Урок русского языка в 3 классе «Упражнение в склонении имён существительных» (Занков)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Цель урока: создать условия для применения предметных умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык 3 класс склонение | 78.5 КБ |
Презентация к уроку "Упражнение в склонении имён существительных" 3 класс | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 3 класс» А.В.Поляковой)
«Упражнение в склонении имён существительных»
Учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №31»
I квалификационная категория
Михалёва Лариса Павловна
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель: создать условия для применения предметных умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании
Задачи урока:
- ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Закрепить знания и умения в склонении существительных, распределять имена существительные по группам в зависимости от типа склонения, способствовать тренировке навыков разбора слов по составу;
- Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах, изученных суффиксов, приставок;
- Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
- Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
- Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
- Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
- ЛИЧНОСТНЫЕ:
Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
Сценарий урока
Этапы урока | Цели этапа | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Мотивация к учебной деятельности. | 1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы; 2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, интересных заданий) - Возьмите друг друга за руки. Девиз: Когда рук много – работа спорится. - Почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока? На сегодняшнем уроке мы выполним разные виды работ, в том числе будем работать в группах. А работа в группах требует сплочённости, дружелюбия. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Проверка домашнего задания | 1) выборочный контроль выполнения домашнего задания | - Сколько слов вы нашли и записали в «Шкатулку родственных слов»? Какое из записанных слов вам показалось самым интересным? | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: проговаривать последовательность действий Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
3. Актуализация и фиксирова-ние проблем в пробном действии. Постановка проблемы – «Мозговой штурм».
| 1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках; 2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию; 3) уточнение и согласование темы урока учащимися, уточнение практического применения знаний по данной теме; 4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение. | На доске: ло ск е ни не во сло ме не из е ни - Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слоги для минутки чистописания? - Что такое словоизменение? Что такое склонение? - Тема «Склонение существительных» новая для нас? - Предположите, какую работу мы будем выполнять на сегодняшнем уроке? - В чём различие между словообразованием и склонением? (При словообразовании образуются новые слова, а при словоизменении – формы слов.) - Какие части слова вы знаете? - С помощью каких частей слова мы образуем новые слова? Какая часть в слове главная? Запишите пословицу в тетрадь. С/работа с последующей взаимопроверкой и сличением с эталоном на экране. - Подберите родственные слова к слову рука. (Рука – ручка, ручной, руководить, рукавицы, нарукавник, ручища) В это время по 1 человеку от групп работают в «Мастерской слова». (Проверка – коллективная) - Зачем нужны нам знания по словообразованию? (Правильно выполнять разбор слов по составу, подбирать к словам родственные для проверки орфограмм, быть более грамотными) - Зачем нужны нам знания по словоизменению? (Безошибочно писать безударные окончания в словах, правильно употреблять формы слов в предложениях) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других |
4. Первичное закрепление.
3)Определение алгоритма разбора слов по составу и с/р (дифференцированная). | Организовать первичное закрепление: 1) учащиеся определяют в какой части слова находятся орфограммы и каковы способы их проверки; 2) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.); 3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; 4) формировать умения составлять план для достижения учебной цели; 5) тренировать орфографическую зоркость; 6) организовать самостоя-тельную работу обучающихся с учебником, игру «Свиток», самостоятельную разноуровневую работу. |
………………………………………… - Выделите ту часть слова, в которой встретилась орфограмма. - Какие орфограммы в корне слова встретились вам в этих словах? (Безударный гласный, проверяемый ударением, парный звонкий-глухой согласный) Повторение способов проверки. 2) Определим место орфограммы «Безударный гласный» в словах с помощью жестов. Побег, денёк, веточка, рассвет, в доме, подруга, водить, братик, на реке, зимняя, река. Уточнение способов проверки безударного гласного в корне, приставке, суффиксе.
–А что поможет нам действовать организованно и быстро определять тип склонения формы на реке? (Алгоритм, план действия) - Определим алгоритм определения типа склонения существительных. (В группах – листы с деформированным алгоритмом. Дети восстанавливают его. По мере ответов детей открывается алгоритм на экране) - Так к какому же склонению относится слово реке? (1 скл.) 4) Учебник с.17 упр.27 (групповая работа: 1- выписать сущ. 1 скл., 2 – выписать сущ. 2 скл.) с.17 упр.28 (3 и 4группы – выписать сущ. 3 скл.) Взаимопроверка – листы контроля.
Физкультминутка «Если нравится тебе…» | Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу) Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Коммуникативные: контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
5. Включение в систему знаний и повторение. (Творческое применение знаний) Работа в группах Индивидуаль-ная работа |
| По 2 человека от групп получают задание подобрать существительные данного склонения – игра «Снежная крепость»
На карточках слова трёх склонений. На стендах «фундамент»: «1 скл.», «2 скл.», «3 скл.». - Постройте снежную крепость, используя только слова данного склонения. Крепости «строятся» на отдельных стендах. - Коллективная проверка. В это же время для остальных учеников – творческая работа в группах. Каждой группе дано по 1 предложению с пропущенным существительными. Вместо него – подсказка.
Метель замела лесные сущ. 1 скл.мн.ч (дорожки, берёзки…). Скрипит под ногами мягкий сущ.2 скл. ед.ч. (снег, снежок). Уснули до сущ.1 скл.ед.ч. (весны) голые деревья. Ледяная сущ. 3 скл. (изморозь) покрыла ветви. Проверка – представители групп читают получившиеся предложения. Что у нас получилось? (Текст-описание.) Какова тема этого текста? («Зима») - Запишите по 2 предложения: своей группы и любое понравившееся.
Коробки с карточками: приставки, корни, суффиксы, окончания. Индивидуально ученики, которые справились раньше, могут подойти к дополнительному столу и составить слово. | Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу) Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе) Личностные: понимание красоты природы России и родного края на основе материала творческой работы |
6. Рефлексия УД на уроке | 1) зафиксировать содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом, дать анализ успешности усвоения знаний; 3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности. | - Подведём итог урока, используя выражения Я (мы) узнал(и)… Я (мы) вспомнил(и)… Я испытал затруднения, когда… Сначала итоги подводят консультанты в группах, используя оценочные листы групп. - Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались. Оцените свою работу на уроке (сначала оценивают консультанты). | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками |
7. Домашняя работа | 1) обсудить и записать домашнее задание. | «Шкатулка родственных слов» по группам: 1 – подобрать родственные слова к слову гость 2 – … добро 3 – … земля 4 – … дело Звучит песня «Если мы будем дружить». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение в склонении имён существительных
Рука – руководи-тель, ручка, ручной, рукавицы, ручища, нарукавник.
Начальная форма Род существительного Окончание сущ.
1 скл. ж. и м.р. -а, -я
2 скл. ср.р. -о, -е м.р. с нулевым окончанием
3 скл. ж.р. с Ь на конце
Им.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?
Метель замела лесные … Скрипит под ногами мягкий… Уснули до … голые деревья. Ледяная … покрыла ветви.
Подведём итоги Я (мы) узнал(и)… Я (мы) вспомнил(и)… Я испытал затруднение, когда…
Группа №1 - гость Группа №2 – добро Группа №3 – земля Группа №4 – дело с. 18 упр.30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".
Тест состоит из 12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала данной темы....
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении по теме " Три склонения имён существительных"....
Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "
Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...