Рабочая программа. 2 класс. Русский язык
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программа. 2 класс. Русский язык. (Пояснительная записка. Тематическое планирование.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 28.77 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 62.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание русского языка во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (53 ч)
1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2.Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика (18 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (47ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (26 ч)
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (10 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
2. Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно»
Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
4. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.
5. Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Русский язык»
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Тема урока | Содержание | УУД | Оборудование |
Звуки речи и буквы. | Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква». Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | Различать звуки и буквы. Выделять звуки речи; отличать произношение и написание слов. Уметь: - анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - различать произношение и написание слов; - соблюдать орфоэпические нормы, - осознание языка как основного средства человеческого общения; - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | |||
Гласные и согласные звуки и их буквы. | Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются. Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | Различать звуки и буквы. Выделять звуки речи; отличать произношение и написание слов. Уметь: - анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - различать произношение и написание слов; - соблюдать орфоэпические нормы | |||
Обозначение звуков речи на письме. | Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. | Уметь различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | |||
Ударные и безударные гласные звуки в слове. | Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове. | Различать безударные и ударные гласные. Приводить примеры безударных и ударных гласных. | |||
Согласные звуки. | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв. | Уметь отличать согласные звуки от гласных. Владеть способами совместной деятельности в паре | |||
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости. | Уметь различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Высказывает в устной форме о звуковых моделях слов | |||
Звонкие согласные в конце слова. | Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг. | Уметь различать парные по звонкости-глухости согласные. Аргументировать своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме. | |||
Сочетания жи-ши. | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг. | Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши. Владеть способами совместной деятельности в паре. Различать произношение и написание слов. Уметь различать произношение и написание слов. | |||
Сочетания ча-ща. | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща; орфографии ческий тренинг. | Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща. Владеть способами совместной деятельности в паре. Демонстрировать правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов. | |||
Сочетания чу-щу. | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Повторить правила написания буквосочетаний чу-щу; орфографический тренинг; отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ. | Уметь писать слова с сочетаниями чу-щу. Владеть способами совместной деятельности в паре. Демонстрировать правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов. | |||
Разделительный мягкий знак (ь). | Повторить две функции буквы «мягкий знак» :а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков. | Уметь писать слова с разделительным мягким знаком. Применять правила к ситуациям в практике. | Разделительный ь. Плакат | ||
Слог. Перенос слова. | Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ. | Уметь делить слова на слоги; определять количество слогов в слове. | |||
Правило переноса слов. | Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса. | Уметь делить слова на слоги; знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике. | |||
Перенос слов. | Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса. | Уметь делить слова на слоги; знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике. | |||
Слова, которые называют признаки и действия предметов. | Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является. | Знать понятие «имя прилагательное», «глагол». Уметь различать произношение и написание слов. Распознавать признаки имени прилагательного, глагола. | Части речи. Плакат | ||
Слово и предложение. | Предложение. Отличие предложения от слова. Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения. | Уметь различать слово и предложения; различать произношение и написание слов. Знать виды предложений по цели высказывания. Классифицировать слова и предложения. | Связь слов в предложении. Плакат | ||
Восклицательные и невосклицательные предложения. | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Познакомить с интонацией предложений (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. | Знать виды предложений по эмоциональной окраске. Уметь различать произношение и написание слова; различать предложения по цели высказывания, интонации. | |||
Слова в предложении. | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова). | Уметь различать слова и предложения; меть различать произношение и написание слов. Выделять слова в предложении. | |||
Слова изменяемые и неизменяемые. | Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова. | Уметь: определять окончание как изменяемую часть слова; различать произношение и написание слов. | |||
Окончание. | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые. | Уметь: находить и выделяет окончание; различать произношение и написание слов, цитировать правило. Знать значимые части слова. | |||
Неизменяемые слова. | Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов. | Знать слова, форма которых не изменяется. Уметь различать произношение и написание слов, приводить примеры, выбирать нужное из предложенного. | |||
Повторение правил написания большой буквы в именах собственных. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях. | Знать правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов, выбирать нужное из предложенного, демонстрировать правильное использование правила. Уметь: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; находить способ проверки написания слова; без ошибок списывать несложный текст | |||
Повторение правил написания большой буквы. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях. | Знать правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов, демонстрировать правильное использование правила; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; находить способ проверки написания слова; без ошибок списывать несложный текст | |||
