"РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Малькова Елена Александровна

УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushchestvitelnyh.doc122 КБ
Office presentation icon rod_imyon_sushchestvitelnyh.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Род имен существительных

Цели урока:

Обучающая:

- познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных;

- формировать у учащихся орфографическую зоркость;

- развивать умения распознавать части речи.

Развивающая:

 - развивать умения распознавать род имён существительных.

Воспитывающая:

- формировать грамотную речь, прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока: 

- знакомство с категорией рода имён существительных;

- отработка способа определения рода имён существительных;

- закреплять умения и навыки разбирать предложение по членам предложения.

По завершении урока учащийся должен:

Знать: что имена существительные имеют род: мужской, женский, средний

Уметь: распознавать род у имён существительных

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые

Оборудование: Учебники; карточки с обозначением рода имени существительного; наглядность: пенал, ручка, яблоко; опорные таблицы по теме урока.

Учебник

Русский язык: 3 класс, 1 ч. С.В.Иванов- 2 – е изд., испр. и доп. –М. : Вентана – Граф, 2010.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Средства ТСО: компьютер, мультимедийные учебные пособия, экран.

Ход урока: 

1.Организационный этап

Эмоциональный настрой.

Учитель: 

 Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Подготовка учащихся к изучению учебного материала

Актуализация знаний

У. - Посмотрите на экран и примите правильную посадку. Слайд №2

Слайд №3

- Ребята, когда я проверяла  ваши тетради, то заметила, что вы неправильно соединяете элементы  некоторых букв.

Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС.

- Назовите этот звук. (л-мягк., звонкий, непарный)

- Назовите его твёрдую пару. (л)

- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (эль)

Показ

- Будем писать заглавную и строчную буквы. Обращаю ваше внимание на их написание.

- Пишем сверху прямую наклонную, доводим до нижней линии, закругляем. Второй элемент-  прямая наклонная, пишем сверху, доводим  до нижней линии и крючок. Но его мы не пишем высоко, т.к.  соединяем с маленькой прописной буквой эль. В этом и особенность соединения.  Лл

- Второе соединение строчной буквы эль с гласной е

(крючок пишем высоко, соединяем с буквой е     ле)

Пишем всю строчку. Лл   ле

Лле
Лес   лл              лес    лесок     лесная   лесник

У.- А теперь применим наши умения в написании этой буквы и соединении с другими в письме слов.

Напишите каллиграфически правильно слова: Лес   лесок    лесная   лесник

У.- Что  объединяет эти слова?

Д.- Корень, общий  смысл.

У.- Выделите его.

У.- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?

Д.- Слово  «лес».

У.- Какое  слово  «лишнее»? Докажите? Разберите  это  слово  по  составу. Проверка

(Д.- Это  слово  «лесная». Все  имена  существительные, а это -  имя  прилагательное.)

У.- С прилагательным  лесная придумайте распространенное предложение.

У.- Чьё предложение понравилось больше всех?  Давайте его запишем.

(Вдаль тянется лесная тропинка.)

- Запишите предложение с комментированием.

- Разберите по членам предложения, укажите части речи.

 Оценить

3.Этап   подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Орфографическая минутка:(самостоятельная работа) «Письмо с дырками»

У: Ребята, запишите слова, места пропусков замените буквами. (Слайд №4)

Берёза, зарядка, весна, сорока, солнце, лепить, гнездо, праздник, комната, сердце, снег, лошадь, трава, бревно

(Слайд №5)  Самопроверка (со слайда)

Оценивание

- Какие знакомые нам виды орфограмм  встретились? Приведите примеры.      правописание непроверяемых без.гласн. – берёза, сорока, комната;

правописание безуд. гласн., провер. ударением – весна, лепить, гнездо, трава, бревно;

правописание непроиз.согл.- солнце, праздник, сердце;

правописание парн. согл.- зарядка, снег, лошадь.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте себе на полях тетради оценку «5».

- Кто допустил две ошибки. Поставьте «4».

- Те ребята, которые допустили более 2-х ошибок, не расстраивайтесь, обязательно  повторите орфограммы, чтобы в следующий раз написать подобную работу на «5».   

- В данной группе слов найдите лишнее.  (лепить).   Почему лишнее? Докажите.

- Какой частью речи являются оставшиеся слова? Докажите.

Постановка учебной задачи

У.- О какой части речи говорим сегодня на уроке? (об имени существительном)

У.- Что вы о ней знаете? (обозначает предмет, кто? что?, как член предложения может быть подлежащим или дополнением)

У. – Сегодня на уроке мы пополним знания об имени существительном.  Мы узнаем, на какие  группы и по какому признаку можно делить эту часть речи.

 4. Этап усвоения новых знаний. Слайд №6

У. Послушайте грамматическую сказку.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.  

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо, полотенце …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

У. – Что нового вы узнали об имени существительном? Какова же тема нашего урока сегодня?

Слайд №7

5. Этап закрепления нового материала

(фронтальная работа) над словами пишут: м.р., ж.р., ср.р.

У. -  Давайте попытаемся слова из «Орфографической минутки» распределить по родам. Слайд №8

Над словом пишем М.р., Ж.р., Ср.р.

- Почему ж.р.? м.р.?....(он, мой    она, моя….)

М.р. – праздник, снег

Ж.р.

Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако. 

Слайд №9

У. – Что вам помогло распределить правильно слова по родам?

