ГЛАГОЛ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Малькова Елена Александровна

УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol._ego_znachenie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Глагол. Его значение"

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе, дополнение новыми сведениями.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение находить изученную часть речи;

- задавать вопрос к глаголу;

- формировать умение использовать глагол в речи;

Развивающие:

- развитие творческих умений и коммуникации;

Воспитательные:

- воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;

- воспитание пытливости при получении знаний;

- формировать интерес к языку и речевому творчеству.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок,
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

2. Оформление тетрадей. Слайд №1.

– Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа».

3. Актуализация знаний.

Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний) Слайд №2.

а). – Посмотрите на экран, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя их по общим признакам.

Экран:

смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

- Сколько групп получилось? Какие слова отнесли к 1 группе, второй, третьей? Почему? Докажите.

– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит

– Это слова какой  части  речи? (Глагол)

Докажите. ( вопросы, обозначает действие предмета.)

б). Игра “Разгадай-ка”. Слайд №3.

Предлагаю узнать тему урока. Для этого нужно  убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки.  Прочитайте слово.

П Х

Г Л С Ш А Г К О Л

Читаю стихотворение (во время работы детей).

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет,
Чистит –
Все расскажет нам… (
глагол)

– Так какая тема нашего  урока сегодня? (“Глагол”) Слайд №4.

- Сегодня у нас первый урок по этой теме. Но  с данной  частью речи мы знакомились в 3 -м классе. Вспомните, что вы знаете о глаголе. (Ответы детей)

- Откройте учебник  на стр. 70. Прочитайте, что ещё  вы узнаете  о глаголе.

- Выберите правильные ответы: Слайд №5.

Глаголы называют предмет, признак предмета, действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы Что? Что делает? Кому? Откуда? Что сделал?

- Какие ещё вопросы глаголов вы знаете?

4. Систематизация знаний.

Проблемная ситуация.

А) - Прочитайте слова. Слайд №6.

- Как вы думаете, что они называют? (действия)

- Есть ли  слова, которые не называют действия?

- К какой части речи их можно отнести? (к глаголам)

- Докажите свой выбор. (поставить вопросы)

- Какой можно сделать вывод о значении глаголов?

- Сравним наш вывод, с выводом учебника. (стр.71- 72)

Б) Экран (записан текст без глаголов) Слайд №7.

Вот и …(промчалось) знойное лето.…(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни…(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.

- Прочитайте.

– Можно догадаться, о чем речь? Смогли ли вы точно узнать, о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте слова, обозначающие действия предметов.

Прочитайте полученный текст. Слайд №8.

- Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного).

– Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы? (Сказуемым)

 - Как подчеркнём сказуемое? ( двумя линиями)

Проверка

- Какие слова подчеркнули?

5. Физминутка.

- Как падают листья в тихую погоду?

(Медленно, плавно.)

- А при сильном ветре?

(Кружатся, вертятся, летают в воздухе, сталкиваются друг с другом).

- Представьте, что вы листья. Покажите их действия.

6. Закрепление 

а). Работа с учебником. С. 71 упражнение 1.

– Задание: прочитайте текст, выпишите 4 глагола с вопросом. (добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)

б). – Глагол.  Ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

- Поможет ответить на вопрос пословица. Слайд №9.

Устами младенца глаголит истина.

– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить)

в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 в рубрике “Обрати внимание”.

г). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам. Слайд № 10.

 Разбор у доски. №1)

I в. – №2,3. II в. – №4, 5.

Задание: Записать в 2 столбика

Дополнительно:

С любым словом составить предложение.

Проверка. Слайд №11.

2) общаться: беседовать, спорить, спрашивать, обсуждать, шептаться

3) одевать: обувать, укутывать, одеваться, надевать

4) думать: думать, мыслить, соображать,

5) звучать: мурлыкать, звучать, пищать, греметь

 д). Работа над развитием умения подбирать подходящие по смыслу глаголы.

Слайд №12.

Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

На слайде картинки: рыба, птица, зверь. ( на доске дети подписывают глаголы)

Итог игры: Кто больше?

7. Рефлексия. Слайд №13.

- Что мы знали о глаголе?

- Что узнали нового?

8. Домашнее задание. Слайд №14.

По группам:

стр.72 упр.3

стр.73 упр.4

Слайд №15. Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Глагол. Общее значение".

Презентация – кроссворд «Понятие о глаголе» предназначена для обучающихся начальной школы.Цель. познакомить учащихся с общим грамматическим значением глагола. Использование данной презентац...

Интегрированный урок по русскому языку и православной культуре:"Правописание глаголов возвратного значения в неопределенной форме и 3 лице. Доброе имя мое - в славе Отечества"

Цели урока: упражнять учащихся в правописании глаголов возвратного значения в неопределённой форме и 3 лице, составить алгоритм правописания глаголов с – тся, - ться, упражнять учащихся в выполнении р...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ГЛАГОЛ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ"

УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Урок русского языка во 2 классе. Тема Глагол(понятие). Значение и употребление.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.По учебнику  А.В. Поляковой "Русский язык", 2 класс...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Глагол: общее значение, глагольные вопросы"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 4 класса по программе «Начальная школа XXI века»...

« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола

Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета...

Конспект логопедического занятия по теме: "Глагол: его значение и вопросы, на которые он отвечает"

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.Задачи:Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память, зрительное восприятие; развива...