Корень слова. | Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова. | Знать понятие «корень слова»; научиться выделять корень слова; Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | Однокоренные слова и формы слов | ||
Правописание гласных в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила. | Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова; перечисляет этапы процесса. Уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Безударные гласные в корне слова. | ||
Правописание гласных в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила. | Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | |||
Правила правописания гласных в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила. | Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | |||
Корень слова. | Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению) | Уметь находить и выделяет корень слова; анализировать и кратко характеризовать состав слова; работать со словарями. Знать: значимые части слова. | |||
Безударные гласные в корне слов. | Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. | Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь: различать произношение и написание слов; | |||
Правила письма безударных гласных в корне. | Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. | Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне. | |||
Безударные гласные в корне. | Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. | Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | |||
Однокоренные слова | Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Познакомить с новой орфограммой; закреплять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова). | Знать новую орфограмму. Уметь: находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; различать произношение и написание слов. | |||
Согласные в корне слова. | Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Учить применять два варианта подбора родственных слов; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов. | Уметь находить и выделяет корень слова. Знать: значимые части слова. | |||
Правописание согласных в корне слова. | Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. | Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости». Уметь: различать произношение и написание слов. | |||
Правила правописания согласных в корне слова. | Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. | Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости». Применять правило к ситуациям в практике. Уметь различать произношение и написание слов. | Парные согласные в корне слова | ||
Корень слова с чередованием согласных. | Чередование согласных в корнях. Организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня. | Уметь выделять корень слова; наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня. Демонстрировать правильное использование правила; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и орфоэпии. | |||
Согласные в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне середины слова» | Уметь работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»; приводить примеры способов проверки; различать произношение и написание слова; | |||
Гласные и согласные в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость. | Уметь различать произношение и написание слова; | |||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | Чередование согласных в корнях. Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость. | определять в корне слова изучаемые орфограммы; приводить примеры способов проверки. | |||
Суффикс – часть слова. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. | Знать суффикс как часть слова и его основные признаки; цитировать правило. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | Однокоренные слова и формы слов. | ||
Суффикс. Значение суффиксов. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. | Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | Разбор слов по составу. Плакат | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами. | Знать понятие «непроизносимые согласные звуки». Приводить свои примеры. Объяснять использование правила. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | |||
Правило правописания слов с непроизносимыми согласными звуками. | Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами. | Знать понятие «непроизносимые согласные звуки»; приводить свои примеры. Уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова. | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами. | Знать понятие «непроизносимые согласные звуки»; приводить свои примеры. Уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова. | |||
Суффикс. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. | Уметь выделять суффикс в слове, различать существенное и несущественное. Уметь находить способ проверки написания слова. Разбор слов по составу. Плакат | |||
Правописание слов с суффиксами –ёнок; -онок. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с правилом написания суффиксов –онок-, -ёнок-. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. | Уметь выделять суффикс в слове, анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии. объяснять применение правила. Знать значимые части слова. | |||
Правописание слов с суффиксами –ик, -ек. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. | Уметь: анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии. | |||
Значение суффиксов. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с двумя видами суффиксов: синонимичными и с многозначными, или омонимичными. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | Разбор слов по составу. Плакат | ||
Правописание слов с суффиксом –ость- | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с написанием слов с суффиксом –ость-. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | |||
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | Однокоренные слова и формы слов. Плакат | ||
Правописание суффиксов имен прилагательных. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | |||
Правила правописания суффиксов имен прилагательных | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | |||
Суффикс. Образование слов. | Суффиксальный способы образования слов. Учить образовывать слова суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выделять части слова: корень, суффикс и окончание. | Уметь применить все изученные правила; выделять части слова: корень, суффикс, окончание. | |||
Правописание корней и суффиксов в словах. | Повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов. | Уметь применить все изученные правила; выделять части слова: корень, суффикс, окончание. | |||
Приставка – часть слова. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова. | Уметь выбирать нужное из предложенного. | Разбор слов по составу. Плакат | ||
Значение приставок. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова. | Уметь выбирать нужное из предложенного | Однокоренные слова и формы слов | ||
Правописание слов с приставками. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о; буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а. | Уметь выделять приставку в корне; определять значение приставок; объяснять выбор способа. | Правописание приставок. Плакат. | ||
