению 19, списывают выделенные предложения, выделяют в слове «весна» окончание и определяют в них падеж)
Взаимопроверка.
Учитель: Посмотрите внимательно на свою работу. Вы уверены в правильности её выполнения? Если да, то покажите её своему соседу, что бы он тоже оценил её и порадовался вашему успеху.
Фронтальная проверка.
(Учащиеся зачитывают словосочетания со словом весна и определяют, в каком падеже оно употреблено)
Учитель: Как вы определили падеж имён существительных?
Вывод: Чтобы определить падеж имени существительного, надо поставить вопрос от главного слова к зависимому, которое выражено этим именем существительным.
Создание проблемной ситуации.
Знакомство с проблемной ситуацией.
Учитель: Ну вот мы и на Дне рождения Мити и Пети. Но не могли же мы прийти на День рождения без подарков? И я от вас и от себя лично приготовила мальчикам сюрприз. Митя давно мечтает о коньках, а Петя – о лыжах, ведь совсем скоро зима. Я решила осуществить их мечту. Мите я приготовила коньки, а Пете – лыжи. А чтобы ребята не перепутали свои подарки, я их подписала: на одном – «Подарок Мити», а на другом – «Подарок Пети»
(На доску прикрепляются подарки: «Подарок Мити» и «Подарок Пети»)
Учитель: Рассматривая эти свёртки, Митя и Петя удивлённо переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Пети», а Петя – пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились ещё больше. Петя получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - коньки, а Митя – лыжи, о чём мечтал Петя. Не успели они выразить удивление, как я спросила у них:
- Понравились ли вам наши подарки?
- Ваши подарки? Какие подарки? Вы нам ничего не дарили, - ответили Митя и Петя в один голос.
- Да вот же они! – сказала я, показывая на коньки и лыжи…
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. Как вы думаете, почему оно произошло?»
2.Выдвижение и проверка гипотезы.
(Дети выдвигают гипотезы)
3.Подведение к открытию знаний.
(Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу)
Задание: Запишите словосочетания. Поставьте нужный вопрос от главного слова к зависимому. Сделайте вывод.
Подарок (кого?) Коли.
Подарок (кого?) Мити.
Подарок (кому?) Коле.
Подарок (кому?) Мите.
(Задание выполняется у доски и в тетрадях)
Вывод: От окончания имён существительных зависит смысл словосочетания и предложения.
Домашнее задание.
Учитель: Митя и Коля благодарят нас за подарки и дарят нам свои, чтобы мы не забыли сегодняшний день и наш урок. А что может быть лучшим подарком для ученика?...Только домашнее задание. Итак, ваше домашнее задание:
Упражнение 24, страница 76.
Творческое задание: придумать яркое предложение для запоминания падежей по их начальным буквам. Например, Иван рубил дрова, Варвара топила печь.
Итог урока.
Учитель: Ну вот мы и побывали на Дне рождения принцев Мити и Коли, поздравили их, подарили им подарки. Пора возвращаться в нашу школу, потому что очень скоро прозвенит звонок на перемену. А что может быть лучше перемены?...Только интересный и увлекательный урок. Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового узнали?
- Что вы уже знали?
- Как работали?
- Что особенно запомнилось и понравилось на уроке?
- Что вы расскажите своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?
- С каким настроением вы продолжите своё рабочий день?
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей
Урок по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России" с презентацией....
Урок русского языка в 3 классе «Упражнение в склонении имён существительных» (Занков)
Цель урока: создать условия для применения предметных умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании...
Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существите...
Конспект открытого урока по русскому языку . Тема: Упражнения в склонении имён существительных
Конспект открытого урока. 4 класс...
Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."
Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...
Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...