 Слайд № 10 (слова- помощники)

У. –Откройте учебник стр.135. Прочитайте рубрику «Тайны языка».

Слайд №11

- Какие слова – помощники помогают определить муж. род? Жен. Род? Сред. Род?

Слайд №12

Физкультминутка. Cлайд №13

Класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Россия, облако, щавель, фамилия

У.- Я называю слово,

если оно мужского рода - вы приседаете,

женского - хлопаете в ладоши над головой,

среднего рода - делаете наклоны туловищем влево-вправо ( 1,2,3)

Работа в парах:

- Распределить слова  три столбика

Слайд № 14

(на доске   м.р.     ж.р.    ср.р.)

- Какие слова выписали в первый столбик? Во второй? В третий?

- У кого есть сомнения? У кого есть другие варианты? (Похвалить!!!)

У. –Испытывали вы затруднения при определении рода имён существительных?

- Род каких имён существительных было сложно определить? (кофе, шампунь)

У. – Если бы вас попросили составить правило определения рода имени существительного, которое можно было бы поместить в учебнике, как бы вы рассуждали? Что бы вы сделали сначала? И т.д.

Слайд № 15          Правило определения рода имени существительного

Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

Делаем вывод.

Если надо, обращаемся  к словарю.

Слайд №16 Запомни!!!

- Дополните каждый столбик своими словами нужного рода (по 2 слова)

Проверка.

- Как ты думаешь, правильно ли записал……

(резерв на тему «Огоро»д придумать слова м.р., ж.р., ср.р.(по рядам) ПРОВЕРКА

Тест Проведем рефлексию. Проверим, как вы усвоили новую тему.

6. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как определить род существительных?

Слайд № 17(правило в стихах)

                     

7. Рефлексия. 

- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

(поднимите руку, кто: …….

Хорошо

Были затруднения

Трудно

- Где возникали трудности?

- Что вам понравилось на уроке?

- У кого не получалось так, как хотелось бы?

- Чья работа на уроке вам понравилась?

Оценить - И мне понравилась сегодня работа на уроке…..

8. Домашнее задание  Слайд №18

1 гр. – на тему «Кухня» записать 5 сущ. муж. рода, 5 сущ. ж.р., 5 сущ. ср. рода.

2 гр. – из орфографического словарика в конце учебника выписать 5 сущ. муж. рода, 5 сущ. ж.р., 5 сущ. ср. рода.

 Cлайд №19 Спасибо  всем!!!

Самоанализ урока.

-Обоснование использования ИКТ на данном уроке. Использование ИКТ на уроке позволяет увеличить количество прорабатываемого материала

-у учащихся активизирует процессы внимания, памяти, восприятия и воображения;

-создаёт положительную атмосферу на уроке.

Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

2) Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

3) Определи род имени существительного: МАШИНА

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

4) Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

5) Определи род имени существительного: ПОЛЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

6) Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

7) Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

8) Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон

 

 

 

Сосна

 

 

 

Ручка

 

 

 

Шапка

 

 

 

Полотно

 

 

 

Солнце

 

 

 

Зрелище

 

 

 

Тюль

 

 

 

Водопад

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Кепка

 

 

 

Неприятность

 

 

 

Рояль

 

 

 

Ворон

 

 

 

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон

 

 

 

Сосна

 

 

 

Ручка

 

 

 

Шапка

 

 

 

Полотно

 

 

 

Солнце

 

 

 

Зрелище

 

 

 

Тюль

 

 

 

Водопад

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Кепка

 

 

 

Неприятность

 

 

 

Рояль

 

 

 

Ворон

 

 

 

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон

 

 

 

Сосна

 

 

 

Ручка

 

 

 

Шапка

 

 

 

Полотно

 

 

 

Солнце

 

 

 

Зрелище

 

 

 

Тюль

 

 

 

Водопад

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Кепка

 

 

 

Неприятность

 

 

 

Рояль

 

 

 

Ворон

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручки и тетрадки?

Слайд 3

Лл ле Лес лесок лесная лесник

Слайд 4

Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, праз..ник, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно

Слайд 5

Б е рёза, заря д ка, в е сна, с о рока, со л нце, л е пить, гн е здо, праз д ник, комн а та, сер д це, сне г , лоша д ь, тр а ва, бр е вно

Слайд 7

Род имён существительных

Слайд 8

Б е рёза, заря д ка, в е сна, с о рока, со л нце, гн е здо, праз д ник, комн а та, сер д це, сне г , лоша д ь, тр а ва, бр е вно

Слайд 9

М.р. – праздник, снег Ж.р. - Берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако.

Слайд 10

М. р. род Ср. р. Ж.р. мой он моя она моё оно

Слайд 11

Запомните Имя существительное имеет род: - мужской - женский - средний

Слайд 12

По родам существительные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ Каждое существительное может быть только мужского , женского или среднего рода

Слайд 13

Кла cc , иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Ро сс ия, облако, щавель, фамилия

Слайд 15

Правило определения рода имени существительного Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. Определяем род имени существительного. Если сложно, обращаемся к словарю.

Слайд 16

Запомни!!! Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода . Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода .

Слайд 17

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род – оно, моё! Это правило твоё!

Слайд 18

Домашнее задание 1 гр. –на тему «Огород» записать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. ж.р., 5 сущ. ср. рода. 2 гр. – из орфографического словарика в конце учебника выписать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. женского рода, 5 сущ. среднего рода.

Слайд 19

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...