Алгоритм правописания слов с приставками. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о; буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а. | Уметь выделять приставку в корне; определять значение приставок; объяснять выбор способа. | |||
Правописание слов с приставками. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о; буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а. | Уметь выделять приставку в корне; определять значение приставок; объяснять выбор способа. | |||
Приставки. | Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с возможностями приставочного способа словообразования; учить образовывать слова приставочным способом в соответствии с заданной моделью; отрабатывать умение находить слова с приставками. | Уметь выделять приставку в корне; определять значение приставок; объяснять выбор способа; выделять сходства и различия. | Правописание приставок. Плакат. | ||
Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Приставка как часть слова; значения приставок. Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ. | Знать с правило написания Ъ. Уметь приводить свои примеры. | |||
Правописание слов с Ь и Ъ знаками. | Приставка как часть слова; значения приставок. Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ. | Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки; применять правило к ситуациям в практике. | |||
Образование слов. | Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью. | Уметь выделять приставку и суффикс в слове; приводить свои примеры. | |||
Различение разделительных Ь и Ъ знаков. | Орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ. | Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки;различать существенное и несущественное. | |||
Основа слова. | Основа слова. Познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам. | Уметь выделять значимые части слова; познакомились с понятием «основа слова». Действовать по алгоритму. | |||
Различение предлогов и приставок. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. | Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Уметь обобщать факты. | |||
Упражнения в различении предлогов и приставок. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. | Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Уметь обобщать факты. | |||
Повторение: состав слова. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова. | Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Уметь обобщать факты. | Однокоренные слова и формы слов. Плакат | ||
Состав слова. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова. | Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Уметь обобщать факты. | |||
Повторение: правописание частей слова. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг. | Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова. Уметь применять правило к ситуациям в практике. | |||
Правописание частей слова. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг. | Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова. Уметь применять правило к ситуациям в практике. | |||
Слово и его лексическое значение. | Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слово и его значение. | Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение. | |||
Слово и его значение. | Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слово и его значение. | Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение. | |||
Повторение по разделу «Правописание» | Повторить изученные в первом полугодии орфограммы; орфографический тренинг. | Знать все изученные орфограммы. Применять правило к ситуациям в практике. | |||
Текст. | Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст. | Уметь различать слова, словосочетания и предложения. Приводить свои примеры. | |||
Текст. Заголовок. | Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста | Уметь различить предложение и текст, овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. | |||
Как сочетаются слова. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов. | Познакомить с понятием «лексическое значение слова». Определять значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания частей слова. | Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится. | Уметь выделять части слова; знают способы проверки написания слов. Действовать по алгоритму. | |||
Заголовок и текст. | Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту. | Уметь подбирать заголовок к тексу. Выделять существенное из текста для определения заголовка. | |||
Озаглавливание текста. | Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить по заглавию определять основное содержание текста. | Уметь читать и понимать текст озаглавливать, умение задавать вопросы. Выделять существенное из текста для определения заголовка. | |||
Слово в словаре и тесте. | Определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приемами поиска нужного слова. | Уметь определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря. | |||
Слова однозначные и многозначные | Различение однозначных и многозначных слов. Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря. | Сравнивать значения слова в словаре и тексте. | |||
Повторение правописания. | Представление о прямом и переносном значении слова. Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов. | Уметь находить в слове орфограмму и определять их места в слове. Демонстрировать правильное использование правила. | |||
Текст. Окончание текста. | Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам. | Выделять существенное из текста, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||
Использование многозначных слов. | Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком. Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | Уметь приводить свои примеры. | |||
Составление текста. | Работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста. | Уметь работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту. Выделять существенное из текста. | |||
Синонимы. | Наблюдение за использованием в речи синонимов. Познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов. | Познакомиться с синонимами. Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Использование слов-синонимов. | Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи. | Уметь наблюдать над использование слов-синонимов, демонстрировать знание пройденного материала. | |||
Правописание слов с изученными орфограммами. | Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами. | Уметь находить в слове орфограммы, применять правило к ситуациям в практике. | |||
Начало текста. | Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста. Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | Уметь восстанавливать начало текста; исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | |||
Составление начала текста. | Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста. Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | Уметь восстанавливать начало текста; исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | |||
Использование слов-синонимов. | Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам. | Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Слова-синонимы в тексте . | Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам. | Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания. | Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов) | Демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Последовательность предложений в тексте. | Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты. | Уметь наблюдали за последовательностью предложений в тексте, выбирает существенное. | |||
Антонимы. | Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы». Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте. | Познакомиться со словами, имеющими противоположное значение. Уметь определяет значение слова с помощью словаря. | |||
Антонимы в речи. | Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы». Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте. | Уметь определяет значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания. | Повторить написания ь и ъ; тренинг в обозначении буквами безударных гласных в приставках и корнях. | Демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Омонимы. | Наблюдение за использованием в речи омонимов. Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов. | Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Слова исконные и заимствованные. | Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся. | Уметь определять значение слова с помощью словаря.. | |||
Повторение правописания. | Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками. | Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Абзац. | Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев. | Уметь выделять абзацы в тексте; демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Роль абзаца в тексте. | Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев. | Уметь выделять абзацы в тексте; демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Заимствованные слова. | Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за исконными и заимствованными частями слов; работать с толковым словариком. | Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания. | Комплексное повторение изученных правил правописания; орфографический тренинг. | Уметь применить все изученные правила; демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Составление текста из абзацев. | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Учить корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев; составлять текст по заданным параметрам. | Уметь составлять текст по заданным абзацам; демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Устаревшие слова. | Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления. | Уметь определять значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания. | Развивать орфографическую зоркость и функции самоконтроля. | Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Составление текста на свободную тему. | Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении. Учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста. | Уметь составлять текст по заданной структуре, модифицировать тексты. | |||
Повторение лексики и состава слова. | Организовать комплексное повторение пройденного материала. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами. | Знать значимые части слова. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
Повторяем орфографические правила. | Организовать комплексное повторение пройденного материала. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами. | Знать значимые части слова. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки. | |||
План текста. | План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста. Корректировать неправильно составленный план. | Уметь читать и понимать текст. | |||
Учимся составлять план текста. | План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста. Корректировать неправильно составленный план. | Уметь читать и понимать текст. | |||
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся. | Уметь определять значение слова по словарю, определять значение слова с помощью словаря. | |||
Повторение правописания. | Провести комплексное повторение изученных правил правописания. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Учимся писать письма по плану. | Создание собственных текстов по предложенным планам. Продолжить работу над составлением плана исходного текста и созданием собственного текста по плану. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, воспроизводит текст по плану. | |||
Повторение правописания. | Провести комплексное повторение изученных правил правописания; развивать умения контроля и самоконтроля. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Текст-описание. | Текст-описание. Познакомить с текстом-описанием; наблюдать за тестами-описаниями. | Познакомиться с текстом-описанием, приводить свои примеры. | |||
Повторение правописания. | Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Особенности текста-описания. | Текст-описание. Познакомить с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. | Познакомиться с особенностями текста-описания. Уметь выбирает существенное. | |||
Повторение правописания. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Текст-описание. | Текст-описание. Учить создавать свой текст-описание; выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания. | Знать особенностями текста-описания. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Текст-повествование. | Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование. | Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Роль текста-повествования в речи. | Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование. | Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Повторение правописания. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Повторение правописания. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Текст-повествование. | Текст-повествование. Учить создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста. | Уметь читать и понимать текст. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Описание и повествование в тексте. | Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. | Уметь наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Повторение правописания. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Повторение. Орфограммы корня слова. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Повторение. Орфограммы корня слова. | Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Повторение. Орфограммы корня слова. | Провести комплексное повторение. | Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки | |||
Проверить полученные учащимися знания. | Уметь применить все изученные правила, демонстрировать правильное использование способов проверки. Уметь действовать по инструкции. | ||||
Повторение. Состав слова. | Соотнести ошибки по темам. Сравнить с мониторингом. | Уметь соотносить (распределять) ошибки по темам, различать ошибки. | |||
Повторение. Развитие речи. | Повторить все темы курса. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний. | |||
Повторение. Развитие речи. | Повторить все темы курса. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план; демонстрировать правильное использование полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....